Общая характеристика учебного предмета
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предмет «Изобразительное искусство» является одним из программных курсов, утвержденных ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Основными направлениями изучения курса являются:

1. Восприятие произведений искусства.

2. Виды художественной деятельности.

3. Азбука искусства. Как говорит искусство?

4. Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

5. Опыт художественно­творческой деятельности.

Восприятие произведений искусства направлено на первоначальное и общее знакомство с ними слабовидящим обучающимся, с приемами и способами отражения в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Кроме того, учащиеся знакомятся с ведущими художественными музеями России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональными музеями.

Направление «Виды художественной деятельности» предполагает изучение и освоение приемов работы в таких видах изобразительного искусства как живопись, графика, архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство.

В основе изучения графики лежит знакомство с материалы для рисунка (карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д), приёмами работы с различными графическими материалами. Учащиеся учатся понимать основную и вспомогательную роль рисунка, осваивают приемы изображения деревьев, птиц, животных, выделять их общие и характерные черты.

Изучение живописи направлено, прежде всего, на использование цвета как основы ее языка, на развитие умения выбора средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.

Учащиеся осваивают материалы скульптуры, элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа; учатся передавать объём как основу языка скульптуры.

Учащиеся знакомятся с истоками декоративно­прикладного искусства, его ролью в жизни человека, непосредственным использованием в быту (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма); с представлениями народа о мужской
и женской красоте, отражённой в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Учатся замечать разнообразие форм в природе как основы декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.); знакомятся с произведениями народных художественных промыслов.

Направление «Азбука искусства. Как говорит искусство?» изучает основы изобразительной грамоты: композицию, цвет, линию, форму, объем, ритм. Младшие школьники знакомятся с основными приемами их использования для создания изображения.

Изучение композиции направлено на усвоение элементарных приёмов расположения предметов на плоскости и в пространстве. Учащиеся знакомятся с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции, пропорции и перспектива; линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживание; композиционный центр (зрительный центр композиции); главное и второстепенное в композиции; симметрия и асимметрия.

Изучение цвета направлено на приобретение первоначальных знаний о его природе. Младшие школьники знакомятся с такими категориями как основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Приобретают первоначальные навыки по смешению цветов, практическому овладению навыками работы с цветом; знакомятся с эмоциональными возможностями цвета, учатся передавать с помощью цвета характер персонажа, его эмоциональное состояние.

Учащиеся знакомятся с понятием «Линия», ее многообразием. (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью) и их характером; учатся понимать значение линии для создания изображения (линия, штрих, пятно, художественный образ); осваивают приемы передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Младшие школьники учатся замечать и наблюдать разнообразие форм предметного мира, осваивают способы их передачи на плоскости и в пространстве, анализировать сходство и контраст форм, изображать простые геометрические формы., понимать принципы трансформации форм. Знакомятся с влиянием формы предмета на представление о его характере.

Учащиеся учатся сравнивать объём в пространстве и объём на плоскости, осваивают способы передачи объёма.

Получают первоначальные представления о ритме., знакомятся с. видами ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.), ритмом линий, пятен, цвета; ролью ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Получают первоначальные навыки передачи движения в композиции с помощью ритма элементов. Знакомятся с ритмом и его ролью в декоративно ­ прикладном искусстве.

Направление «Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?» имеет своей целью наблюдение окружающего мира, природных явлений, различий в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду через непосредственное наблюдение и восприятие, а также через восприятие шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Изучается образ человека в разных культурах мира. У учащихся формируется представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Важным направлением предмета является опыт художественно ­ творческой деятельности, основанный на развитии способности к изобразительной деятельности.

1 класс является пропедевтическим (подготовительным) этапом к освоению изобразительной деятельности по причине:

- возможного непосещения учащимися дошкольного учреждения,

- несформированности графо - моторной координации, трудностей зрительного восприятия,

- повышения нагрузки на зрительный анализатор,

- несформированности предметных и пространственных представлений и.т.д.

Поэтому на данном этапе широко используются следующие приемы работ: выполнение заданий по образцу, по трафарету, шаблону, упражнения на развитие мелкой моторики, развитие графического навыка. Кроме того, широко используются нетрадиционные техники изображения, сокращающие нагрузку на зрительный анализатор, сокращающие время выполнения задания, позволяющие повысить качество работы, развить интерес ребенка к выполняемому заданию.

Изучение орнаментов, как в 1-ом, так и в последующих классах, рекомендуется давать блоками. В основу изучения декоративного рисования и декоративно-прикладной деятельности положены следующие структурные компоненты: повтор – вариативность – импровизация.

В каждом классе учащимся предлагается такой вид деятельности как тематическое рисование, включающее раскрытие заданной темы или иллюстрирование литературных произведений. Планирование разработано таким образом, что предшествующие итоговому творческому заданию уроки направлены на расширение, обогащение и коррекцию предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий, которые, в свою очередь, могут стать основой творческого задания.

Использование приемов активизации изобразительного творчества дает возможность ребенку со зрительной депривацией почувствовать свои силы, поверить в себя. Нарушение зрения зачастую сказывается на несовершенстве владения кистью и красками: работы могут быть блеклыми, не аккуратными, с бедной цветовой гаммой. Поэтому широкое использование разного рода материалов и техник позволяет нивелировать данные проблемы, а также повысить интерес к предлагаемой работе.

Планирование включает ряд заданий, предполагающих коллективное изобразительное творчество, направленное на развитие и коррекцию коммуникативной деятельности.

Необходимым условием успешного овладения изобразительной деятельностью является реализация специальных приемов алгоритмизации при обследовании и изучении предметов, рассматривании репродукций и наглядных пособий, последовательность выполнения изображений, соотнесения предметов и их частей с сенсорными эталонами. Активно используется чувственный опыт слабовидящего за счет развития всех анализаторов и зрительного восприятия.

Особое внимание уделяется наглядности, имеющей, прежде всего, познавательный характер, направленной на уточнение, конкретизацию и систематизацию представлений. Поэтому, необходимо использовать преимущественно натуральные пособия, графическое их изображение, а также учитывать требования, предъявляемые к иллюстративному материалу для слабовидящих.

Таким образом, освоение слабовидящим младшим школьником предмета «Изобразительное искусство» направлено на формирование предметных и пространственных представлений, на развитие познавательной деятельности, компенсаторных механизмов, развитие потенциальных возможностей отображения реального мира, формирования отношения к окружающему, личностного развития.

В 1 классе занятия носят в основном ознакомительный характер. Преимущественно структура каждого урока включает 2 этапа:

1. Формирование предметных представлений.

2. Формирование навыков самостоятельной изобразительной деятельности.

Место учебного предмета в учебном плане

На уроки по изобразительному искусству по учебному плану примерных АООП для обучающихся по варианту 4.2 отводится в 1 классе 33 часа за год (1 ч в неделю).


Дата: 2019-07-30, просмотров: 326.