Массовое интервьюирование и анкетирование.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Среди всех видов фактов, с которыми приходиться иметь дело журналисту, особое место занимает аудиторная информация. Без регулярного получения и осмысления сведений о том, кто и как воспринимает ту или иную ситуацию, тот или иной факт, СМИ теряет всякие шансы на конкурентноспособность своей продукции на рынке. «Изучение аудитории – необходимая и важнейшая сторона профессиональной работы в СМИ. Профессиональной не только в смысле исполнения служебных обязанностей, но и с точки зрения квалифицированного, грамотного подхода к аудитории.»[27].

Массовое анкетирование – это метод получения данных о состоянии общественного сознания общественного мнения, общественной практики по тому или иному поводу с помощью устного опроса многих лиц. Главная трудность для журналиста здесь заключается в формулировке вопросов, которые позволяли бы получить от опрашиваемых не отговорку, а ответ по существу.

Анкетирование – это метод получения тех же самых данных с помощью заочного (письменного) опроса посредством закрытых или открытых вопросников. Закрытые вопросники предполагают выбор ответов на них из предлагаемых в анкете, а открытые дают возможность свободной формулировки ответа на вопрос.

Грамотность составления вопросника – это первейшие условие надёжности полученных в результате сведений. Целесообразной является предварительная консультация с социологом по этому поводу, особенно если предмет изучения сложный и требует от составителя анкеты высокой квалификации.

В последние годы социологи печати все чаще применяют телефонные опросы. Это уместно для исследования аудитории на небольшой территории – в городе, районе, и т. п. «Однако здесь от интервьюера требуется максимум такта и корректности, поскольку его ближайшей задачей становится завоевание доверия и поддержание внимания собеседника».[28]

У опросов и анкетирований очень большие возможности, свобода – в принципе можно получить ответ на любой вопрос (конечно, если вопрос правильно задан). Однако это достаточно субъективный источник информации, поскольку у каждого человека существуют индивидуальные особенности восприятия, избирательность внимания и свойств памяти.

Общение журналистов с «коллегами по цеху»

Как ни странно, но общение коллег журналистов является неиссякаемым источником полезной деловой информации, – в таких беседах представители СМИ не только обмениваются фактологическим материалом, но и имеют возможность сразу его осмыслить, выйти на определённую тему, уточнить концепцию.

Вот как по этому поводу высказался известный журналист Валерий Аграновский: «Не понимаю редакций, в которых царит классическая тишина, где в кабинетах чинный канцелярский порядок, а на стенах висят обязательства выдать столько-то строк в месяц, перегнав соседний отдел. Редакция не контора, как бы мы не иронизировали по этому поводу, редакция – это «живое» место, перекрёсток, где происходит вечное движение ног и мыслей, где набиваются в один кабинет из всех остальных, чтобы поговорить. Где идёт творческое обсуждение номеров, планов и проблем с правом безнаказанно высказываться, где культивируют «мозговые атаки», где с интересом ждут возвращения коллег из командировок и куда с радостью возвращаются. Только в этой атмосфере возможен продуктивный обмен информацией». [29] На мой взгляд, такой процесс получения информации журналистами плодотворно влияет на их творческую деятельность, способствует поддержанию информационного сотрудничества между журналистами, что в свою очередь положительно влияет на качество преподносимой аудитории информации.

Наблюдение и эксперимент.

Источником информации служит и наблюдение, которое при грамотном построении даёт возможность изучить явление, а не отдельные его аспекты. Систематическое наблюдение – это наблюдение, ориентированное на получение данных о развитии той или иной сферы действительности, о поведении того или иного лица с помощью многократных непосредственных и опосредованных контактов в течение сколько-нибудь длительного контакта.

Наблюдение - давно освоенный метод в журналистике. Ворошилов приводит ряд успешных использований такого источника информации как наблюдение. Чтобы максимально результативно провести наблюдение известные журналисты Михаил Кольцов, Лариса Рейснер, Иван Гудимов и другие на время меняли профессию (такое наблюдение называется включённым). Известинец В. Надеин, например, торговал на рынке, чтобы подготовить фельетон «Как я продавал барана»; Алла Трубникова поступила послушницей в монастырь, чтобы описать жизнь обители изнутри, и опубликовала очерк «Путешествие в 18 век».[30]

Анализ творческого опыта журналистов говорит о том, что регистрация наблюдений имеет очень индивидуальный характер. В блокнотах журналистов можно найти записи всякого рода – описательные, эмоциональные, оценочные выражения, меткие словечки, аналогии, истолкования… Эти мелочи как раз и передают настроение, ощущение, придают материалу достоверность, создают «эффект присутствия».

В зависимости от позиции наблюдателя различают открытое и скрытое наблюдение. При открытом наблюдении журналист не скрывает своего присутствия, цели и содержания работы. При скрытом до поры до времени он не сообщает об истинной цели своего расследования и работы.

Интуиция, ёмкое воображение, чёткий отбор чужих восприятий, общий уровень развития самого журналиста, исходная творческая установка – всё это помогает эффективно использовать наблюдение в журналистике. 

Существенная особенность этого источника информации в том, что «визуальные контакты в данном случае дополняются непрерывным накоплением документальных материалов, отражающих те или иные моментов жизни объекта и позволяющих увидеть новые или упорно повторяющиеся его явления»[31].

К эксперименту журналисты прибегают значительно реже, поскольку этот метод требует больших затрат – временных, ресурсных, материальных, организационных и пр.

«Эксперимент – это метод получения сведений об объекте через выявление реакции на экспериментальный фактор, в качестве которого выступает одна или несколько его изменяемых характеристик».[32] Интуитивно журналисты давно нащупали возможность открывать для себя таким образом новое о людях и ситуациях, однако это были отдельные эпизоды в профессиональной практике. А вот во второй половине нашего века эксперимент стал использоваться интенсивно и – с ориентацией на социологические разработки. Первые научные описания эксперимента как метода журналистского познания появились не так давно, причём опять же с учетом социологических рекомендаций.

Заключение.

Сделав общий обзор и общую характеристику основных источников журналистской информации, проанализировав различную литературу, сопоставив различные точки зрения на проблему журналистской информации, я сделала следующие выводы.

Получение сведений (или информации) – это всегда взаимодействие журналиста с объектом. Поэтому, выбирая тот или иной источник информации, журналист должен учитывать:

1. Общие и конкретные цели (о чем будет материал, для чего его пишет журналист – то ли он собирается только проинформировать читателя о фактах и событиях, то ли собирается познакомить с чьим-то мнением, то ли расследует причины сложившейся ситуации и пр.).

2. Доступность источников информации (если журналист не может получить доступ к документам, то ему придётся искать собеседников, которые владели бы нужной информацией. Или наоборот. Если не удаётся взять интервью у таких известных личностей, как Андрей Караулов или Светлана Сорокина, придётся проанализировать библиотечную литературу, поднять подшивки статей, найти опубликованные с ними интервью или публикации связанные с их творчеством или профессиональной деятельностью.).

3. Сроки сбора информации (одно дело, если у журналиста для написания материала несколько дней, и он может наблюдать за внешними действиями объектов своего изучения, встретиться со многими собеседниками лично, изучить документы. И другое дело, когда репортёр готовит заметки в номер в течение нескольких часов. В этом случае он должен ограничиться телефонным разговором со своим источником информации.).

4. Степень надёжности информации (если журналист сомневается в надёжности информации, полученной одним из методов, ему придётся проверять её с помощью других).

Существует огромное количество различных источников информации. Все они имеют ряд преимуществ и недостатков. Для успешного осуществления своих функций в обществе журналисту необходимо знать и уметь использовать все источники информации, что существенным образом обогатит и разнообразит материалы этого журналиста.

 

 Используемая литература.

1. Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. М., 1999.

2. Аграновский В. Кто ищет… М., 1988.

3. Аграновский В. Ради единого слова. М., 1988.

4. Ворошилов В. В. Типология журналистики. СПб., 1998.

5. Ворошилов В. В. Журналистика. СПб., 2000.

6. Воскобойников Я. С., Юрьев В. К. Журналист и информация. М., 1993.

7. Засорина Т., Федосова Н. Профессия журналист. Ростов на Дону. 1999.

8. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.

9. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. М., 2001.

10. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.

11. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М., 2000.

12. Рэндалл Д. Универсальный журналист. СПб., 1998.

13. Телевизионная журналистика. Под ред. Юровского А. Я. М,, 1994.

14. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998.

15. Журналист и информация. Уч. Пособие. Под ред. Корконосенко С. Г. СПб., 1994.

 

     


[1] Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СП б., 2001. С. 130.

 

[2] «Журналист и информация» учебное пособие под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 1994.

 

[3] Рэндалл Д.Универсальный журналист. СПб., 1998.

[4] ворошилов

[5] Большой толковый словарь русского языка, СПб., 2000, С.- 23.

[6] Г. В. Лазутина Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000, С.-155.

[7] Г. В. Лазутина Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000. С.-164.

[8] Там же С.-165.

[9] Там же С.-165.

[10] Т. Засорина. Профессия журналист. Ростов на Дону, 1999., С.-162-163.

[11] Г. В. Лазутина Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000. С.-166.

[12] В. В. Ворошилов. Журналистика. СПб., 2000. С. – 108.

[13] Е. П. Прохоров. Введение в теорию журналистики. М., 2000. С. – 249.

[14] Г.В.Лазутина. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000. С.-166.

[15] Г.В.Лазутина Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000. С.-156.

[16] С. Г.Короконосенко основы журналистики. М., 2001. С- 100.

[17] С. Г. Корконосенко Основы журналистики. М., 2001, С- 104.

[18] В. В. Ворошилов. Типология журналистики. СПб.,1998, С-16.

[19] С.Г. Корконосенко. Основы журналистики. М., 2001.С. –106-107.

[20] В. В. Ворошилов. Типология журналистики. СПб., 1998. С. – 16.

[21] В. Г. Лазутина. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000. С.- 155-156.

[22] Там же. С. – 167-170.

[23] М. Н. Ким. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001. С. – 104 – 118. 

[24] В. Г. Лазутина. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000. С.-169.

[25] В. Аграновский. Ради единого слова. М., 1988.

[26] Т. Засорина. Профессия журналист. Ростов на Дону, 1999., С.- 125.

[27] Журналист и информация. Под ред. С, Г, Корконосенко. СПб., 1994 С.- 55.

[28] Там же. С. – 61.

[29] В. Аграновский. Вторая древнейшая. М., 1999. С.- 103-104.

[30] В. В. Ворошилов. Журналистика. СПБ., 2000. С.- 108.

[31] В. Г. Лазутина. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000. С.-174.

[32] В. Г. Лазутина. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000. С.-175.

 


Дата: 2019-07-30, просмотров: 13.