Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

- обратиться за помощью к учителю при непонимании услышанного или прочитанного, сформулировать запрос о помощи;

- распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;

- словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:

- в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь, получать и уточнять информацию от собеседника;

- в умении отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников;

- в умении выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации проявляется:

- в понимании роли литературного чтения в трансляции культурного наследия;

- в умении делиться своими впечатлениями, наблюдениями, личным опытом.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется:

- в соблюдении правил речевого поведения в учебных ситуациях с учителем и одноклассниками;

- в умении использовать принятые на уроках социальные ритуалы (выразить просьбу, намерение, умение корректно привлечь к себе внимание учителя).

 

Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в ПрАООП как:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;

3) осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;

4) понимание роли чтения, использование разных видов чтения;

5) формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;

6) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

7) формирование потребности в систематическом чтении;

8) выбор с помощью взрослого интересующей литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с выделенными в ПрАООП направлениями изучение предмета «Литературное чтение» в 1 классе включает следующие разделы:

Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи. Понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий.

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух.

Говорение (культура речевого общения). Понимать вопросы, отвечать на них, выслушивать, не перебивая, собеседника. Использование норм речевого этикета. Передача содержания прослушанного. Передача впечатлений из повседневной жизни в рассказе (описание, повествование).

Круг детского чтения. Произведения устного народного творчества. Произведения классиков детской литературы, доступные для восприятия младших школьников с ЗПР.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Прозаическая и стихотворная речь. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, загадки). Сказки.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений). Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: инсценирование, установление последовательности событий; создание собственного текста по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел Примерные темы занятий Примерное содержание занятий

1 четверть

1 Подготовительный этап. Литературоведческая пропедевтика. Аудирование. Говорение.   (15 часов) Ознакомление школьников с доступными по содержанию произведениями.   Слушание небольших сказок, загадок, стихотворений, рассказов. Обучение ответам на вопросы по содержанию услышанного произведения. Устные высказывания на основе прослушанных текстов, сюжетных картинок, мультфильмов, диафильмов, наблюдений во время экскурсий и т. п. Практическое определение в текстах начала, окончания, основного содержания. Обучение заучиванию и декламации стихотворений. Знакомство с особенностями устной речи: правильное произношение, громкость, темп, владение ими при ответах на вопросы. Знакомство с доступными книгами (в чтении учителя, ответы на вопросы, о ком или о чем рассказывается в этих книгах). Передача содержания текста по вопросам. Знакомство с произведениями устного народного творчества и детской литературой.
  Знакомство с учебником. Аудирование. Говорение. (17 часов) Практическое ознакомление с предложением. Слова в предложениях. Знакомство с предложением. Выделение отдельных предложений из рассказа учителя. Выделение слова из предложения. Изменение порядка слов в предложении. Уточнение значений слов. Составление предложений по сюжетным картинкам и их условно-графическая запись. Составление предложений с предлогами. «Чтение» предложений по условно-графической записи. Слушание коротких рассказов учителя, краткие и развернутые ответы на вопросы по содержанию прослушанного текста. Устные высказывания на основе прослушанных текстов, сюжетных картинок, мультфильмов, диафильмов, наблюдений во время экскурсий и т. п. Практическое определение в текстах начала, окончания, основного содержания. Обучение заучиванию и декламации стихотворений.

2 четверть

2 Подготовительный этап. Практическое ознакомление с предложением и словом в предложении. Слоги в словах. Звуки речи.   (8 часов)   Букварный период. Звуки и буквы. Звуковой анализ слова с опорой на схему. (16 часов) Слово и предложение.   Слово и слог.     Гласные и согласные звуки.     Гласные звуки и буквы а, А, о, О, У, ы, и, И.     Согласные звуки и буквы н, Н, с, С, к. Звуковой анализ слова. Выделение отдельных предложений из рассказа учителя. Деление предложений на слова. Определение порядка слов в предложении. Уточнение значений слов. Составление предложений по сюжетным картинкам и их условно-графическая запись. Составление предложений с предлогами. «Чтение» предложений по условно-графической записи. Деление слов на слоги. Подсчет количества слогов в слове. Определение последовательности слогов в слове, ударного слога.   Выделение гласных и согласных звуков в словах. Условно-графическое обозначение гласных и согласных. Определение места звука в слове. Подбор картинок и называние слов с заданным звуком. Различение слов, похожих по звуковому составу с опорой на картинки.   Ознакомление с отдельными звуками. Закрепление знаний о двух основных группах звуков русского языка. Установление последовательности звуков в слове, порядка следования звуков в слове. Соотношение каждого выделенного звука с готовой графической моделью звукового состава слова — схемой. Обозначение звуков в схеме фишками. Обозначение гласных звуков в слове буквами. Выполнение инструкций учителя. Использование форм речевого этикета в учебных ситуациях.   Знакомство с согласными звуками и обозначающими их буквами. Слог. Обучение приемам чтения прямых, обратных и закрытых слогов. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие. Звонкие и глухие согласные. Различение гласных и согласных звуков с опорой на их звучание и артикуляцию. Обозначение звуков в графических моделях слов буквами. Последовательное выделение звуков в слове без схемы звукового состава слова. Выкладывание схемы из фишек, обозначение разными цветами гласных и согласных звуков. Обозначение гласных и согласных звуков буквами. Создание собственных устных высказываний по серии иллюстраций к произведению.
  Повторение и закрепление пройденного за полугодие. (4 часа) Закрепление изученного материала. Практические упражнения в чтении слогов.   Звуковой анализ слов. Соотнесение букв со звуками. Плавное осмысленное правильное чтение слов вслух. Понимание услышанного произведения. Устные высказывания на основе прослушанных текстов, сюжетных картинок. Создание собственных устных высказываний по серии иллюстраций к произведению.

3 четверть

3 Букварный период. Обучение чтению слов. Освоение согласных и гласных звуков и букв к, К, т, Т, л, Л, р, Р, в, В, п, П, м, М, з, З, б, Б, д, Д, я, Я, г, Г, ч, Ч, ь, ш, Ш, ж, Ж, е, Е, п, ё, Ё, й. (36 часов). Звуки и буквы к, К, т, Т, л, Л, р, Р, в, В, п, П, м, М, з, З, б, Б, д, Д, г, Г, ч, Ч, ь, ш, Ш, ж, Ж, е, Е, п, ё, Ё, й. Знакомство с согласными звуками и обозначающими их буквами, Формирование плавного слогового навыка чтения вслух. Устный анализ, составление из букв разрезной азбуки и плавное чтение по слогам слов, включающих открытые и закрытые слоги всех видов без стечения согласных. Согласные звонкие и глухие. Твердые и мягкие согласные. Ударение. Деление слов на слоги. Чтение слов с разделительным ь. Обучение чтению слов, включающих слоги со сте­чением согласных. Чтение слогов с сочетаниями ча, чу, жи, ши. Йотированные гласные. Последовательное выделение звуков из слова на основе проговаривания вслух, без действий с фишками. Плавное осмысленное правильное чтение слов вслух. Понимание услышанного произведения. Знакомство с малыми фольклорными формами (колыбельные, потешки). Устные высказывания на основе прослушанных текстов, сюжетных картинок. Инсценирование событий художественного произведения. Создание собственного высказывания на основе личного опыта.
  Повторение и закрепление пройденного за четверть (4 часа). Закрепление изученного материала. Звуковой анализ слов. Дифференциация звуков, сходных по звучанию и артикуляции. Закрепление знаний об изученных звуках и буквах. Закрепление навыка плавного осмысленного и правильного чтения слов вслух. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного. Определение последовательности событий в прослушанном тексте.

4 четверть

4 Букварный период. Чтение предложений. Буквы х, Х, ю, Ю, ц, Ц, э, Э, щ, Щ, ф, Ф, ъ.   (23 часа)   Звуки и буквы х, Х, ю, Ю, ц, Ц, э, Э, щ, Щ, ф, Ф, ъ.   Выделение звуков на слух из слов различных слоговых структур. Чтение слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом в азбуке. Совершенствование навыков правильного, сознательного и выразительного чтения. Знакомство с произведениями детской литературы. Знакомство с произведениями классиков детской литературы, доступными для восприятия детей. Инсценирование событий художественного произведения. Создание собственного высказывания на основе личного опыта.
  Повторение и закрепление пройденного за год (9 часов). Отработка техники чтения. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших произведений. Работа с текстами азбуки: чтение, анализ содержания, уточнение значения слов, соотнесение прочитанного с иллюстрацией. Создание собственных высказываний по картинкам, на заданную тему, с опорой на личный опыт.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми можно использовать:

 

Горецкий, В.Г. Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /
В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина.

Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. / О. А. Ишимова. М.: Просвещение, 2014.

Костенкова, Ю.А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения: пособие для учителей начальных классов и студентов / Ю.А. Костенкова, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко.

Тригер Р.Д. Литературное чтение. Программа // Программы для специальных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1–4, Подготовительный класс. М.: Парадигма, 2012.

Тригер Р.Д., Владимирова Е. В. Русский язык. Подготовка к обучению грамоте: Методическое пособие. М., 2010.

Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Русский язык. 1 класс. Звуки речи, слова, предложения. М., 2003.

 


Дата: 2019-07-30, просмотров: 382.