СОМАТО - ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ГНОЗИС
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Таблица 8

Тесты ИнструкцияI Анализ симптомов (ошибок)
1 3 4
1. Показ частей своего тела «Покажи свою правую руку, ногу, глаз, ухо». «Покажи глаз-нос, ухо-бровь, глаз - нос -ухо» Исследуется сохран­ность (нарушение) схе­мы тела, понимание правого и левого в про­странственных ощуще­ниях и ориентировке в пространстве, т.е. сома-то-пространственное восприятие. Нарушения в этих пробах могут го­ворить о дисфункции те­менных и теменно-заты-лочных отделов левого и правого полушария
2. Показ правой (и ле­вой) рукой указанных педагогом предметов «Покажи правой рукой стул, левой рукой люс­тру. Возьми левой ру­кой карандаш, правой рукой лист бумаги» То же
3. Разделение бумаги на левую и правую стороны «Раздели линией (ка­рандашом) лист бумаги на 2 части - левую и правую. Отметь правую сторону красным крес­тиком, левую — синим То же
4. Рисование отличаю­щихся фигур на левой и правой сторонах по показу и по речевой инструкции «Рисуй на правой сто­роне круги, а на левой треугольники после того как я тебе: а) покажу круг или тре­угольник; б) скажу «круг» или «треуголь­ник» То же
5. Дорисовывание у предметов (животных) недостающих элемен­тов - справа или слева «Дорисуй: - у собаки левое ухо; - у девочки правую Руку; - у стола левую нож­ку» и т.д. То же
6. Называние пальцев своей руки, руки педа­гога и нарисованной кисти руки. Узнавание пальцев кисти руки «Назови этот палец, теперь - этот» и т.д. «Скажи, как называет ся этот палец у тебя, у меня...» Нарушение называния пальцев может идти в синдроме амнестичёс-кой офазии, а наруше­ние узнавания - в син-' дроме агнозии пораже­ния теменно-затылоч-ных отделов и левого, и правого полушария

ЦВЕТОВОЙ ГНОЗИС

Таблица 9

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
1 2 3 4
1. Классифи­кация предме­тов одинако­вых по форме и величине, но разных по цве­ту Лоскутки или картонные фи­гурки одинако­вой формы,но разного цвета; карандаши 1) Разложи все фигурки в раз­ные стопки, чтобы в каж­дой были фи­гурки одного цвета. 2) Положи сюда все крас­ные, а сюда все синие фи­гурки. 3) Скажи, ка­кого цвета эта фигурка Агнозия на цвета часто сочетается с агнозией на лица и поэтому воз­никает при дисфункции затылочных отделов как левого, так и правого полушария, но преиму­щественно правого. Нарушение называния (а не узнавания) цвета сочетается с поражени­ем затылочных отделов левого полушария

III . ПАМЯТЬ

ОБЩАЯ ПАМЯТЬ

В третьем и четвертом разделах обследуются память и вни­мание. Исследование памяти является важным для представле­ния о состоянии не только познавательных процессов у ребенка,

но и речи, формирование и развитие которой тесно связано так­же и с состоянием мнестических процессов. Здесь исследуются общая и специальные виды памяти (зрительная, слухо-речевая, двигательная), произвольные и непроизвольные процессы запо­минания и воспроизведения.

Исследование памяти является важным для понимания состо­яния психической деятельности ребенка, т.к. она играет суще­ственную роль в развитии мышления, «общего поведения», ре­гуляции деятельности. Исследования показывают, что мышление ребенка раннего возраста во многом определяется памятью. Кро­ме того, память участвует в формировании поведения ребенка, собственной его организации, мотивов поведения. Спиноза писал, что намерение - есть память.

Однако роль памяти в психической деятельности, в частности, в мышлении, меняется с возрастом. В раннем возрасте память как бы замещает мышление, для этого возраста мыслить - значит вспоминать. А у подростков - память играет лишь вспомогательную роль в мышлении, для них, наоборот, писал Л.С. Выготский, -«...вспоминать - это значит мыслить». Важным при исследовании памяти является ее связь с речью и речевая организация памяти. Развитие памяти у детей (и у взрослых) идет по линии ее опосред­ствования другими ВПФ или предметами («узелок на память», ло­гические построения запоминания, образы-представления и др.). Собственно память отличается принципиально от опосредствован­ной памяти, которая является собственно организацией и включе­нием других ВПФ в процесс запоминания - это более высокий этап развития памяти. При исследовании памяти у детей следует изу­чить способность детей к опосредствованному запоминанию (как. зону ближайшего развития).

Таблица 10

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
1 2 3 4
Воспроизведе­ние событий События дня «Расскажи, что ты сегодня делал?» Исследуется процесс воспроизведения (акту­ализация прошлого) и процесс запоминания и воспроизведения.
  Прошлые со­бытия «А что летом (зимой) делал, где был?» Этот вид памяти нару­шается при дисфункции глубинных структур мозга или при снижении корковой активнос­ти

СЛУХО - РЕЧЕВАЯ ПАМЯТЬ

Таблица 11

* «Повтори...» - проба на непосредственное воспроизведение. *" «Еще раз...» - это проба на отсроченное воспроизведение.

 

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
1 2 3 4
1. Повторение отдельных слов. Слова: дом, стол, игла По словесной инструкции: «Повторяй за мной слова: дом,стол, игла. Повтори еще раз те же слова».  
Повторение серий слов Серии слов: стол, звон, лес, шкаф «Повтори: стол, звон. Еще раз».* «Повтори: лес, шкаф. Еще раз»**  
2. Запомина­ние групп слов 1-я группа слов: круг, земля,стол 2-я группа слов: день, со­бака, дерево Запомни и по­втори эти сло­ва. Еще раз повтори. Теперь запом­ни и повтори эти слова. Еще раз по­втори. А те­перь скажи, какие слова были первы­ми, а какие -вторыми Исследуются: 1) Объем запоминания; 2) Прочность запомина­ния; 3) Ретро-и проактивное торможение, которое возникает при пораже­нии средних отделов височной зоны мозга
3. Запомина- ние двух смысловых рядовI 1. Собака лает. 2. Дом горит Запомни и повтори. Скажи первое предложение, а ка кое 2-е? Исследуются ошибки воспроизведения: если не воспроизводятся (или воспроизводятся с трудом) 1-е предложе­ние (или предыдущие слова), а последующие воспроизводятся хоро­шо, то стоит думать о возникновении ретроак­тивного торможения, которое возникает при поражении средних от­делов коры левой ви­сочной зоны мозга
4. Запомина- ние и повторе- ние фраз: а) непосредст- венное; б)отсрочен- ное, после пу- стой паузы; в) после пау- зы, заполнен- ной беседой (гомогенная интерферен- ция) а) «Дети взяли корзинки и по- шли в лес». б) «Сегодня в школу пришел новый учитель по истории». (Пауза) в)«Я сначала сделала уро- ки, помогла маме вымыть посуду, а по- том пошла в кино» а) «Повтори предложение и запомни его». б) «Повтори предложение и запомни». После паузы: «Скажи, какие ты запомнил предложения?» в) «Повтори и запомни предложение». Затем - пауза. Заполненная беседой (наложение на стимульное предложение других пред­ложений - это гомогенная ин­терференция). После беседы (30 сек.): «Повтори предложение, которое ты Нарушение непосредственного запоминания может говорить о дефектах следовой деятельности и о дисфункции глубинных структур мозга. При отсроченном воспроизведении после интерференции – ошибки запоминания связаны с тормозимостью следов последующей информацией, а не с самой следовой деятельностью. Такое нарушение возможно при дисфункции височных отделов коры левого полушария (2-й височной извилины)
    должен был запомнить»  
5. Запомина­ние пар фраз: - непосредст­венное; - отсроченное 1. На ветке елки сидит красивый дя­тел. 2. Высоко в небе сокол ле­тит красивой стрелой Повтори и за­помни 1-е предложение. Еще раз по­втори. | Повтори и за­помни 2-е предложение. Еще раз по­втори. Скажи 1-е предложение. Скажи 2-е предложение. Послушай внимательно все слова. По­втори все сло­ва, которые запомнил При запоминании пред­ложений возможны: а)контаминации; б) замена одного пред­ложения другим; * в)воспроизведение предложений, которые были не в этой пробе, а в предыдущей; г) отказ от работы. Все эти ошибки говорят о слабости следовой деятельности, о влия­нии на них последую­щей информации, при­водящей к невозможно­сти актуализации пре­дыдущих предложений или к контаминациям и т.д. Все это происходит из-за дисфункции височ­ных отделов мозга
6. Кривая па­мяти. Запоми­нание 10 слов 10 слов: дом, стол, кот, ночь, окно, игла, пи­рог, звон, крест, колодец. В за­висимости от возраста мож­но брать для заучивания 5-7 слов. Серия слов повторя­ется 5 раз. За­писываются все слова, по­рядок их вос­произведения и побочные слова (ассоци­ации)   Исследуется процесс, . динамика запоминания и воспроизведения, объем, прочность, точ­ность воспроизведения тенденции к росту или снижению количества ошибок. Разные ошибки говорят о разной топике поражения мозга

Дата: 2019-07-24, просмотров: 404.