Барьеры творческого и критического мышления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Изучение механизмов творческого процесса не может обойти вниманием всевозможные препятствия, неизменно присутствующие в каждом созидательном акте. Суть психологического барьера, мешающего творчеству, – в основанной на самоограничении и преклонении перед авторитетами тенденции использовать известные штампы.

Творческое мышление, как его определяют американские психологи   Г. Линдсей и К. Томпсон27, есть мышление, направленное на открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление направлено на создание новых идей, поэтому человек должен научиться предоставлять своим мыслям полную свободу и не пытаться направлять их по определенному руслу. По их мнению, развитию творческого мышления препятствуют пять барьеров:

1) конформизм – основной барьер.

Развивается уже в детском возрасте: если первые детские фантазии не находят поддержки у взрослых, развивается боязнь показаться смешным или глупым. По этой причине ребенок (а позже и взрослый) опасается высказывать необычные, творческие идеи.

Мы часто думаем, что творчество – это врожденная способность, которой либо дается от рождения, либо нет. С годами мы теряем творческие способности под давлением системы – учителей, родителей или работодателей. С малых лет нас учат, что конформизм является положительным качеством. Поэтому ко времени окончания школы большинство из нас уже запрограммированы на следование правилам и не задают лишних вопросов, дабы не прослыть надоедливыми.

Обратной чертой конформизма является склонность к риску или осознаваемое право на ошибку. С детства нас предостерегают от рискованных поступков: родители, воспитатели, учителя. Креативная же личность всегда привносит в свою деятельность определенный риск, зная, что рано или поздно он обязательно окупится. Принимайте смелые решения. Если зайдете слишком далеко, будет легче повернуть назад, чем согласиться продвигать стандартную идею. Как говорил Оскар Уайльд, не сопряженную с опасностями идею едва ли можно назвать идеей вообще.

2) внутренняя и внешняя цензура.

Если люди боятся собственных идей, они склонны к пассивному реагированию на окружающее и даже не пытаются творчески решать возникающие проблемы. Вспомните, как часто вы отказываетесь от чего-либо лишь потому, что не имеете соответствующего опыта (или прошлые попытки увенчались неудачей);

3) ригидность – недостаточная подвижность, переключаемость, приспособляемость мышления по отношению к меняющимся требованиям среды. Указанные авторы утверждают, что типичные учебные методы помогают закрепить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют учить постановке и решению новых проблем, улучшать уже существующие решения.

Креатив – это продуктивная деятельность (то есть имеет цель и направлена на результат). Репродуктивная деятельность – механическое повторение известного. Так вот «разница между креативной (продуктивной) и репродуктивной деятельностью – это разница между решением задачи без алгоритма и решением проблемы на определенное правило20;

4) существенным препятствием оказывается и желание найти ответ немедленно. Чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию непродуманных, неадекватных решений, что и становится тормозом в развитии творческого начала;

5) отсутствие критичности мышления, неспособность объективно оценивать плоды своего творчества.

А.В. Антонов выделяет следующие виды психологических барьеров:

1) барьер оценки объекта изобретения как не отвечающего общественным потребностям;

2) барьеры неверия в собственные силы (гиперсложность, боязнь авторитетов);

3) «функционально-мыслительные» барьеры (стереотипность мышления);

4) семантические барьеры22.

Как практикующий рекламист, добавлю, что существенно снижает работоспособность креатора такой фактор, как недостаточная мотивация. Это может быть скудная сумма гонорара, жесткий диктат заказчика относительно желаемого продукта. К сожалению, случаи, подобные тому, когда заказчик газетного модуля 50х100 мм. требует кроме «потрясной идеи» максимально крупного изображения любимого логотипа, пары-тройки значков партнеров плюс упомянуть обо всех 30 предлагаемых им товаров, – и сегодня происходят очень часто. И в таких ситуациях зачастую страдают дизайнеры и креаторы, пытающиеся угодить всем пожеланиям клиента. Хотя, с точки зрения «профессиональной чести» рекламиста, с диктаторами нужно проводить разъяснительную работу, выясняя цели его рекламы и объясняя композиционные законы жанра.

Совершенно избежать психологических барьеров в процессе поиска идей, пожалуй, никому не удастся. Но с ними вполне возможно бороться. Знание собственных творческих преград уже вооружает на борьбу за свободу мысли. Одна из главных сложностей профессии креатора состоит в том, что бороться с перечисленными выше барьерами приходится самостоятельно. Более того, неспособность творческого сотрудника (независимо от типа препятствия) своевременно выдавать креативный продукт – относится на счет субъекта и даже воспринимается как непрофессионализм.

Исходя из перечисленных систем барьеров творческого мышления, общие требования запрограммированного творческого начала к отдельной личности:

1) выделение необходимых и достаточных условий для решения проблемы;

2) развитие способности отбрасывать прошлый опыт, полученный при решении подобных проблем;

3) способность видеть многофункциональность вещи;

4) способность соединять противоположные идеи из различных областей знания для решения проблемы – управлять ассоциациями;

5) способность осознавать полярные идеи в данной области и освобождаться от их влияния при решении конкретной проблемы.

 

Критика творческих разработок обязана быть объективной. Критика тоже своего рода «творческая» способность. Здесь особенно важно суметь увидеть достоинства идеи и правильно формулировать замечания по недостаткам. К основным барьерам объективной критики творческих работ относятся следующие:

1) предвзятость – склонность отдавать предпочтениям фактам, подтверждающим имеющиеся убеждения, и избегать информации, доставляющей психологически дискомфортное сомнение в собственной правоте;

2) отсутствие мотивации – нежелание искать и найти истину;

3) излишнее внимание к правилам – приводит к шаблонным убеждениям и идеям, что ограничивает способности к креативному мышлению участников генерирования идей;

4) акцентирование недостатков идей, невнимание к их достоинствам;

5) переоценка принципа логики, соединенная с нетерпимостью к проявлениям субъективизма при рассмотрении идей;

6) авторитарный менеджмент, когда не происходит обмена мнениями в команде;

7) склонность полагаться на внешние ресурсы, например, на экспертов, а не коллег;

8) излишне выраженный конформизм либо конкуренция в команде сотрудников;

9) акцент на действия в ущерб мыслительному процессу;

10) негативный настрой: так, критик, агрессивно нападая на чужую идею, может испытывать приятное чувство эмоционального удовлетворения и превосходства;

11) «опасения эксперта» – склонность к гиперболизации возможных причин провала идеи вместо выявления предпосылок ее успеха.

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 372.