Другие правила, регламентирующие безопасность движения поездов и маневровой работы

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Инструкция по движению поездов и маневровой работе Российской Федерации устанавливает:

правила приема, отправления и пропуска поездов при различных устройствах сигнализации, централизации и блокировки (далее – СЦБ) на станциях и средствах сигнализации и связи при движении поездов, как в нормальных условиях, так и в случаях их неисправности;

правила приема и отправления поездов в условиях производства ремонтно-строительных работ на путях и сооружениях;

правила производства маневров на станциях;

правила выдачи предупреждений на поезда;

Другие правила, регламентирующие безопасность движения поездов и маневровой работы.

Все распоряжения по движению поездов и маневровой работе должны даваться кратко и четко.

Все операции по приему, отправлению и пропуску поездов, а также при производстве маневровой работы, должны производиться с точным выполнением требований Правил, настоящей Инструкции.

Управление устройствами СЦБ, открытие и закрытие светофоров производится:

на станции – дежурным по станции (далее – ДСП станции) или по его распоряжению оператором при ДСП станции, дежурным или оператором станционного поста централизации, дежурным стрелочного поста;

на путевом посту – ДСП станции, выполняющим обязанности дежурного по посту (далее — ДСП поста);

при диспетчерской централизации – диспетчером поездным (далее – ДНЦ).

В отдельных случаях, предусмотренных Правилами, светофоры могут переводиться на автодействие или на управление ДСП соседних станций.

 

Рис.1. Разрешения на занятие перегона ДУ 54 и ДУ52.

 

При отправлении поезда со станции при запрещающем показании выходного светофора или с путей, не имеющих выходного светофора – разрешение на занятие перегона (если оно не передается по радиосвязи) вручается машинисту ведущего локомотива ДСП станции лично или через одного из станционных работников, связанных с движением поездов, что указывается в ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на путях необщего пользования. Машинист ведущего локомотива обязан убедиться, соответствует ли выданное разрешение номеру поезда и перегону (рис.1).

Приказ о приеме или отправлении поезда при запрещающем показании светофора – передается ДСП станции или (ДНЦ) машинисту по радиосвязи. Машинист обязан полностью повторить текст приказа, а ДСП станции или (ДНЦ) – подтвердить правильность его восприятия словами: «Верно, выполняйте» и указать время передачи приказа машинисту поезда (часы, минуты).

В любых случаях приема или отправления поезда при запрещающем показании светофора машинист поезда при подходе к переезду должен следовать с особой бдительностью со скоростью не более 20 км/ч на путях общего пользования, а на путях необщего пользования – не более 15 км/ч, с готовностью остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

 

I. Общие положения

 

Движение поездов на однопутных перегонах, оборудованных АБ для двустороннего движения, осуществляется в обоих направлениях.

На двухпутных перегонах, как с односторонней, так и с двусторонней АБ по каждому пути – движение четных поездов осуществляется по одному а нечетных по другому главному пути, каждый из которых является правильным для поездов данного направления (рис.2).

Рис.2.

III. Производство маневров

Приготовление маневровых маршрутов и перевод стрелок при маневрах может осуществляться:

ДНЦ с центрального аппарата  – с передачей соответствующим работникам указаний о готовности маршрута для маневровых передвижений по радиосвязи или диспетчерской связи по телефонам, устанавливаемым в горловинах станций;

уполномоченным работником владельца инфраструктуры или владельца путей необщего пользования – на которого возложено выполнение операций по приему и отправлению поездов при передаче станции на резервное управление.

Допускается передача отдельных стрелок  – на местное управление, при котором перевод стрелок осуществляется составителем поездов или другим работником станции в соответствии с ТРА станции или инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на путях необщего пользования.

При передвижениях по станционным путям общего и необщего пользования, одиночных локомотивов, ССПС – перевод стрелок, переданных на местное управление, может производиться одним из работников локомотивной бригады (водителем дрезины).

Работник, переводящий стрелки, после каждого перевода стрелки  – должен убедиться в правильности положения остряков по индикации на пульте местного управления или по положению остряков стрелки.

Запрещается переводить стрелку с пульта местного управления или ключом местного управления  – до освобождения стрелочного изолированного участка, а там, где не включена в зависимость изоляция стрелки, до освобождения стрелки от подвижного состава.

По окончании маневров стрелочные и маневровые рукоятки, а также ключ местного управления  – устанавливаются в нормальное положение, руководитель маневров докладывает об окончании работы ДНЦ, а последний посылает соответствующую управляющую команду на станцию.

Пульты местного управления  – должны быть постоянно заперты.

 

Диспетчерской централизации

Если при правильно установленном маршруте и свободном (по показаниям индикации аппаратов управления) пути приема входной светофор не открывается – поезд вводится на станцию при его запрещающем показании по регистрируемому приказу ДНЦ, передаваемому машинисту поезда:

«Разрешаю ввести поезд № … на станцию … на … путь при запрещающем показании входного светофора. ДНЦ …».

При следовании на станцию по приказу ДНЦ машинист должен вести поезд:

на путях общего пользования  – со скоростью не более 20 км/ч;

на  путях необщего пользования – со скоростью не более 15 км/ч с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения.

Если станция находится на резервном управлении, прием поезда при неисправном входном светофоре производится – по регистрируемому приказу ДНЦ (при диспетчерской централизации).

При неисправности выходного светофора  – отправление поезда производится только при свободном от встречных поездов перегоне и при установленном для отправляемого поезда направлении движения по регистрируемому приказу ДНЦ, передаваемому машинисту поезда:

«Разрешаю поезду № … отправиться со станции … с … пути при запрещающем показании выходного светофора. ДНЦ …».

При наличии такого приказа машинист имеет право отправиться с станции и вести поезд на путях общего пользования со скоростью не более 20 км/ч, а на путях необщего пользования – не более 15 км/ч, с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения, до первого проходного светофора, а далее по сигналам автоблокировки.

На двухпутных и многопутных перегонах с односторонней АБ, оборудованной временными устройствами, позволяющими в неправильном направлении (по неправильному пути) обеспечивать движение поездов по сигналам локомотивных светофоров, в случае если выходной светофор на неправильный путь  не открывается или отсутствует – отправление поезда производится после прекращения действия автоблокировки.

До получения соответствующего уведомления с вспомогательного поста, имеющего примыкание, запрещается отправлять поезд на перегон также и в тех случаях, когда до перерыва связи было согласовано отправление с примыкания поезда с возвращением его на примыкание.

ПРИЕМ И ОТПРАВЛЕНИЕ ПОЕЗДОВ

 

Порядок использования технических средств станции устанавливается – ТРА станции или инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на путях необщего пользования, которыми регламентируется безопасный и беспрепятственный прием, отправление и проследование поездов по станции, безопасность внутристанционной маневровой работы и соблюдение требований охраны труда.

Порядок, установленный ТРА на путях общего и необщего пользования – является обязательным для работников всех подразделений владельца инфраструктуры или владельца путей необщего пользования.

Останавливать грузовые поезда на пути, расположенном между пассажирским зданием и путем, где стоит пассажирский поезд – не допускается. В исключительных случаях при стоянке грузового поезда на пути между пассажирским зданием и пассажирским поездом грузовой поезд должен быть расцеплен и для пассажиров сделан проход (если нет переходного моста или тоннеля). При этом на станциях, где нет составительских бригад, владельцем инфраструктуры или владельцем путей необщего пользования устанавливается порядок осуществления этих операций с указанием перечня работников, которые могут привлекаться для их выполнения.

Если необходимо пропустить поезд, маневровый состав или локомотив по путям, расположенным между стоящим пассажирским поездом и пассажирским зданием, ДСП станции и дежурный по вокзалу обязаны принять меры, обеспечивающие безопасность посадки и высадки пассажиров.

Порядок пропуска поездов и маневровых составов по путям, расположенным между пассажирским зданием и путем, где стоит пассажирский поезд – указан в ТРА станции.

I. Прием поездов

Прием поездов на станцию должен производиться – на свободные пути, предназначенные для этого ТРА станции или инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на путях необщего пользования, и только при разрешающем показании входного светофора, а пассажирских поездов (мотор-вагонных поездов), кроме того, на пути, оборудованные путевыми устройствами АЛСН. Порядок, обеспечивающий безопасность движения пассажирских поездов (мотор-вагонных поездов) при приеме на пути, не оборудованные этими устройствами, устанавливается владельцем инфраструктуры или владельцем путей необщего пользования.

Если на станцию прибывает поезд, не устанавливающийся в границах полезной длины пути приема – ДСП станции по радиосвязи передает машинисту разрешение на безостановочное проследование выходного (маршрутного) светофора пути приема по лунно-белому огню этого светофора при погашенном красном огне.

При отсутствии устного разрешения на безостановочное проследование выходного светофора – машинист при наличии лунно-белого огня на выходном (маршрутном) светофоре обязан остановиться, не проезжая выходного (маршрутного) светофора пути приема.

При необходимости осаживания такого поезда за сигнал, для его отправления по разрешающему показанию выходного светофора – осаживание производится по переданному машинисту по радиосвязи указанию ДСП станции после предварительной подготовки им маршрута для осаживания.

Поезда с опасными грузами класса 1 (ВМ) и негабаритными грузами должны  приниматься – на пути, указанные в ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на путях необщего пользования.

Меры безопасности, подлежащие соблюдению при приеме и отправлении поездов с негабаритными и опасными грузами класса 1 (ВМ), устанавливаются –  Правилами перевозок опасных грузов.

II. Отправление поездов

При отправлении поезда с путей при запрещающем показании выходного светофора, а также с путей, не имеющих выходных светофоров – машинисту поезда запрещается при наличии письменного разрешения на занятие перегона, приводить поезд в движение без указания ДСП станции, переданного по радиосвязи, или сигнала отправления, поданного ДСП станции либо по его указанию ДСП поста, дежурным по парку, оператором поста централизации или главным кондуктором (составителем поездов).

Порядок подачи сигнала отправления указывается – в ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на путях необщего пользования.

После выдачи машинисту письменного разрешения ДСП станции (работник станции) должен передать ему по радиосвязи указание об отправлении (подать сигнал отправления).

После открытия пригласительного сигнала на выходном светофоре или передачи регистрируемого приказа по радиосвязи – не требуется давать ДСП станции дополнительное указание или сигнал отправления машинисту.

При отправлении поезда по Путевой записке ДУ-50 или разрешениям на бланках формы ДУ-64, ДУ-56 – ДСП станции может открывать выходной светофор на разрешающее показание для замыкания маршрута отправления. В этом случае перед открытием выходного светофора ДСП станции должен по радиосвязи или другим способом убедиться в наличии у машиниста письменного разрешения на право занятия перегона.

Во всех случаях перед отправлением поезда с пути, на котором остаются вагоны, между составом поезда и этими вагонами должен быть сделан разрыв  – расстоянием не менее 10 м.

РАБОТА ДИСПЕТЧЕРА ПОЕЗДНОГО

Движением поездов на участке должен руководить только один работник – ДНЦ, отвечающий за выполнение графика движения поездов по обслуживаемому им участку.

Приказы ДНЦ подлежат – безоговорочному выполнению работниками, непосредственно связанными с движением поездов на данном участке.

Отправление поезда по неправильному пути на двухпутных перегонах, оборудованных двусторонней блокировкой, а также устройствами, обеспечивающими движение поездов по неправильному пути по сигналам локомотивных светофоров, осуществляется – по устному указанию ДНЦ и после переключения блокировки на соответствующее направление движения.

Перечень перегонов с наличием переездов, оборудованных автоматическими устройствами только для поездов, следующих по правильному пути, а также перегонов, где имеются улавливающие тупики, с указанием необходимых мер по обеспечению безопасности движения при отправлении на таких перегонах поездов по неправильному пути, устанавливается – владельцами инфраструктуры путей общего и необщего пользования. При этом должен быть предусмотрен порядок заблаговременного извещения дежурных по железнодорожным переездам о каждом отправленном поезде. С приказом должны быть ознакомлены машинисты поездов и другие причастные работники.

Машинисты поездов, отправляемых в порядке регулировки по неправильному пути, а также в случаях возвращения поездов на станцию отправления по неправильному пути, обязаны обеспечить проследование оборудованных односторонними автоматическими устройствами переездов:

обслуживаемых дежурным работником – со скоростью не более 40 км/ч;

не обслуживаемых дежурным работником – со скоростью не более 25 км/ч;

на путях необщего пользования – со скоростью не более 15 км/ч.

После проследования железнодорожного переезда головой поезда – машинист имеет право повысить скорость движения, вплоть до установленной для данного перегона.

В случае необходимости отправления с станции поезда с остановкой на перегоне, не предусмотренной графиком движения (для посадки и высадки людей, погрузки и выгрузки грузов), с последующим прибытием на соседнюю станцию или с возвращением на станцию отправления ДНЦ в соответствии с поездной обстановкой дает разрешение ДСП станций, ограничивающих перегон, на отправление поезда, указывая время отправления поезда и продолжительность занятия им перегона (пути перегона).

Машинистам поездов, а также работникам, руководящим посадкой и высадкой людей, погрузкой и выгрузкой грузов, при отправлении таких поездов – выдаются соответствующие предупреждения. После остановки на перегоне машинисты этих поездов возобновляют движение по сигналам указанных работников.

ДНЦ или по его указанию ДСП станций при отправлении на перегон последующих попутных поездов обязаны уведомлять машинистов этих поездов посредством радиосвязи о месте неграфиковой остановки поезда с указанием километра и пикета.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 11

Требования к работникам при производстве маневров

Руководитель маневров обязан:

точно и своевременно выполнять задания на маневровую работу;

обеспечивать правильную расстановку и согласованность действий всех работников, участвующих в производстве маневров, на основе ознакомления их с планом и способами выполнения предстоящей маневровой работы;

формировать поезда в точном соответствии с требованиями Правил и настоящей Инструкции;

При движении по станционным путям вагонами вперед находиться – как правило, на первой по движению специальной подножке (переходной площадке, тамбуре), а при невозможности – идти по междупутью или обочине пути впереди осаживаемых вагонов, следить за показаниями маневровых светофоров, подаваемыми сигналами, положением стрелок по маршруту, отсутствием препятствий и людей на пути;

При производстве маневров работникам составительских и кондукторских бригад запрещается находиться на специальной подножке вагона в негабаритных и опасных местах, перечень которых устанавливается владельцем инфраструктуры или владельцем путей необщего пользования.

Руководитель маневров должен так организовать работу, чтобы не допустить выхода подвижного состава за предельные столбики (изолирующие стыки или светофоры) противоположного конца путей.

Порядок согласования действий руководителя маневров с работниками противоположного конца парка (путей), обеспечивающий выполнение указанного требования, устанавливается в ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на путях необщего пользования.

ДСП станции, маневровый диспетчер или дежурный по горке при необходимости производства маневров с вагонами, занятыми людьми или загруженными опасными грузами класса 1 (ВМ), а также опасными грузами других классов, имеющими в перевозочных документах штемпели «Не спускать с горки» и «Спускать с горки осторожно», обязан поставить об этом в известность составителя поездов, а последний – своего помощника и машиниста маневрового локомотива.

При производстве маневров в местах работы ремонтных бригад (путевых, СЦБ), с пересечением переездов, около пассажирских платформ, на путях грузовых складов, грузовых районов, складов топлива, вагонных и локомотивных депо, на территории заводов, мастерских и т.п. составительские и локомотивные бригады должны проявлять особую бдительность, своевременно подавать звуковые сигналы при приближении состава к находящимся около пути или на платформах людям, а также предупреждать о движении состава людей, работающих на погрузке, выгрузке, ремонте пути, вагонов и других операциях.

Локомотивная бригада при производстве маневров обязана:

точно и своевременно выполнять задания на маневровую работу;

внимательно следить за подаваемыми сигналами, точно и своевременно выполнять сигналы и указания о передвижениях;

внимательно следить за людьми – находящимися на путях, положением стрелок и расположением подвижного состава;

I . Закрепление вагонов

Подвижной состав на станционных путях, а также на путях необщего пользования должен устанавливаться в пределах полезной длины пути, которая ограничена:

при наличии светофоров и электрической изоляции пути – с одной стороны выходным (маршрутным, маневровым) светофором, с другой – изолирующим стыком путевого участка рельсовой цепи (рис.26);

Рис.26.

 

при наличии светофоров и отсутствии электрической изоляции пути – с одной стороны светофором, с другой - предельным столбиком (рис.27);

 

Рис.27.

 

при отсутствии светофоров и электрической изоляции пути – предельными столбиками с обеих сторон (рис.28).

Рис.28.

 

Стоящие на станционных путях без локомотива составы поездов, вагоны и специальный подвижной состав должны быть – надежно закреплены от ухода тормозными башмаками, стационарными устройствами для закрепления вагонов, ручными тормозами или иными средствами закрепления (рис.29).

 

Рис.29. Закрепление подвижного состава.

Порядок закрепления вагонов и составов, в зависимости от местных условий, указывается  –  ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на путях необщего пользования, где должно быть установлено, как должны закрепляться на каждом пути вагоны и составы поездов, кто должен выполнять эти операции, а также изымать средства закрепления из-под вагонов или отпускать ручные тормоза и кому докладывать о выполнении указанных операций.

Составы поездов, группы или отдельные вагоны, оставляемые на станционных путях, во всех случаях должны – закрепляться тормозными башмаками или другими установленными средствами закрепления до отцепки локомотива по нормам, предусмотренным в ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на путях необщего пользования. На путях с уклонами, не превышающими 0,0025, разрешается при смене локомотивов пассажирских поездов использовать для закрепления состава автоматические тормоза поезда в течение не более 15 минут. В случае невозможности смены локомотивов в течение указанного времени состав должен быть закреплен тормозными башмаками по установленной норме.

Машинистам поездов, прибывающих на станцию, запрещается – отцеплять локомотив от состава, не получив сообщения о его закреплении. Такое сообщение передается машинисту в порядке, устанавливаемом в ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на путях необщего пользования. Перед отцепкой локомотива от поезда машинист во всех случаях обязан затормозить состав автоматическими тормозами.

Вагоны, прибывшие на станцию для длительной (более 24 часов) стоянки, должны быть поставлены на пути с уклоном, не превышающим 0,0025, изолированные от маршрутов следования поездов. Закрепление таких вагонов должно производиться с накатом вагонных колес на тормозные башмаки. Правильность и надежность закрепления должны быть проверены начальником станции, его заместителем или ДСП станции.

При временном оставлении грузовых поездов на промежуточных станциях без локомотива или с локомотивом без локомотивной бригады их закрепление осуществляется по нормам, предусмотренным в ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на путях необщего пользования для соответствующего пути с накатом вагонных колес на тормозные башмаки. Правильность и надежность закрепления составов таких поездов должны проверяться начальником станции или его заместителем, которые по указанию ДНЦ заблаговременно вызываются на станцию и докладывают ему о произведенной проверке правильности закрепления. При невозможности вызова указанных руководителей правильность и надежность закрепления проверяются лично ДСП станции, который и докладывает об этом ДНЦ.

Не допускается оставление без локомотива составов поездов на станциях или отдельных станционных путях с уклоном, превышающим 0,0025 – не оборудованных устройствами, предотвращающими уход вагонов на маршруты приема и отправления поездов и прилегающий перегон.

Маневры на станционных путях, расположенных на уклонах, где создается опасность ухода подвижного состава на перегон и маршруты следования поездов – производятся с постановкой локомотива со стороны спуска с включением и опробованием автотормозов вагонов (рис.30).

Рис.30.

 

При невозможности постановки локомотива со стороны спуска маневры на таких путях должны производиться путем осаживания, а автотормоза вагонов должны быть включены и опробованы. Порядок производства маневров, обеспечивающий безопасность движения поездов на станциях, имеющих такие пути, устанавливается в настоящей Инструкции и указывается в ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на путях необщего пользования.

При производстве маневров на путях, расположенных на уклонах, во всех случаях должны соблюдаться меры предосторожности (постановка стрелок в изолирующее положение, укладка башмаков под отдельные отцепы и другие меры), исключающие возможность столкновений отцепленных вагонов с маневровым составом, а также ухода вагонов на маршруты следования поездов или в другие маневровые районы.

Перечень маневровых районов и путей, расположенных на уклонах, где при маневрах создается опасность ухода подвижного состава, а также дополнительные меры по обеспечению безопасности движения поездов, которые должны соблюдаться в этих районах при маневрах, указываются в ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на путях необщего пользования.

В тех случаях, когда состав поезда, оставляемый на промежуточной станции без локомотива, расцепляется и разъединяется для обеспечения прохода пассажиров, каждая часть этого состава должна закрепляться – тормозными башмаками в соответствии с той нормой, которая соответствует фактическому профилю того отрезка пути, где будет стоять расцепленная часть состава.

При выполнении операций по закреплению подвижного состава на станционных путях должны соблюдаться следующие основные положения, обеспечивающие взаимный контроль работников:

при закреплении составов поездов:

а) на главных и приемоотправочных путях – руководит и контролирует закрепление ДСП станции,

в отдельных маневровых районах – маневровый диспетчер;

б) ДСП станции может разрешить отцепку локомотива – только после убеждения в правильности закрепления состава по докладу исполнителя этой операции или лично;

в) машинисту поездного локомотива запрещается – отцеплять локомотив от состава без разрешения ДСП станции, переданного по радиосвязи, парковой связи, через работника станции, производящего закрепление, или лично;

г) изъятие тормозных башмаков из-под состава разрешается – только по указанию ДСП станции, переданному исполнителю этой операции по радиосвязи, парковой связи, через другого работника станции или лично;

д) ДСП станции может дать указание об изъятии тормозных башмаков – только после убеждения в фактической прицепке локомотива к составу по докладу машиниста по радиосвязи или через работника станции.

при маневровой работе:

а) при производстве маневров ответственным за закрепление подвижного состава является – руководитель маневров;

б) руководитель маневров во всех случаях перед отцепкой локомотива (одиночного или с вагонами) обязан – сообщить машинисту о закреплении оставляемых на пути вагонов с указанием их количества, а также количества тормозных башмаков и с какой стороны они уложены. Такое же сообщение при производстве маневров на приемоотправочных путях руководитель маневров обязан передать ДСП станции, в отдельных маневровых районах – маневровому диспетчеру при запросе разрешения на выезд с пути, на котором остаются вагоны (или другой подвижной состав), а машинист локомотива – продублировать это сообщение ДСП станции (маневровому диспетчеру) по радиосвязи;

в) ДСП станции (маневровый диспетчер) убеждается – в соответствии переданного машинистом и руководителем маневров сообщений нормам закрепления вагонов, установленным в ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на путях необщего пользования для конкретного пути, и дает разрешение на выезд локомотива (маневрового состава) с пути(из данного маневрового района).

Порядок ведения номерного учета тормозных башмаков устанавливается – владельцем инфраструктуры или владельцем путей необщего пользования.

Подробный регламент выполнения операций по закреплению подвижного состава, с указанием конкретных работников, выполняющих и докладывающих о них, прилагается к ТРА станции или указывается в инструкции о порядке обслуживания и организации движения на путях необщего пользования.

V . Скорости при маневрах

Маневры производятся со скоростью не более:

60 км/ч – при следовании по свободным путям одиночных локомотивов и локомотивов с вагонами, прицепленными сзади, с включенными и опробованными автотормозами;

40 км/ч – при движении локомотива с вагонами, прицепленными сзади, а также при следовании одиночного ССПС по свободным путям;

25 км/ч – при движении вагонами вперед по свободным путям, а также восстановительных и пожарных поездов;

15 км/ч – при движении с вагонами, занятыми людьми, проводниками и командами, сопровождающими грузы, а также с негабаритными грузами боковой и нижней негабаритности  4-й, 5-й и 6-й степеней;

5 км/чпри подходе отцепа вагонов к другому отцепу при маневрах толчками и в подгорочном парке;

3 км/ч – при подходе локомотива (с вагонами или без них) к вагонам, у фронтов погрузки-выгрузки, на путях необщего пользования при проследовании вагонами вперед негабаритных мест и опасных зон и при постановке вагонов на опрокидыватель.

Скорость передвижения подвижного состава по вагонным весам, в зависимости от конструкции весов, устанавливается – ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на путях необщего пользования.

Движение маневровых составов и одиночных локомотивов со скоростями 60, 40 и 25 км/ч может производиться только в тех случаях – когда машинист предупрежден о свободности пути.

Если машинист не извещен о свободности пути, то он должен следовать – с особой бдительностью и скоростью, которая обеспечила бы своевременную остановку при появлении препятствия для дальнейшего движения.

На наружный рельс кривой.

Запрещается пользоваться неисправными тормозными башмаками (лопнувшая головка, покоробленная и изогнутая подошва и другое).

Тормозные башмаки должны быть – окрашены в цвет, при котором они более заметны, иметь установленное клеймо и храниться на специальных площадках, стеллажах и тумбочках на междупутьях.

II . Формирование поездов

 

Опасные грузы класса 1 (ВМ) перевозятся в грузовых поездах – одиночными вагонами, группами вагонов с постановкой во всех случаях соответствующего прикрытия, сформированных в пределах норм по весу и длине, предусмотренных графиком движения поездов, а также маршрутами, не превышающими вместимость приемоотправочных путей на участках их следования.

Запрещается ставить вагоны с ВМ в поезда:

пассажирские и почтово-багажные – кроме перевозок табельного оружия и боеприпасов к нему, воинских караулов и команд Министерства обороны Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации, других государственных военизированных организаций и нарядов военизированной охраны железнодорожного транспорта;

людские, а также имеющие в составе – кроме воинских эшелонов;

отдельные вагоны с людьми – кроме вагонов, занятых личным составом эшелона;

соединенные;

с негабаритными грузами – верхней третьей, нижней третьей и больших степеней, боковой четвертой и больших степеней негабаритности;

превышающие длину – установленную графиком движения поездов.

Кроме того, запрещается ставить вагоны с ВМ:

со сжатыми и сжиженными газами (класс 2);

легковоспламеняющимися жидкостями (класс 3);

легковоспламеняющимися твердыми веществами, самовозгорающимися веществами и веществами – выделяющими воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой, а также влагой воздуха (класс 4);

окисляющимися веществами и органическими пероксидами (класс 5);

ядовитыми веществами (подкласс 6.1).

 

III . В пути следования

 

8. После проследования поездом станции помощник машиниста обязан – доложить машинисту об установленной скорости движения по перегону, а также о наличии постоянных и временно действующих ограничениях скорости.

9. В пути следования помощник машиниста обязан – докладывать машинисту о сигналах, подаваемых светофорами (кроме проходных светофоров при АБ, сигнализирующих зеленым огнем), показаниях локомотивного светофора (при отсутствии видимости напольного светофора), а также об изменениях показаний локомотивного светофора, сигналах остановки, подаваемых с пути и поезда, сигналах ограждения мест производства работ.

IV . При маневровой работе

22. После прибытия поезда на станцию отцепка локомотива производится – по команде ДСП станции или ДНЦ. Перед началом маневров ДСП станции или ДНЦ обязаны довести до локомотивной бригады план маневровой работы.

При разрешающем показании маневрового светофора и переходе с поездной на маневровую работу помощник машиниста обязан доложить машинисту:

«Переходим на маневровые передвижения, скоростемерная лента протянута, КЛУБ (или другой прибор безопасности) переведен на маневровый режим; маневровый светофор … литер с … пути белый; стрелки по маршруту (в пределах видимости)».

Машинист обязан ответить:

«Вижу белый с … пути, стрелки по маршруту». После этого машинист приводит локомотив в движение.

23. При отсутствии на локомотиве составительской бригады или главного кондуктора приводить в движение локомотив разрешается – по указанию ДСП станции или работника, имеющего право распоряжаться производством маневров в данном районе.

Если маршрут приготовлен не на весь маневровый полурейс, то ДСП станции или работник, имеющий право распоряжаться производством маневров в данном районе, обязаны проинформировать машиниста, до какого маневрового светофора разрешается движение.

24. В начале маневровой работы или после смены кабины управления локомотивом, мотор-вагонным поездом и приведения его в движение помощник машиниста обязан – доложить машинисту о необходимости проверки действия вспомогательного тормоза локомотива или автоматических тормозов мотор-вагонного поезда при скорости 3 – 5 км/час до полной остановки.

25. При осуществлении маневровой работы локомотивом вперед машинист и помощник машиниста обязаны – сообщать друг другу о показаниях каждого маневрового светофора, положении стрелок по маршруту следования, контролировать свободность пути, по которому следует локомотив и установленную скорость движения.

V . По поездной радиосвязи

 

26. При ведении переговоров по каналам поездной радиосвязи работники, обязаны – соблюдать следующие формы обращения и последовательность их передачи:

1) вызов требуемого абонента:

«Дежурный по станции (название станции)»;

«Машинист поезда № … (добавлять информацию, уточняющую местоположение поезда)»;

«Поездной диспетчер (локомотивный диспетчер, энергодиспетчер)».

Если вызываемый абонент не ответил, следует повторить вызов. В тех случаях, когда необходимо обратить внимание всех абонентов, находящихся в зоне действия вызывающей радиостанции, передают: «Внимание, все!».

2) ответ вызываемого абонента:

«Дежурный по станции (название станции, фамилия), слушаю»;

«Машинист поезда № … (фамилия), (добавлять информацию, уточняющую местоположение поезда), слушаю»;

«Поездной диспетчер (локомотивный диспетчер, энергодиспетчер) (фамилия), слушаю».

27. Вызывающий абонент называет себя: «Машинист поезда № …, фамилия» и далее следует текст сообщения, вопроса.

28. При следовании поезда на запрещающий сигнал входного, маршрутного или выходного светофора ДСП станции или ДНЦ разрешается вызывать машиниста по радиосвязи – только в случае необходимости передачи ему сообщения об изменении порядка приема или пропуска поезда по станции, а также в случае возникновения ситуации, угрожающей безопасности движения поездов.

29. В случае возникновения аварийной либо нестандартной ситуации машинист (помощник машиниста) обязан – начинать передачу сообщений словами: «Внимание, все!» (сообщение при необходимости повторяется несколько раз). При Пчении указанного сообщения машинисты всех поездов, находящихся в зоне действия радиосвязи, ДСП станций и ДНЦ обязаны прекратить переговоры по радиосвязи, внимательно выслушать сообщение и, при необходимости, принять меры к обеспечению безопасности движения поездов.

30. При обнаружении неисправности тормозов в поезде машинист или помощник машиниста обязаны – сообщить об этом ДНЦ, ДСП станций, ограничивающих перегон, и машинистам других поездов, находящихся на перегоне:

«Внимание, все! Машинист (фамилия) поезда № …, следую по перегону … километру …, вышли из строя тормоза. Примите меры" (вызов по каналу радиосвязи действует 12 – 15 секунд, после чего его нужно повторять до получения ответа от ДСП станций или ДНЦ).

31. При проследовании сигнальных знаков «Газ» и «Нефть», указывающих место пересечения путей нефте- и газопродуктопроводами, машинист и помощник машиниста обязаны – открыть окно кабины локомотива и следовать к месту пересечения с повышенной бдительностью, по возможности без применения автотормозов. В случае обнаружения специфического запаха или разлива нефтегазопродукта машинист обязан немедленно сообщить об этом ДСП станции или ДНЦ.

32. При остановке поезда в связи с падением давления в тормозной магистрали машинист обязан – немедленно передать сообщение по радиосвязи:

«Внимание, все! Я, машинист (фамилия) поезда № …, остановился по падению давления в тормозной магистрали на … километре четного (нечетного) пути перегона …, сведений о нарушении габарита не имею. Будьте бдительны!».

33. При остановке поезда в связи со сходом подвижного состава с рельсов машинист обязан – немедленно передать сообщение по радиосвязи:

«Внимание, все! Я, машинист (фамилия) поезда № …. На … километре … пикете четного (нечетного) пути перегона … нарушен габарит вследствие схода подвижного состава. Будьте бдительны!».

34. Сообщения должны – передаваться машинистам поездов, находящихся на перегоне, начальнику (механику-бригадиру) пассажирского поезда, ДНЦ и ДСП станций, ограничивающих перегон, до получения подтверждения восприятия сообщения от ДНЦ или ДСП станций, машиниста идущего вслед поезда, движущегося по соседнему пути.

35. При вынужденной остановке поезда на перегоне машинист (помощник машиниста), уточнив местоположение (километр, пикет), обязан – начинать передачу сообщений текстом следующего содержания: «Внимание, все! Я, машинист (фамилия) поезда № … остановился на … километре, … пикете четного (нечетного) пути перегона … вследствие (указать причину). Будьте бдительны!» (сообщение при необходимости повторяется несколько раз).

В случаях остановки поезда на перегоне у запрещающего показания светофора, информацию об остановке с указанием километра, пикета машинист обязан сообщить машинистам вслед идущих поездов и ДСП станций, ограничивающих перегон, либо ДНЦ участка при диспетчерской централизации.

36. При необходимости затребования вспомогательного локомотива машинистом (помощником машиниста), после уточнения местоположения (км, пикета), передается сообщение – ДНЦ или ДСП станции: «Я, машинист (фамилия) поезда № … на … км … пикете перегона …, требую вспомогательный локомотив по причине неисправности тепловоза (электровоза, моторвагонного или ССПС секции … серии … № … из-за (указать причину неисправности). Время … ч … мин».

37. Машинист и помощник машиниста в случае обнаружения в пути следования отклонений в работе или повреждений на объектах инфраструктуры, неисправности в поездах, следующих по смежным путям, подозрительных лиц на путях или вблизи их обязаны – сообщать по радиосвязи ДСП станции или ДНЦ, а при необходимости и машинисту поезда, следующего по смежному пути.

38. После прицепки локомотива к составу пассажирского поезда на станции отправления поезда и в пунктах смены локомотивных бригад должна – проверяться радиосвязь между начальником (механиком-бригадиром) пассажирского поезда и машинистом локомотива. При этом следует придерживаться следующего регламента переговоров:

1) начальник (механик-бригадир) пассажирского поезда вызывает машиниста: «Машинист поезда № …». После получения ответа машиниста начальник (механик-бригадир) пассажирского поезда обязан продолжить: «Я, начальник (механик-бригадир) пассажирского поезда № …, фамилия», и далее текст вопроса или сообщения;

2) машинист вызывает начальника (механика-бригадира) пассажирского поезда: «Начальник (механик-бригадир) пассажирского поезда № …». После получения ответа начальника (механика-бригадира) пассажирского поезда машинист обязан продолжить: «Вызывает машинист вашего поезда (фамилия)», и далее текст вопроса или сообщения.

 

В.В. Вернигора.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Инструкция по движению поездов и маневровой работе Российской Федерации устанавливает:

правила приема, отправления и пропуска поездов при различных устройствах сигнализации, централизации и блокировки (далее – СЦБ) на станциях и средствах сигнализации и связи при движении поездов, как в нормальных условиях, так и в случаях их неисправности;

правила приема и отправления поездов в условиях производства ремонтно-строительных работ на путях и сооружениях;

правила производства маневров на станциях;

правила выдачи предупреждений на поезда;

другие правила, регламентирующие безопасность движения поездов и маневровой работы.

Все распоряжения по движению поездов и маневровой работе должны даваться кратко и четко.

Все операции по приему, отправлению и пропуску поездов, а также при производстве маневровой работы, должны производиться с точным выполнением требований Правил, настоящей Инструкции.

Управление устройствами СЦБ, открытие и закрытие светофоров производится:

на станции – дежурным по станции (далее – ДСП станции) или по его распоряжению оператором при ДСП станции, дежурным или оператором станционного поста централизации, дежурным стрелочного поста;

на путевом посту – ДСП станции, выполняющим обязанности дежурного по посту (далее — ДСП поста);

при диспетчерской централизации – диспетчером поездным (далее – ДНЦ).

В отдельных случаях, предусмотренных Правилами, светофоры могут переводиться на автодействие или на управление ДСП соседних станций.

 

Рис.1. Разрешения на занятие перегона ДУ 54 и ДУ52.

 

При отправлении поезда со станции при запрещающем показании выходного светофора или с путей, не имеющих выходного светофора – разрешение на занятие перегона (если оно не передается по радиосвязи) вручается машинисту ведущего локомотива ДСП станции лично или через одного из станционных работников, связанных с движением поездов, что указывается в ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на путях необщего пользования. Машинист ведущего локомотива обязан убедиться, соответствует ли выданное разрешение номеру поезда и перегону (рис.1).

Приказ о приеме или отправлении поезда при запрещающем показании светофора – передается ДСП станции или (ДНЦ) машинисту по радиосвязи. Машинист обязан полностью повторить текст приказа, а ДСП станции или (ДНЦ) – подтвердить правильность его восприятия словами: «Верно, выполняйте» и указать время передачи приказа машинисту поезда (часы, минуты).

В любых случаях приема или отправления поезда при запрещающем показании светофора машинист поезда при подходе к переезду должен следовать с особой бдительностью со скоростью не более 20 км/ч на путях общего пользования, а на путях необщего пользования – не более 15 км/ч, с готовностью остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

 

Дата: 2019-04-22, просмотров: 6489.