Стандартизация и сертификация услуг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Важным является качество услуг подтверждаемое провер­кой на соответствие установленным стандартам, правилам, показателям и требованиям для объявленного класса обслу­живания. Причем главнейшим требованием всегда является безопасность. Этим занимается целая отрасль — система сер­тификации туристских услуг и услуг гостиниц, а также и системы сертификации транспортных услуг по видам пере­возки и сертификация услуг общественного питания. Серти­фикация продукта или услуги производится на основании свода требований к данному виду продукта или услуги. Та­ким сводом правил является стандарт, правила, требования, упорядоченные и установленные в надлежащем порядке. Наиболее жестким является стандарт (государственный, от­раслевой, ведомственный, стандарт предприятия или систе­мы предприятии), также встречаются правила, требования, рекомендации и другие нормативы.

Проверка на соответствие продукта или услуги определен­ным стандартам, требованиям или правилам может быть обязательной или добровольной. Обязательная сертификация устанавливается законодательным актом. В законе РУ «О туризме» ус­тановлена обязательность сертификации туристского про­дукта. Здесь возникает коллапс терминологических толкова­ний. Туристский продукт согласно этому закону — право на тур. Следовательно, согласно букве закона необходимо сер­тифицировать право, чего еще никто на свете не научился. Впрочем, если отвлечься от нонсенса сертификации права, то оказывается, что и качество не всех услуг оценить уда­ется достаточно просто. Если гостиничная услуга легко под­дается описанию и поэлементному описанию требований, то услуга экскурси­онная или услуги турагентства проверяются с большим трудом.

Системы саморегулирования, например, ассоциации, союзы, гильдии и иные общественные организации и даже хозяйственные объединения, гостиничные цепи устанавливают свои собственные стандарты обслуживания, которые распро­страняются только на участников этого объединения. Меж­дународная гостиничная цепь АККОР включает в себя более 1100 гостиниц в различных странах, но все без исключения гостиницы этой цепи придерживаются единого стандарта об­служивания гостей, применяют единый фирменный стиль. Специальный орган сети АККОР проверяет соответствие предоставляемых услуг единому стандарту.

Перечень документов необходимых при сертификации туристских услуг устанавливающих требования к ее безопасности:

1. Лицензия на право туристской деятельности

2. Устав предприятия

3. Учредительный договор

4. Свидетельство о регистрации предприятия

5. Договор на аренду помещения или документы на право владения       

строением

6. Свидетельство о регистрации в стат. управлении   

7. Свидетельство о регистрации в ГНИ (ИНН)

Организационно-методические документы (в развитие ГОСТ 28681.1-95) определяющих систему качества оказываемых туристских услуг.       

1. Информация о предоставляемых туристских услугах (Закон «О защите прав потребителей» ст.5.)

2. Контракт работодателя с сотрудниками туристской фирмы (образец)           

3. Сведения о кадровом составе, профессиональной подготовке и переподготовке работников (ГОСТ 28681.3-95 п. 4.3.10)

4. Должностные инструкции

5. Техническое обеспечение тур предприятия                                                            

6. Перечень основных и дополнительных услуг                                                   

7. Нормативные документы, стандарты тур предприятия, устанавливающие конкретные требования по обеспечению качества и безопасности туристских услуг (ГОСТы, Законы, Указы. Постановления), (ГОСТ 28681.1-95 п. 5.3.1)

8. Документ, регламентирующий порядок рассмотрения жалоб, претензий к работе тур предриятия (Порядок сертификации туристских услуг № 911)                    

9. Договора с партнерами, представляющие составные части тур обслуживания:

- транспортные перевозки,

- размещение,

- питание,

- экскурсионное обслуживание,

- страхование (ГОСТ 28681.1-95 п. 4.4. Закон «О туризме» ст. 20) 

10.Наличие Лицензии и Сертификата соответствия у партнеров (ГОСТ 28681.3-95 п. 4.3.1)

11.Книга отзывов и предложений (Закон «О защите прав потребителей»)

12.Форма социального опроса качества и мер безопасности предоставляемых туристских услуг (ГОСТ 28681.3-95 п. 4.3Л)        "

Нормативные и организационно-методические документы по обеспечению безопасности туристов (в соответствии с ГОСТ 28681.3-95)

1.Памятка о факторах риска и мерах предупреждения травм (ГОСТ 28681.3-95 п. 5.3, Законы «О
защите прав потребителей» ст. 7, 12, «О туризме» ст,4)

2.Упреждающая информация:

- учитывающая специфику маршрута

- о биологическом воздействии (ГОСТ28681.3-95 п. 4.3.4)

- об ультрафиолетовом воздействии (ГОСТ 28681.3-95 п. 4.3.6)

 

3. Учет проведения инструктажа с туристами (ГОСТ 28681.3-95 п. 4.3.9)

4. Руководство для действий при чрезвычайных ситуациях (пожар, землетрясение, наводнение и
пр. ЧП.), документ подтверждающий ответственность руководителя за подготовленность
персонала к действиям в ЧС (ГОСТ 28681.3-95 п. 4.5)

5.Учет инструктажа сотрудников по обучению действиям, обеспечивающих безопасность
туристов (ГОСТ 28681.3-95 п. 4.1.)

6. Документы, подтверждающие принятие мер гарантирующих личную безопасность и сохранность имущества туристов (ГОСТ 2S681 .3-95 п. 4.4.1, Закон «О защите прав потребителей» ст. 20, Закон «О туризме» ст. 14. 17. 19)

7. При направлении туристов (выездной туризм) (ГОСТ 28681.1-95 п. 5.8.1)

7.1 Договор клиент-тур фирма (Закон «О защите прав потребителей» ст. 19, Закон «О туризме» ст.

7.2.Образец тур путевки {ваучера)

7.3. Информационные листки к путевкам (ГОСТ 28681.3-95 п. 4.3.9)

8. При приеме туристов (въездной и внутренний туризм) (ГОСТ 28681,1-95 п. 5.8.3)
8.1. Перечень экскурсионных маршрутов

8.2.Схема трассы маршрутов транспортных экскурсий 14.3Наличие у экскурсовода (справка-подтверждение)

- контрольного текста экскурсии

- методической разработки экскурсии

- материалов «Портфель экскурсовода»,

9. Отчет экспедиционного обследования маршрута туристского похода (ГОСТ 28681.1-95
п. 5.8,2) (Для активного туризма)                        

10. Паспорт трассы похода (Для активного туризма)

11. Документы, подтверждающие профессиональную подготовку инструктора (ГОСТ 28681.3-95
П.4.3ЛО) (Для активного туризма)

Процедурные документы на систему управления качеством согласно международным стандартам серии ИСО 9001

1 . Процедура информирования туриста о предоставляемых туристских услугах (до

npttoopvnK ' HUb /н№(Л.-,чц/ с целък>'5гр'егул1фов''а"н'йя'ра'{личий->;1о;]«д-у треосааннялш потребите.'!;! • возможностями предприятия.

2. Процедура по заключению контрактов с субподрядчиками (опрсделапи- требовании при заключении контрактов с организациями, взаимодействующими при реализации туристских услуг: гостиницами, страховыми компаниями, транспортными предприятиями, организациями общественного питания),

3 Процедура по определению потребности в персонале, требования, предъявляемые при подборе кадров.

4. Процедура по ведению записей в процессе предоставления услуги для подтверждения
соответствия установленным требованиям.

5. Анализ со стороны руководства с целью подтверждения соответствия качества
предоставляемых услуг установленным требованиям. Принятий решений по выявленным
несоответствиям и предложениям по улучшению работы.



J si & tMUU ** О















Заключение

Если рассматривать процесс предоставления туристских ус­луг, то организаторы туризма не занимаются предоставлени­ем собственно услуг, а только комплектуют и составляют их комбинации сообразно запросам туристов, бронируют их, получая за это надлежащее вознаграждение в виде процента. Тур или турпакет — комплекс туристских услуг, работ и товаров, взаимоувязанных между собой и направленных на достижение главной цели, определенных программой, временем, ценой, туристским маршрутом.

Ключевые слова:

 Тур, турпакет, право на тур, организаторы туризма, комплекс услуг, маршрут, тропа, круизы, объекты показа.

Вопросы и задания

1.Какие особенности туристического продукта вы знаете?

2.Раскажите о жизненном цикле туристического товара.

3.Перечислите основные факторы производства туристического продукта?

Литература

1.Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб., 2000.

2.Пузакова Е.П. Международный туристический бизнес. М.: издательство ПРИОР,2001

3.Дмитревский Ю.Д. Туристские районы мира: Учеб.пособие. Смоленск,2000

4.Организация и управление гостиничным бизнесом: Учебник/Под ред. А.Л.Лесника, И.П. Мацицкого и др. М.,2000.

5. Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства: Отели и рестораны. М.,2000.

6.Интернет сайты:

www.subaruufa.ru,

www.peugeotufa.ru,

www.bashexpo.ru,

www.interunion.ru

//www.fox.nstn.ca/

www.world-tourism.org – Всемирная туристская организация

www.wttc.org – Всемирный Совет по путешествиям и туризму

www.tag-group.com – Консультативная группа по вопросам туризма(TAG)

www.roughguides.com – Электронный путеводитель

www.travel-library.com – Электронная библиотека путешествий

 

Тема 13.

ТУРИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

13.1. Туристский интерес

13.2.Туристское впечатление

13.3. Понятие туристские ресурсы

13.4.Туристская территория.

13.5.Туристская акватория

Туристский интерес.

Туризм основан на целевом и разумном использовании туристских ресурсов. Суть туристских ресурсов — объекты туристского интереса, которые потенциально способны удов­летворять потребности людей, возникающие в процессе ту­ризма. Там, где нет каких-либо туристских ресурсов, — ту­ризм не может быть в принципе. Отдельные туристские ресурсы предполагают лишь туризм в ограниченных масшта­бах, поскольку в данном случае посещение объектов турист­ского интереса может быть связано с опасностью для жизни человека, или этот интерес имеет кратковременный ресурс по каким-либо показателям, чаще всего временным. Напри­мер, сколько нежитель пустыни может созерцать песчаную дюну в Сахаре — очень недолго в процессе броска сафари на комфортабельном джипе, после чего устремится под прохла­ду кондиционера или бассейна в приморском отеле. Тот же турист может часами смотреть на море, нежась в струях теп­лого бриза.

Основой использования туристских ресурсов и туристских объектов для целей туризма является туристский интерес и туристское впечатление.

Туристский интерес — перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций и/или потенциальная возможность удовлетворения планируемой потребности туриста в конкретной, априори частично из­вестной, туристской услуге (работе), туристском товаре и ту­ристском продукте, основанных на определенном комплек­се туристских ресурсов, выступающих в виде объектов тури­стского интереса. Объекты туристского интереса — достопримечательности, природные объекты и природно-климатические зоны, со-циокультурные объекты показа и иные, способные удовле­творить потребности туриста в процессе осуществления туристской поездки или путешествия и потреблении турист­ских услуг и/или туристского продукта и/или тура, адекват­но прямым или спутным целям тура. Однако для того, что­бы эти объекты были бы реально использованы в целях туризма, необходима надлежащая инфраструктура и индустрия туризма, которая обеспечит: (а) доведение до туриста информации о данном туристском объекте, необходимой и достаточной для уверенной мотивации выбора путешествия именно в эту местность и к этому объекту; (б) достаточно комфортную и безопасную доставку туриста к этой местности; (в) размещение; (г) пи­тание; (д) развлечение.

Так, в центре австралийского континента, среди плоского как стол пустынного плато, находится уникальная по своему облику скала красноватого камня высотой 349 м и длиной 9 км — Ayres Rock . Для того, чтобы добраться до этого чуда природы, необходимо преодолеть сотни километров безвод­ной и безжизненной пустыни, что в обычных условиях мно­гие века было доступно лишь одиночкам. Но сегодня эта скала — непременный экскурсионный объект практически для всех туристов, посещающих Австралию, и для граждан страны. Построены автомобильные и железные дороги, не­большой аэродром, несколько классных отелей и ресторанов со всем спектром развлечений. Любимое и, пожалуй, един­ственное развлечение — скалолазание. Устроена школа аль­пинизма. Вся гигантская скала представляет собой единый спортивный объект, на который лезет и лезут умелые или совсем неумелые скалолазы со всех сторон. Туристы поль­зуются огромным количеством альпинистского снаряжения и тратят километры фото- и видеопленок. Это место и объ­ект национальной гордости, каждый житель континента ду­шой стремится к этому камню и хоть раз в жизни обяза­тельно побывает в этом месте и прикоснется к скале. Таким образом, обычная скала в силу особенности своего располо­жения и внешнего вида представляет собой потенциально мощный объект туристского интереса, который стал реаль­но доступным и интенсивно освоенным в целях туризма (и никаких больше) благодаря исключительно развитой инду­стрии и инфраструктуры. Если убрать последние, то скала будет вновь одиноко стоять веками среди пустыни и из ре­ального и весьма привлекательного объекта туристского биз­неса превратится в потенциальный объект.

Турист по своей природе любопытен и любознателен. Он стремится узнать (увидеть, услышать, потрогать, отведать и др.) что-либо новое, неизвестное ему, или убедиться органо-лептически в качествах некоего объекта, о котором ему пря­мо или опосредовано известно из различных источников (книги, кино, видео, рассказы) или неизвестно вовсе mistery tour . He все объекты или события являются положительными, некоторые генерируют острые, иногда резко и болезненно не­приятные ощущения, реальную опасность (приключенческий или экстремальный туризм adventure or extreme tour ). Туристы, даже осознавая таковое, тем не менее совершают процесс познания, но априори в уверенности в положи­тельном исходе события для него самого. Отметим, что при пренебрежении правилами пребывания, правилами безопасности, туристы подвергаются опасностям и негативным воз­действиям (инфекционная болезнь, травма, несчастный случай и др.), причем нередко с летальным исходом. Так, отношение к змеям у человека весьма тенденциозное, хоро­шо известно, что общение со змеями ничего хорошего не приносит, имеет место опасность укуса и смерть. Тем не ме­нее, туристы охотно посещают храм змей в Индонезии, где полно ядовитых тварей. Совсем неплохо сфотографировать­ся с большой коброй в руке или на шее. И хотя все осве­домлены об опасности объектов показа, некоторые из тури­стов пренебрегают правилами посещения храма и общения с объектами поклонения местной секты и становятся жерт­вами змеиных укусов, прерывая таковое путешествие и ос­таваясь на местном кладбище возле храма. Можно привести сот­ни и тысячи примеров опасных объектов.

Туристское впечатление

Туристское впечатление — комплекс эмоций, в общем случае положительных, и душевного и физического состоя­ния туриста, возникший или достигнутый им в результате потребления туристских услуг (работ), приобретения турист­ских товаров, потребления туристского продукта.

Туристское впечатление возникает при совершении экс­курсии, посещении красивых природных ландшафтов scenery, посещении аттракционов, ресторанов, проживании в отеле и др. Туристское впечатление о туристских ресурсах и туре в целом складывается из многих компонентов. Поскольку туризм, в основной своей направленности, предна­значен для удовлетворения потребности человека в отдыхе и развлечении, то человек, покупающий туристские услуги, ес­тественно планирует или подразумевает получение положи­тельных эмоций в процессе познания, оздоровления, осуществления приключений и др.

Некоторые виды туризма могут априори не нести такой за­дачи, например, при совершении делового или ритуального туризма развлекательные функции отсутствуют, однако получение удовлетворения от выполнения поставленных целей турист получает.

Следует разделять туристское впечатление от конкретного объекта туристского интереса и туристское впечатление от потребления туристского продукта в целом. Даже при бле­стяще организованной программе туристской поездки не­значительный казус, часто не зависящий от организаторов туризма и являющийся волей стечения обстоятельств, может испортить впечатление туриста о всей поездке в целом. Хо­тя тезис о том, что неприятные моменты жизни забывают­ся и остаются только хорошие воспоминания, имеет место, но результативность труда организатора туризма непремен­но будет зависеть от значимости случая, вызвавшего непри­ятие у туриста.

Фундаментальным является постулат о том, что турист должен быть доволен туристской услугой или туристским продуктом, ибо он заплатил за него деньги в расчете по­лучить удовлетворение своих желаний и потребностей. Он, в общем случае, хотел получить удовольствие и, если тако­вого не случилось, туризма нет. Молва о плохих турах, пло­хих услугах разносится значительно быстрее, чем иные хо­рошие новости. При этом следует учесть, что мотивацией выбора вида туризма и конкретного туристского путешест­вия, имеющей значительно больший вес, нежели иные, при выборе направления и конкретного туристского продукта, являются именно советы друзей и знакомых, а не дорого­стоящая реклама по телевизору. А самые распространенные вопросы, задаваемые туристами официальным учреждениям и справочным бюро — о надежности туристской фирмы.

Понятие туристские ресурсы

Туристские ресурсы — природно-климатические, социо-культурные, исторические, архитектурные и археологичес­кие, научные и промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты или явления, способные удовлетворить по­требности человека в процессе и в целях туризма.

Туристские ресурсы являются национальным достоянием. Однако часть из них, имеющие особое значение, отнесены к объектам и памятникам мирового значения. Такой пе­речень устанавливает и ежегодно обновляет ЮНЕСКО. Все памятники культуры и природные объекты находятся под охраной государства, на поддержание и сохранение памятников и объектов всемирного значения выделяются также средства ООН. Так, например, на цели сохранения объектов и храмов Абу Симбел, попадавших в зону затопления при строительстве Асуанской плотины в Египте, было выделено 40 млн. долларов США. Часть наиболее ценных объектов была разобрана, перевезена на более высокое место и смон­тирована вновь. К сожалению, часть уникальных историчес­ких построек и сооружений осталась под водой, и теперь ту­ристы могут обозревать их с парохода на дне водохранилища. В зависимости от целей путешествия могут рассматривать­ся самые различные природные ресурсы. Так, в местечке Монт Сант-Мишель на севере Франции естественный и не­иссякаемый природный туристский ресурс - прилив и от­лив моря, отличающийся необычайной высотой уровня во­ды в фазах протекания явления и яркой особенностью убытия и прибытия воды в силу очень пологого дна залива. В Китае на реке Чэнг-ху-фа, в ее дельте, при приливе два раза в день возникает мощная волна, идущая против течения реки с моря. Это уникальное явление называется «Речной Бор», происходит ежедневно на реке Чэнг-ху-фа, высота волны 7 м, скорость 27 км в час. Аналогичные природные явления наблюдаются в устье реки Меконг (высота волны до 14 м) и в устье Амазонки в местечке Канал де Норт.

Основным природным ресурсом на острове Бали в Индо­незии, который служит верной приманкой для туристов, яв­ляется «неповторимый закат солнца». Можно утверждать, что такой же закат есть и на других соседних островах, ост­ровах в другой части этого и других океанов, находящихся на этой широте. Но состоятельные туристы твердо веруют, что на Бали — закаты самые лучшие и едут за тридевять зе­мель полюбоваться на это явление из пятизведных бунгало. На деле, в продвижение этого туристского продукта вложе­ны невиданные средства, а на месте организован суперизы­сканный сервис и туристское обслуживание. Все в целом обеспечивает немалый туристский поток весьма состоятель­ных клиентов, а бронирование туров производится за 60 дней.

Отметим, что туристы с удовольствием посещают не толь­ко уникальные храмы, пирамиды, прочие рукотворные древ­ности, но и достижения современности, как-то: сборочные конвейеры автомобильных заводов, дегустационные залы, которые воспринимаются туристами неизменно с восторгом и энтузиазмом (так, в Южной Африке в Кейптауне, кото­рый славится своими традициями виноделия, предлагается экскурсия «Винный путь» — по местным винным заводам) и колбасные заводы, пивоварни и шахты, гидротехнические сооружения и даже госпитали.

Туристская территория.

Туристская территория или акваториявид комплексного туристского ресурса — географически определенное место концентрации наиболее ценных туристских ресурсов, а так­же объектов туристского интереса, выделяемое в составе ту­ристского региона с указанием в реестрах и кадастрах и иных видах документации с введением режима приоритетного це­левого функционирования и использования в целях туризма в ее пределах.

Территория — на суше или под землей. Территория на су­ше, на поверхности земли не требует дополнительного по­яснения. Под землей — соответственно, для любителей спе­леологического туризма шахт и горных выработок, напри­мер, все туристы посещают алмазные копи и шахты золотых приисков в Йоханнесбурге (ЮАР). Некоторые шахты ис­пользуются не столько для экскурсионных целей, сколько для целей лечения в особом микроклимате, созданном при­родой в подземных штольнях. Таковое предлагается, напри­мер, в Альпах в местечке Бад Гастайн (радоновая ингаляция при повышенной температуре и высокой влажности) в ста­рых штольнях золоторудной шахты.

Посещение пещер — один из распространенных видов ту­ризма и экскурсий, только в Греции более 3500 пещер, ко­торые могут посетить туристы, и еще более не посещае­мых. Огромные пещеры есть в Мексике, США, Южной Африке и в России, а также и в других странах. Протяжен­ность пещер в их исследованной части достигает 150 км и более, но значительная часть пещер закрыта для массового посещения в целях безопасности. Обычно туристы огра­ничиваются кратковременным посещением легкодоступных горизонтов и залов, а часть, из спортивных соображений, проникают достаточно глубоко и далеко, но для этого тре­буется надлежащая подготовка, снаряжение и сопровожде­ние туристских групп.

Акватории являются важным туристским ресурсом. Вода чужда человеку как среда обитания и поэтому интересна в познавательном или приключенческом смысле. В мире бо­лее 50 млн. любителей подводного туризма, которые плавают с маской на небольшой глубине и с аквалангом до 70 метров. Большой Барьерный риф является национальным дос­тоянием Австралии и объявлен аквапарком мирового значения. Второй (малый) Барьерный риф расположен у бе­регов Белиза и также является истинным раем для любите­лей подводных приключений и созерцания подводного ми­ра. Красное море представляет неограниченные возможно­сти для подводного плавания и составляет неотъемлемый элемент развлечений курортников.

 

Туристская акватория

Поиск и осмотр известных подводных сокровищ и древ­ностей, погибших кораблей составляет важный вид туризма. Греция, Кипр, Италия, Турция и другие страны Средизем­номорья активно используют свои подводные сокровища. Принято много особых национальных законодательных ак­тов, регулирующих деятельность под водой в районах скоп­ления древностей. В пределах действия национальной юрис­дикции разрешается лишь осмотр, но не перемещение или подъем подводных сокровищ и предметов. Для осмотра водного живого мира и коралловых рифов широко используют­ся туристские подводные лодки, а также суда с прозрачным дном, которые есть практически во всех приморских тури­стских центрах. Специализированные туристские подводные лодки есть на Бермудах, Канарах, в Красном море, на Болеарских островах и испанском курортном побережье Коста Браво. В целом, по оценкам специалистов, количество та­ких подводных лодок превышает 30.

Осмотр затонувших кораблей — популярный вид при­ключений. В Финском заливе обнаружено до 5000 подвод­ных объектов различных эпох, начиная со времен викингов и шведско-русских войн до времен Второй мировой войны. Особым интересом пользуется район около мыса Крестовый под Выборгом, где найдено более 150 шведских военных су­дов трехсотлетней давности, одновременно погибших в сра­жении на этом месте. Благодаря холодной воде суда хорошо сохранились. По архивным данным в водах Финского зали­ва лежат мощи святого Генриха, первого финского святого*, вывезенные в 1720 г. по приказу Петра 1 из Турку и благо­получно утопленные в шторм вместе с другими реквизиро­ванными сокровищами храма. Такие же объекты, имеющие историческую ценность, обнаружены и в водах Ладожского озера. Созданы специальные туристские фирмы, организую­щие спуски энтузиастов дайвинга под воду. Количество ту­ристов достигает 3000 за сезон, "что при высокой стоимости этого вида развлечений представляет выгодный вид туризма.

Неизменным спросом у туристов пользуются гигантские водопады — Ниагарский, освоенный настолько, что его включают на потребу туристам по часам, Игаусу (самый большой в мире) и Виктория. Два последних сегодня дос­тупны, но менее посещаемы в силу слабой инфраструктуры туризма. В Финляндии в местечке Иматра есть красивый водопад, также открываемый для туристов раз в неделю или по праздникам.

Важными туристскими ресурсами являются уникальные культовые сооружения, пирамиды, мавзолеи, скульптуры, храмовые архитектурные ансамбли и парки, музейные кол-пекции, а также и современные сооружения — небоскребы, плотины и иные масштабные гидротехнические сооружения и другие объекты. Как ни странно, притягательной силой, в смысле туризма, обладали во все века и обладают и ныне кладбища, отметим, что пирамиды, тысячами построенные в Египте — усыпальницы фараонов, жрецов и придворной  знати. Мавзолеи являются наиболее посещаемыми объекта­ми, а некоторые из них по своим архитектурным особенно­стям и гигантским размерам отнесены к Чудесам Света.

Заключение

Туристические ресурсы присутствуют во всех уголках земли, на всех континентах и во всех странах. На условиях свободы выбора направления и вида туризма организаторам туризма надо знать и прогнозировать туристические потоки и даже управлять ими. Туристские ресурсы — природно-климатические, социо-культурные, исторические, архитектурные и археологичес­кие, научные и промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты или явления, способные удовлетворить по­требности человека в процессе и в целях туризма. Туристские ресурсы являются национальным достоянием. Однако часть из них, имеющие особое значение, отнесены к объектам и памятникам мирового значения.

Ключевые слова

Туризм, турист, интерес, впечатления, мотивация, цели туризма, объекты туристского интереса, достопримечательности, размещение, развлечение, питание, культовые сооружения, пирамиды, мавзолеи, скульптуры, савременные сооружения.

Вопросы и задания

1. Дайте определение туристскому интересу.

2. Что является объектом туристского интереса?

3. Что понимается под туристским впечатлением?

4. Раскройте сущность туристсических ресурсов.

Литература

1.Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб., 2000.

2.Пузакова Е.П. Международный туристический бизнес. М.: издательство ПРИОР,2001

3.Дмитревский Ю.Д. Туристские районы мира: Учеб.пособие. Смоленск,2000

4.Харрис Г.,Кац К.М. Стимулирование международного туризма в ХХ1 веке. (Пер. с англ.) М.,2000.

5. Буторов И.Н. Маркетинг и менеджмент иностранного туризма. М.:2000.

6. Квартальнов В. А. Современные концепции социального туризма. – М.: Наука, 1999.

7.Организация и управление гостиничным бизнесом: Учебник/Под ред. А.Л.Лесника, И.П. Мацицкого и др. М.,2000.

8. Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства: Отели и рестораны. М.,2000.

9.Туризм и гостиничное хозяйство: Учебник/ Под ред. А.Д.Чудновского. М.,2000.

10.National Travel Survay. Bureau of Census. US Department of Commerce. Washington.D.С., 1978.

11.Интернет сайты:

www.subaruufa.ru,

www.peugeotufa.ru,

//www.fox.nstn.ca/

www.world-tourism.org – Всемирная туристская организация

www.wttc.org – Всемирный Совет по путешествиям и туризму

www.tag-group.com – Консультативная группа по вопросам туризма(TAG)

www.roughguides.com – Электронный путеводитель

www.travel-library.com – Электронная библиотека путешествий

 

 

Тема 14.

ЭКОЛОГИЯ И ТУРИЗМ.

14.1. Экологический туризм

14.2. Экологичность туризма.

14.3.Пропускной потенциал

 

Экологический туризм.

Экология в контексте данного исследования рассматри­вается как наука о взаимоотношении человеческого общест­ва и его деятельности в сфере туризма и окружающей сре­ды. Одной из характерных особенностей современного эта­па развития общества является повышение техногенных факторов загрязнения окружающей среды, что в экстремаль­ных ситуациях приводит к экологическому кризису в пер­вую очередь туристских ресурсов. Обострение экологической ситуации в мире давно вышло за рамки проблем отдельных стран и регионов, а принимаемые меры не адекватны харак­теру и масштабам угрозы.

Сегодня насущной задачей является разработка новых под­ходов к решению задач сохранения природной среды. Важ­но рассмотреть такой подход на базе комплексного решения задач в сложных социальных, экономических и экологичес­ких системах.

Одна из ведущих ролей в решении данных проблем при­надлежит туризму, в силу нескольких основных причин:

1.Туризм является одной из наиболее динамично разви­вающихся отраслей мирового хозяйства. Он составляетзначительную часть мирового валового национального продукта, провлекает около 7 % мировых инвестиций, создает большое количество рабочих мест, является важной статьей налоговых поступлений во многих странах.

2. Туризм оказывает воздействие на все ключевые сектора экономики современного государства, все стороны жизни цивилизованного общества. Туризм является одним из эффективных средств структурной перестройки экономики и смены приоритетов общественного развития.

3.Туризм несет глубокую социальную функцию. На современном этапе своего развития туризм направлен главным образом на решение определенных социальных задач.

Социальной задачей туризма являются:

- предоставление нематериальных благ потребителю в виде широкого спектра услуг;

- формирование общеобразовательного, культурного, социального уровня населения;

- расширение межнациональных, межгосударственных, межэтнических, межличностных отношений;

- обеспечение отдыха, восстановления жизненных сил, здоровья потребителей;

- согласование интересов отдельных групп населения с долговременными интересами общества, в том числе сохранение благоприятной экологической, социальной, культурной среды.

Экологический туризм определяется как одна из разновид­ностей природного туризма, объединяющего людей, путеше­ствующих с научно-познавательными целями. Сферой инте­ресов этих туристов является окружающая природная среда, ее наблюдение, и в частности охрана окружающей природ­ной среды. Особый интерес при данном виде туризма пред­ставляют охраняемые природные территории. Таким обра­зом, экологический туризм определяется как строго специа­лизированный вид досуга с ярко выраженными научно-по­знавательными целями.

Экологичность туризма.

Рассматривая вопрос роли туризма в процессе экологизации общественной жизни, необходимо разграничить понятия экологичности туризма и экологического туризма.

Экологичность или неэкологичность туризма определяется степенью и характером воздействия индустрии туризма на окружающую среду, т.е. на атмосферу, водные ресурсы, почву, флору и фауна. Воздействие, помимо чисто вещественного характера, может быть также шумовым, электромагнитным, радиоактивным, хотя и все последние факторы имеют материальную природу. Понятие экологичности туризма также включвет в себя конкретные меры по защите и восстановлению окружающей среды.

Так как именно туристско-рекреационные ресурсы являются основным фактором успешного развития туризма, в целом отрицательное воздействие предприятий данной сферы значительно ниже, чем у многих предприятий других отраслей. Из данной формулировки следует, что под экологичностью туризма следует понимать весь спектр воздействия данной индустрии и окружающей среды, в расширенном по­нимании.

 

Пропускной потенциал

В основе концепции устойчивого развития туризма лежит понятие пропускного потенциала. Пропускной потенциал — это та максимальная нагрузка, которую может выдержать тот или иной туристский объект без серьезного ущерба для ме­стных ресурсов, негативного воздействия на впечатления от поездки и без возникновения социально-экономических проблем у населения.

Так, некоторые страны и местности активно приспособле­ны к приему и обслуживанию туристов. Например, Канар­ские острова принимают в десяток раз больше туристов, чем численность постоянно проживающего там населения. Снова приведем пример государства Андорра, где ежегодно бывает I2 млн. туристов при средней продолжительности по­сещения 2-4 дня. Нормально представив жизнь этого насе­ления, можно условно сказать, что вся страна стелит гостям постели, жарит мясо и поет и пляшет с утра до ночи весь год, развлекая туристов. Этот туристский бум вызван к жиз­ни совсем недавно весьма умными людьми, понимающими толк в экономике, и поддерживается искусственно. А еще двадцать лет назад эта горная долина Пиринеев была забы­тым Богом нищим захолустьем, а сегодня — богатейшая (за счет туризма) европейская страна.

Пропускной потенциал можно подразделить на три основ­ных вида:

I. Экологический пропускной потенциал — это уровень посещаемости объекта или местности, превышение которо­го приводит к неприемлемым экологическим последствиям, либо в результате действий (или естественных процессов жизнедеятельности) самих туристов, либо вследствие функционирования обслуживающей туризм инфраструктуры.

 2. Туристский социальный пропускной потенциал — это уровень посещаемости туристского объекта или местности, превышение которого влечет за собой ушудшение впечитлений от поездки.

3. Местный социальный пропускной потенциал — это уровень посещаемости, превышение которого приводит к негативным последствиям для местной культуры и ухудшению взаимоотношений местного населения с туристами.

Таким образом, пропускной потенциал ограничивает разумный и допустимый уровень использования ресурсного потенциала территории с точки зрения сохранения, поддержания и восстановления естественных свойств туристского объекта или местности.

Ресурсный потенциал территории — это многоаспектное понятие, охватывающее весь комплекс жизнедеятельности общества. В соответствии с концепцией глобального гуманистического подхода при его определении необходимо учитывать экономический, экологический и социальный аспекты. Часть из них относится напрямую к туристским ресурсам территории, другая — к факторам, влияющим на развитие туризма в регионе.

Для туризма первостепенное значение имеют туристско - рекреационные ресурсы. Именно они являются фундаментом успешного процесса развития туристского бизнеса. Туристско-рекреационные ресурсы определяют как совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, готовых для создания туристского продукта. Туристские ресурсы определяют специфику развития туризма в регионе, являются исходным базисом для производства туристского продукта при планировании приоритетных направлений инвестиционной политики в регионе.

Дата: 2019-04-22, просмотров: 2368.