Лаврова – признанная артистка своего времени
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Репертуар Т.Н. Лавровой это традиционный репертуар лирико-колоратурного сопрано. Татьяна Николаевна блистала на сцене Малого оперного 18 сезонов и созданные ею образы из лирического репертуара: Розина, Джильда, Церлина, Сюзанна, Лакме, Манон, Эсмеральда, Виолетта, Иоланта, Марфа, Дуня, и др., навсегда останутся примером для подражания.  Её имя вошло в оперную историю, как первой исполнительницы на отечественной сцене партии Наташи Ростовой и Эсмеральды в одноименной опере Даргомыжского. Но певица не делает различия между партиями «первого» и «второго» плана.

              

Дуня — Татьяна Лаврова. Опера-сказка «Морозко» М. И. Красева. Дирижер Э. П. Грикуров, постановка А.Н. Киреева (1950). Ленинградский академический Малый оперный театр

Она очень тщательно «отделывает» каждую. Поэтому «заигранные» партии в популярных операх у Лавровой своеобразны и выразительны. Ради сценической правдивости артистка нередко жертвует «соблазном внешнего эффекта» [4,с.43].

Эрнесто — Михаил Довенман, Малатеста — Сергей Шапошников, Норина — Татьяна Лаврова. Опера «Дон Паскуале» Г. Доницетти. Дирижёр А. М. Коган, постановка Н.В. Смолича (1954). Ленинградский академический Малый оперный театр

Творческая карьера Т.Н. Лавровой развивалась на фоне необычайного подъёма и всемирного признания советского оперного искусства. В то время было много выдающихся исполнителей, многие из которых – её  сценические партнёры: С.Лемешев, М.Довенман, В.Заблудовский, С.Шапошников, В. Левандо, В.Чуйко, А.Сутягин, В.Андрианов, М.Булатников, В.Юрченко, О. Головина, Г.Родионова, А.Ступальская, В.Кудрявцева и др. С Михаилом Довеманом, Сергеем Шапошниковым, Валентином Левандо и Сергеем Лемешевым у Татьяны Николаевны сложились особенно тёплые отношения. Они были не только партнёрами по сцене, но и друзьями по жизни. Дирижёрами театра на тот момент были – С.Самосуд, Э.Грикуров, И.Дунаевский, К.Зандерлинг,  Н.Рабинович, Б.Хайкин. Г.Ержемский.

Основным и постоянным партнёром Т.Н. Лавровой на протяжении долгих лет был М.Довенман. С ним она исполнила множество оперных партий, в том числе и любимую партию – Манон. Опера «Манон» была создана Ж. Массне в 1881 году, а уже в 1919 году прошёл её тысячный спектакль! Эта опера имела грандиозный успех и ныне она считается одной из лучших французских опер.  

 

Т.Н. Лаврова в партии Манон  в опере Жюля Массне «Манон»

    

Т.Н. Лаврова − известная концертная певица, несмотря на то, что её выступления совместно с профессором А. Б. Меровичем и Е. Д. Лебедевым были немногочисленными. Она пела в больших и малых залах перед любой публикой. Разнообразный репертуар певицы включал в себя арии из опер, народные песни и романсы русских и зарубежных композиторов, советские песни. Концертные выступления Лавровой отличались не только свежестью репертуара, но и продуманностью программ. Для камерного пения артистка обладала хорошими данными, поэтому её камерно-вокальное творчество было ярким и содержательным. Искусство Лавровой оказало существенное влияние на формирование культуры камерного пения и слушательского восприятия вокальной лирики. Особый интерес представляли народные песни в художественной обработке «преимущественно русских, а также славянских − польских и чешских» [4,с.47]. Для каждой из них артистка умела найти свой «наряд» и метод подачи, раскрыть её национальный характер. «Цикл песен славянских народностей в обработках Монюшко, Сметаны, Новака и др. записан Лавровой на граммофонные пластинки»[4,с.48]. Татьяна Николаевна очень любила лирический романс и в этой области «почти исключительно обращается к русской классике, начиная от А.Рубинштейна («Персидская песнь») и М.Балакирева («Рыбка») до П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова и С.Рахманинова»[4,с.47]. Из романсов П.И.Чайковского особой выразительностью отличаются колыбельные − на стихи А.Плещеева «Колыбельная песня в бурю» и на стихи А. Майкова «Спи дитя моё, усни». Русский лирический пейзаж Лаврова изумительно передаёт в романсах Римского-Корсакова («Редеет облаков летучая гряда») и восторженное любование природой («Не ветер, вея с высоты», «Звонче жаворонка пение»). Те же черты Лаврова подчёркивает в романсах Рахманинова («Не пой, красавица при мне», «Здесь хорошо!», «У моего окна черёмуха цветёт», «Сирень» и др.). Татьяна Николаевна часто обращалась к малоизвестным русским романсам. Она стала одной из первых исполнительниц ранних романсов Рахманинова − «Смеркалось» и «Опять встрепенулось ты, сердце» [4,с.48].

Из вокальных произведений советских композиторов Лаврова виртуозно исполняла такие разные пьесы, как «Плач Мариам» М.Гнесина (трагический вокализ) и в обработке О.Чишко песню «Выйду ль я на реченьку», часто пела современный репертуар: оперы И. Дзержинского, И.Чишко, М.Красева. Невероятно широк диапазон Лавровой как концертной певицы!

Т. Н. Лаврова с успехом гастролировала за рубежом. В 1951 году артистка выступала в Финляндии, а в 1956 году в Исландии и Дании.  Какие бы произведения она не исполняла, благодарные зрители в первую очередь отмечали прекрасный голос, артистизм, свободные сценические движения, выразительность пения. Интонация наполняла каждое слово внутренним лирико-поэтическим смыслом. Лаврова прекрасно исполняла любые партии. Она была убедительна в драматических партиях. Восхитительна там, где царила лёгкость эмоционального настроения и юмор.

Артистка мастерски совмещала музыкальный и сценический образ. Придавала партиям мягкое и задушевное, лирическое звучание. Лаврову ценили прежде всего за профессионализм. Присвоение Татьяне Николаевне Лавровой звания Заслуженной артистки РСФСР 30 декабря 1954 года и звания Народной артистки РСФСР 22 июня 1957 года подтвердило тот факт, что она была признанной артисткой своего времени! Когда Лаврова закончила карьеру оперной певицы, начались её активные выступления на концертной эстраде и участие в записях на радио.

                            

                                Татьяна Лаврова

Дата: 2019-04-22, просмотров: 510.