Первая Сталинская премия за создание пленительного образа Наташи Ростовой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В 1945 году Лаврова Т.Н. с театром вернулась в Ленинград. И опять певице «пришлось столкнуться с необходимостью изменения сценической трактовки партий, т.к. спектакли шли в иных постановочных вариантах», осуществляемых режиссёрами А.Н. Киреевым и С.А. Самосудом. Она всегда была украшением спектаклей, которыми дирижировал С.А. Самосуд.

               

                 А.Н. Киреев                                                                 Э.П. Грикуров

В этом же году Лаврова вошла в спектакль Дж. Верди «Фальстаф» в партии Нанетты. В который раз ей пришлось вливаться в постановку с уже давно сложившимся исполнительским стилем − «жизнерадостно виртуозным» и острокомедийным. Так произошло знакомство с манерой трактовки, свойственной дирижёру Э.П. Грикурову. В дальнейшем Лаврова работала с ним постоянно. В опере Ш. Гуно «Ромео и Джульетта» она пела заглавную роль. По характеру и содержанию партии совершенно противоположны, но молодая артистка исполнила их с таким «проникновением в сущность замысла каждого из произведений и спектаклей, что публика была совершенно в восторге» [4,с.6]. Лавровой были присущи свои нюансы как в интерпритации образа, так и в использовании вокально-технических красок голоса. Самой индивидуальной принадлежностью Татьяны Николаевны был тембр её голоса: в нём отражалась духовная глубина, искренность и доброта характера. Но когда стали готовить к постановке первый спектакль оперы Прокофьева «Война и мир», написанной совсем недавно, Лавровой была отведена всего лишь роль дублёрши. Для исполнения партии Наташи «были предназначены другие, более опытные артистки, Лаврова же должна была лишь «подстраховывать» [6].

Оперу «Война и мир» композитор задумал ещё в 1941 году, над её созданием С. Прокофьев работал 12 лет. Его жена Мира Мендельсон-Прокофьева стала соавтором либретто. К 13 апреля 1942 года в первом варианте был готов клавир, состоявший из одиннадцати картин. Впоследствии были дополнения и новые редакции. Саму же оперу в основном закончили  к 1943 году, а 16 октября 1945 года впервые показали в концертном исполнении в Большом театре. А уже 12 июня 1946 года состоялась премьера первой части «Войны и мира» (8 начальных картин) в МАЛЕГОТе. Лаврова участвовала в первой редакции оперы. Потом были дописаны вторая и десятая картины. Предполагалось поставить вторую часть оперы. Прокофьев продолжал трудиться над своим произведением до конца своих дней.

Главный дирижёр Большого театра С.А. Самосуд в конце 1945 года приехал в МАЛЕГОТ для постановки оперы «Война и мир». Подготовка велась в нескольких направлениях сразу. Покровский работал с актёрами, а Самосуд и Прокофьев переделывали партитуру. С труппой театра регулярно проводились лекционные занятия. Внешний вид актёров и костюмы находились под пристальным вниманием. Эскизы к костюмам делали В.В.Дмитриев и Т.Я. Шорр. Наташа Ростова была главной героиней оперы и спектакля.

В романе Толстого образ Наташи слишком противоречивый и раскрыть его было непросто. Очень немногие пытались это сделать.

23 марта 1943 года Прокофьев писал В.В. Держановскому, что сочиняя «Войну и мир», он стремился показать реальных героев и народ, защищавший Родину. Первая половина оперы (1-7 картины) рассказывает о любви Наташи к князю Андрею Болконскому и о безрассудном увлечении Анатолием Курагиным. Несмотря на то, что авторы либретто обращались к исторической литературе, фольклору и воспоминаниям современников, чтобы как можно больше сохранить текст самого Толстого, опера отличается от романа. Некоторые разрозненные эпизоды совместились, были написаны и новые. Изменились образы многих героев. «Обаятельный лейтмотив Наташи Ростовой рисует её хрупкую девичью прелесть, передает юную радость  по-весеннему светлой души. Нежной и трогательной влюбленностью веет от грустной мелодии вальса Наташи из картины Бал…» [31,с.224].

В число десяти претенденток, отобранных для предварительного прослушивания на роль Наташи Ростовой, Лаврова не попала. Но она самостоятельно подготовила партию с концертмейстером Ириной Челищевой. «Самосуд каждую из десятерых представленных претенденток слушал не дальше первой картины, Лаврову же выслушал до конца партии», [9,с.7] т.к. в процессе репетиции стало ясно, что именно эта певица нашла «наиболее соответствующий постановочному замыслу сценический и музыкальный образ»…[4,c.32]. И «…в ходе репетиций дирижёр С.А. Самосуд и постановщик Б.А.Покровский убедили великого композитора, что петь премьеру должна именно она. И ныне её имя как первого интерпретатора ставшей классической роли входит во все музыкально-театральные энциклопедии» [6].    

Вот что Татьяна Николаевна рассказывала об этих событиях в интервью Музе Кадлец на радиоканале «Ветер в окно» в 2003 году: « Когда нас вызвали на первую спевку к Самосуду, пришло много, два или три, четыре даже состава, полный зал был. Самосуд сел в уголок. Я тоже, совсем в дальний уголок села. Он одну, другую попробовал, по кусочкам всех пробовал. « Ну, а вы начнёте?» Он всегда немножко в нос говорил. Тогда я встала, подошла, там пианино было. Взялась за него и начала: « Я не буду, я не могу спать!». Думаю, сейчас остановит, нет, смотрит: «давай!». И всё я пропела... Все старшие подошли: «Ну, Мулечка тебя признал!». Вот так они его Мулечкой звали, Самосуда… Я-то его уже Мулечкой не звала. Мулечкой он был в старом Малом оперном театре, а тут он приехал…на постановку из Москвы. А потом Покровского вызвал. Когда мы получили премию, Сталинскую, Самосуд встретил меня в коридоре: «Ну, это конечно не очень так чего-то даст вам, но в жизни может пригодиться!»… С Покровским тоже интересно было работать. Работал эмоционально, а не формально. Мне это очень импонировало. Без души я никаких репетиций не представляла. Когда получили лауреатство – от него пришла телеграмма «Обнимаю изо всех сил!»…[прил.1].

Ежедневная упорная работа завершилась триумфальной премьерой оперы 12 июня 1946 года. На оперной сцене Т.Н.Лаврова стала первой Наташей Ростовой. Певица исполнила партию, когда ещё вносились правки и дописывались целые сцены. Сохранились записи партии и по ним можно судить, какая Наташа получилась у Лавровой.

Замысел композитора был слишком сложен и противоречив. Большой исторический роман писателя был заключён в форму двух опер. Либретто построено не по драматургическим законам, а в принципах инсценировки. Склад текста либретто сильно затруднял вокальные исполнения, «требовал декламационных приёмов и исключительной отточенности и дикции» [4,с.34]. Затруднял вокальное исполнение и преимущественно инструментальный характер, заставляющий менять позицию звука среди исполняемой фразы. Лавровой удалось из объёмно небольшого материала создать единую интонационную линию. Как рассказывала сама Лаврова, «режиссёр спектакля Б.А. Покровский в процессе постановочной работы всячески развивал в ней самостоятельность в отношении сценического решения образа. «Покажите, как вы мыслите себе здесь поведение Наташи» говорил он…» [4,с.34]. Противоречивость оперы удалось преодолеть в спектакле. Именно спектакль, а не партитура, был удостоен Сталинской премии. Лавровой удалось создать запоминающийся образ юной Наташи Ростовой. Зритель поверил в свою Наташу. Лаврова опирается на декламационные приёмы. Основные средства: ритмическая свобода, преодолевающая «сухие формулы сложных метров»[4,с.34], гибкое пользование акцентами, оттенками звучности, смысловая окраска отдельных слов и выражений. Артистка разработала и применила здесь два приёма музыкальной трактовки. Первый – это «внимательное обнаружение малейших мелодических ростков, напевных оборотов, на которых с тщательностью их отделки и выразительностью исполнения… фиксирует внимание слушателя…»[4,с.34]. Тема первого ариозо сразу запоминается как основная, т.к. исполнена с необыкновенной плавностью ведения мелодии. Второй приём — это выделение в речитативе напевных элементов, как основу всей произносимой фразы. Данные детали исполнительского процесса были высоко оценены руководителями постановки. У Лавровой в картине бала Наташа полностью отдаётся музыке танца. Она порывиста, восторженна. Очень хочет танцевать, но опасается, что будет не приглашена. Артистка должна произнести всего лишь две незначительные фразы. Но каким тоном она это делает! В свои «неужели?» Лаврова – Наташа вкладывает всё напряжение и беспокойство ожидания. Татьяна Николаевна обладала убедительным даром перевоплощения. Сменой окраски интонаций, манерой игры она с успехом передавала чувства. Лаврова удивительно эмоционально исполняет свой монолог, произносимый «про себя». От оживлённо – радостной девочки она постепенно переходит к оскорблённой, растерянной, одинокой, психологически надломленной Наташе. Поэтому она так легко поддаётся «льстивым ухаживаниям» Анатолия Курагина на балу у Элен! Отличное интонационное искусство, которым так виртуозно владела Лаврова, заставило засверкать по новому «эти чисто танцевальные, бытового предназначения мелодии…» [4,с.39]. Новый перелом трагического характера переживает Лаврова-Наташа в шестой картине. В начале в основном она использует «мимические приёмы», но в конце картины, в сцене с Пьером Безуховым, Наташа «обретает голос». «… Артистка с поразительной органичностью сочетает и певческие и актёрские приёмы исполнения, передавая в музыкальной фразировке всю конкретность эмоций боли, стыда и безграничного, глубокого раскаяния…»[4,с.39]. В создание данного образа Татьяна Николаевна вложила свою инициативу. Опера имела ошеломительный успех во многом благодаря блестящему исполнительскому мастерству Т.Н. Лавровой. Признание публики сделало её знаменитой. Мировая премьера оперы состоялась!

Роль Наташи Ростовой, чей пленительный образ создала артистка, стала поворотной в её артистической судьбе. Постановщикам спектакля – дирижёру  С.А. Самосуду и режиссёру Б.А. Покровскому, и исполнительнице главной роли Т.Н. Лавровой в 1947 году была присуждена Сталинская (Государственная) премия первой степени. Лаврова стала единственной исполнительницей, удостоенной высочайшей награды. «Созданный ею образ стал эталоном мастерского и поэтического воплощения любимой многими героини Л.Н. Толстого» [9,с.7]. Молодая артистка удостоилась высочайшей награды уже на пятом году своей профессиональной деятельности!

         

       

 

                           Т.Н. Лаврова на вручении Сталинской премии. 1947 г.

              С.А. Самосуд                                                                                 Б.А. Покровский

Лина Ивановна Прокофьева вспоминала, что по инициативе С.А.Самосуда для первой постановки С. Прокофьев написал две новые картины. Первая из которых – «Бал у екатерининского вельможи» с вальсом Наташи. «Премьера первой части Войны и мира (1-8 картины), охватившей мирную часть произведения, состоялась 12 июня 1946 года и прошла с блестящим успехом… Трогательный образ Наташи создала Т. Лаврова…» [18,с.224]. Постановщиком оперы был Б.А. Покровский, декорации В.В. Дмитриева. В спектакле принимали участие артисты МАЛЕГОТа: Наполеон– Модестов, князь Андрей – Петров, старый князь Болконский – Журавленко, Ахросимова – Головина, Пьер Безухов – О. Чишко, Анатоль Курагин – Андрукович, Кутузов – Бутягин. Следующий сезон коллектив театра посвятил работе над постановкой второй части оперы «Война и мир», но спектакль так и не выпустили. 4 декабря 1948 года С.А. Самосуд снова предпринял попытку показать эту часть оперы. Но опера оказалась очень длинной. Поэтому решили создать ещё один одновечерний вариант. К пятому декабря тяжело больной С.С.Прокофьев создал план четвёртой редакции оперы в десяти картинах. В подготовке к печати полного клавира оперы «Война и мир» композитору помогал Л. Атовмьян. Но увидеть полностью оперу на сцене Сергей Сергеевич  не успел. Однако в июне 1953 года Ансамбль советской оперы ВТО исполнил оперу в Москве, а 1 апреля 1955 года её опять поставили на сцене Малого оперного. Режиссёр Б. А. Покровский, дирижёр Э.П. Грикуров, художник Дмитриев. Актёрский состав был по-прежнему великолепен: Наташа – Т.Лаврова и К. Изотова, Наполеон– Модестов, князь Андрей – С. Шапошников, Кутузов – Бутягин, Пьер Безухов – Глебов, Ахросимова – Головина, старый князь Болконский – Матусов, Курагин – Андрукович.

 

           

Опера «Война и мир» 1946 г. Т.Н. Лаврова – Наташа Ростова,  О. Чишко – Пьер Безухов    

С. С. Прокофьев опера «Война и мир».  Ленинград. МАЛЕГОТ 1946 г

 

Дата: 2019-04-22, просмотров: 528.