Военные годы. Начало артистической деятельности в эвакуации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    

То, что Лаврова вообще появилась на оперной сцене можно считать подвигом. На её дипломе стоит дата: «22 июня 1941 года», трагический день начала Великой Отечественной войны. Муж Татьяны Николаевны, известный пианист Николай Шастин, несмотря на очень плохое зрение, добился, чтобы его записали в добровольцы и погиб в первые же дни обороны Ленинграда. Вот, что вспоминает композитор В. Забарский: «…Почти вся композиторская молодёжь ушла в ряды Народного ополчения и многие из них пали в боях. <…> Так погибли талантливый композитор Б. Гольц и способный музыковед, композитор и пианист Н. Шастин, не успевший ещё в полную  меру раскрыть свои творческие замыслы…»[10,с.7]. Из-за войны Лаврова не успела оформиться в театре и со студентами и педагогами консерватории перешла на казарменное положение. Приходилось дежурить на крыше консерватории, носить мешки с песком, тушить зажигательные бомбы, рыть окопы, нередко вместе с Д. Шостаковичем.

Всеобщее горе и личные переживания довели Татьяну Николаевну до крайности. Она потеряла голос и решила уйти из профессии. За несколько дней до блокады Лаврова уехала к тётке в Куйбышев, где произошла судьбоносная встреча с эшелоном Ленинградской консерватории, направлявшимся в эвакуацию в Ташкент. Ректором П.А. Серебряковым ей было предложено место в аспирантуре. Выдающийся пианист, был ректором консерватории дважды - с 1939 по 1952 год и с 1962 по 1977 год.

    

П.А. Серебряков                                                     Д. Шостакович на крыше Консерватории

В Узбекистане Татьяна жила в семье своего педагога С. Акимовой и её мужа выдающегося тенора И. Ершова. Под их руководством возобновились занятия вокалом и голос был восстановлен. За время проведённое в Ташкенте, Татьяна в качестве стажёра оперного театра спела несколько ведущих партий, в том числе Виолетту и Джильду в операх Верди. После пробы в русском оперном театре Узбекской СССР  им. Свердлова в марте 1942 года Лаврова была принята в состав его труппы. Аспирантуру пришлось оставить, так как было невозможно совмещать учёбу и работу в театре. Первыми партиями молодой артистки, обладательницы великолепного лирико-колоратурного сопрано, были партии Джильды в «Риголетто» Дж. Верди, Розины в «Севильском цирюльнике» Дж.Россини, Серполетты в комической опере «Корневильские колокола» французского композитора Робера Планкета на либретто Луи-Франсуа Клервилля и Шарля Габе по пьесе «Вилларские колокола» Э. Майяра, Арсены в оперетте Иоганна Штрауса «Цыганский барон» и итальянской девушки Катарины в опере советского композитора С.Н.Василенко «Суворов». Там же Лаврова подготовила и довела до стадии генеральной репетиции партию Виолетты из оперы  Дж. Верди «Травиата». Это и стало началом артистической деятельности Т.Н. Лавровой в опере.

                       

                                                   Т. Н. Лаврова в роли Розины                                                                  

В 1943 году певица, как отлично окончившая консерваторию, едет в Москву на концерты. По дороге, в городе Чкалове (Оренбург), «держит дебют» в Ленинградский Малый оперный театр, где тот находился в эвакуации. В военные годы шли постановки: «Иоланта», «Кровь народа», «Надежда Светлова» Дзержинского, «Сильнее смерти» Волошинова и «Калинка» Черёмухина и  Аксюка. Театр вернулся в Ленинград в 1944 году. В 40-50-е годы широко пропагандировались произведения советских композиторов, театр ставит русскую и зарубежную классику, возрождает сочинения, которые редко исполнялись. Были поставлены оперы:  в 1946г.   «Война и мир»   Прокофьева,  в 1950г. «Молодая гвардия» Мейтуса,  в 1952г. «Сицилийская  вечерня»  и в 1955г. «Дон Карлос» Верди,  в 1957г. «Летучий голландец» Вагнера, в 1958г. «Фиделио» Бетховена» и «Эсмеральда» Даргомыжского; балеты: в 1946г. «Мнимый жених» и в 1949г. «Юность» Чулаки, в 1952г. «Сольвейг» на музыку Грига, в 1953г. «Семь красавиц» К. Караева и др. В коллектив театра входили певцы: Т.В. Богданова, В.Т. Морозов, А.Е. Алмазов, Т.Н. Лаврова, А.И. Ступальская, М. А. Довенман, А.В. Сутягин, Н. Шапошников и др.; артисты балета: В.М.Станкевич, Г.Н. Пирожная, А.С.Хамзин, Н.Р.Мириманова, Ю.П.Литвиненко, Л.Н. Сафронова, В.С. Зимин, Ю.В.Малахов и др. В развитие театра огромный вклад внесли художественный руководитель и дирижёр С.А.Самосуд, главные дирижёры  Б.Э. Хайкин  и  Э.П. Грикуров, режиссёр Н.В. Смолич.

С марта 1944 года Лаврова артистка МАЛЕГОТа, где в этом же году вышла на сцену в партии Джильды. Её жизнь оказалась на долгие годы прочно связанной с одним из лучших коллективов страны. (Солисткой этого театра она будет на протяжении двадцати лет.) И снова молодой исполнительнице приходилось «входить в уже готовые, давно срежиссированные и разученные спектакли, применяться к уже установившемуся стилю исполнения, к сработанным мизансценам и ансамблю. В Ташкенте и Чкалове оперы «Риголетто» и «Севильский цирюльник» шли в разных постановках, в неодинаковой музыкально-исполнительской манере» [4,с.5]. Однако Лаврова легко и органично вошла в эти спектакли. Зрители единодушно признали её высокие вокальные достоинства, взволнованность исполнения, глубину проникновения в образ. Для каждого образа Лаврова находила свои вокальные и сценические краски. В первом сезоне она работала под руководством режиссёров З.В. Закусовой и Н.И. Соловьёва. Но работа ограничивалась выступлениями в опере Дж. Верди «Риголетто» (Джильда) и опере Дж. Россини «Севильский цирюльник» (Розина).

Дата: 2019-04-22, просмотров: 387.