Барылюк  Анастасия Борисовна
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ДИПЛОМНЫЙ РЕФЕРАТ

Барылюк  Анастасия Борисовна

Жизненный и творческий путь яркой представительницы Русской вокальной школы Лавровой Татьяны Николаевны

 

Направление подготовки: 53.03.03 Вокальное искусство.

Профиль – «Академическое пение»

                                                           

 

Выпускающая кафедра – Кафедра сольного пения №1

                                                                             

 

Руководитель – доцент Дубошинская И.Д.

 

                                                     

 

                                                            

                                                           

 

 

                                                        Москва

                                                          2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………….….3

Глава 1. Истоки. Детство и юность

1.1. Экскурс в историю. Самара - один из культурных центров России...7

1.2. Семья. Школьные годы. Начальное музыкальное образование…...12

Глава 2. Ленинград. Становление таланта

Выдающиеся педагоги, раскрывшие музыкально – сценические

возможности молодой певицы – актрисы………………………………….16

2.2. Военные годы. Начало артистической деятельности в эвакуации...27

Глава 3. Профессиональная работа в театре. Музыкально-сценические образы

3.1. Первая Сталинская премия за создание пленительного образа Наташи Ростовой……………………………………………………………….31

3.2.  Снегурочка – лучшая из партий в репертуаре Лавровой…………...43

3.3. Вторая Сталинская премия за исполнение партии Л. Шевцовой….50

3.4. Работа с С.Я. Лемешевым………………………………………………...53

3.5. Лаврова – признанная артистка своего времени……………………...60

Глава 4. Педагогическая деятельность. Воспоминания современников

4.1. Преподавание в Ленинградской консерватории……………………...66

4.2. О Лавровой с любовью……………………………………………………71

4.3. Творческое наследие Т.Н. Лавровой……………………………………75

Заключение……………………………………………………………………...81

Список использованной литературы и Интернет-Ресурсы......................83

Приложения……………………………………………………………………..85

Введение

Отечественная оперная классика богата талантливыми исполнителями – вокалистами. Лаврова Татьяна Николаевна – из их числа.

           

                                                                                  Т.Н. Лаврова

Эта замечательная артистка пользовалась абсолютным успехом и признанием. Но прошли годы. И интерес к её творчеству несколько угас. Напрасно. В даровании Лавровой счастливое сочетание уникальных артистических данных – (она была очень хороша собой на сцене) женственная, типичная классическая героиня и прекрасное лирико-колоратурное сопрано! Певица обладала удивительным талантом перевоплощения, абсолютной музыкальностью и острым чувством сцены. Татьяна Николаевна щедро делилась со своими героинями душевным благородством, тактом, скромностью, обаянием, сердечной теплотой. Поэтому все её образы отличались необычайно привлекательным отпечатком интеллигентности. Как русская певица, она создавала характер национальной и исторической достоверности, передавала естественные чувства и психологическую выразительность. Певица целиком и полностью поддерживала традиции, которые заложили Собинов, Шаляпин и Нежданова.                     Многие исполнители, известные и очень популярные в своё время, впоследствии как бы забываются широкой аудиторией. Но они продолжают оставаться интереснейшими историческими личностями.  

                   

 

  Л.В. Собинов                                          Ф.И. Шаляпин                                   А.В. Нежданова

Об одних написано очень много. И это, безусловно, богатое историческое наследие. О других известно мало; немногочисленные публикации, разрозненные и немногословные, не передают в полном объёме всей информации. Совершенно непонятно, почему иногда невозможно найти сведения об артистах, которые были очень популярны и их фотографии печатались огромным тиражом. Лаврова была востребована и в мирные, и в военные годы. Своим героиням она дарила шарм и кокетство, всегда соблюдая границы хорошего вкуса. Её отличали спонтанные актёрские озарения, когда голос начинал звучать как-то удивительно. Это была артистка мягкого душевного лиризма, но в тоже время она отличалась большим темпераментом. Поэтому работа над восстановлением интереса к творчеству певицы своевременна и необходима.

Актуальность работы заключается в том, что по данной теме нет ни одного дипломного реферата, где собраны воедино сведения о детстве и юности, творческой карьере Т.Н. Лавровой, её великих соотечественниках и партнёрах по сцене, где бы подробно сообщалось о тех местах, где она жила, училась, работала. Есть публикации известных авторов. Они написаны с огромной любовью и почитанием таланта Лавровой, однако освещают только творчество певицы и дают оценку её таланту с профессиональной точки зрения. В данной работе будет рассказано о Татьяне Николаевне не только как о восхитительной артистке и певице, но и как о человеке. Возможно, на сегодняшний момент, такая работа единственная.

Предметом дальнейшего рассмотрения является жизненный и творческий путь певицы. Поле исследования дополняется подробными сведениями о родном городе Куйбышеве (в то время – Самаре). Газетные заметки или просто высказывания дополняют и украшают исследуемую тему.

Цель работы – соединить воедино разрозненные данные, донести до современников всё богатство красок творчества певицы. Осветить её личность, проследить её биографию, её творческий путь, выявить основные характерные черты исполнительского стиля.

Структура работы состоит из введения, четырёх глав, где подробно раскрывается тема исследования, заключения и списка литературы, использованной в процессе данной работы, а также приложений.

Первая глава  рассказывает о детстве и юности Т.Н. Лавровой, о её родном городе Куйбышеве (Самаре), где она впервые услышала оперу и о переезде в Москву. Вторая глава повествует о годах учёбы в Ленинграде и педагогах. А так же в этой главе рассказывается о трудностях и успехах, признании таланта и получении Сталинской стипендии, о военных годах и начале артистической деятельности в эвакуации. Третья глава даёт полное представление о послевоенных годах, о головокружительной карьере в Малом оперном. С Лавровой сотрудничают выдающиеся исполнители, великие дирижёры и постановщики. Молодая певица получает всеобщее признание и становится лауреатом Сталинских премий. Здесь же можно ознакомиться с репертуаром Татьяны Николаевны. Четвёртая глава посвящена педагогической деятельности. В главе упомянуты фамилии её учеников, ставших  впоследствии известными оперными певцами.  Воспоминания современников завершают главу.

В заключении проведён анализ личности Т.Н. Лавровой и сделаны выводы. 

В списке использованной литературы содержатся все источники, которые были доступны в процессе данного исследования. Следует отметить, что использованная информация даёт исчерпывающие объяснения феномену этой удивительной певицы.

 

Благодарность

Считаю своим долгом выразить искреннюю признательность и благодарность Ержемской Марине Георгиевне за неоценимую помощь и предоставление публикаций, фотографий и записей из личного архива Лавровой Татьяны Николаевны.

О Лавровой с любовью

Важно отметить, что признание всего сделанного Лавровой для развития вокального искусства, признание её «счастливого дара», в очередной раз подтвердилось на чествовании певицы в честь её девяностолетия! 22 ноября 2001 года в переполненном Малом зале им. Глинки Петербургской филармонии собрались все, «…чья жизнь была каким-то образом связана с этой удивительной женщиной. В начале концерта звучал голос самой Татьяны Николаевны – запись  фрагмента из оперы «Манон» Массне. Юбилярша сидела в первом ряду, а поздравляющие складывали перед ней на край сцены бесконечное количество букетов…» [11]. Со всего мира приехали лучшие её ученицы, чтобы выразить глубокое признание своей великой наставнице. Все они состоялись в творчестве. И каждая уникальна. Лаврова сумела сохранить индивидуальность своих воспитанниц и задать импульс к развитию природного таланта. «Обладательница  волшебного меццо-сопрано Евгения Гороховская, музыкальнейшая Нелли Ли, утончённая лирическая певица Елена Прокина, выразительная в драматическом репертуаре Светлана Сумачёва, впечатляющие красотой голоса и темпераментом Надежда Басаргина, Галина Ясная, Ирина Муратбекова, Инесса Просаловская, Виктория Войтенкова. Татьяна Николаевна сидела в первом ряду, и каждая мастерски спетая фраза вызывала улыбку радости на её лице. Мне кажется, она была счастлива» [6], писал Михаил Бялик в газете «Невское время».

    

 

К девяностолетию певицы её супругом Ержемским Георгием Львовичем и дочерью Мариной Георгиевной была проведена колоссальная работа. Были собраны и изданы все сохранившиеся записи Татьяны Николаевны.

     Ержемский  Георгий  Львович

Георгий Львович  Ержемский на протяжении более 30 лет был дирижёром Малого оперного театра и более 50 лет супругом и творческим партнёром Татьяны Николаевны Лавровой.

Советский и российский дирижёр, один из старейших симфонических дирижёров России, музыкальный педагог и писатель, доктор психологических наук. Автор пяти книг. Последняя книга «Этюды к обретению дирижёрского мастерства» посвящена «Светлой памяти Татьяны Николаевны Лавровой – любимой  жены и верного друга». Сделанное Ержемским для дирижёрско-исполнительского искусства – поистине  неоценимо.

          

В день девяностолетия певицы у неё дома собрались самые близкие и искренние друзья! (12 декабря 2001г.).

Татьяне Николаевне Лавровой 90 лет! На фото слева на право: Гороховская, Нелли Ли, Колосова, Просаловская, Кочубеева, Лаврова, Шаблинский, Шаблинская, Лебедь.

 

Акимова-Ершова Софья Владимировна: «На протяжении всей моей педагогической жизни я испытала много радости, теперь я могу гордиться целой плеядой своих учеников, среди них такие прекрасные исполнители как О. Пядышева, В.Кудрявцева, Н.Сердечкова, М.Довенман, Р.Борщевская, а особенно Татьяна Лаврова…»[3,с.139].

Светлана Бурковская: «В классе Лавровой всегда царит атмосфера радости совместного творчества педагога, ученика и концертмейстера, студентки имеют право свободного посещения уроков своих товарищей» [32]. Татьяна Николаевна пользовалась высочайшим авторитетом, безграничной любовью и абсолютным доверием своих подопечных. Любая из них, не смотря на звания и регалии, нынешние студентки или выпускницы прошлых лет, могли свободно прийти за профессиональным советом, поделиться «творческими и личными проблемами». Они всегда получали поддержку, понимание и рекомендации у своего великого педагога.

Татьяна Мелентьева: «Мне посчастливилось несколько лет работать рядом с Татьяной Николаевной на вокальной кафедре нашей Консерватории. Её художественный вкус, дисциплина в занятиях, человеческая порядочность и такт, наконец, женственность и обаяние были для молодых коллег примером. Она сумела оставить сцену, не пережив цвет своего голоса ни на год. Но затем воспитала много прекрасных учениц, певших и на оперной, и на камерной сцене. Атмосфера её класса была доброй и всегда деловой. Маленький экскурс  в  прошлое. Моя мать пианистка Е.С. Храмова была до войны концертмейстером класса С. В. Акимовой. Но тот самый диплом в 41 году Лавровой аккомпанировала не она, сама профессор Акимова»[33].

Т.Н.Лаврова всегда была светла и спокойна. Такой и осталась она в памяти своих многочисленных учеников.

Елена Мартыненко: «Голос действительно – Чудо неземное!!! Я каждый раз слушаю и каждый раз текут слёзы!!! Да, голос Лавровой Татьяны Николаевны действительно был необыкновенный!!! Когда Т.Н была молодая, много записывалась на радио, но записей в общем доступе не было. К её юбилею-90 лет делались альбомы на дисках из личного архива!!! Только после этого записи были выложены в интернет, и все смогли услышать её необыкновенный голос и великолепную "школу вокала"!!! И я очень счастлива, что училась в классе вокала у Лавровой Т.Н − профессора Консерватории Римского-Корсакова, Санкт-Петербург. Очень жаль, что её уже нет в живых, но к счастью остались записи!!!»[34].

Стас: «Мне посчастливилось учиться у Татьяны Николаевны Лавровой, к сожалению совсем недолго, меньше года. Начали мы весной 2003, а в январе 2004 её не стало…» [35]. Лаврова делилась воспоминаниями о Михаиле Довенмане, давала слушать немногочисленные сохранившиеся записи певца.

«Хочу добавить пару слов про Татьяну Николаевну: Это была замечательная, очень мудрая женщина, человек высочайшей культуры. С точки зрения педагогики, могу сказать ответственно − таких больше нет. Она досконально знала технологию, но её понимание профессии лежало далеко за пределами дыхания и положения гортани. Она была  настоящим артистом и это было главным принципом и ключом к решению многих проблем учеников. Несмотря на преклонный возраст (ей было 92 года) она до последних дней сохраняла абсолютную ясность ума, частенько напоминая молодым, чтобы не забыли по рассеянности ноты и тд. Я благодарен судьбе, что мне довелось общаться с этим замечательным человеком»[35].

Слава: «Да Лаврова, судя по этим записям, была уникальной певицей и личностью!!! А М. Довенмана сохранилось не мало записей, полностью– Виндзорские проказницы, Лакмэ, Эсмеральда (с Лавровой), Летучий Голландец, Фиделио (с Зандерлингом), Разбойники и Мадам Фавар (Оффенбаха), Джоконда! Всё это ещё недавно (лет 10 назад), передавали по Орфею - живые записи спектаклей МАЛЕГОТа (передачи из Ленинграда) Наверно они сохранились...»[35].

Татьяна Николаевна ушла из жизни 30 января 2004 года в Петербурге. Похоронена  на Литераторских мостках Волковского  кладбища.

 

Записи разных лет

П.И.Чайковский

1.Сцена и дуэт из оперы «Иоланта»

А.Даргомыжский

2. Сцена из первого акта оперы «Эсмеральда» (Эсмеральда)

3.Сцена в тюрьме из оперы «Эсмеральда» (Эсмеральда)

Лео Делиб

4. Дуэт Лакме и Джеральда из первого акта оперы «Лакме»

Э.Григ

5. Песня Сольвейг из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт»

Н.Раков Обработки русских народных песен:

6.«Цвели цветики»

7.«Здравствуй, лён»

Р.Глиэр

8.«Сладко пел душа-соловушка»

Л. Ружицкий

9.Песенка Катон из оперетты «Казанова»

А. Дюбюк

10.«Птичка»

11. «Ивушка», Словацкая народная песня

Э. Тозелли

12 . «Серенада»

Арии из опер

1.Массне. Ариетта Манон из оперы «Манон»

2.Массне. Речитатив и гавот из оперы «Манон»

3.Бетховен. Две песни Клерхен из музыки к трагедии В.Гёте «Эгмонт»

«Гремят барабаны»

«Радость и горе»

4. Верди. Ария Джильды из оперы «Риголетто»

5.Делиб. Ариозо из первого действия оперы «Лакме»

6.Ариозо из второго действия оперы «Лакме»

7.Римский-Корсаков. Ария Марфы из второго действия оперы «Царская невеста»

8. Римский-Корсаков. Ария Марфы из четвёртого действия оперы «Царская невеста»

9.Лорцинг. Ария Марии из оперы «Царь-плотник»

10. Римский-Корсаков. Ариозо Снегурочки из оперы «Снегурочка»

11.Римский-Корсаков. Заключительная сцена из оперы «Снегурочка»

12. Прокофьев. Сцена и ария Наташа из третьей картины оперы «Война и мир»

13. Чайковский. Ария Иоланты из оперы «Иоланта»

14.Даргомыжский. Ария Эсмеральды в темнице из оперы «Эсмеральда»

15. Дунаевский  «Заздравная» из к/ф «Весна»

16. Дунаевский. Песня Анюты из к/ф «Весёлые ребята»

Романсы и песни

Глинка

1. «Не искушай меня без нужды» элегия

Балакирев

2. «Обойми, поцелуй»

3. «Сарафанчик»

Даргомыжский

4. «Тучки небесные»

5.«Шестнадцать лет

6. «Как часто слышу я»

Варламов

7. «Не пой, красавица, при мне»

8. «Горные вершины»

Донауров

9. «Любовь»

Брамс

10. «Соловей»

11. «К соловью»

12. «Песня девушки»

13. «Жалоба»

14. «Покрыл всё иней»

15. «Птичка» Польская народная песня в обработке А. Мееровича

Бетховен

16. «Песня Миньоны»

Россини

17. «После гонок»

Дебюсси

18.«В сердце нега, упоенье»

19. «Открылась листва»

20. «Карусель»

Григ

21. «Лебедь»

22. « В челне»

Шопен

23. «Пригожий парень»

24. « Где милый»

Метнер

25. «Лишь розы увядают»

26. «Испанский романс»

27. «Вальс»

28. «Цветок засохший»

29. «Не могу я слышать этой птички»

Сцены и дуэты

П.И.Чайковский

1. Дуэт Ромео и Джульетты (Джульетта)

2. «Иоланта», Дуэт Иоланты и Водемона

Ж.Массне

3. «Манон», Сцена в монастыре

4. «Манон», Заключительная сцена (Манон)

Дж. Верди

5. «Травиата», Сцена из второго акта (Виолетта)

 

Заключение

Предметом данного исследования был жизненный и творческий путь певицы Татьяны Николаевны Лавровой. Вся её жизнь и творческая деятельность была подвергнута тщательному анализу. В процессе исследования были поставлены и полностью выполнены задачи по раскрытию личности певицы и её творческой значимости, отражено становление карьеры на сцене Ленинградского Малого академического оперного театра.

В работе представлены подробные сведения о родном городе певицы Самаре, годах учёбы и наставниках, партнёрах по сцене и учениках, методе преподавания, творческом наследии Татьяны Николаевны. Воспоминания   современников говорят о том, что она была не только великолепной певицей, замечательным педагогом, но и чутким, доброжелательным, целеустремлённым человеком. Обширный репертуар и абсолютное признание публики говорят о её востребованности и преданности своей профессии. Т.Н. Лаврова полностью подтверждает тезис А.В. Свешникова: «Кто много поёт, тот долго живёт!».

Уже много лет Татьяны Николаевны нет с нами, но её творчество остаётся актуальным и в наше время. Подтверждением тому служит информация из всех источников, которые удалось найти в процессе данной работы. Главным источником является книга В.М. Богданова-Березовского «Мастера Ленинградской сцены. Татьяна Николаевна Лаврова» [4]. Валериан Михайлович лично знал Татьяну Николаевну. Особую ценность представляет информация из личного архива Т.Н.Лавровой, любезно предоставленная дочерью певицы  Ержемской  Мариной  Георгиевной.

Поэтому поставленная задача является полностью выполненной. О значимости влияния вокальной школы Т.Н. Лавровой на развитие русского оперного искусства говорит количество её вокальных «дочек» и «внучек» и тот факт, что на столетний юбилей певицы был организован концерт – яркое  подтверждение этому.

Среда, 24 октября

«Санкт-Петербургская консерватория: имена и памятные даты»
Вечер вокальной музыки
Памяти Народной артистки РСФСР, профессора Татьяны Николаевны ЛАВРОВОЙ (1911 – 2002)
К 100-летию со дня рождения.
В программе: арии, романсы русских,
зарубежных и современных композиторов [36].

На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

В историю театра ещё при жизни Лавровой были вписаны яркие страницы о ней как о великой певице и общественном деятеле.

Лаврова посвятила себя служению любимому искусству. А это великое счастье!

Становится ясно, что Лаврова обладала прекрасным актёрским мастерством, редчайшей красоты голосом и профессионально владела им и, ко всему прочему, обладала природной красотой и обаянием.

Из вышеприведённого анализа образа певицы со всей очевидностью следует, что все эти качества привели к огромному успеху.

«Талант обязывает. Его надо принимать не только как дар природы, обеспечивающий лавры славы и признания. Нет, талант накладывает ответственность на его обладателя, он требует от него большого труда для своего полноценного развития…» (С.Я. Лемешев).

 

 






Список использованной литературы и Интернет - Ресурсы

1. Агин М.С. История вокального искусства. Учебное пособие. М.: РАМ имени Гнесиных, 2017. –304 с.

2. Вопросы вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений / Ред-сост. М.С.Агин. – М.: РАМ имени Гнесиных, ПРОБЕЛ -2000, 2017. – 264с.

3. Акимова С.В. Воспоминания певицы // Великие голоса. София Акимова/

ред-сост. Иванова Л.Композитор (СПб), 2008. – 139 с.

4. Богданов-Березовский В. М. Т. Н. Лаврова//Мастера ленинградской сцены.  Л.: ВТО, 1950 – 50 с.

5. Бунин Р. «Снегурочка» в Малом оперном театре// Ленинградская правда. 1947. 30 марта (No 75).

6. Бялик М. Счастливый дар // Невское время. 29 января 2002.

7. Бялик М.// Музыкальная академия. М., 2013. №3.

8. Грикуров Э. П., Тимофеев П. П. Все от музыки. Рукопись статьи в редакцию журнала «Музыкальная жизнь». 1977. Июнь//ЦГАЛИ. Ф. 197.Оп. 1. Д. 42.

9. Дмитриевский В. Татьяна Николаевна Лаврова // Театральный Ленинград. 1958, № 2.

10. В. Забарский. Ленинградские композиторы в месяцы блокады. Л.: Советский композитор, 1959.

11. Кадлец М. // Музыкальное обозрение. 1(217) январь 2002.

12. Лаврова Т. Они озаряли нашу жизнь // Сб. «Ленинградская Консерватория в воспоминаниях»/ ред.-сост. Г.Г. Тигранов. Л.,1962. – С.352-415.

13. Лаврова Т.Н. На всю жизнь//Рядом с С.Я.Лемешевым/ авт.-сост. Н.В. Кудрявцева-Лемешева, Т.Хренников. М.,2002. –208 с.

14. Лемешев С.Я. Жемчужины мира музыки//Автор - сост. В. Васильев. М., 1999. –240 с.

15. Лемешев С.Я. Путь к искусству/Лит.запись Е.Грошевой. Изд.2-е М., 1974.–384с.

16. Лемешев С.Я. Путь к искусству/Лит.запись Е.Грошевой. Изд.2-е М., 1974.–384с.

17. Ли Нелли «Об учителе с любовью»//Великие голоса. София Акимова/ ред.-сост. Иванова Л. Композитор (СПб), 2008. – 139с.

18. Ольховский Е. Все от музыки//Театральная жизнь. 1961. No 7.

19. Прокофьева Л. Из воспоминаний//Сергей Прокофьев. Статьи и материалы. Издание второе. М., 1965. – 224 с.

20. Свиридов Ю. «Снегурочка». Премьера в Малом оперном театре//  Вечерний Ленинград. 1947. 26 марта (№ 71).

21. Слуцкая М. Д. А. Н. Киреев. Заметки к творческой биографии// Оперная режиссура: история и современность. Сборник статей и публикаций. СПб.: РИИИ, 2000. – 168с.

22. Ленинградская консерватория в воспоминаниях / ред.Г.Г. Тигранов.– Л.:Государственное музыкальное издательство, 1962.– 415с.

23. Тигранов Г.Г., Жизнь отданная искусству, Ереван,1978.– 68 с.

24. Энтелис Л. А. «Снегурочка». Премьера в Малом оперном театре//Смена. 1947. 19 апреля.

25. http://marinusssss.livejournal.com/25562.html

26. http://strana.ru/places/33463/info

27. http://filarm.ru/about/history/art50.html

28. http://www.operanews.ru/15050407.html

29. www.opera-samara.net

30. http://www.rumvi.com/products/ebook/большой-театр-золотые-голоса

31. http://shatalov63.ru/

32. http://www.e-reading.mobi/bookreader.php/1020106/Vasilev_- _Sergey_Lemeshev._Luchshiy_tenor_Bolshogo.html

33. http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/835/57835/27912?p_page=17

34. https://vk.com/wall-3741411_32294

35. https://www.youtube.com/watch?v=QrvGHNbIJtk

36. http://maintracker.org/forum/viewtopic.php?t=2076164

37. http://www.conservatory.ru/node/2738

 

 

Приложения

1. Интервью Т.Н. Лавровой Музе Кадлец на радиоканале «Ветер в окно» в 2003 году

Арии

Записи разных лет

Сцены и дуэты

Романсы и песни

Опера Чайковского «Иоланта»

 

 

 

 
 

 

 

ДИПЛОМНЫЙ РЕФЕРАТ

Барылюк  Анастасия Борисовна

Дата: 2019-04-22, просмотров: 605.