ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

 

ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Перспектива, 2014.-32 с.

2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы и др. –М.: Мозайка-синтез, 2016. -365с.

3. Арушанова А.Г. Диалогическое общение детей: обучение и самонаучение / А.Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 5. – С. 35-40.

4. Богуславская Н.Г., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург:

«АРГО», 2017. – 192 с.

5. Бодалев А. А. Психология общения. Энциклопедический словарь/ А. А. Бодалев. – М. : Когито-Центр, 2015. – 600 с.

6. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» - 6-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-синтез, 2014.

7. Гавриш С.В. Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников // журнал «Ребенок в детском саду». –2014. –№1. – С. 8-35.

8. Гавриш С.В. Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников // журнал «Ребенок в детском саду». –2014. –№1. – С. 8-35.

9. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет – М.: Просвещение, 2016.–142 с.

10. Запорожец А.В. Общение как проблема общей психологии. М., 2013

11. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности к школьному обучению. М, 2015.

12. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2016 – 220с.

13. Лежнева Л.И. Научим детей общаться // Начальная школа. 2014. - С. 79

14. Лисина М.И., Сарториус Т.Д. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников / под ред. Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной. –М.: Просвещение, 2015. –169 с.

15. Лысюк Л.Г. Различные планы взаимодействий детей в игровой деятельности. М., 2017 с. 57

16. Мещерякова С.Ю. Галигузова Л.Н., Ганощенко Н.И. и др., Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет Текст. / / под ред. Е. О. Смирновой. –М.: Моск. психол.-социальный ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2014.–240 с.

 17. Никитин Б.П. Психология общения: основы. – М.: Остов, 2016. – 210 с.

18. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. –М.: Педагогика, 2014. -218с

19. Смирнова Е. О., Рябикова И. А. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников // Вопросы психологии. – 2015. – № 2. – С. 42–48.

20. Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Типология сюжетных игр дошкольника // Вопросы психологии. – 2014. – № 3. – С. 42–48.

21. Терещук Р.К. Особенности общения со сверстниками как основа популярности дошкольников: Автореф. дис. ... канд. психол. наук / Р.К. Терещук – М., 2014. - 453 с.

22. Щетинина А.М. Условия развития коммуникативной компетентности у детей / А.М. Щетинина // Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 3. – С. 37-45.

23. Эльконин Д.Б. Психология игры ...— 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.-210с. Маклаков, А.Г. «Общая психология». - СПб.: Питер, 2014. - 593 с.

24. Дошкольный возраст [Электронный ресурс]: - http://doshvozrast.ru/igra/igradidakt09.htm

25. Пальчиковая гимнастика [Электронный ресурс]: - http://budetrebenok.ru/palchikovaya-gimnastika-2863.html

26. Методические консультации [Электронный ресурс]: - http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac67.htm

 

 



ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

«ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Л.P. МУНИРОВОЙ

 

Коммуникативные умения

Критерии и показатели сформированности коммуникативных умений на основе исследований Л.P. Мунировой

Параметры, диагностируемые методиками

Диагностическая методика

показатели критерии
Аффективно-коммуникативные Развитие личностных качеств: эмпатия, отзывчивость,сопереживание, умение поделиться своим настроением, ощущениями, чувствами с собеседником; Эмоциональное восприятие партнера (умение замечать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнера; умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам). Коммуникативные качества личности: эмпатийность, доброжелательность, искренность, открытость в общении, конфронтация, инициативность умение почувствовать эмоциональное состояние собеседника, проявляет доброжелательность в общении, симпатию к партнеру по общению, понимание его потребностей, искренен в своих высказываниях, редко конфликтует, эмоционально откликается на чувства партнера по общению, умеет уступить, оказать и с благодарность принять помощь Методика «Коммуникативные качества личности» А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой
Информационно-коммуникативные Умение вступать в коммуникативный контакт; Умение ориентироваться в ситуации общения (умение начать, поддержать и завершить общение; умение адекватно реагировать на знакомого и незнакомого человека, понять его намерения и мотивы); Употребление вербальных невербальных средств общения (умение употреблять средства вербального и невербального общения, использовать слова и знаки вежливости). Коммуникативные действия и умения: организационные, перцептивные, оперативные умения ребенок активно выражает готовность общаться как со взрослым, так и со сверстником, проявляет сам и поддерживает инициативу другого в общении, умеет договариваться, слушать, владеет навыками коммуникативного поведения, умеет аргументировано отстоять свою позицию, свободно владеет вербальными и экспрессивновыразительными средствами Методика «Коммуникативные качества личности» А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой
Регуляционно- коммуникативные умения Умение организовать процесс общения (умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров; умение помогать партнеру и самому принимать помощь); Умение оценить результаты коммуникативного контакта; Преодоление конфликтов (умение решать конфликты адекватными способами). способность слушать партнера, способность договариваться с партнером, умение вступать в диалог, поддерживать его и завершать ребенок активно общается, умеет спокойно и терпеливо слушать партнера, воспринимать речь; выстраивает общение по ситуации, свободно входит в контакт с детьми и педагогом, легко договаривается, четко и последовательно может выражать свои мысли, пользоваться различными формами речевого этикета Методика «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» А.М. Щетининой


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

МЕТОДИКА «КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ» А.М. ЩЕТИНИНОЙ, М.А. НИКИФОРОВОЙ

 

В процессе наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста в Карте наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников отмечаются коммуникативные качества личности ребенка. 

Карта наблюдения за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников

Проявления

Редко Чаще всего Всегда
1 балл 2 балла 5 баллов
1. Коммуникативные качества личности 1.1. Эмпатийность: - ребенок проявляет эмоциональный отклик на чувства и переживания партнера по общению; - идентифицируется с партнером, заражается его чувствами; - выражает сочувствие, сопереживание собеседнику; - выражает понимание потребностей, желаний другого (соглашается, заинтересованно спрашивает, повторяет мимику другого, стремится помочь). 1.2. Доброжелательность - ребенок проявляет расположенность слушать партнера; - старается понять и ответить на вопросы собеседника; - выражает симпатию (улыбается, обнимает, чем-то делится с партнером); - не конфликтует, уходит от конфликта, предвидя его; - проявляет выраженный интерес к тому, что говорит собеседник. 1.3. Непосредственность, аутентичность, искренность: - ребенок говорит и действует напрямую, открыто демонстрируя свое отношение к людям, проблемам; - искренен в своих высказываниях, в проявлении своих чувств;  - открыто заявляет о своих намерениях ("Если ты мне не дашь машинку, то я тебя ударю"); - не "подхалимничает". 1.4. Открытость в общении: - ребенок открыт к общению, выражает готовность к нему (позой, мимикой); - выражает желание общаться как со взрослыми, так и со сверстниками. 1.5. Конфронтация: - ребенок смело отстаивает (но бесконфликтно) свою позицию; - доказывает, аргументирует, пытается убедить в своей правоте. 1.6. Инициативность: - ребенок сам проявляет инициативу в общении; - понимает и поддерживает инициативу другого. 2. Коммуникативные действия и умения 2.1. Организационные: - ребенок выступает организатором, инициатором игр, общения, взаимодействия; - является лидером в отдельных видах деятельности; - владеет организаторскими навыками. 2.2 Перцептивные: - ребенок стремится понять другого, его мысли, чувства ("А чего ты обиделся?"); - наблюдателен, видит и осознает особенности других детей, взрослых. 2.3. Оперативные: - ребенок в общении экспрессивно выразителен (у него богатая мимика, жесты, позы); - свободно владеет вербальными средствами общения (язык); - увлекает партнера по общению своими действиями; - умеет продолжительное время поддерживать контакт; - умеет спровоцировать желаемую реакцию партнера.      

 

Обработка результатов: каждое проявление оценивается различным количеством баллов:

«Редко» - 1 балл, «Чаще всего» - 2 балла, «Всегда» - 5 баллов. Затем подсчитывается общая сумма баллов по всем показателям, дается вывод об уровне развития коммуникативных умений:

Высокий уровень (87 - 145 баллов): ребенок активно выражает готовность общаться как со взрослым, так и со сверстником, проявляет сам и поддерживает инициативу другого в общении, умеет договариваться, слушать, владеет навыками коммуникативного поведения, проявляет доброжелательность в общении, симпатию к партнеру по общению, понимание его потребностей, искренен в своих высказываниях, редко конфликтует, эмоционально откликается на чувства партнера по общению, умеет уступить, оказать и с благодарность принять помощь, умеет аргументировано отстоять свою позицию, свободно владеет вербальными и экспрессивно-выразительными средствами.

Средний уровень (58-86 баллов): ребенок проявляет готовность общаться как со взрослым, так и со сверстником, но сам проявляет инициативу лишь в некоторых ситуациях, иногда умеет договариваться, слушает не всегда внимательно, имеет некоторые навыки коммуникативного поведения, доброжелательность и симпатию по отношению к другим проявляет не всегда, иногда конфликтует, умеет в ряде случаев проявить эмоциональный отклик на чувства и переживания партнера по общению, недостаточно развита культура общения, достаточно хорошо владеет вербальными и экспрессивными средствами общения.

Низкий уровень (29-57 баллов): ребенок проявляет готовность к общению, но чаще со взрослыми, чем с детьми, редко выражает симпатию и доброжелательное отношение к партнеру по общению, часто конфликтует, почти не умеет проявлять эмоциональный отклик на чувства и переживания партнера по общению, не умеет договариваться, слушать, навыки

коммуникативного поведения развиты слабо, плохо владеет вербальными средствами общения, а экспрессия зачастую носит негативных оттенок.

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

МЕТОДИКА «ДИАГНОСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ К ПАРТНЕРСКОМУ ДИАЛОГУ» А. М. ЩЕТИНИНОЙ

 

В способности к партнерскому диалогу мы выделили следующие компоненты:

     1 – способность слушать партнера,

– способность договариваться с партнером,

– умение вступать в диалог,

– умение поддерживать и завершать диалог.

  Педагог наблюдает в течение недели за особенностями проявления детьми этих показателей в спонтанно возникающих ситуациях или специально смоделированных. Затем проводится анализ данных наблюдений, и его результаты вносятся в таблицу (или это могут быть таблицы по каждому из показателей).

Каждое проявление способностей оценивается по 3-хбалльной шкале:

3 балла – способность проявляется в полной мере;

2 балла – способность проявляется иногда;

1 балл – способность не проявляется.

Затем выводится средний балл и определяется уровень развития способностей.

Высокий уровень (2,5-3 балла) – ребенок активен в общении, умеет спокойно и терпеливо слушать партнера, понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, легко договаривается, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета.

Средний уровень (1,7-2,4 балла) – ребенок умеет слушать и понимать речь, но иногда перебивает собеседника, спорит, не соглашается, раздражается, проявляет недостаточно терпения при слушании партнера, участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое.

Низкий уровень (1-1,6 баллов) – ребенок не проявляет ни одного из компонентов способности к партнерскому диалогу, или проявляется небольшое количество из указанных свойств, при этом он малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.

 

 



ПРИЛОЖЕНИЕ Г

 

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Организация сюжетно-ролевой игры «Семья»

 

Цель: формирование положительных взаимоотношений между детьми.                              

Задачи:

1. развивать умение детей отражать отношения и взаимодействие взрослых друг с другом, используя ранее полученные знания;

2. учить детей самостоятельно создавать игровую обстановку, подбирать атрибуты;

3. способствовать формированию гуманности, сочувствия к близкому человеку, доброжелательных отношений в группе;

4. развивать диалогическую речь детей в ходе игры;

Игровое оборудование: куклы; мебель для оборудования уголка; посуда; игровые атрибуты (косынки, передники, коляски); предметы-заместители.

Этапы   Задачи Формы и методы
Диагностический   Выявить отношение детей к игровой деятельности Беседы, наблюдение за игрой детей. Для изучения коммуникативных качеств личности ребенка применялась методика А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой «Коммуникативные качества личности»; Для изучения способности детей старшего дошкольного возраста к партнерскому диалогу применялась методика А.М. Щетининой «Способность детей к партнерскому диалогу».
Подготовительный     Стимулировать интерес к предстоящей игре.   Обогащать представления детей о взаимоотношениях детей и родителей, родственников, о способах проявления заботы к близкому через умение эмоционально откликнуться, сочувствовать, сопереживать.   Воспитывать заботливое отношение к младшему; уважительное отношение к старшему. Беседа о семье, о профессиях родителей, о семейных традициях, о братьях, сестрах: «Моя семья» «Профессии родителей» «Традиции семьи»   Рассматривание иллюстраций на тему «Дружная семья»   Создание проблемных ситуаций «Я обидел маму» «У меня забрали игрушку»   Чтение и анализ стихов, рассказов о маме Е. Благинина «Посидим в тишине» А. Барто «Все она» Конструирование мебели к из конструктора (стол, диван) Игры с использованием невербальных средств общения «Изобрази подарок», «Разговор без слов» Игра-инсценировка «Позвони другу/маме/бабушке»
Обучение игре Учить переносить впечатления, знания в игровую деятельность     Учить действовать согласно принятой роли   Учить создавать необходимые для игры атрибуты Беседа перед игрой с целью определения темы игры, сюжета, напоминание о правилах поведения. Помощь в распределении ролей Оказание помощи в игре детям, испытывающим затруднения Беседа после игры, оценка результатов игры
Самостоятельная игра детей Развивать творческие способности   Воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам, способность к сопереживанию.   Воспитывать коллективные взаимоотношения. Беседа после игры для оценки поведения   Беседа о перспективах игры   Изготовление нового игрового оборудования Использование предметов-заместителей

 

Роли:

Мама: заботится о детях, готовит кушать, играет с детьми, ходит на работу, укладывает спать детей, гладит белье.

Папа: помогает маме заботиться о детях, ходит на работу, приносит покупки из магазина, делает ремонт в доме.

Бабушка: готовит еду, вяжет, читает книжки детям, стряпает пирожки, ходит на прогулку с внуками.

Дедушка: смотрит телевизор, играет с внуками, помогает папе делать ремонт.

Брат/сестра: играют, смотрят телевизор, помогают маме, папе, бабушке, дедушке.

 

Организация сюжетно-ролевой игры «Больница»

 

Цель: развивать доверительные отношения в совместной игре.

Задачи:

формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия;

развивать у детей творческое отношение к игре, умение использовать предметы-заместители;

обогащать представления детей о профессии врача;

формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшему;

развивать организаторские способности.

Игровое оборудование: набор доктора (стетоскоп, шпатель, градусник, ящик для хранения медицинских принадлежностей, молоточек), медицинский халат, муляжи лекарственных препаратов, рецептурные листы.

 

 


 

Этапы   Задачи   Формы и методы
Диагностический     Выявить отношение детей к игровой деятельности Беседы, наблюдение за игрой детей. Для изучения коммуникативных качеств личности ребенка применялась методика А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой «Коммуникативные качества личности»; Для изучения способности детей старшего дошкольного возраста к партнерскому диалогу применялась методика А.М. Щетининой «Способность детей к партнерскому диалогу».  
Подготовительный   Стимулировать интерес к предстоящей игре.   Обогащать представления детей о профессии врача   Воспитывать желание следовать положительным примерам взрослых, литературных героев   Формировать умения совместной игры (слушать партнера,обсуждать план игры)   Экскурсия в медицинский кабинет, общение с медицинским работником о данной профессии;   Рассматривание иллюстраций «На приеме у врача»,«Аптека», «Карета скорой помощи».   Беседы: «Что нужно доктору для работы», «Зачем нужно закаляться?», «Что такое витамины?»   Чтение и анализ художественных произведений: «Айболит» К.И. Чуковского, «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова; Инсценировка произведения «Айболит» К.И. Чуковского. Игры- ситуации «Рассказ по кругу», «Продолжи фразу»  
Обучение игре     Учить переносить впечатления, знания в игровую деятельность     Учить действовать согласно принятой роли   Учить создавать необходимые для игры атрибуты Беседа перед игрой с целью определения темы игры, сюжета, напоминание о правилах поведения.   Помощь в распределении ролей.Оказание помощи в игре детям, испытывающим затруднения   Беседа после игры, оценка результатов игры Пример взрослого в совместной игре
Самостоятельная игра детей   Развивать творческие способности Воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам, способность к сопереживанию. Воспитывать коллективные взаимоотношения.   Беседа после игры для оценки поведения Беседа о перспективах игры Изготовление нового игрового оборудования  Использование предметов-заместителей

 

Роли:

Доктор: ведет прием, измеряет давление, смотрит горло, выписывает рецепт, прослушивает.

Медсестра: помогает вести прием, заполняет карту больного, измеряет рост, делает уколы, выполняет задания доктора.

Пациент: приходит на прием, рассказывает, что его беспокоит, покупает лекарственные препараты.

Фармацевт: работает в аптеке, отпускает лекарства по рецепту.

 

Организация сюжетно-ролевой игры «Магазин»

 

Цель: формировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру магазин.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с профессиями (продавец, директор магазина)

2. Развивать навыки диалогической речи;

3. Развивать творческое воображение, инициативу, организаторские и творческие способности, чувство коллективизма.

Игровое оборудование: муляжи фруктов, овощей, деньги, корзины для покупок, кошельки, кассовый аппарат, фартуки, коробки из под конфет, ценники.

Этапы   Задачи Формы и методы
Диагностический   Выявить отношение детей к игровой деятельности Беседы, наблюдение за игрой детей. Для изучения коммуникативных качеств личности ребенка применялась методика А.М. Щетининой и М.А. Никифоровой «Коммуникативные качества личности»; 2) Для изучения способности детей старшего дошкольного возраста к партнерскому диалогу применялась методика А.М. Щетининой «Способность детей к партнерскому диалогу».
Подготовительный Стимулировать интерес к предстоящей игре.   Обогащать представления детей о профессии продавца   Формирование умений и навыков сотрудничества в совместной игре.   Воспитывать симпатию к сверстникам, желание играть вместе.   Рассматривание иллюстраций с изображением магазина, кассы, товаров, продавца   Изготовление денег;   Дидактические игры «Ягоды-фрукты», лото «Магазин». Экскурсия в магазин; Лепка овощей; Чтение художественной литературы: «Кем быть?» В. Маяковский, «Овощи» С. Михалков, оценка действий и поступков героев произведений.
Обучение игре   Совершенствовать умения   Переносить впечатления, знания в игровую деятельность   Совершенствовать умения оценивать себя в игре   Учить создавать необходимые для игры атрибуты Беседа перед игрой с целью определения темы игры, сюжета, напоминание о правилах поведения.   Рассматривание перед игрой иллюстраций, способствующих определению содержания определенной роли.   Помощь в распределении ролей   Оказание помощи в игре детям, испытывающим затруднения Беседа после игры, оценка результатов игры  
Самостоятельная игра детей Поощрять желание детей к самостоятельному обогащению содержания игр   Способствовать применению правил поведения в общественных местах Замечать настроение партнера по игре Развивать целеустремленность в достижении игрового результата Беседа после игры для оценки поведения      Беседа о перспективах игры Изготовление нового игрового оборудования Использование предметов-заместителей

 

Роли:

Продавец: отпускает товар, вежливо общается с покупателями, следит за качеством товара, считает деньги.

Покупатель: приобретает товар, рассматривает товар, платит деньги.

Директор магазина: контролирует работу продавца, вежливо общается с покупателями, работает за компьютером.

 


 

Организация сюжетно-ролевой игры «Детский сад»

 

Цель: формирование уважительного отношения к сотрудникам детского сада.

Задачи:

1. Расширить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада;

2. Воспитывать интерес и уважение к труду работников детского сада;

3. Развивать у детей чувство благодарности за труд взрослых;

4. Воспитывать желание оказывать посильную помощь взрослым.

Игровое оборудование: куклы, игрушечная посуда, телефон, тетради, ручки, медицинские инструменты, одежда для повара, медсестры, воспитателя.

 

Этапы   Задачи Формы и методы
Диагностический   Выявить отношение детей к игровой деятельности     Беседы, наблюдение за игрой детей. Для изучения коммуникативных качеств личности ребенка применялась методика А.М. Щетининой и М.А.Никифоровой «Коммуникативные качества личности»; Для изучения способности детей старшего дошкольного возраста к партнерскому диалогу применялась методика А.М. Щетининой «Способность детей к партнерскому диалогу».
Подготовительный   Стимулировать интерес к предстоящей игре.     Обогащать представления детей о коллективном труде людей   Воспитывать интерес к действиям людей     Воспитывать гуманное отношение к взрослым     Упражнять детей в свободном использовании группового пространства Наблюдение за работой воспитателя, няни, медицинского работника, музыкального работника;   Рассматривание иллюстраций о предстоящем сюжете игры; Экскурсия в медицинский кабинет, на кухню;   Рисование на тему «Моя жизнь в детском саду» Лепка продуктов питания для кухни;   Чтение и анализ стихов «Почему так говорят?» В. Товарков, «Второй ваш дом» Г. Шалаева   Беседы о значимости труда людей в детском саду Хороводная игра «Каравай»
Обучение игре     Способствовать выполнению правил поведения в обществе     Воспитывать стремление к сотрудничеству     Совершенствовать умения оценивать себя в игре Беседа перед игрой с целью определения темы игры, сюжета, напоминание о правилах поведения. Рассматривание перед игрой иллюстраций, способствующих определению содержания определенной роли Положительная оценка поступков и поведения в игре Беседа после игры «Каким был ты в игре? Каким был партнер?» Объединение в игре сюжетов игр «Семья», «Больница»
Самостоятельная игра детей Развивать желание играть на разные темы Способствовать применению правил поведения в общественных местах   Формировать умение считаться с интересами товарищей по игре, конструктивно решать конфликтные ситуации; Содействовать проявлению умений сотрудничества Обсуждение усложнения игр Дополнять знания детей при помощи чтения литературы   Изготовление нового игрового оборудования Использование предметов-заместителей

Роли:

Воспитатель: принимает детей, беседует с родителями, проводит утреннюю гимнастику, занятия, гуляет с детьми, организует игры;

Младший воспитатель: следит за порядком в группе, кормит детей, помогает воспитателю в проведении занятий

Повар: готовит еду, выдает ее младшим воспитателям;

Музыкальный руководитель: разучивает песни, ставит сценки, проводит праздники;

Медсестра: измеряет рост, вес детей, делает прививки, измеряет температуру тела;

Заведующий: проводит собрания, пишет отчеты, следит за работой воспитателей.

Родители: приводят ребенка в детский сад, забирают из детского сада.

 

 



ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

 


Дата: 2019-04-22, просмотров: 2363.