Государь Николай намеревался вернуть Церкви
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По мнению ряда православных толкователей, символическое значение явления иконы «Державная» состоит в том, что гибель Самодержавного Царства и последующие политические события посланы русскому народу как часть наказания за множественные грехи

 

Итак: Явление Царицы Небесной «Державной» в день свержения с Престола Государя Николая понуждает всю Русскую Церковь – и Староверов, и Новолюбцев – обратиться к причинам, по которым Русский Народ раскололся на две части. Как пишет историк Тарасий Сидаш: «С тем, чтобы всякий ищущий последних причин бедствий, постигших Государство Российское и Русскую Церковь в XX столетии – несчастий, непрерывно преследующих нас и доныне, потери исконно русских земель, вымирания великорусского этноса, тотального безбожия, чудовищной деградации страны все еще сохраняющей имя России, - мог увидеть их исток: [Раскол] - то первое изменение к смерти, последние фазы которого доводится нам жить сегодня». (Московские Соборы эпохи падения Московского Патриархата в XVII веке. СПб. 2015. С.5)

В результате церковных реформ XVII столетия лучшая часть Русского Народа начала уходить в леса и гари. По меткому высказыванию В. Карпеца, «унося с собой неповрежденную Веру Старой Руси. Однако на другом берегу остались и Законные Цари, и Законная, имеющая каноническое преемство Церковь».

Видение Святителю Илариону о равноспасительности Таинств, совершаемых по Старому и Новому Обряду. В этой связи упомянем о видении, бывшем Святителю Илариону (в миру Иоанн Ананьев, 1631+1708)… Реформы застали игумена Илариона настоятелем Флорищевой пустыни. Преподобный наложил на себя строгий пост и долго со слезами молил Господа открыть ему истину. Его молитва была услышана, и он удостоился видения. Однажды после потребления Святых Даров он увидел на Чаше Кровь и услышал голос: «Совершается ли Служба по прежним книгам или по новоисправленным, Сила Таинства остается та же». (Диакон Максим Плакин, клирик новообрядческого прихода храма Рождества Христова г. Саратова. У нас общие Святые).

 

Верноподданность староверов

 

Начавшиеся с середины XVII века страшно жестокие преследования староверов были несправедливы, неоправданны и безсмысленны. Старообрядческое благородное «нет» выразило глубинный народный отказ души менять веру отцов. За три века истязаний старообрядцы ни разу не оказали сопротивления властям, но Государство, начиная со времени Царствования Царя Алексия Михайловича, открыло гонения на староверов, на кого оно могло подлинно опереться. Царь-Великомученик Николай это отчетливо понял. Он видел проникшую в Русскую Церковь и пустившую глубокие корни латинскую ересь – утрату Соборных начал, материализм, стяжательство, безпринципность, служение золотому тельцу и обмирщение. Государь понимал, что сохранение Древлего Чина, а более – староотеческого ДУХА - удерживало господствующую Церковь от окончательного уклонения в католичество и протестантизм. Староверие сохраняло не обряд, а Православное Богосозерцание, ибо Староверие – это символ непорочности Русской Церкви с Ее неуклонным следованием Евангелию.

До 1917 года старообрядчество имело около 15 миллионов приверженцев. Это был особый мир преданных Престолу христиан. Священник господствующей Церкви Михаил Воробьев отмечает в работе: «Старообрядчество и Церковь: неизбежность сближения»:
«Верноподданность и политическая благонадежность старообрядцев неприятно разочаровала русских народников 60-80-х годов XIX столетия. Несмотря на вековые притеснения, старообрядцы на дух не переносили самой идеи политической борьбы за свои права, считая самым достойным находиться в духовной, но не в политической оппозиции к существующей власти.

Известно особое послание к русским старообрядцам Белокриницкого Митрополита Кирилла, непосредственного преемника Митрополита Амвросия, в котором говорилось: «К сим же завещеваю вам, возлюбленнии: всякое благоразумие и благопокорение покажите перед Царем вашим… и от всех враг Его и изменников удаляйтесь и бегайте… наипаче от злокозненных безбожников, гнездящихся в Лондоне и оттуда своими писаниями возмущающих европейские державы…».

Вехи Русского Разлома

 

В исследовании Владимира Киприянова «Два Крыла Русской Православной Церкви» четко указаны вехи Русского Раскола: «Один из первых сильнейших ударов по становому хребту Святой Руси – Вере Православной, был нанесен Орденом иезуитов реформами Царя Алексея Михайловича Романова, которые начал проводить патриарх Никон. Раскол XVII века разделил единый Народ-Богоносец на два враждующих лагеря, на гонителей и гонимых. Дом разделился сам в себе: русские гонители убивали русских гонимых и, надо отдать должное, - гонимые не подняли оружия на своих братьев, а подобно Страстотерпцам Борису и Глебу предпочли стать страстотерпцами и исповедниками, и тем самым избежать братоубийственной войны.
Второе разделение ослабленного Русского Дома произошло когда, по словам Игоря Талькова - «Разверзлись с треском небеса и с визгом ринулись оттуда, срубая головы церквям и славя красного царя, новоявленные иуды». Часть русского народа ушла за границу и основала там РПЦЗ, обвиняя оттуда оставшихся в России братьев за методы, к которым они были вынуждены прибегнуть, чтобы сохранить РПЦ (как организацию) от полного уничтожения. Третье разделение, а точнее – дискредитация оставшегося, происходит сегодня на наших глазах. «Пускай духовенство идет под вашими знаменами, продолжая воображать, что идет под хоругвями Главы Апостольской Церкви. Раскиньте сеть вашу к самым Алтарям, опутайте ею семинарии и монастыри, окружите Апостольский Престол нашими друзьями. Тогда вы будете проповедовать революцию в митре и облачении, идущи с крестом и хоруговью в руках». (Выступление на съезде раввинов в Нью-Йорке. 19 век).

 

Никонианство – это римское начало в Русской Церкви.

 

Новообрядческий игумен Раифского Богородицкого мужского монастыря Филарет (Златоустов), искренно переживая за судьбу Церкви, пишет: «Нужно твердо уяснить, что вся история Русского Православия последних трех столетий свидетельствует о том, что борьба со старообрядчеством оказалась борьбой со всей Русской Церковью». Как писал В. Соловьев: «Никонианство состоит, конечно, не в трехперстном сложении и не в трегубой аллилуйе, оно состоит в ложном римском начале, по которому Истина и Благодать Христова, будучи собственностью и привилегией церковной иерархии, могут принудительно навязываться ею остальной Церкви как безгласному стаду, и религиозное единение всех может достигаться средствами насилия». Соборность лежала в основе всей организации Русского Пра­вославия с момента его возникновения.

 

 

«Действительное новшество Никона, – пишет современный исследователь старообрядчества А. Катунский, – заключалось… в примененных им методах управления церковными делами… Именно эти притязания Никона на единоличное управление Церковию вызвали бурю протестов со стороны Аввакума и его единомышленников». Миряне в Древнерусском Православии и в хранящем его тра­диции старообрядчестве никогда не были «безгласным стадом», - пишет головщик Андронниковского монастыря Б.П. Кутузов. -. Утеря прин­ципа Cоборности, общее обмирщение, падение уровня духа Церкви во многом и привели к тому, что к приходу 1917 года Церковь лежала в расслаблении».

 



Ее Соборные начала

 

Замечательны слова священника-старовера Иоанна Севастьянова: «Старообрядчество послано РПЦ как иногда медный змий в пустыне. Взирая на старообрядчество, РПЦ может видеть, как и сейчас осуществимы Евангельские принципы церковного строительства. Для РПЦ старообрядчество есть образец того, как Церковь может жить без поддержки государства. Как можно разделять Божие и кесарево, как и в XXI веке можно неукоснительно соблюдать церковные каноны, как можно сохранять первохристианский принцип общинности, как можно реально всем миром выбирать священников, епископов, митрополитов, а потом этих же священников и епископов контролировать, как может реально работать церковный суд. Старообрядчество для РПЦ как древнее иночество, которое убежало в пустыню, когда после эдикта Церковь прыгнула в железные объятия государства. Как тогда монахи ушли в пустыню ради сохранения чистоты Богообщения, так и старообрядчество вышло вовне ради сохранения чистоты Веры. И ведь никому не хотелось бы, чтобы обратно в мир вернулись преподобные отцы Пахомий, Макарий Великие и подобные им столпы Православия. Так зачем же пытаться притянуть к себе старообрядчество? Смотрите на него, берите пример и старайтесь ему подражать». (Возможен ли наш диалог с РПЦ? https://ruvera.ru/articles/vozmojen_li_nash_dialog_s_rpc

 

Деятельность Святого Царя-Великомученика Николая

по преодолению Церковного Раскола :

«Государь любит старообрядцев» (Вел. Кн. C.А. Романов. 1903)

 

1. Возрождение Образа Святой Руси – последняя попытка спасения России

 

Личность каждого Царя окружена тайной: после Помазания на Царство Он становится посредником между Богом и Народом. Имперский период Руси начался с Благоверного Царя-Великомученика Иоанна Грозного, а закончился Святым Царем-Мучеником Николаем II. Оба Царя строили Русскую Россию. Грозный Царь покинул Москву и долго жил в Александровской Слободе. Государь Николай после революции 1905 года стал жить в Александровском Дворце. Как идеи Царя Иоанна прочитываются в Летописном Своде и росписях Золотой палаты Московского Кремля, так и идеи Императора Николая II — в росписях Трапезной палаты Русского Городка и деятельности «Общества возрождения художественной Руси». (Проводником идей Царя Иоанна Грозного был Митрополит Макарий, а Государя Николая — князь А. А. Ширинский-Шихматов). (Русский Городок Царского Села. Китеж ХХ века. СПб. 2011. С.7). На недоумение министров по поводу Русского Стиля в Царском Селе, носящем европейский облик, (Китайская деревня в Александровском парке Царского Села — предпринятая при Екатерине Великой попытка строительства деревни в китайском стиле, дабы следовать распространившейся в европейском искусстве XVIII века моде на шинуазри («китайщину») - Государь ответил: «Моя прабабка выстроила здесь китайскую деревню, почему Я не могу построить здесь Русский Городок?» - И Государь строил РУССКУЮ РОССИЮ. Он приглашает знатоков русской старины и в Царском Селе рядом с Александровским Дворцом начинает формировать новый священный центр, Русский Городок при Феодоровском Государевом Соборе, как всплывший из Светлояра Град-Китеж, с которого должно было начаться возрождение страны в облике Святой Руси. Разместилось в нем и «Общество возрождения художественной Руси», членами которого были Ширинский-Шихматов, Васнецов, Рерих, Билибин, Нестеров, Клюев, Есенин и другие знатоки русской старины. Россия возвращается к древнерусскому зодчеству, древнерусской иконописи и церковному знаменному пению. Святой Царь целенаправленно и твердо ведет Ее к Сокровенной, Вечной Руси. Мудро залечивает раны на живой душе русского народа.

 

Встреча Государя у Царского подъезда Феодоровского

Государева Собора в Царском Селе. М.Г. Кирсанов

 

Итак, основной задачей Своего Царствования Государь Николай поставил возрождение Образа Святой Руси — последняя попытка спасения России. Он желал вернуть Россию к Родным Берегам – к началу Царствования Царя Алексия Михайловича Романова, с Которого и начался трагический перелом – церковный раскол. Как бы желая изменить, исправить искривленный путь русской жизни в эпоху царствования Тишайшего.

Даже знаменитый костюмированный бал 1903 года, проходивший в Зимнем Дворце, был устроен, чтобы напомнить о том, что мы потеряли… Не в одежде, костюмах и жемчугах, а в духе. Сам Государь Николай возложил на Себя «выходное платье Царя Алексея Михайловича»: кафтан и опашень золотой парчи, царская шапка и жезл — ныне хранится в Оружейной палате, а Императрица Александра Феодоровна была в одеяниях Царицы Марии Ильиничны. Именно Ее, Царицы, так и не принявшей новины и реформу Никона и сохранившей верность Староотеческой Вере.

Царь-Мученик как никто осознавал, что Святая Дораскольная Русь и была Третьим Римом, прямой Наследницей и Хранительницей древлевизантийских традиций .

 

2. Царский Указ 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости».

 

Стремясь к исцелению Раскола, Государь, как «епископ внешних дел Церкви», всячески показывал Свое искреннее благорасположение к староверам. Начиная с 1895 года частным образом, а с 1904 года публично, каждую Пасху Русский Царь христосовался со старообрядцами – впервые за все годы, начиная с Раскола. В личной охране Императора служило много старообрядцев-казаков, впрочем, как и в охране Его Отца Александра III и Деда Александра II. Кстати отметить, по сей день в старообрядческой церкви Вильнюса хранится Икона Николая Угодника, установленная в честь Восхождения на Престол Императора Николая II с соответствующей записью на ней. (И совершенно недопустимы утверждения некоторых исследователей, что старообрядцы спали и видели, как бы им уничтожить «царей»).

Старообрядческий Митрополит Московский и всея Руси Андриан (Четвергов. 14.02.1951+10.08.2005) о Царском указе 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» писал:

«Современники тех событий в один голос говорят о глубочайшей, искренней до слез благодарности, которую старообрядцы постарались донести до Императора Николая II. Заслуга последнего Царя в даровании религиозных свобод народам России несомненна. Николай II, следуя путем Екатерины Великой, стал Первым из Российских Самодержцев, Который попытался вникнуть в дела церковные, руководствуясь христианским духом и сознанием исторической ответственности. Отношения старообрядчества и Последнего Царя складывались совсем не так, как это было принято во времена правления предыдущих Государей. К сожалению, и по сей день, они остаются по-прежнему глубоко не исследованными, и множество интереснейших фактов существуют как бы сами по себе, без огранки исторической науки. Сам Николай II писал, что разрешение на возобновление Богослужений в храмах Рогожского кладбища стало «новым выражением Моего доверия и сердечного благоволения старообрядцам, искони преданным своей непоколебимой преданностью Престолу».

 

 

К несчастью, примирение Государя с немалой частью российского народа состоялось только в XX в. Сегодня в общественных и научных кругах уже почти не вызывает сомнений тот очевидный факт, что религиозная нетерпимость, преследование Старой Веры на протяжении трех веков нанесли неисчислимый ущерб Российскому Государству, его стабильности, экономике, культуре, национальным и религиозным традициям. Даже сами чиновники царского правительства говорили о невосполнимости этого ущерба. Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что преследование старообрядчества — самого созидательного и консервативного класса русского общества — стало одной из главных причин секуляризации общественного сознания в России, падения дотоле непререкаемого авторитета христианского предания, пренебрежения отечественным наследием и национальной культурой». (Андриан, Митрополит Московский и всея Руси. Освобождение Духа. 2005)

 

 

3. Распечатывание Староверческих Алтарей

 

«В Великую Субботу 16/29 апреля 1905 года в главном старообрядческом храме Москвы были срезаны огромные печати, наложенные на шнуры, проходившие через царские врата. К началу Пасхальной заутрени посланники Императора прибыли вновь в Покровский собор и отстояли всю Службу. Молящихся было так много, что громадный Покровский собор едва вместил половину пришедших. Все стояли со слезами на глазах. Каждый верующий вспоминал слова Евангелия: «Ангел бо Господень сшед с небесе, приступль отвали камень от двери гроба, и седяши на нем».

Добрым Ангелом, отвалившим камень от старообрядческих Алтарей, оказался последний Император… Святой Царь Николай II желал полного единения со всем Своим народом, а это было невозможно, пока между Помазанником и значительной частью Его подданных сохранялось разделение в Вере.

«Государь хотел восстановить внутреннюю связь со старомосковским Православием, нарушенную двухсотлетним петербургским периодом. В Своем дневнике Он ежегодно упоминал о встречах с древлеправославными христианами, о христосовании с ними, при коих присутствовали Великие Княжны и Наследник» (Игумен Филарет (Златоустов).

 

4. Царь-Великомученик восстановил почитание Древлеправославных Святых, «изгнанных» из святцев из-за смены церковной идеологии

 

Товарищ обер-прокурора князь Николай Давидович Жевахов писал: «Наш Царь был одним из величайших подвижников Церкви последнего времени, подвиги которого заслонились лишь Его высоким званием Монарха. Стоя на последней ступени лестницы человеческой славы, Государь видел над Собою только Небо, к которому неудержимо стремилась Его святая душа…» (Князь Н. Жевахов. Воспоминания. Т 2. С. 276.)

В царствование Государя было восстановлено церковное почитание Древлеправославных Святых, попавших под «деканонизацию» из-за смены церковной идеологии. В новом церковном Уставе 1682 исчезли памятные дни, связанные с 21 русскими святыми. «Крупномасштабное «поражение в правах» русских святых, - пишет замечательный историк, искусствовед и культуролог Старообрядческой Церкви Глеб Станиславович Чистяков в исследовании «Святость под запретом», - состоялось после большого Московского Собора 1666-1667 года, созванного Царем Алексеем Михайловичем в ходе никоновской реформы и прошедшего с участием греческих патриархов. Как писал историк А.В. Карташев: «Патриархи, а за ними - увы! - и все русские отцы Собора 1667 г. посадили на скамью подсудимых всю русскую московскую церковную историю, соборно осудили и отменили ее». Реформы, начавшиеся при Алексее Михайловиче и продолжившиеся при Петре I и его последователях, требовали политического и церковного размежевания с предыдущей традицией и национальной культурой». (https://ruvera.ru/articles/svyatost_pod_zapretom. Далее в тексте описание страданий святых даем по статье Глеба Станиславовича Чистякова)

 

Итак, Благоверный Царь-Мученик Николай, как «внешний епископ», вернул Русской Церкви «изгнанных» святых:

По мнению ряда православных толкователей, символическое значение явления иконы «Державная» состоит в том, что гибель Самодержавного Царства и последующие политические события посланы русскому народу как часть наказания за множественные грехи

 

Итак: Явление Царицы Небесной «Державной» в день свержения с Престола Государя Николая понуждает всю Русскую Церковь – и Староверов, и Новолюбцев – обратиться к причинам, по которым Русский Народ раскололся на две части. Как пишет историк Тарасий Сидаш: «С тем, чтобы всякий ищущий последних причин бедствий, постигших Государство Российское и Русскую Церковь в XX столетии – несчастий, непрерывно преследующих нас и доныне, потери исконно русских земель, вымирания великорусского этноса, тотального безбожия, чудовищной деградации страны все еще сохраняющей имя России, - мог увидеть их исток: [Раскол] - то первое изменение к смерти, последние фазы которого доводится нам жить сегодня». (Московские Соборы эпохи падения Московского Патриархата в XVII веке. СПб. 2015. С.5)

В результате церковных реформ XVII столетия лучшая часть Русского Народа начала уходить в леса и гари. По меткому высказыванию В. Карпеца, «унося с собой неповрежденную Веру Старой Руси. Однако на другом берегу остались и Законные Цари, и Законная, имеющая каноническое преемство Церковь».

Видение Святителю Илариону о равноспасительности Таинств, совершаемых по Старому и Новому Обряду. В этой связи упомянем о видении, бывшем Святителю Илариону (в миру Иоанн Ананьев, 1631+1708)… Реформы застали игумена Илариона настоятелем Флорищевой пустыни. Преподобный наложил на себя строгий пост и долго со слезами молил Господа открыть ему истину. Его молитва была услышана, и он удостоился видения. Однажды после потребления Святых Даров он увидел на Чаше Кровь и услышал голос: «Совершается ли Служба по прежним книгам или по новоисправленным, Сила Таинства остается та же». (Диакон Максим Плакин, клирик новообрядческого прихода храма Рождества Христова г. Саратова. У нас общие Святые).

 

Верноподданность староверов

 

Начавшиеся с середины XVII века страшно жестокие преследования староверов были несправедливы, неоправданны и безсмысленны. Старообрядческое благородное «нет» выразило глубинный народный отказ души менять веру отцов. За три века истязаний старообрядцы ни разу не оказали сопротивления властям, но Государство, начиная со времени Царствования Царя Алексия Михайловича, открыло гонения на староверов, на кого оно могло подлинно опереться. Царь-Великомученик Николай это отчетливо понял. Он видел проникшую в Русскую Церковь и пустившую глубокие корни латинскую ересь – утрату Соборных начал, материализм, стяжательство, безпринципность, служение золотому тельцу и обмирщение. Государь понимал, что сохранение Древлего Чина, а более – староотеческого ДУХА - удерживало господствующую Церковь от окончательного уклонения в католичество и протестантизм. Староверие сохраняло не обряд, а Православное Богосозерцание, ибо Староверие – это символ непорочности Русской Церкви с Ее неуклонным следованием Евангелию.

До 1917 года старообрядчество имело около 15 миллионов приверженцев. Это был особый мир преданных Престолу христиан. Священник господствующей Церкви Михаил Воробьев отмечает в работе: «Старообрядчество и Церковь: неизбежность сближения»:
«Верноподданность и политическая благонадежность старообрядцев неприятно разочаровала русских народников 60-80-х годов XIX столетия. Несмотря на вековые притеснения, старообрядцы на дух не переносили самой идеи политической борьбы за свои права, считая самым достойным находиться в духовной, но не в политической оппозиции к существующей власти.

Известно особое послание к русским старообрядцам Белокриницкого Митрополита Кирилла, непосредственного преемника Митрополита Амвросия, в котором говорилось: «К сим же завещеваю вам, возлюбленнии: всякое благоразумие и благопокорение покажите перед Царем вашим… и от всех враг Его и изменников удаляйтесь и бегайте… наипаче от злокозненных безбожников, гнездящихся в Лондоне и оттуда своими писаниями возмущающих европейские державы…».

Вехи Русского Разлома

 

В исследовании Владимира Киприянова «Два Крыла Русской Православной Церкви» четко указаны вехи Русского Раскола: «Один из первых сильнейших ударов по становому хребту Святой Руси – Вере Православной, был нанесен Орденом иезуитов реформами Царя Алексея Михайловича Романова, которые начал проводить патриарх Никон. Раскол XVII века разделил единый Народ-Богоносец на два враждующих лагеря, на гонителей и гонимых. Дом разделился сам в себе: русские гонители убивали русских гонимых и, надо отдать должное, - гонимые не подняли оружия на своих братьев, а подобно Страстотерпцам Борису и Глебу предпочли стать страстотерпцами и исповедниками, и тем самым избежать братоубийственной войны.
Второе разделение ослабленного Русского Дома произошло когда, по словам Игоря Талькова - «Разверзлись с треском небеса и с визгом ринулись оттуда, срубая головы церквям и славя красного царя, новоявленные иуды». Часть русского народа ушла за границу и основала там РПЦЗ, обвиняя оттуда оставшихся в России братьев за методы, к которым они были вынуждены прибегнуть, чтобы сохранить РПЦ (как организацию) от полного уничтожения. Третье разделение, а точнее – дискредитация оставшегося, происходит сегодня на наших глазах. «Пускай духовенство идет под вашими знаменами, продолжая воображать, что идет под хоругвями Главы Апостольской Церкви. Раскиньте сеть вашу к самым Алтарям, опутайте ею семинарии и монастыри, окружите Апостольский Престол нашими друзьями. Тогда вы будете проповедовать революцию в митре и облачении, идущи с крестом и хоруговью в руках». (Выступление на съезде раввинов в Нью-Йорке. 19 век).

 

Никонианство – это римское начало в Русской Церкви.

 

Новообрядческий игумен Раифского Богородицкого мужского монастыря Филарет (Златоустов), искренно переживая за судьбу Церкви, пишет: «Нужно твердо уяснить, что вся история Русского Православия последних трех столетий свидетельствует о том, что борьба со старообрядчеством оказалась борьбой со всей Русской Церковью». Как писал В. Соловьев: «Никонианство состоит, конечно, не в трехперстном сложении и не в трегубой аллилуйе, оно состоит в ложном римском начале, по которому Истина и Благодать Христова, будучи собственностью и привилегией церковной иерархии, могут принудительно навязываться ею остальной Церкви как безгласному стаду, и религиозное единение всех может достигаться средствами насилия». Соборность лежала в основе всей организации Русского Пра­вославия с момента его возникновения.

 

 

«Действительное новшество Никона, – пишет современный исследователь старообрядчества А. Катунский, – заключалось… в примененных им методах управления церковными делами… Именно эти притязания Никона на единоличное управление Церковию вызвали бурю протестов со стороны Аввакума и его единомышленников». Миряне в Древнерусском Православии и в хранящем его тра­диции старообрядчестве никогда не были «безгласным стадом», - пишет головщик Андронниковского монастыря Б.П. Кутузов. -. Утеря прин­ципа Cоборности, общее обмирщение, падение уровня духа Церкви во многом и привели к тому, что к приходу 1917 года Церковь лежала в расслаблении».

 



Государь Николай намеревался вернуть Церкви

Ее Соборные начала

 

Замечательны слова священника-старовера Иоанна Севастьянова: «Старообрядчество послано РПЦ как иногда медный змий в пустыне. Взирая на старообрядчество, РПЦ может видеть, как и сейчас осуществимы Евангельские принципы церковного строительства. Для РПЦ старообрядчество есть образец того, как Церковь может жить без поддержки государства. Как можно разделять Божие и кесарево, как и в XXI веке можно неукоснительно соблюдать церковные каноны, как можно сохранять первохристианский принцип общинности, как можно реально всем миром выбирать священников, епископов, митрополитов, а потом этих же священников и епископов контролировать, как может реально работать церковный суд. Старообрядчество для РПЦ как древнее иночество, которое убежало в пустыню, когда после эдикта Церковь прыгнула в железные объятия государства. Как тогда монахи ушли в пустыню ради сохранения чистоты Богообщения, так и старообрядчество вышло вовне ради сохранения чистоты Веры. И ведь никому не хотелось бы, чтобы обратно в мир вернулись преподобные отцы Пахомий, Макарий Великие и подобные им столпы Православия. Так зачем же пытаться притянуть к себе старообрядчество? Смотрите на него, берите пример и старайтесь ему подражать». (Возможен ли наш диалог с РПЦ? https://ruvera.ru/articles/vozmojen_li_nash_dialog_s_rpc

 

Деятельность Святого Царя-Великомученика Николая

по преодолению Церковного Раскола :

«Государь любит старообрядцев» (Вел. Кн. C.А. Романов. 1903)

 

1. Возрождение Образа Святой Руси – последняя попытка спасения России

 

Личность каждого Царя окружена тайной: после Помазания на Царство Он становится посредником между Богом и Народом. Имперский период Руси начался с Благоверного Царя-Великомученика Иоанна Грозного, а закончился Святым Царем-Мучеником Николаем II. Оба Царя строили Русскую Россию. Грозный Царь покинул Москву и долго жил в Александровской Слободе. Государь Николай после революции 1905 года стал жить в Александровском Дворце. Как идеи Царя Иоанна прочитываются в Летописном Своде и росписях Золотой палаты Московского Кремля, так и идеи Императора Николая II — в росписях Трапезной палаты Русского Городка и деятельности «Общества возрождения художественной Руси». (Проводником идей Царя Иоанна Грозного был Митрополит Макарий, а Государя Николая — князь А. А. Ширинский-Шихматов). (Русский Городок Царского Села. Китеж ХХ века. СПб. 2011. С.7). На недоумение министров по поводу Русского Стиля в Царском Селе, носящем европейский облик, (Китайская деревня в Александровском парке Царского Села — предпринятая при Екатерине Великой попытка строительства деревни в китайском стиле, дабы следовать распространившейся в европейском искусстве XVIII века моде на шинуазри («китайщину») - Государь ответил: «Моя прабабка выстроила здесь китайскую деревню, почему Я не могу построить здесь Русский Городок?» - И Государь строил РУССКУЮ РОССИЮ. Он приглашает знатоков русской старины и в Царском Селе рядом с Александровским Дворцом начинает формировать новый священный центр, Русский Городок при Феодоровском Государевом Соборе, как всплывший из Светлояра Град-Китеж, с которого должно было начаться возрождение страны в облике Святой Руси. Разместилось в нем и «Общество возрождения художественной Руси», членами которого были Ширинский-Шихматов, Васнецов, Рерих, Билибин, Нестеров, Клюев, Есенин и другие знатоки русской старины. Россия возвращается к древнерусскому зодчеству, древнерусской иконописи и церковному знаменному пению. Святой Царь целенаправленно и твердо ведет Ее к Сокровенной, Вечной Руси. Мудро залечивает раны на живой душе русского народа.

 

Встреча Государя у Царского подъезда Феодоровского

Государева Собора в Царском Селе. М.Г. Кирсанов

 

Итак, основной задачей Своего Царствования Государь Николай поставил возрождение Образа Святой Руси — последняя попытка спасения России. Он желал вернуть Россию к Родным Берегам – к началу Царствования Царя Алексия Михайловича Романова, с Которого и начался трагический перелом – церковный раскол. Как бы желая изменить, исправить искривленный путь русской жизни в эпоху царствования Тишайшего.

Даже знаменитый костюмированный бал 1903 года, проходивший в Зимнем Дворце, был устроен, чтобы напомнить о том, что мы потеряли… Не в одежде, костюмах и жемчугах, а в духе. Сам Государь Николай возложил на Себя «выходное платье Царя Алексея Михайловича»: кафтан и опашень золотой парчи, царская шапка и жезл — ныне хранится в Оружейной палате, а Императрица Александра Феодоровна была в одеяниях Царицы Марии Ильиничны. Именно Ее, Царицы, так и не принявшей новины и реформу Никона и сохранившей верность Староотеческой Вере.

Царь-Мученик как никто осознавал, что Святая Дораскольная Русь и была Третьим Римом, прямой Наследницей и Хранительницей древлевизантийских традиций .

 

2. Царский Указ 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости».

 

Стремясь к исцелению Раскола, Государь, как «епископ внешних дел Церкви», всячески показывал Свое искреннее благорасположение к староверам. Начиная с 1895 года частным образом, а с 1904 года публично, каждую Пасху Русский Царь христосовался со старообрядцами – впервые за все годы, начиная с Раскола. В личной охране Императора служило много старообрядцев-казаков, впрочем, как и в охране Его Отца Александра III и Деда Александра II. Кстати отметить, по сей день в старообрядческой церкви Вильнюса хранится Икона Николая Угодника, установленная в честь Восхождения на Престол Императора Николая II с соответствующей записью на ней. (И совершенно недопустимы утверждения некоторых исследователей, что старообрядцы спали и видели, как бы им уничтожить «царей»).

Старообрядческий Митрополит Московский и всея Руси Андриан (Четвергов. 14.02.1951+10.08.2005) о Царском указе 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» писал:

«Современники тех событий в один голос говорят о глубочайшей, искренней до слез благодарности, которую старообрядцы постарались донести до Императора Николая II. Заслуга последнего Царя в даровании религиозных свобод народам России несомненна. Николай II, следуя путем Екатерины Великой, стал Первым из Российских Самодержцев, Который попытался вникнуть в дела церковные, руководствуясь христианским духом и сознанием исторической ответственности. Отношения старообрядчества и Последнего Царя складывались совсем не так, как это было принято во времена правления предыдущих Государей. К сожалению, и по сей день, они остаются по-прежнему глубоко не исследованными, и множество интереснейших фактов существуют как бы сами по себе, без огранки исторической науки. Сам Николай II писал, что разрешение на возобновление Богослужений в храмах Рогожского кладбища стало «новым выражением Моего доверия и сердечного благоволения старообрядцам, искони преданным своей непоколебимой преданностью Престолу».

 

 

К несчастью, примирение Государя с немалой частью российского народа состоялось только в XX в. Сегодня в общественных и научных кругах уже почти не вызывает сомнений тот очевидный факт, что религиозная нетерпимость, преследование Старой Веры на протяжении трех веков нанесли неисчислимый ущерб Российскому Государству, его стабильности, экономике, культуре, национальным и религиозным традициям. Даже сами чиновники царского правительства говорили о невосполнимости этого ущерба. Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что преследование старообрядчества — самого созидательного и консервативного класса русского общества — стало одной из главных причин секуляризации общественного сознания в России, падения дотоле непререкаемого авторитета христианского предания, пренебрежения отечественным наследием и национальной культурой». (Андриан, Митрополит Московский и всея Руси. Освобождение Духа. 2005)

 

 

3. Распечатывание Староверческих Алтарей

 

«В Великую Субботу 16/29 апреля 1905 года в главном старообрядческом храме Москвы были срезаны огромные печати, наложенные на шнуры, проходившие через царские врата. К началу Пасхальной заутрени посланники Императора прибыли вновь в Покровский собор и отстояли всю Службу. Молящихся было так много, что громадный Покровский собор едва вместил половину пришедших. Все стояли со слезами на глазах. Каждый верующий вспоминал слова Евангелия: «Ангел бо Господень сшед с небесе, приступль отвали камень от двери гроба, и седяши на нем».

Добрым Ангелом, отвалившим камень от старообрядческих Алтарей, оказался последний Император… Святой Царь Николай II желал полного единения со всем Своим народом, а это было невозможно, пока между Помазанником и значительной частью Его подданных сохранялось разделение в Вере.

«Государь хотел восстановить внутреннюю связь со старомосковским Православием, нарушенную двухсотлетним петербургским периодом. В Своем дневнике Он ежегодно упоминал о встречах с древлеправославными христианами, о христосовании с ними, при коих присутствовали Великие Княжны и Наследник» (Игумен Филарет (Златоустов).

 

4. Царь-Великомученик восстановил почитание Древлеправославных Святых, «изгнанных» из святцев из-за смены церковной идеологии

 

Товарищ обер-прокурора князь Николай Давидович Жевахов писал: «Наш Царь был одним из величайших подвижников Церкви последнего времени, подвиги которого заслонились лишь Его высоким званием Монарха. Стоя на последней ступени лестницы человеческой славы, Государь видел над Собою только Небо, к которому неудержимо стремилась Его святая душа…» (Князь Н. Жевахов. Воспоминания. Т 2. С. 276.)

В царствование Государя было восстановлено церковное почитание Древлеправославных Святых, попавших под «деканонизацию» из-за смены церковной идеологии. В новом церковном Уставе 1682 исчезли памятные дни, связанные с 21 русскими святыми. «Крупномасштабное «поражение в правах» русских святых, - пишет замечательный историк, искусствовед и культуролог Старообрядческой Церкви Глеб Станиславович Чистяков в исследовании «Святость под запретом», - состоялось после большого Московского Собора 1666-1667 года, созванного Царем Алексеем Михайловичем в ходе никоновской реформы и прошедшего с участием греческих патриархов. Как писал историк А.В. Карташев: «Патриархи, а за ними - увы! - и все русские отцы Собора 1667 г. посадили на скамью подсудимых всю русскую московскую церковную историю, соборно осудили и отменили ее». Реформы, начавшиеся при Алексее Михайловиче и продолжившиеся при Петре I и его последователях, требовали политического и церковного размежевания с предыдущей традицией и национальной культурой». (https://ruvera.ru/articles/svyatost_pod_zapretom. Далее в тексте описание страданий святых даем по статье Глеба Станиславовича Чистякова)

 

Итак, Благоверный Царь-Мученик Николай, как «внешний епископ», вернул Русской Церкви «изгнанных» святых:

Дата: 2019-04-23, просмотров: 45.