Проблема надежности специалистов различного профиля деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проблема надежности обрела свой научный статус только в середи­не XX в. Ее первоначальное признание и интенсивное изучение связано с техническими науками. Стремительно развиваясь, проблема надежно­сти за короткое время стала ведущей проблемой техники, имеющей общегосударственное значение. Академик А. И. Берг, много сделавший для развертывания исследований по проблеме надежности в нашей стране, очень метко определил сущность этой проблемы, назвав ее веч­ной. Бессмысленно искать решение ее на пути эпизодических меро­приятий. Она требует к себе постоянного внимания. Пока будет иметь место движение технической мысли и соответственно создание новой техники, разработка новых технологий, проблема надежности, получая удовлетворительное решение на текущий момент, с неизбежностью бу­дет по-новому возникать в будущем и никогда не будет снята.

Однако сравнительно быстро сфера научных интересов к этой про­блеме вышла за рамки ее первоначальной ориентированности. В целом можно сказать, что с начала 1960-х годов интерес к вопросам надежно­сти все заметнее проявляется в философии, биологии, психологии.

Сравнительный анализ систем различной природы (биологических и технических) выявил наличие общего и специфического в обеспечении их надежности. Было показано, что понятие надежности не может огра­ничиваться рамками специальных наук. О надежности и соответствую­щих механизмах ее обеспечения можно говорить применительно к раз­личным уровням организации материи (атомному, молекулярному и клеточному), к системам живой природы и общества. Иными словами, у надежности есть достаточные основания быть объектом философского анализа.

Вопросы надежности функционирования живых систем привлекли к себе особенное внимание. В процессе эволюции осуществлялось фор­мирование и закрепление наиболее эффективных, оправдавших себя механизмов надежности биосистем. Все неверное, ненадежное отбрасы­валось, и в этом заключалась одна из главных особенностей естествен­ного отбора. Систематизация механизмов надежности, обнаруживающих свое присутствие на разных уровнях функционирования живых систем, еще ждет своего завершения. Вместе с тем уже можно говорить о нали­чии среди них наиболее эффективных, имеющих универсальный харак­тер. К ним обычно относят механизмы резервирования, избыточности, компенсации.

Сегодня довольно трудно воссоздать хронологию обращения к тер­мину "надежность" для характеристики функционирования различных сторон психики. Во всяком случае, в философских трактатах XVII— XVIII вв. уже можно встретить неоднократное использование этого тер­мина, который, правда, ни одним из авторов специально не истолковывается. Тем не менее, вкладываемый в него смысл вполне угадывается. Например, Лейбниц, Кондильяк, Дидро говорят о том, что память чело­века недостаточно надежна, как, впрочем, и суждения наши могут быть несовершенны, ненадежны.

В неявном виде проблема надежности психики присутствовала в психологии с самого начала оформления ее в самостоятельную науку. Это обстоятельство обусловлено тем фактом, что любые формы функ­ционирования психики не свободны от ошибочных проявлений. Сам факт того, что психическое отражение может быть адекватным или не­адекватным, т.е. ошибочным, предполагает вопрос о надежности функ­ционирования психики. Поэтому в «старых» текстах по психологии, характеризуя психические явления, авторы нередко употребляют терми­ны «надежность» или «ненадежность». Ошибки в протекании познава­тельных процессов (восприятии, памяти, решении мыслительных задач и др.), неправильные действия, нарушения в саморегуляции психических состояний, неадекватные в сложившейся ситуации поступки - все это примеры психической ненадежности, всегда находившиеся в поле зре­ния экспериментальной психологии. Пожалуй, в наиболее явном виде проблема надежности присутствовала с самого начала становления пси­хопатологии, определившей психические нарушения, расстройства лич­ности своим главным предметом исследования. Но все же, если гово­рить о психологии, то свое признание и обретение статуса научной проблема надежности получила в инженерной психологии. Именно в русле инженерно-психологических задач начались целенаправленные исследования по этой проблеме, были предприняты первые попытки формирования ее понятийного базиса и теоретико-методических основ. Инженерная психология впервые поставила вопрос о надежности про­фессиональной деятельности, под которой принято понимать безоши­бочное выполнение человеком возложенных на него профессиональных обязанностей (функций) в течение требуемого времени и при заданных условиях деятельности. Достижение безошибочного и своевременного выполнения действий и деятельности в целом является результатом на­дежного функционирования различных подсистем организма и психики человека.

Своим утверждением в инженерной психологии проблема надежно­сти во многом обязана тому обстоятельству, что человек-оператор по тем или иным причинам может допускать в процессе своей деятельно­сти ошибки различного характера. Можно сказать, что проблема на­дежности оператора «выросла» из проблемы ошибок. Цена человече­ских ошибок особенно остро стала ощущаться с появлением сложных автоматизированных систем управления. Подчас расплата за неправиль­ные или несвоевременные действия оператора, управляющего такими системами, может последовать в виде не только снижения показателей эффективности и надежности системы управления, экономических по­терь, но и гибели людей. Поэтому в решении задачи обеспечения необ­ходимой надежности автоматизированных систем управления важное, если не решающее, значение имеет то, насколько надежно выполняет свои функции ее интегральное, наиболее ответственное звено - человек. Не будет преувеличением сказать, что, в конечном счете, все инженерно-психологические разработки прямым или косвенным образом направле­ны на обеспечение надежной работы человека-оператора. В работах В.Д. Небылипына и Б.Ф. Ломова впервые в отечественной инженерной психологии было изложено психологическое содержание проблемы на­дежности и намечены пути исследований в этой области. Надежность оператора может быть существенно увеличена путем согласования ха­рактеристик человека и машины, т.е. путем учета особенностей психи­ческих процессов и свойств человека при проектировании средств ин­дикации, органов управления и информационных панелей в целом. На­дежность работы человека-оператора находится в прямой зависимости от качества его профессиональной подготовки, индивидуальных особен­ностей, в том числе свойств нервной системы и личностных факторов.

Со временем проблема надежности вышла за пределы непосредст­венных интересов инженерной психологии и сегодня находится в фоку­се внимания различных направлений психологической науки. Их уси­лиями формируются общие основы надежности профессиональной дея­тельности.

В ряде исследований бала обоснована зависимость и показано влияние типологических или формально динамических свойств индивидуальности на стилевые особенности профессиональной деятельности специалистов различного профиля. На основе этих исследований были разработаны рекомендации, которые могут быть использованы при организации психологического сопровождения профессиональной деятельности. Содержание рекомендаций приведено в таблице __ .

Таблица _

Стилевые особенности профессионального взаимодействия представителей

четырех темпераментальных типов личности

 

Сравниваемые

признаки

Типы темперамента (опросник Кейрси)

SJ Консерватор SP Реалист NT Новатор NF Романтик
Достоинства стиля руководства Надежность, организованность, традиционность, точность и пунктуальность, соблюдение «правил игры», предсказуемость Гибкость, умение приспособиться к требованиям меняющейся ситуации и быстро принимать нестандартные решения, реализм Стратегическое концептуальное планирование и прогнозирование, объективность, аналитичность, точность оценок, работоспособность Умение создать оптимальный для работы психологический климат, сформировать команду, контактность, поощрение самостоятельности и инициативы
Основные недостатки стиля руководства Возможны излишнее администрирование и бюрократизм, коммуникативная ригидность Недостаточное внимание к теории и стратегическому планированию, изменчивость мнений, непредсказуемость решений Нежелание детально разрабатывать планы, воплощать их в жизнь, малое количество последователей, барьеры в общении Склонность к эмоциональным перегрузкам, неумение совмещать противоположные интересы коллег, отсутствие жесткого контроля
Типичные ошибки, осложняющие служебные отношения и качество работы Пунктуальность и обязательность, во-спринимаемые как негибкость, бюрок-ратизм и ограниченность Импульсивность и свободолюбие, приводящие к срывам работы по срокам и соответствию стандарту Сарказм и интеллектуальный снобизм, неличностный подход, осложнение общения с коллегами Чрезмерное внимание к чувствам и межличностным отношениям в ущерб логической оценки информации
Отношение к подчиненным Требования серьезного отношения к работе, поощрение лишь победителей, склонность «навешивать ярлыки» и перевоспитывать Отношение к личностным особенностям без жестких критериев, умение похвалить, забвение прошлых заслуг, поверхностность Недостаточное внимание к чувствам и эмоциям, нежелание сотрудничать с интеллектуально маловыразительными людьми Личностный подход, демократизм, терпимость к недостаткам, неформальность при общении, поощрение индивидуального и профессионального роста
Тип ситуаций и вид предприятия, в которых наиболее полно проявляются самые сильные стороны специалиста Стабильное устойчивое предприятие с прочным финансовым положением, обыденные ситуации Новое предприятие, либо нуждающееся в кардинальных переменах, критические и кризисные ситуации Ситуации, требующие перспективного, глобального концептуального планирования, без детализации и реализации планов Ситуации, требующие согласованного действия команды, максимального использования творческих и личностных ресурсов
Оптимальный тип «обратной связи» начальников с подчиненными разных типов Четкое и подробное объяснение того, что, и когда нужно делать, заключение контракта, в котором оговорены все пункты Указание на проблемную ситуацию без детальных и подробных инструкций, отсутствие жесткого контроля, свобода действий Точная и логически обоснованная формулировка желаемого результата без указания путей и средств решения проблемы Отношение как к личности, а не как к винтику организации, неформальность, уровень личной просьбы, понимание чувств и индивидуального своеобразия
Качества, которые подчиненные разных типов ценят в себе и за которые ожидают поощрения Внимательность, точность, обязательность, конкретность при выполнении любой работы Способность адекватно действовать в критической ситуации, склонность к риску и оригинальным решениям Умение генерировать новые идеи, развитые аналитические способности, навыки стратегического планирования Оптимизм, коммуникабельность, контактность, поддержка сотрудников, умение влиять на атмосферу в коллективе

Диссерт. Владимировой И. М. или Психологическое обеспечение учебного процесса ввузов. СПб.: ВмедА, 1997. – 255 с. (С. 118-119)

Дата: 2019-04-23, просмотров: 83.