Проблема надежности обрела свой научный статус только в середине XX в. Ее первоначальное признание и интенсивное изучение связано с техническими науками. Стремительно развиваясь, проблема надежности за короткое время стала ведущей проблемой техники, имеющей общегосударственное значение. Академик А. И. Берг, много сделавший для развертывания исследований по проблеме надежности в нашей стране, очень метко определил сущность этой проблемы, назвав ее вечной. Бессмысленно искать решение ее на пути эпизодических мероприятий. Она требует к себе постоянного внимания. Пока будет иметь место движение технической мысли и соответственно создание новой техники, разработка новых технологий, проблема надежности, получая удовлетворительное решение на текущий момент, с неизбежностью будет по-новому возникать в будущем и никогда не будет снята.
Однако сравнительно быстро сфера научных интересов к этой проблеме вышла за рамки ее первоначальной ориентированности. В целом можно сказать, что с начала 1960-х годов интерес к вопросам надежности все заметнее проявляется в философии, биологии, психологии.
Сравнительный анализ систем различной природы (биологических и технических) выявил наличие общего и специфического в обеспечении их надежности. Было показано, что понятие надежности не может ограничиваться рамками специальных наук. О надежности и соответствующих механизмах ее обеспечения можно говорить применительно к различным уровням организации материи (атомному, молекулярному и клеточному), к системам живой природы и общества. Иными словами, у надежности есть достаточные основания быть объектом философского анализа.
Вопросы надежности функционирования живых систем привлекли к себе особенное внимание. В процессе эволюции осуществлялось формирование и закрепление наиболее эффективных, оправдавших себя механизмов надежности биосистем. Все неверное, ненадежное отбрасывалось, и в этом заключалась одна из главных особенностей естественного отбора. Систематизация механизмов надежности, обнаруживающих свое присутствие на разных уровнях функционирования живых систем, еще ждет своего завершения. Вместе с тем уже можно говорить о наличии среди них наиболее эффективных, имеющих универсальный характер. К ним обычно относят механизмы резервирования, избыточности, компенсации.
Сегодня довольно трудно воссоздать хронологию обращения к термину "надежность" для характеристики функционирования различных сторон психики. Во всяком случае, в философских трактатах XVII— XVIII вв. уже можно встретить неоднократное использование этого термина, который, правда, ни одним из авторов специально не истолковывается. Тем не менее, вкладываемый в него смысл вполне угадывается. Например, Лейбниц, Кондильяк, Дидро говорят о том, что память человека недостаточно надежна, как, впрочем, и суждения наши могут быть несовершенны, ненадежны.
В неявном виде проблема надежности психики присутствовала в психологии с самого начала оформления ее в самостоятельную науку. Это обстоятельство обусловлено тем фактом, что любые формы функционирования психики не свободны от ошибочных проявлений. Сам факт того, что психическое отражение может быть адекватным или неадекватным, т.е. ошибочным, предполагает вопрос о надежности функционирования психики. Поэтому в «старых» текстах по психологии, характеризуя психические явления, авторы нередко употребляют термины «надежность» или «ненадежность». Ошибки в протекании познавательных процессов (восприятии, памяти, решении мыслительных задач и др.), неправильные действия, нарушения в саморегуляции психических состояний, неадекватные в сложившейся ситуации поступки - все это примеры психической ненадежности, всегда находившиеся в поле зрения экспериментальной психологии. Пожалуй, в наиболее явном виде проблема надежности присутствовала с самого начала становления психопатологии, определившей психические нарушения, расстройства личности своим главным предметом исследования. Но все же, если говорить о психологии, то свое признание и обретение статуса научной проблема надежности получила в инженерной психологии. Именно в русле инженерно-психологических задач начались целенаправленные исследования по этой проблеме, были предприняты первые попытки формирования ее понятийного базиса и теоретико-методических основ. Инженерная психология впервые поставила вопрос о надежности профессиональной деятельности, под которой принято понимать безошибочное выполнение человеком возложенных на него профессиональных обязанностей (функций) в течение требуемого времени и при заданных условиях деятельности. Достижение безошибочного и своевременного выполнения действий и деятельности в целом является результатом надежного функционирования различных подсистем организма и психики человека.
Своим утверждением в инженерной психологии проблема надежности во многом обязана тому обстоятельству, что человек-оператор по тем или иным причинам может допускать в процессе своей деятельности ошибки различного характера. Можно сказать, что проблема надежности оператора «выросла» из проблемы ошибок. Цена человеческих ошибок особенно остро стала ощущаться с появлением сложных автоматизированных систем управления. Подчас расплата за неправильные или несвоевременные действия оператора, управляющего такими системами, может последовать в виде не только снижения показателей эффективности и надежности системы управления, экономических потерь, но и гибели людей. Поэтому в решении задачи обеспечения необходимой надежности автоматизированных систем управления важное, если не решающее, значение имеет то, насколько надежно выполняет свои функции ее интегральное, наиболее ответственное звено - человек. Не будет преувеличением сказать, что, в конечном счете, все инженерно-психологические разработки прямым или косвенным образом направлены на обеспечение надежной работы человека-оператора. В работах В.Д. Небылипына и Б.Ф. Ломова впервые в отечественной инженерной психологии было изложено психологическое содержание проблемы надежности и намечены пути исследований в этой области. Надежность оператора может быть существенно увеличена путем согласования характеристик человека и машины, т.е. путем учета особенностей психических процессов и свойств человека при проектировании средств индикации, органов управления и информационных панелей в целом. Надежность работы человека-оператора находится в прямой зависимости от качества его профессиональной подготовки, индивидуальных особенностей, в том числе свойств нервной системы и личностных факторов.
Со временем проблема надежности вышла за пределы непосредственных интересов инженерной психологии и сегодня находится в фокусе внимания различных направлений психологической науки. Их усилиями формируются общие основы надежности профессиональной деятельности.
В ряде исследований бала обоснована зависимость и показано влияние типологических или формально динамических свойств индивидуальности на стилевые особенности профессиональной деятельности специалистов различного профиля. На основе этих исследований были разработаны рекомендации, которые могут быть использованы при организации психологического сопровождения профессиональной деятельности. Содержание рекомендаций приведено в таблице __ .
Таблица _
Стилевые особенности профессионального взаимодействия представителей
четырех темпераментальных типов личности
Сравниваемые признаки | Типы темперамента (опросник Кейрси) | |||
SJ Консерватор | SP Реалист | NT Новатор | NF Романтик | |
Достоинства стиля руководства | Надежность, организованность, традиционность, точность и пунктуальность, соблюдение «правил игры», предсказуемость | Гибкость, умение приспособиться к требованиям меняющейся ситуации и быстро принимать нестандартные решения, реализм | Стратегическое концептуальное планирование и прогнозирование, объективность, аналитичность, точность оценок, работоспособность | Умение создать оптимальный для работы психологический климат, сформировать команду, контактность, поощрение самостоятельности и инициативы |
Основные недостатки стиля руководства | Возможны излишнее администрирование и бюрократизм, коммуникативная ригидность | Недостаточное внимание к теории и стратегическому планированию, изменчивость мнений, непредсказуемость решений | Нежелание детально разрабатывать планы, воплощать их в жизнь, малое количество последователей, барьеры в общении | Склонность к эмоциональным перегрузкам, неумение совмещать противоположные интересы коллег, отсутствие жесткого контроля |
Типичные ошибки, осложняющие служебные отношения и качество работы | Пунктуальность и обязательность, во-спринимаемые как негибкость, бюрок-ратизм и ограниченность | Импульсивность и свободолюбие, приводящие к срывам работы по срокам и соответствию стандарту | Сарказм и интеллектуальный снобизм, неличностный подход, осложнение общения с коллегами | Чрезмерное внимание к чувствам и межличностным отношениям в ущерб логической оценки информации |
Отношение к подчиненным | Требования серьезного отношения к работе, поощрение лишь победителей, склонность «навешивать ярлыки» и перевоспитывать | Отношение к личностным особенностям без жестких критериев, умение похвалить, забвение прошлых заслуг, поверхностность | Недостаточное внимание к чувствам и эмоциям, нежелание сотрудничать с интеллектуально маловыразительными людьми | Личностный подход, демократизм, терпимость к недостаткам, неформальность при общении, поощрение индивидуального и профессионального роста |
Тип ситуаций и вид предприятия, в которых наиболее полно проявляются самые сильные стороны специалиста | Стабильное устойчивое предприятие с прочным финансовым положением, обыденные ситуации | Новое предприятие, либо нуждающееся в кардинальных переменах, критические и кризисные ситуации | Ситуации, требующие перспективного, глобального концептуального планирования, без детализации и реализации планов | Ситуации, требующие согласованного действия команды, максимального использования творческих и личностных ресурсов |
Оптимальный тип «обратной связи» начальников с подчиненными разных типов | Четкое и подробное объяснение того, что, и когда нужно делать, заключение контракта, в котором оговорены все пункты | Указание на проблемную ситуацию без детальных и подробных инструкций, отсутствие жесткого контроля, свобода действий | Точная и логически обоснованная формулировка желаемого результата без указания путей и средств решения проблемы | Отношение как к личности, а не как к винтику организации, неформальность, уровень личной просьбы, понимание чувств и индивидуального своеобразия |
Качества, которые подчиненные разных типов ценят в себе и за которые ожидают поощрения | Внимательность, точность, обязательность, конкретность при выполнении любой работы | Способность адекватно действовать в критической ситуации, склонность к риску и оригинальным решениям | Умение генерировать новые идеи, развитые аналитические способности, навыки стратегического планирования | Оптимизм, коммуникабельность, контактность, поддержка сотрудников, умение влиять на атмосферу в коллективе |
Диссерт. Владимировой И. М. или Психологическое обеспечение учебного процесса ввузов. СПб.: ВмедА, 1997. – 255 с. (С. 118-119)
Дата: 2019-04-23, просмотров: 83.