ТУРИЗМ – МАССОВОЕ ЯВЛЕНИЕ И ФЕНОМЕН ХХ ВЕКА

2.1.Туризм и путешествие.

2.2.Туризм в ХХ веке.

2.3. Определение туризма.

2.4. Продолжительность туристской поездки.

2.5.Начало туризма в Узбекистане.

2.6.Законодательные документы в сфере туризма в Республике Узбекистан.

Туризм и путешествия

Туризм – частный случай путешествий, однако, имеет четкие отграничения из общности, строго определенные характеристики, известно множество определений туризма в понятийном смысле, и, разумеется, человек, совершающий или участвующий в туристском путешествии, туристской поездке, походе, и именуется в общем случае туристом.

В отличие от путешествий, туризм – категория, испытывающая сильное влияние экономики и политики, в довершение всего, обладает дуализмом внутренней природы явления.

Туризм это:

(а) особый массовый род путешествий с четко определенными целями туризма, совершаемых собственно туристами, т. е. деятельность самого туриста, и

(б) деятельность по организации и осуществлению (сопровождению) таких путешествий, туристская деятельность. Такая деятельность осуществляется различными предприятиями индустрии туризма и смежных отраслей,

Был ли туризм у древних? Ответ прост. Единичные случаи путешествий, которые можно рассматривать как туризм по цели и даже по организационной форме осуществления, были, в том числе у древних римлян, возможно и ранее. В средние века можно было даже найти начала организованной деятельности по сопровождению групп паломников. При детальном рассмотрении процесса можно уверенно отнести эти явления к туризму, точнее к началам туризма.

 

Туризм в XX веке

Туризм в своем настоящем состоянии возник и оформился в конце ХIX века, а истинное интенсивное развитие получил лишь во второй половине ХХ века, именно в век стремительного развития техники, технологий, общественных отношений, за что и получил громкий титул «феномена ХХ века». Сегодня туризм – мощная мировая индустрия, занимающая до 10% мирового валового продукт», в которой задействованы огромные массы работников, основных средств, привлечены крупные капиталы. Это крупный бизнес, большие деньги и серьезная политика глобального уровня.

С развитием общества все большее количество населения планеты вовлекается в сферу туризма. За период 1997 – 2002 гг. имеет место постоянная устойчивая тенденция увеличении числа путешествующих ежегодно в среднем на 4%, 1998 г. характеризуется некоторым снижением активности в связи с финансовым кризисом в Азии. По прогнозам ВТО к 2010 г. количество поездок составит 937 млн., а поступления от туризма возрастут до 1,1 трлн. USD. Разумеется, не все районы мира, даже имеющие фантастические по своей привлекательности туристские ресурсы, пока еще освоены и доступны для массового туриста. Существенное значение играют природно-климатические и политико-экономические факторы, стабильность мира в регионе, уровень развития индустрии туризма.

К обслуживанию такого количества перемещающихся по миру людей привлекается ещё большое количество специалистов многих смежных с туризмом отраслей, которые и составляют суть индустрии и инфраструктуры туризма. Уже сегодня каждый 15 человек на планете трудиться в сфере туризма. Отметим, что это очень важно, т.к. в сфере туризма, даже без учета мультипликативного эффекта, к обслуживанию привлекается численность работников, значительно большая, чем количество собственно самих туристов, - туризм обеспечивает создание большого количества рабочих мест. Это явление занимает первое место среди факторов и следствий, дающих положительный эффект обществу от этого вида деятельности. Имеется довольно много методик, которые предлагают способы определения занятых в туризме категорий работающих. В крупных туристских центрах каждые десть туристов обеспечивают постоянной работой двух работников. Например, прибытие круизного лайнера с туристами в Петропавловск-Камчатский – значительное событие в жизни местного населения. Работой обеспечивается 50-60 человек, а за три дня пребывания туристов местные учителя, выступающие гидами, проводниками, получают вознаграждение, равное месячному заработку по основному месту работы, где зарплату задерживают на много месяцев.

Анализ доходности от туризма приводит к интересным сравнениям. Так, на каждого жителя США приходиться в два раза больше туристов, чем на россиянина, а при примерно равных ценах на туристское обслуживание- доходность от туристской отрасли В США в пять раз выше. Возможно, есть чему поучиться. Из 250 тыс. жителей курорта Санкт-Петербург (Флорида, США) 60 тыс. заняты в сфере туризма и обслуживают 5 млн. туристов ежегодно. Еще более парадоксально это положение в Андорре, где вся страна (50 тыс. жителей) работает на туризм, все жители стелят постели, готовят еду, поют и пляшут с утра до вечера на потребу туристу, продают им товар. Последнее весьма привлекательно для туристов, поскольку Андорра является зоной беспошлинной торговли. Других видов деятельности в карликовой стране, расположенной в узкой горной долине, нет или они не имеют значительного веса в экономике государства.

 Туризм – массовое явление и феномен ХХ века. Туризм – массовое явление и феномен именно ХХ века. Туризм как массовое явление получил начало развития в силу политико-экономической ситуации в развитом обществе в середине XIX века. Люди, в большинстве своем – трудящиеся по найму, повсеместно получили законное право на ежегодный короткий (2 – 3 недели в среднем в году) отпуск для отдыха. Длительный период катаклизмов мировых войн и передела мира затормозил развитие туризма, однако в период после Второй мировой войны значительная часть человечества живет спокойно, без глобальных потрясений, жертв, разрушений. Люди, в большинстве своем, обстроились, в отдельных странах стали жить в достатке, позволяющем без особого напряжения выделять из своего бюджета (или получать дотационные) определенные средства на отдых и краткосрочные путешествия в целях отдыха. Развитые транспортные средства, открывшие эру трансконтинентальных полетов на воздушных судах, предоставили им вполне доступную возможность посещения практически любых уголков мира. Значительная часть цивилизованного общества приняла концепцию туризма и законы, способствующие его развитию.

Исторически с библейских времен люди имели один день в неделю для отдыха, отдых предоставлялся по причинам сезонности работ. В христианстве первые четыре века все имели два выходных дня – субботу и воскресенье. (Суббота – библейский шаббат, воскресенье – чисто христианский праздник – в честь воскресения Христа, который, как известно, воскрес на следующий день после субботы). Затем более чем на тысячелетие выходные были урезаны до одного дня, но справедливость восторжествовала, и снова у трудящихся в большинстве стран есть два выходных. И именно поэтому по статистике наибольшую долю занимает туризм выходного дня weekend holiday (2 – 3 дня), далее следуют недельные туристские поездки (6 – 7 дней), значительно меньшую долю занимают 8 – 12-дневные туры, все остальные, более длительные туристские проездки выпадают из статистики по причине ничтожности своего удельного веса в общей массе.

      Определение периода времени – в свободное время – исходит из общей предназначенности туризма, как способа отдыха. Оно не достаточно справедливо для некоторых видов туризма, например для профессионально-делового и конгрессного туризма, участники которого чаще всего совершают поездки как специалисты, командированные фирмой или иной организацией. Некоторые страны, например Эстонская Республика, отграничивают бизнес цели от других целей туризма и вводят специальную визу – коммерческую, определяют особое регулирование таких путешествий с коммерческими целями.

Для того, чтобы туризм стал массовым явлением и вовлек значительные слои населения, необходим достаток в средствах, позволяющий выделять из семейного бюджета некоторую часть средств на обеспечение отдыха. Как правило, на кратковременный отдых требовалось (и требуется сейчас) значительно больше средств, чем на проживание в обычном образе и режиме труда, что связано с расходами на перемещение, проживание в ином месте, питание и развлечение. Это связано с общим образом жизни населения выделенной местности или страны.

Значительная зависимость туризма от состоятельности населения, составляющего его потенциальную клиентуру, ярко проявилась в странах СНГ в период финансового кризиса осени 1998 года. Туристские фирмы, ранее отправлявшие за рубеж до 300 туристов в неделю, стали обслуживать 3-5 человек в этот же срок. Волна банкротств и сокращений персонала прокатилась по туристской отрасли, ранее заметно и стабильно процветавшей. Выездной туризм сократился на 300%, а внутренний туризм прекратился вовсе. Валютные вклады значительной населения были утрачены в связи с крахом банков, рублевые сбережения обесценились и направлены на другие цели. Въездной туризм сократился незначительно.

Определение туризма

Приведем классическое определение туризма и дадим развернутую характеристику его составляющим. Сразу отметим, что довлеющими были, есть и всегда будут экономические предпосылки, потому что туризм в значительной мере категория экономическая, политическая и лишь затем – социальная (Впрочем, все зависит от политической ориентации государства). В СССР туризм был всегда категорией социальной. В России в эпоху новых реформ, после 1991 г., туризм – одна из первых отраслей, перешедшая в сферу предпринимательства. Туризм стал бизнесом, ориентированным на капиталистические методы управления и организации, услуги стали стоить свою истинную цену, а жители, привыкшие получать отдых задарма с профсоюзной дотацией до 90%, все еще ждут социальных позывов и голосуют за коммунистов. Это четко прослеживается при изучении постулата «любой труд почетен, кроме бесплатного» – в стране были и есть заслуженные шахтеры, артисты, учителя и много других профессий, но нет заслуженного работника туризма, хотя услугами туризма пользовались практически все граждане 300-миллионного государства, занимающего одну шестую часть суши.

Туризм – временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или другую местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных и лечебных, гостевых, познавательных, религиозных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой из источника в посещаемом месте.

Место временного посещения. Турист должен непременно посетить именно другую местность в своей стране или другую страну, отличную от места своего постоянного проживания. Согласимся с тезисом, что значительная часть людей на Земле ведет оседлый, а не кочевой, образ жизни. Причем турист должен посетить это место назначения своего туристского путешествия – пребывания – именно временно, на определенный, не слишком длительный, промежуток времени и затем пренепременно убыть из этого места (в общем случае домой). Если он останется в месте посещения на длительный срок, например, более чем на 6 месяцев (более 180 дней), он становится (условно) местным жителем, включается в жизнь данного общества, возможно, становится гражданином, получает вид на жительство, он вынужден работать и, следовательно, требовать рабочее место. Это уже проблемы иммиграционных правил и функции соответствующих служб данного государства или территории, т. е. приобретение вида на жительство, гражданства, или в экстремальном случае (в пределах страны) прописки. Такой путешественник выбывает из категории туристов.

Свободное время. Туризм совершается в свободное время. Этот тезис не совсем адекватно применяется к деловому туризму, но это вопрос экономики и политики. Кроме того, и бизнес-туристы также люди и ничто человеческое им не чуждо, они потребляют значительное количество туристских услуг, в том числе в программы пребывания бизнес-туристов всегда включается культурная часть (посещение музеев, театров и др.), а поскольку «не за свои, а за счет фирмы» (т. е. не из фонда потребления), то такие туристы весьма свободно относятся к уровню цен и расходам на путешествие. Бизнес-туризм – весьма доходный вид туризма.

 Чтобы таковое происходило, необходимо и достаточно наличие двух ключевых условий – свободное время, предназначенное для отдыха, и средства, в общем случае деньги, для проведения этого времени в отдыхе, в отрыве от обычной работы (отпуск оплачиваемый). Даже во времена Римской империи состоятельные сограждане имели отпуск для отдыха и нередко проводили его в Египте, в том числе совершая круизы по Нилу, созерцая чудеса этой страны. Длительное время туризм, как таковой, был уделом лишь единиц состоятельного сословия. Впрочем, и в сегодняшние времена можно уверенно сказать, что далеко не все жители планеты вовлечены в сферу туризма, но, тем не менее, суммарное количество туристов и динамика ежегодного роста этого показателя впечатляют.

  Удовольствие. Туризм априори преследует цели получения положительных эмоций, в общем случае – удовольствия. Можно, разумеется, найти и другие определения. Конечный результат целенаправленного такового действа в общем случае зависит от самого туриста и способности его уметь воспринимать обстоятельства с получением именно положительных эмоций. Исключая ритуальный туризм и отчасти лечение, это положение справедливо практически ко всем видам туризма. Ну, кто, будучи в разуме, вложит солидные деньги, накопленные за год, в туристскую поездку, которая принесет ему горе и несчастье, неприятный стресс и слезы. Если такое и приключается, то вовсе не по прихоти самих туристов, а лишь в силу неблагоприятного стечения обстоятельств, небрежности, невнимательности, нарушения установленных правил либо самими туристами, либо организаторами туризма.

Направляясь в путешествие или туристскую поездку, даже зная о возможных опасностях, любой индивидуум твердо уверен и предполагает, что именно с ним ничего не случится, а он сам абсолютно здоров. Исторический пример: легендарный и сказочный Робинзон Крузо, потерпевший кораблекрушение и едва выживший, тем не менее, отправился в следующее путешествие, стоившее ему 28 лет уединенного жития на острове. Яркий пример второму – факт, что значительная часть туристов направляется в туристскую поездку без страховки хотя бы медицинских расходов; это не относится к жителям развитых и цивилизованных стран, которые застрахованы на все случаи жизни со дня рождения и без страховых полисов не выйдут даже в булочную.

Место постоянного проживания. Для туризма как экономической категории важно определить понятие место постоянного проживания (местожительство) индивидуума, участвующего в процессе туризма как собственно туриста. Туризм предусматривает выезд людей с места своего постоянного проживания в иную местность (в пределах своей страны) или в другую страну в целях туризма.

Перемещение в пределах местности постоянного проживания, например ежедневные поездки на работу, даже в другую страну (в приграничных районах), не может быть отнесен к туризму. В стране, где имеется правовой институт прописки, – это место прописки, регистрируемое соответствующими службами государственной власти, регулирующей миграцию населения. Для стран, где жители ущербно лишены прелестей режима прописки, имеет место, и другая понятийная категория – обычное место постоянного жительства – определяется сроком, в течение которого человек постоянно проживает в одном и том же месте (городе, поселке и районе), имеет семью, дом, работу. При этом для каждого определенного места, района, страны, а также категории населения следует выделять лиц, которые могут быть отнесены к категории постоянных жителей или посетителей. Это в значительной мере определяется уровнем развития страны и урбанизации населения.

Например, в статистике внутреннего туризма важно отграничить категории населения, которые следуют ежедневно на работу на определенные расстояния; так, для небольшого города это будет 20 – 30 минут при расстоянии несколько километров; для крупного города, например для Москвы, поездки на работу продолжительностью в 3 часа – вполне нормальны, а покрываемое расстояние будет составлять свыше 50 – 100 км. Следует учитывать минимальный промежуток отсутствия жителя в этом месте, а также отличие и особенности местностей и административных территорий. Так, для жителя небольшого поселка поездка на 70 км будет составлять дальнее путешествие, в то же время в г. Волгоград, протянувшемся вдоль берега Волги, это расстояние находится в пределах городской черты.

Национальное законодательство некоторых стран дает четкое толкование методу определения количественных характеристик путешествий. Так, в США к категории путешествий относится перемещение более чем на 100 миль от места постоянного проживания: any trip extending 100 miles or more from origin to destination. Перемещение на меньшие расстояния относится к категории small trip и в статистике туризма не учитывается.

Достаточно сложно определиться с деятельностью по организации экскурсий в крупных городах для местного населения. По критериям международной статистики эта деятельность к туризму не относится и в общих показателях не учитывается. Однако экскурсионная деятельность по обслуживанию местного населения учитывается как туристская в целях применения льготного налогообложения. Если рассматривать международный туризм, то возникнут проблемы иного порядка. Кого считать постоянным жителем страны?

К этой категории относятся все жители, пребывающие в данной стране не менее определенного срока и имеющие на руках заграничный паспорт, выданный иммиграционной службой данной страны или территории. Обычно такой срок определяется продолжительностью 12 месяцев. Понятно, что к этой категории относятся и лица без гражданства, и иностранные граждане.

Таким образом, для туризма характерны перемещения (в общем случае поездки, походы) с места своего постоянного проживания:

(а) в другую страну или

(б) местность в пределах своей страны. Еще более конкретно, турист – это временный и ночующий посетитель местности или страны, отличной от места его постоянного проживания.

Сезонность. Туризм отличается подверженностью влияния факторов сезонности, которые, в общем случае, являются следствием периодического изменения климатических условий в течение года. В высоких широтах – это наступление холодных зимних периодов, в тропических и экваториальных – наступление сезонов дождей или чрезмерной жары.

Различаются высокий, средний и низкий сезоны. Высокий сезон характеризуется условиями наиболее полноценного использования туристами туристских ресурсов. По всем признакам жителям стран с относительно холодной зимой свойственно стремление отдыхать летом и преимущественно в туристских центрах с более теплым климатом. Поэтому курорты Средиземноморья имеют сезонный пик туристской загрузки в летние месяцы. Курорты Персидского залива, Красного моря, Таиланд и другие страны Юго-Восточной Азии привлекательны в зимние месяцы, когда климат более мягкий и менее жаркий.

Большая часть континентов расположена в северном полушарии и можно утверждать, что там проживает значительная часть населения Земли. В странах, расположенных в южном полушарии, климатические изменения противоположны. С определенных позиций это достаточно удобно. Состоятельные туристы стран европейского и североамериканского континентов могут зимой посетить туристские центры Южной Америки, Южной Африки или Австралии, где наступает теплый летний сезон.

Каждый курорт или туристский центр обладает характерными притягательными признаками для туризма в зависимости от климатических особенностей данной местности и собственно вида туризма. Так, Санкт-Петербург во Флориде на берегу Мексиканского залива может быть отнесен к категории все сезонных пляжных курортов, а Санкт-Петербург российский имеет пик сезона в период мая-июня, т. е. наибольшей продолжительности светового дня, именуемый «Белые ночи». Адекватно, в Индии и на Кубе неблагоприятными считаются периоды муссонных дождей. Горнолыжные альпийские и иные курорты также имеют свои благоприятные периоды для активного занятия спортом и развлечений. Для сафари с охотой важен разрешенный сезон для отстрела определенных видов животных.

Сезонность загрузки курорта или туристского центра также отражается на изменение тенденций генерации рабочих мест в сфере обслуживания, интенсивности загрузки средств перевозки, размещения, ресторанов и аттракций. В высокий сезон возникает перегрузка туристских центров, цены существенно повышаются, бронирование услуг на этот период производится заблаговременно. Наоборот, в низкий сезон, когда активность посещения туристами туристских центров заметно снижается, цены на туристские услуги и услуги размещения низкие.

Однако кроме природно-климатических признаков и явлений на загрузку мест традиционного туристского посещения влияют общенациональные и религиозные праздники, каникулы, крупные зрелищные и спортивные мероприятия. Так, для значительной части населения (до 26%), принадлежащей к христианству, важен праздник Рождества Христова. Рождество, Новый год и Пасха признаются национальными праздниками в большинстве государств Европы и Америки. Устраиваются недельные Рождественские каникулы, празднуется Новый год, работа на большинстве предприятий прекращается, все устремляются на отдых в туристские центры. Интенсивность туристских потоков возрастает многократно. Загрузка предприятий сферы туризма и туристской индустрии, а также торговли на этот короткий период кратковременно существенно возрастает. Предприятия сферы обслуживания на этот период дополнительно нанимают большое количество персонала. Период кратковременной туристской активности генерирует высокие цены на туристские услуги.

Дата: 2019-04-22, просмотров: 217.