ОРГАНЫ ВЕРХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Государственный совет.

Госсовет был создан по предложению Сперанского в 1810 году, причем Сперанский полагал, что госсовет будет органом, на который можно будет опереться для проведения важнейших реформ в сфере государственного управления, но Сперанский ошибся, так как госсовет не помогал, а тормозил Сперанского в его делах.

Госсовет был высшим законосовещательным учреждением Российской империи и в основном его деятельность была сконцентрирована на обсуждении важнейших государственных проблем внутренней и внешней политики, на обсуждении законопроектов. Также госсовет в некоторых случаях являлся судебной инстанцией по делам о важнейших политических преступлениях.

В состав государственного совета входило от 35 до 80 членов в разное время. Все они назначались императором.

 

Структура госсовета.

1. Общее собрание, куда входили все члены госсовета.

2. Канцелярия, которая занималась не только делопроизводством, но и осуществляла контроль за исполнением принятых госсоветом решений.

3. Департаменты: департамент законов, департамент дел военных, департамент дел гражданских и духовных, департамент государственной экономии, департамент по делам царства Польского, департамент по науке, промышленности и торговли.

4. Комиссия законодательных предположений.

5. Комиссия жалоб. В эту комиссию поступали все жалобы на неэффективную деятельность должностных лиц, государственных органов.

При отсутствии на заседании госсовета императора, его деятельностью руководил председатель, который назначался из числа членов госсовета.

Довольно длительный промежуток времени председатель госсовета занимал должность председателя комитета министров.

В основных законах Российской империи появляются новые положения, которые характеризуют компетенцию госсовета. В основных законах содержится такая формулировка: «Ни один законопроект не может воспринять силу закона без одобрения его государственным советом». Затем эта формулировка трансформируется в такую: «Ни один законопроект не может воспринять силу закона без обсуждения его в государственном совете». Эта формула давала основание утверждать, что госсовет являлся высшим законосовещательным органом империи, и все законопроекты должны были обсуждаться в совете. Сначала так оно и было, но затем эта функция госсовета стала утрачивать свое было значение, так как аналогичными полномочиями стали обладать и другие учреждения, такие как комитет министров и Сенат. Помимо того, что законопроекты могли в обход госсовету попадать императору на стол, сам император зачастую подписывал законопроекты, не получившие одобрения большинства членов государственного совета.

Комитет министров.

Формально комитет министров был создан в 1803 году, но оформлен он был гораздо позже в 1811 – 1812 году. Первоначально комитет министров создавался для координации деятельности министерств, но кабинет министров не справился с этой задачей.

Во главе комитета министров стоял император. При его отсутствии деятельностью руководил председатель комитета министров. В состав кабинета министров входили министры, руководители департаментов госсовета, секретарь госсовета, главноуправляющие, кроме них туда входили лица, назначенные императором.

Комитет министров являлся высшим законосовещательным органом по вопросам административного управления. Комитет министров также обсуждал важнейшие вопросы внутренней и внешней политики и решал вопросы, касающиеся координации деятельности министерств. Все решения комитета министров приобретали силу закона только после их утверждения императором, за небольшими исключениями: в интересах оперативного управления комитет министров обладал возможностью решать незначительные вопросы (назначение пенсий государственным служащим, тогда, когда это необходимо было делать в спешном порядке; введение войск на определенную территорию империи, то есть объявить эту территорию на военном положении).

Комитет министров решал некоторые категории дел, которые поступали ему из министерств:

1. Дела, затрагивающие компетенцию нескольких министерств.

2. Дела, которые невозможно было решать в министерствах в силу отсутствия законодательной базы. В этом случае комитет готовил нужный законопроект и передавал императору на подпись. Пробел в праве таким образом устранялся.

3. Дела, которые министрам не разрешалось решать самостоятельно в силу их публичной значимости.

 

Императорская канцелярия.

Личная его императорского величества канцелярия приобретает характер общегосударственного органа, начиная с войны 1812 года. Именно во время войны через императорскую канцелярию ведется переписка между императором и командованием русской армии. Канцелярия берет на себя все функции, связанные с подготовкой, комплектованием, вооружением новых воинских формирований. Канцелярия в это время занималась вопросами о возмещении убытков частным лицам, потерявшим свое имущество в ходе боевых действий. Структура канцелярии создавалась постепенно: в 1826 году создается 1-ое, 2-ое и 3-е отделение канцелярии, в 1828 году – 4-е отделение, 1836 – 5-ое, 1842 – 6-ое отделение. Каждое отделение было вполне самостоятельным государственным учреждением. Во главе стоял свой начальник и он действовал практически автономно.

Первое отделение занималось вопросами кадровой политики в системе государственного управления, кроме этого, данное отделение осуществляло контроль и надзор за деятельностью государственного аппарата и выполняло личные поручения императора.

Второе отделение занималось вопросами систематизации российского законодательства.

Третье отделение было органом политического сыска и следствия. Оно делилось на несколько экспедиций, каждая из которых имела четко определенную сферу деятельности. Сферы деятельности:

1. Ведение общероссийскими политическими тюрьмами.

2. Следствие по делам о политических и должностных преступлениях.

3. Надзор, наблюдение за иностранцами, находящимися на территории империи.

4. Наблюдение за революционными антиправительственными организациями.

5. Цензура.

Исполнительным органом третьего отделения являлся отдельный жандармский корпус, а начальник третьего отделения являлся одновременно и шефом корпуса жандармов.

Существовало 7 главных и губернских управлений жандармского корпуса и 123 отдельные команды были размещены по всей территории империи. В Москве, Санкт-Петербурге, Варшаве и Одессе были расквартированы штабы.

Третье отделение готовило ежегодные аналитические записки для правительства, которые назывались «Отчеты о деятельности».

Четвертое отделение занималось вопросами благотворительности и женскими учебными заведениями.

Пятое отделение было специально создано для подготовки системы управления государственными крестьянами.

Шестое отделение готовило реформы административного управления на Северном Кавказе.

 

Министерство двора и уделов.

Это было особое ведомство, с которым тесно контактировал непосредственно император и занималось оно имуществом императорской семьи.

 

Дата: 2019-04-22, просмотров: 528.