ПО ПРОВЕДЕНИЮ АУДИТА В СФЕРЕ ЗАКУПОК

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ АУДИТА В СФЕРЕ ЗАКУПОК

 

утверждены Коллегией Счетной палаты Российской Федерации

(протокол от 21 марта 2014 г. № 15К (961)

Разр Разработчик: Департамент по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области оборота федерального имущества, средств резервных фондов федерального бюджета и комплексного анализа эффективности функционирования федеральной контрактной системы

 

Москва

2014 год

Содержание

1.

Общие положения……………………………………………………….

3
 

 

 
2.

Содержание аудита в сфере закупок……...............................................

4
 

 

 
3.

Источники информации для проведения аудита в сфере закупок…...

7
 

 

 
4.

Этапы проведения аудита в сфере закупок…………………………….

14
 

 

 
5.

Формирование и размещение обобщенной информации о результатах аудита в сфере закупок в единой информационной системе в сфере закупок…………………………………………………

26
 

 

 
 

 

 

Приложение:

1. Направления и вопросы аудита в сфере закупок..................................................................................... 28

 

2. Структура отчета (раздела отчета) о результатах аудита в сфере закупок……………………………….......... 53

 

3. Примерная структура представления данных о результатах аудита в сфере закупок для подготовки обобщенной информации…………………………….......... 55
       

Общие положения

 

1.1. Методические рекомендации по проведению аудита в сфере закупок (далее – Методические рекомендации) предназначены для методологического обеспечения реализации Счетной палатой Российской Федерации задач и полномочий, установленных статьями 5, 13 и 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее – Закон № 41-ФЗ), при осуществлении в соответствии со статьей 98 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон                  № 44-ФЗ) аудита в сфере закупок.

1.2. Целью Методических рекомендаций является установление рекомендуемых для выполнения методов (способов), процедур, применяемых в процессе осуществления Счетной палатой Российской Федерации (далее – Счетная палата) аудита в сфере закупок, в том числе при проведении комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по аудиту формирования и контролю исполнения федерального бюджета, а также при проведении иных проверок, в которых деятельность в сфере закупок проверяется как одна из составляющих деятельности объектов аудита (контроля).

1.3. В Методических рекомендациях определены:

понятия, задачи, предмет и объекты аудита (контроля) в сфере закупок;

основные источники информации для проведения аудита в сфере закупок;

этапы, направления аудита в сфере закупок и их содержание;

содержание и порядок комплексной оценки эффективности закупок с учетом обоснованности планируемых расходов на закупки;

порядок подготовки и размещения обобщенной информации о результатах аудита в сфере закупок в единой информационной системе в сфере закупок (до момента ввода единой информационной системы в сфере закупок - на официальном сайте zakupki.gov.ru).

1.4. Методические рекомендации разработаны в соответствии с Законом № 41-ФЗ, Регламентом Счетной палаты Российской Федерации, стандартами Счетной палаты и иными нормативными правовыми актами.

1.5. Основные понятия, используемые в Методических рекомендациях, соответствуют понятиям, установленным в статье 3 Закона № 44-ФЗ.

 

Содержание аудита в сфере закупок

2.1. Аудит в сфере закупок – это вид внешнего государственного контроля, осуществляемого Счетной палатой в соответствии с полномочиями, установленными частью 12 статьи 14 Закона № 41-ФЗ, целями которого является оценка обоснованности планирования закупок, реализуемости и эффективности закупок, а также анализ и оценка результатов закупок, достижения целей осуществления закупок, определенных статьей 13 Закона № 44-ФЗ, а именно:

достижение целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации);

исполнение международных обязательств Российской Федерации, реализация межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация;

выполнение функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации.

Итогом аудита в сфере закупок должна стать оценка уровня обеспечения государственных нужд с учетом затрат бюджетных средств, обоснованности планирования закупок, включая обоснованность цены закупки, реализуемости и эффективности осуществления указанных закупок. При этом оценке подлежат выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене контрактов, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами.

2.2. Задачи аудита в сфере закупок:

проверка, анализ и оценка информации о законности, целесообразности, обоснованности (в том числе анализ и оценка процедуры планирования обоснования закупок и обоснованности потребности в закупках), своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам (далее – расходы на закупки);

выявление отклонений, нарушений и недостатков в сфере закупок, установление причин и подготовка предложений, направленных на их устранение и на совершенствование контрактной системы.

Аудит в сфере закупок должен охватывать все этапы деятельности заказчика в сфере закупок в отношении каждого из государственных контрактов, являющихся предметом анализа, проверки и оценки, а именно: этап планирования закупок товаров (работ, услуг), этап осуществления закупок, этап заключения и исполнения контракта.

2.3. Предметом аудита в сфере закупок является процесс использования средств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также в отдельных случаях средств региональных и муниципальных бюджетов, направляемых на закупки (далее – бюджетные средства) в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

2.4. В процессе проведения аудита в сфере закупок в пределах полномочий Счетной палаты проверяются, анализируются и оцениваются:

организация и процесс использования бюджетных средств начиная с этапа планирования закупок;

законность, своевременность, обоснованность, целесообразность расходов на закупки;

эффективность и результаты использования бюджетных средств;

система ведомственного контроля в сфере закупок;

система контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком.

2.5. Объектами аудита (контроля) в сфере закупок являются:

государственные органы (в том числе органы государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», органы управления государственными внебюджетными фондами либо государственные казенные учреждения, действующие от имени Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации и осуществляющие закупки;

бюджетные учреждения, осуществляющие закупки за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета, и иных средств (с учетом особенностей статьи 15 Закона № 44-ФЗ);

автономные учреждения, государственные унитарные предприятия при осуществлении капитальных вложений за счет бюджетных средств в объекты государственной собственности (при планировании и осуществлении ими закупок);

юридические лица, не являющиеся государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства за счет бюджетных инвестиций (в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций);

бюджетные учреждения, автономные учреждения, государственные унитарные предприятия, которым в соответствии с бюджетным законодательством государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, являющиеся заказчиками, передали свои полномочия на осуществление закупок;

государственные органы, казенные учреждения, на которые возложены полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения – в соответствии с Законом № 44-ФЗ).

В рамках контрольных мероприятий оцениваются как деятельность заказчиков, так и деятельность формируемых ими контрактных служб и комиссий по осуществлению закупок, привлекаемых ими специализированных организаций (при наличии), экспертов, экспертных организаций и электронных площадок, а также работа системы ведомственного контроля в сфере закупок, системы контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком.

2.6. Порядок действий при организации и проведении аудита в сфере закупок установлен СГА 101.

2.7. При проведении контрольных мероприятий необходимо учитывать сроки вступления в силу отдельных положений Закона № 44-ФЗ (статьи 112, 114).

 

Оформление отчета о результатах аудита в сфере закупок

Отчет о результатах аудита в сфере закупок должен содержать подробную информацию о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки, выводы и предложения по результатам контрольного мероприятия, включая потенциальные последствия и рекомендации.

Отчет о результатах аудита в сфере закупок может включать предложения (рекомендации), направленные на совершенствование контрактной системы в сфере закупок в целом.

Отчет (раздел отчета) о результатах аудита в сфере закупок необходимо сформировать по структуре, установленной в приложении № 2 к Методическим рекомендациям.

Общий порядок составления отчета об основных итогах контрольного мероприятия приведен в СГА 101.

 

Организация закупок

1.1 Проверить наличие и порядок формирования контрактной службы (назначения контрактных управляющих) Статьи 38, 112 Закона № 44-ФЗ, приказ Минэкономразвития России от 29 октября            2013 г. № 631 Отсутствует контрактная служба либо контрактный управляющий.   Контрактная служба создана с нарушением установленного Законом № 44-ФЗ срока (позже 31.03.2014).   Положение (регламент) о контрактной службе отсутствует или не соответствует Типовому положению (регламенту), Закону № 44-ФЗ, в частности: 1) не определено, каким из двух способов (создание отдельного структурного подразделения или утверждение постоянного состава, без образования структурного подразделения) создана контрактная служба; 2) контрактную службу возглавляет лицо, не являющееся заместителем руководителя заказчика;   3) функции и полномочия контрактной службы не соответствуют функционалу, предусмотренному типовым положением (регламентом) Заказчик создает контрактную службу в случае, если совокупный годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком превышает  100 млн. рублей     1.2 Проверить наличие и порядок формирования комиссии (комиссий) по осуществлению закупок Статья 39 Закона № 44-ФЗ Отсутствует комиссия (комиссии) по осуществлению закупок, внутренний документ о составе комиссии и порядке ее работы.   Состав комиссии не соответствует требованиям Закона № 44-ФЗ, в частности: 1) число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии составляет менее 5 человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений - менее 3 человек; 2) в составе комиссии преимущественно отсутствуют лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лица, обладающие специальными знаниями, относящимися к объекту закупки; 3) членами комиссии являются лица, перечисленные в части 6 статьи 39 Закона № 44-ФЗ   1.3 Проверить порядок выбора и функционал специализированной организации Статья 40 Закона № 44-ФЗ Отсутствует контракт о привлечении специализированной организации для выполнения отдельных функций заказчика.   Специализированная организация выполняет функции, относящиеся к исключительному ведению заказчика, а именно: 1) создание комиссии по осуществлению закупок; 2) определение начальной (максимальной) цены контракта; 3) определение предмета и существенных условий контракта; 4) утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе; 5) подписание контракта Если специализированная организация привлекается 1.4 Проверить порядок организации централизованных закупок Статья 26 Закона № 44-ФЗ Отсутствует решение о создании (наделении полномочиями) уполномоченного органа (учреждения).   В решении о создании (наделении полномочиями) уполномоченного органа отсутствует порядок взаимодействия заказчика и уполномоченного органа (учреждения).   Уполномоченный орган (учреждение) выполняет функции, относящиеся к исключительному ведению заказчика, а именно: 1) обоснование закупок; 2) определение условий контракта, в том числе определение начальной (максимальной) цены контракта; 3) подписание контракта При наличии 1.5 Проверить порядок организации совместных конкурсов и аукционов Статья 25 Закона № 44-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1088 Отсутствует соглашение между заказчиками (уполномоченными органами, учреждениями).   Соглашение не содержит порядок организации совместных конкурсов и аукционов При наличии 1.6 Проверить наличие утвержденных требований к отдельным видам товаров, работ, услуг, в том числе к предельным ценам на них, и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков Статья 19 Закона № 44-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации об общих правилах нормирования Не утверждены требования к отдельным видам товаров, работ, услуг, в том числе к предельным ценам на них, и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков.   Утвержденные требования к отдельным видам товаров, работ, услуг, в том числе к предельным ценам на них, и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков не размещены в единой информационной системе.   Утвержденные требования к качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг приводят к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши Для ГРБС 1.7 Оценить организацию и порядок проведения ведомственного контроля в сфере закупок в отношении подведомственных заказчиков Статья 100 Закона № 44-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 89 Отсутствует регламент проведения ведомственного контроля.   Не осуществляются мероприятия по ведомственному контролю в отношении подведомственных заказчиков Для ГРБС   1.8 Проверить наличие обязательного общественного обсуждения закупок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает 1 млрд. рублей (для федеральных заказчиков), в иных случаях (для заказчиков субъектов Российской Федерации и муниципальных заказчиков), установленных законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами Статьи 20, 112 Закона № 44-ФЗ, приказ Минэкономразвития России от 10 октября 2013 г. № 578 Общественное обсуждение не проводилось.   Не соблюдены сроки проведения общественного обсуждения.   Отсутствуют протоколы общественного обсуждения (первого и второго этапа) Проверяется в обязательном порядке

Планирование закупок

План закупок

2.1.1 Проанализировать план закупок, проверить порядок формирования, утверждения и ведения плана закупок, а также порядок его размещения в открытом доступе Статья 17 Закона № 44-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. № 1043 Отсутствует план закупок или нарушен срок его утверждения.   План закупок (с учетом изменений) не размещен в единой информационной системе или размещен с нарушением установленных сроков (в течение 3 рабочих дней со дня утверждения или изменения плана закупок, за исключением сведений, составляющих государственную тайну).   Содержание плана закупок не соответствует установленным требованиям (в частности, отсутствуют: 1) наименование объекта; 2) объем финансового обеспечения; 3) срок осуществления планируемых закупок; 4) обоснование закупки; 5) информация об обязательном общественном обсуждении закупки.   Не соблюден порядок утверждения, ведения и внесения изменений в план закупок.   В плане закупок отсутствуют осуществленные заказчиком закупки План закупок утверждается в течение 10 рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации  

План-график закупок

2.2.1 Проанализировать план-график закупок, проверить порядок формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок, а также порядок его размещения в открытом доступе Статья 21 Закона № 44-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. № 1044, совместный приказ Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. № 544/18н Отсутствует план-график закупок или нарушен срок его утверждения.   План-график закупок (с учетом изменений) не размещен в единой информационной системе или размещен с нарушением установленных сроков (в течение 3 рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну).   Содержание плана-графика закупок не соответствует установленным требованиям (в частности, отсутствуют: 1) наименование и описание объекта закупки; 2) количество поставляемого товара (объема, услуги); 3) сроки поставки товара (работ, услуг); 4) начальная (максимальная) цена контракта; 5) цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем); 6) обоснование закупки; 7) размер аванса (если предусмотрена выплата аванса); 8) дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований; 9) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа; 10) размер обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта).   Не соблюден порядок ведения и внесения изменений в план-график закупок, в частности: 1) внесение изменений в план-график по каждому объекту закупки осуществлено позднее чем за 10 дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом; 2) в плане-графике закупок отсутствуют осуществляемые заказчиком закупки; 3) план-график закупок не соответствует плану закупок План-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается в течение 10 рабочих дней после получения заказчиком объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации).   В переходный период (2014 - 2015 годы) планы-графики подлежат размещению на официальном сайте не позднее 1 месяца после принятия закона о бюджете  

Обоснование закупки

2.3.1 Проверить наличие обоснования закупки   Статьи 18, 22, 93 Закона № 44-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 2014 г. № 19, приказ Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567 Отсутствует обоснование закупки       2.3.2 Обоснование закупки в плане закупок Статьи 13, 17, 18, 19 Закона № 44-ФЗ Объект закупки, объем финансового обеспечения и срок осуществления планируемых закупок не соответствуют целям осуществления закупки, установленным в статье 13 Закона № 44-ФЗ.   Объект закупки сформирован без учета требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков   2.3.3 Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком в плане-графике закупок Статьи 18, 22 Закона № 44-ФЗ При обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не соблюдены требования по применению установленных методов определения начальной (максимальной) цены контракта: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) – приоритетный метод; 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод.   При анализе начальных (максимальных) цен контрактов, установленных другими заказчиками на однородные (идентичные) товары, работы, услуги, выявляется превышение начальной (максимальной) цены контракта по сравнению со средними ценами контрактов, установленных другими заказчиками на однородные (идентичные) товары, работы, услуги   Заказчиком выбираются «подходящие» контракты. Контракты с низкими ценами игнорируются 2.3.4 Проверить обоснованность и законность выбора конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 1) открытый конкурс; 2) конкурс с ограниченным участием; 3) двухэтапный конкурс; 4) аукцион в электронной форме; 5) закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 6) запрос котировок; 7) запрос предложений Статьи 18, 21, 24, 48, 49, 56, 57, 59, 63, 72, 74 - 76, 82, 83, 84 - 92 Закона № 44-ФЗ, статья 18 Закона № 135-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1089, распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г. № 2019-р, распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. № 1765-р, приказ Минэкономразвития России от 13 сентября                    2013 г. № 537 Выбранный способ не соответствует Закону № 44-ФЗ, Закону № 135-ФЗ, в частности: 1) объект закупки включен в перечень товаров, работ, услуг, в соответствии с которым заказчик обязан проводить только аукцион в электронной форме;   2) конкурс с ограниченным участием проведен в случаях, не установленных частью 2 статьи 56 Закона № 44-ФЗ, либо не проведен в случае, если закупка должна быть осуществлена путем проведения конкурса с ограниченным участием;     3) двухэтапный конкурс проведен в случаях, не установленных частью 2 статьи 57 Законом № 44-ФЗ;   4) осуществление закупки путем запроса котировок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 500 тыс. рублей;     5) совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, превышает 10 % объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком и (или) 100 млн. рублей в год; 6) запрос предложений проведен в случаях, не установленных частью 2 статьи 83 Законом № 44-ФЗ; 7) осуществление закупки финансовой услуги без проведения открытого конкурса или аукциона; 8) применение закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях, не установленных частью 2 статьи 84 Закона № 44-ФЗ (сведения о закупках не относятся к государственной тайне, закупка услуг для обеспечения судей и т. д.); 9) отсутствует согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с контрольным органом     В случае, если в соответствии с Законом № 44-ФЗ закупка должна быть осуществлена путем проведения аукциона, а фактически была проведена путем проведения конкурса, разницу между минимальным предложением из всех допущенных до участия в конкурсе заявок и ценой заключенного по результатам конкурса контракта можно рассматривать как признак неэффективного использования бюджетных средств.   Применяется в случае: 1) если поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации; 2) выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и т. д.   При заключении контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности).   За исключением случаев, предусмотренных статьей 82 Закона № 44-ФЗ (запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера проводится без ограничения цены контракта).     Для ГРБС 2.3.5 Оценить наличие и достоверность источников информации для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком Статья 22 Закона № 44-ФЗ У заказчика отсутствуют документы, подтверждающие обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком.   Источники информации, послужившие обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта являются недостоверными, не соответствующими требованиям предмета закупки     Отсутствуют запросы, ответы, ссылки на сайты.   Необходимо установить содержание запросов, проверить неизменность требований, включенных в дальнейшем в документацию, по сравнению с требованиями, указанными в запросе. Необходимо проверять соответствие информации, принятой к расчету цены, и информации, содержащейся в ответах производителей (к расчету принимаются завышенные стоимости, не соответствующие ценам, указанным в ответах на запросы)

Заключенный контракт

4.1 Соответствие контракта требованиям, предусмотренным документацией (извещением) о закупке, протоколам закупки, заявке участника закупки Статьи 34, 54, 70, 78, 83, 90 Закона № 44-ФЗ Контракт не соответствует проекту контракта, предусмотренному документацией (извещением) о закупке.   Цена контракта превышает цену контракта, указанную в протоколе закупки.   Характеристики объекта закупки, указанные в заявке участника закупки и в контракте, не соответствуют друг другу.   Контракт подписан не уполномоченным лицом     4.2 Проверить соблюдение сроков заключения контрактов Статьи 54, 70, 78, 83, 90, 93 Закона № 44-ФЗ Не соблюдены сроки заключения контракта по результатам проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений.   Заключение контракта ранее даты размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки у единственного поставщика или с нарушением установленного срока   4.3 Проверить наличие и соответствие законодательству предоставленного обеспечения исполнения контракта   Статьи 34, 45, 54, 70, 96 Закона № 44-ФЗ, статья 1761 Налогового кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. № 1005   Непредоставление или предоставление с нарушением условий (после заключения контракта) заказчику обеспечения исполнения контракта.   Отсутствуют документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта.   Размер обеспечения исполнения контракта не соответствует размеру, предусмотренному документацией о закупке (меньше).   Банковская гарантия не соответствует одному из требований: 1) выдана банком, не включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения; 2) не является безотзывной; 3) не указана сумма банковской гарантии, подлежащая уплате заказчику; 4) не указаны обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией; 5) отсутствует обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 % денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки; 6) срок действия банковской гарантии не превышает срока действия контракта более чем на один месяц  

Процедура закупки

6.1 Проверить наличие обеспечения заявок при проведении конкурсов и закрытых аукционов Статьи 44, 45 Закона № 44-ФЗ Допуск участников закупок к участию в конкурсе и закрытом аукционе, не представивших обеспечение заявок.   Размер, форма и содержание обеспечения заявки не соответствует установленным требованиям Закона       № 44-ФЗ и документации о закупке   6.2 Проверить применение антидемпинговых мер при проведении конкурса и аукциона Статьи 37, 96 Закона № 44-ФЗ Неприменение антидемпинговых мер к участникам конкурса и аукциона (в случаях, когда цена контракта, предложенная участником, на 25 % и более ниже начальной (максимальной) цены контракта)   Антидемпинговые меры: контракт заключается только после предоставления участником: 1) обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о закупке (конкурс или аукцион), или 2) информации, подтверждающей добросовестность участника (в случае, когда начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 млн. рублей и менее) 6.3 Проверить и оценить обоснованность допуска (отказа в допуске) участников закупки, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта, в том числе проанализировать поступление жалоб от участников закупки Статьи 31, 53, 67, 69 78, 83 Закона № 44-ФЗ Допуск (отклонение, отстранение) участника закупки с нарушением требований и условий, установленных в извещении и документации о закупке.   Отказ заказчика от заключения контракта с участником закупки с нарушением требований, установленных в Законе № 44-ФЗ Необходимо проанализировать статистику поданных и допущенных заявок на участие в закупке. В случае, если значительная часть заявок на участие в закупке отклонена, целесообразно проанализировать наличие обжалований в контрольные органы, а также провести оценку требований, содержащихся в документации о закупке, в части наличия требований, сформированных под конкретный товар (работу, услугу) или под конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) 6.4 Проверить порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, критерии этой оценки, в том числе проанализировать поступление жалоб от участников закупки Статьи 32, 53, 83 Закона № 44-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1085 Применяются не установленные документацией о закупке критерии оценки заявок участников закупки и величины их значимости.   Не соблюден порядок оценки заявок участников закупки, предусмотренный документацией о закупке       6.5 Проверить протоколы, составленных в ходе осуществления закупок, включая их наличие, требования к содержанию и размещению Статьи 52, 53, 67, 68, 69, 78, 81, 82, 83, 85, 89, 90 Закона № 44-ФЗ Отсутствуют протоколы закупок.   Содержание протоколов не соответствуют установленным требованиям. Протоколы не подписаны членами комиссии по осуществлению закупки (заказчиком – в случае проведения закрытого аукциона) либо подписаны при отсутствии кворума.   Протоколы не размещены в единой информационной системе  

Примерная структура

Выявленные нарушения

5 Общее количество нарушений законодательства о контрактной системе, выявленных при аудите в сфере закупок по результатам проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам, Указывается количество и сумма нарушений (млн. рублей), общая стоимость контрактов, при заключении и исполнении которых выявлены нарушения (млн. рублей)   в том числе в части проверки: - 5.1 организации закупок (контрактные службы, комиссии, специализированные организации, централизованные закупки, совместные конкурсы и аукционы, утвержденные требования к отдельным видам товаров, работ, услуг, общественное обсуждение крупных закупок) Указывается количество нарушений, а также не менее трех примеров с грубыми нарушениями (из отчетов) 5.2 планирования закупок (план закупок, план-график закупок, обоснование закупки) Указывается количество нарушений и сумма нарушений (млн. рублей), а также примеры грубых нарушений законодательства о контрактной системе (из отчетов) 5.3 документации (извещения) о закупках (требования к участникам, требования к объекту закупки, признаки ограничения доступа к информации, содержание извещения и документации о закупке, размер авансирования, обязательные условия в проекте контракта, порядок оценки заявок и установленные критерии, преимущества отдельным участникам закупок) Указывается количество нарушений и сумма нарушений (млн. рублей), а также примеры грубых нарушений законодательства о контрактной системе (из отчетов) 5.4 заключенных контрактов (соответствие контракта документации и предложению участника, сроки заключения контракта, обеспечение исполнение контракта) Указывается количество нарушений и сумма нарушений (млн. рублей), а также примеры грубых нарушений законодательства о контрактной системе (из отчетов) 5.5 закупок у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (обоснование и законность выбора способа осуществления закупки, расчет и обоснование цены контракта) Указывается количество нарушений и сумма нарушений (млн. рублей), а также примеры грубых нарушений законодательства о контрактной системе (из отчетов) 5.6 процедур закупок (обеспечение заявок, антидемпинговые меры, обоснованность допуска (отказа в допуске) участников закупки, применение порядка оценки заявок, протоколы) Указывается количество нарушений и сумма нарушений (млн. рублей), а также примеры грубых нарушений законодательства о контрактной системе (из отчетов) 5.7 исполнения контракта (законность внесения изменений, порядок расторжения, экспертиза результатов, отчет о результатах, своевременность действий, соответствие результатов установленным требованиям, целевой характер использования результатов) Указывается количество нарушений и сумма нарушений (млн. рублей), а также примеры грубых нарушений законодательства о контрактной системе (из отчетов) 5.8 применения обеспечительных мер и мер ответственности по контракту Указывается количество нарушений и сумма нарушений (млн. рублей), а также примеры грубых нарушений законодательства о контрактной системе (из отчетов) 5.9 иных нарушений, связанных с проведением закупок Указывается количество нарушений и сумма нарушений (млн. рублей), а также примеры грубых нарушений законодательства о контрактной системе (из отчетов) 6 Общее количество и сумма закупок, в которых при аудите в сфере закупок выявлены нарушения законодательства о контрактной системе Указывается количество закупок и сумма (млн. рублей)

Представления и обращения

7 Общее количество представлений (предписаний), направленных по результатам контрольных мероприятий по итогам аудита в сфере закупок Указывается количество направленных представлений (предписаний) 8 Общее количество обращений, направленных в правоохранительные органы по результатам контрольных мероприятий по итогам аудита в сфере закупок Указывается количество направленных обращений

Установление причин

9 Основные причины отклонений, нарушений и недостатков, выявленных в ходе контрольных мероприятий в рамках аудита в сфере закупок Указываются установленные причины (действия должностных лиц, недостаток методического обеспечения, правовые «пробелы» и т. д.)

Предложения

10 Предложения по совершенствованию контрактной системы, меры по повышению результативности и эффективности расходов на закупки, в том числе нормативно-правового характера Указываются предложения

 

 

Примечание. В информации по результатам аудита в сфере закупок также указываются сведения об эффективности и конкурентности закупок в разрезе объектов контроля (аудита).

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ АУДИТА В СФЕРЕ ЗАКУПОК

 

утверждены Коллегией Счетной палаты Российской Федерации

(протокол от 21 марта 2014 г. № 15К (961)

Разр Разработчик: Департамент по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области оборота федерального имущества, средств резервных фондов федерального бюджета и комплексного анализа эффективности функционирования федеральной контрактной системы

 

Москва

2014 год

Содержание

1.

Общие положения……………………………………………………….

3
 

 

 
2.

Содержание аудита в сфере закупок……...............................................

4
 

 

 
3.

Источники информации для проведения аудита в сфере закупок…...

7
 

 

 
4.

Этапы проведения аудита в сфере закупок…………………………….

14
 

 

 
5.

Формирование и размещение обобщенной информации о результатах аудита в сфере закупок в единой информационной системе в сфере закупок…………………………………………………

26
 

 

 
 

 

 

Приложение:

1. Направления и вопросы аудита в сфере закупок..................................................................................... 28

 

2. Структура отчета (раздела отчета) о результатах аудита в сфере закупок……………………………….......... 53

 

3. Примерная структура представления данных о результатах аудита в сфере закупок для подготовки обобщенной информации…………………………….......... 55
       

Общие положения

 

1.1. Методические рекомендации по проведению аудита в сфере закупок (далее – Методические рекомендации) предназначены для методологического обеспечения реализации Счетной палатой Российской Федерации задач и полномочий, установленных статьями 5, 13 и 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее – Закон № 41-ФЗ), при осуществлении в соответствии со статьей 98 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон                  № 44-ФЗ) аудита в сфере закупок.

1.2. Целью Методических рекомендаций является установление рекомендуемых для выполнения методов (способов), процедур, применяемых в процессе осуществления Счетной палатой Российской Федерации (далее – Счетная палата) аудита в сфере закупок, в том числе при проведении комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по аудиту формирования и контролю исполнения федерального бюджета, а также при проведении иных проверок, в которых деятельность в сфере закупок проверяется как одна из составляющих деятельности объектов аудита (контроля).

1.3. В Методических рекомендациях определены:

понятия, задачи, предмет и объекты аудита (контроля) в сфере закупок;

основные источники информации для проведения аудита в сфере закупок;

этапы, направления аудита в сфере закупок и их содержание;

содержание и порядок комплексной оценки эффективности закупок с учетом обоснованности планируемых расходов на закупки;

порядок подготовки и размещения обобщенной информации о результатах аудита в сфере закупок в единой информационной системе в сфере закупок (до момента ввода единой информационной системы в сфере закупок - на официальном сайте zakupki.gov.ru).

1.4. Методические рекомендации разработаны в соответствии с Законом № 41-ФЗ, Регламентом Счетной палаты Российской Федерации, стандартами Счетной палаты и иными нормативными правовыми актами.

1.5. Основные понятия, используемые в Методических рекомендациях, соответствуют понятиям, установленным в статье 3 Закона № 44-ФЗ.

 

Содержание аудита в сфере закупок

2.1. Аудит в сфере закупок – это вид внешнего государственного контроля, осуществляемого Счетной палатой в соответствии с полномочиями, установленными частью 12 статьи 14 Закона № 41-ФЗ, целями которого является оценка обоснованности планирования закупок, реализуемости и эффективности закупок, а также анализ и оценка результатов закупок, достижения целей осуществления закупок, определенных статьей 13 Закона № 44-ФЗ, а именно:

достижение целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации);

исполнение международных обязательств Российской Федерации, реализация межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация;

выполнение функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации.

Итогом аудита в сфере закупок должна стать оценка уровня обеспечения государственных нужд с учетом затрат бюджетных средств, обоснованности планирования закупок, включая обоснованность цены закупки, реализуемости и эффективности осуществления указанных закупок. При этом оценке подлежат выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене контрактов, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами.

2.2. Задачи аудита в сфере закупок:

проверка, анализ и оценка информации о законности, целесообразности, обоснованности (в том числе анализ и оценка процедуры планирования обоснования закупок и обоснованности потребности в закупках), своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам (далее – расходы на закупки);

выявление отклонений, нарушений и недостатков в сфере закупок, установление причин и подготовка предложений, направленных на их устранение и на совершенствование контрактной системы.

Аудит в сфере закупок должен охватывать все этапы деятельности заказчика в сфере закупок в отношении каждого из государственных контрактов, являющихся предметом анализа, проверки и оценки, а именно: этап планирования закупок товаров (работ, услуг), этап осуществления закупок, этап заключения и исполнения контракта.

2.3. Предметом аудита в сфере закупок является процесс использования средств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также в отдельных случаях средств региональных и муниципальных бюджетов, направляемых на закупки (далее – бюджетные средства) в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

2.4. В процессе проведения аудита в сфере закупок в пределах полномочий Счетной палаты проверяются, анализируются и оцениваются:

организация и процесс использования бюджетных средств начиная с этапа планирования закупок;

законность, своевременность, обоснованность, целесообразность расходов на закупки;

эффективность и результаты использования бюджетных средств;

система ведомственного контроля в сфере закупок;

система контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком.

2.5. Объектами аудита (контроля) в сфере закупок являются:

государственные органы (в том числе органы государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», органы управления государственными внебюджетными фондами либо государственные казенные учреждения, действующие от имени Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации и осуществляющие закупки;

бюджетные учреждения, осуществляющие закупки за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета, и иных средств (с учетом особенностей статьи 15 Закона № 44-ФЗ);

автономные учреждения, государственные унитарные предприятия при осуществлении капитальных вложений за счет бюджетных средств в объекты государственной собственности (при планировании и осуществлении ими закупок);

юридические лица, не являющиеся государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства за счет бюджетных инвестиций (в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций);

бюджетные учреждения, автономные учреждения, государственные унитарные предприятия, которым в соответствии с бюджетным законодательством государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, являющиеся заказчиками, передали свои полномочия на осуществление закупок;

государственные органы, казенные учреждения, на которые возложены полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения – в соответствии с Законом № 44-ФЗ).

В рамках контрольных мероприятий оцениваются как деятельность заказчиков, так и деятельность формируемых ими контрактных служб и комиссий по осуществлению закупок, привлекаемых ими специализированных организаций (при наличии), экспертов, экспертных организаций и электронных площадок, а также работа системы ведомственного контроля в сфере закупок, системы контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком.

2.6. Порядок действий при организации и проведении аудита в сфере закупок установлен СГА 101.

2.7. При проведении контрольных мероприятий необходимо учитывать сроки вступления в силу отдельных положений Закона № 44-ФЗ (статьи 112, 114).

 

Дата: 2019-04-22, просмотров: 31.