Психологические основы урока:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

- развитие и поддержание внимания;

- развитие памяти, мышления, воображения; ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности;

- наличие психологических пауз и разрядки;

- эмоциональная атмосфера урока.

9. Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроке.

Наличие, объём, характер домашних заданий и целесообразность поставленных в них дидактических задач.

11. Работа и поведение учащихся на уроке:

- активность класса, качество ответов учеников;

- заинтересованность детей материалом урока;

- дисциплинированность и организованность;

- речь учащихся, характер задаваемых вопросов.

12. Поведение учителя на уроке:

- выдержка и собранность, доброжелательность в обращении с учениками;

- умение распределять внимание на уроке, прислушиваться к ответам обучающихся;

- требовательность, использование разнообразных приёмов воздействия на обучающихся;

- эмоциональность;

- речь учителя;

- внешний вид.

Выводы и предложения.

Примерная схема комплексного анализа

Проблемно - развивающего урока

(схему можно использовать и для самоанализа)

готовность учителя и обучающихся к уроку (внешняя);

£ внутренняя, психологическая готовность обучающихся к уроку;

£ организационные действия учителя (при необходимости);

£ планирование учителем и сообщение обучающимся образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;

£ актуализация знаний и способов деятельности школьников;

£ какие методы проблемного обучения использовались учителем (поисковые, исследовательские, проблемное изложение);

£ применение проблемных методов в учении школьников;

£ соотношение деятельности учителя и деятельности обучающихся;

£ объём и характер самостоятельных работ обучающихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ;

£ учёт учителем уровней актуального развития обучающихся и зоны ближайшего их развития;

£ подходы к повышению у учеников положительной мотивации учения;

£ постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения;

£ владение учителем способами создания проблемных ситуаций;

£ соблюдение правил постановки учебной проблемы;

£ использование учебника, соотношение репродуктивной и частично- поисковой работы с ним;

£ соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения;

£ формирование специальных и общих учебных умений обучающихся;

£ наличие у обучающихся познавательных умений, формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательства (опровержения) гипотезы, проверка правильности её решения;

£ умения обучающихся осуществлять логические операции;

£ развитие познавательных способностей обучающихся на каждом этапе урока (что это доказывает);

£ затруднения, возникшие у обучающихся всего класса, у отдельных школьников, их причины, как они были устранены;

£ соблюдение требований проблемно - развивающего обучения к домашней работе обучающихся: какие задания были предложены (на продолжение исследования, начатого на уроке, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных знаний и умений, на применение знаний и умений в новой ситуации, на самостоятельное теоретическое осмысление);

£ учёт учителем индивидуальных особенностей, способностей и подготовленности обучающихся и предложение дифференцированных заданий;

£ что дал урок для развития у обучающихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельности мышления;

£ общая результативность урока.

 

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ

 (схема анализа и самоанализа урока)

 

Общие сведения:

£ школа, класс, дата проведения урока;

£ тема урока, задачи урока.

 

Оборудование урока:

£ какие средства обучения использовал учитель;

£ подготовлены ли наглядные пособия и технические средства;

£ как подготовлена классная доска к уроку.

 

Содержание урока:

£ соответствует ли содержание программе, задачам урока;

£ проведена ли его дидактическая обработка;

£ формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;

£ с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закрепились на уроке;

£ как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;

£ какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;

£ как осуществлялись межпредметные связи;

£ соблюдались ли внутрипредметные связи;

£ способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.

 

Тип и структура урока:

£ какой тип урока избран, его целесообразность;

£ место урока в системе уроков по данному разделу;

£ как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;

£ каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь;

£ соответствие структуры урока данному типу;

£ как обеспечивалась целостность и завершённость урока.

 

Реализация принципов обучения:

£ принцип направленности обучения на комплексное решение задач;

£ в чём выразилась научность обучения, связь с жизнью, с практикой;

£ как реализовывался принцип доступности обучения;

£ с какой целью использовался каждый вид наглядности;

£ как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений, навыков;

£ как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся;

£ как осуществлялось руководство учением школьников;

£ в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке;

£ какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий);

£ как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения;

£ как стимулировалось положительное отношение обучающихся к учению.

 

 

Методы обучения:

£ в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;

£ какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;

£ какие методы способствовали активизации учения школьников;

£ как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности обучающихся;

£ какова эффективность использованных методов и приёмов обучения.

 

Организация учебной работы на уроке:

£ как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;

£ как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная;

£ осуществлялось ли чередование разных видов деятельности обучающихся;

£ как организовывался контроль за деятельностью обучающихся;

£ правильно ли оценивались знания и умения учеников;

£ как учитель осуществлял развитие школьников (развитие логического мышления, критичности мысли, умений сравнивать, делать выводы);

£ какие приёмы использовал учитель для организации обучающихся;

£ как подводил итоги этапов и всего урока.

 

Система работы учителя:

£ умение общей организации работы на уроке, распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;

£ показ учащимся рациональных способов учебной работы;

£ определение объёма учебного материала на урок;

£ поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер обучения (демократичный или авторитарный), объективность;

£ роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.

 

Система работы учащихся:

£ организованность и активность на разных этапах урока;

£ адекватность эмоционального отклика;

£ методы и приёмы работы, уровень их сформированности;

£ отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию;

£ уровень усвоения основных знаний и умений;

£ наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.

 

Общие результаты урока:

£ выполнение плана урока;

£ мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока;

£ уровни усвоения знаний и способов деятельности обучающихся:

1-й – усвоение на уроке восприятия, понимания, запоминания;

2-й – применение в аналогичной и сходной ситуации;

3-й – применение в новой ситуации, то есть творческое;

£ общая оценка результатов и эффективности урока;

£ рекомендации по улучшению качества урока.

 

Схема анализа урока

(по Т. И. Шамовой и Ю. И. Конаржевскому)

 



Дата: 2019-04-22, просмотров: 365.