Формы анализа и самоанализа урока
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Формы анализа и самоанализа урока

 

1. Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка образовательно - воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.

 

2. Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся.

 

3. Системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоение ими способов учения.

 

4. Полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности обучающихся по таким характеристикам, как уровни усвоения обучающимися знаний и способов умственной деятельности, развитие школьников, реализация дидактических принципов и результативности урока.

 

5. Структурно- временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу.

 

6. Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов.

 

7. Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа).

8. Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приёмов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.)

 

9. Аспектный анализ – это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой- либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности обучающихся. Примеры аспектов урока:

· реализация учителем триединой задачи урока;

· использование развивающих методов на уроке;

· пути развития познавательного интереса;

· формирование общеучебных умений и навыков;

·  проверка и оценка знаний, умений и навыков у школьников и т.п.

 

10. Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков)

 

 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА

Традиционного УРОКА

 

1. Общие сведения об уроке: дата, класс, предмет. Оборудование и ТСО.

2. Начало урока. Подготовленность класса к уроку. Умение учителя мобилизовать внимание обучающихся на учебную работу, создание рабочей обстановки в классе.

3. Тема и основные цели урока. Образовательная, развивающая и воспитательная цели урока. Место данного урока в системе уроков по теме, связь с предыдущим материалом.

4. Организация урока;

- тип урока;

- структура урока, его отдельные элементы, их последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели;

- виды учебной деятельности;

- сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке;

- плотность урока, рациональное использование времени.

5. Содержание урока:

- научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям обучающихся;

- воспитательная направленность урока;

- правильность подбора учителем материала для уроков: для опроса, закрепления, объяснения, тренировки, для самостоятельной работы, практических и лабораторных работ, для повторения, разъяснения домашней работы и т.п.;

- соответствие содержания урока требованиям программы;

- связь теории с практикой: раскрытие учителем практической значимости знаний, обучение школьников применению своих знаний на практике, использование местного материала и его доступность;

- связь изучаемого материала с ранее пройденным, приёмы повторения пройденного;

- межпредметные связи;

- использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности;

- качество знаний обучающихся, их умений и навыков.

6. Методика проведения урока:

а) оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока;

б) соответствие методов и приёмов образовательным и развивающим задачам урока, их оптимальное сочетание;

в) соответствие методов содержанию урока, возрасту и уровню подготовки обучающихся, эффективность применяемых методов и приёмов;

г) постановка учителем перед обучаемыми цели урока и подведение итогов;

д) работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке;

е) правильность оценки учителем знаний и деятельности учеников, педагогическое значение выставляемых оценок, их эффективность и объективность;

ж) соблюдение на уроке единых требований к обучающимся.

7. Организация познавательной деятельности обучающихся:

- роль, место и характер самостоятельной работы обучающихся на уроке;

- место учебника и наглядных средств;

- место, форма, последовательность вопросов и заданий, приёмы активизации обучающихся;

- характер познавательных заданий, формулировка проблемных вопросов.

Выводы и предложения.

Примерная схема комплексного анализа

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ

 (схема анализа и самоанализа урока)

 

Общие сведения:

£ школа, класс, дата проведения урока;

£ тема урока, задачи урока.

 

Оборудование урока:

£ какие средства обучения использовал учитель;

£ подготовлены ли наглядные пособия и технические средства;

£ как подготовлена классная доска к уроку.

 

Содержание урока:

£ соответствует ли содержание программе, задачам урока;

£ проведена ли его дидактическая обработка;

£ формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;

£ с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закрепились на уроке;

£ как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;

£ какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;

£ как осуществлялись межпредметные связи;

£ соблюдались ли внутрипредметные связи;

£ способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.

 

Тип и структура урока:

£ какой тип урока избран, его целесообразность;

£ место урока в системе уроков по данному разделу;

£ как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;

£ каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь;

£ соответствие структуры урока данному типу;

£ как обеспечивалась целостность и завершённость урока.

 

Реализация принципов обучения:

£ принцип направленности обучения на комплексное решение задач;

£ в чём выразилась научность обучения, связь с жизнью, с практикой;

£ как реализовывался принцип доступности обучения;

£ с какой целью использовался каждый вид наглядности;

£ как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений, навыков;

£ как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся;

£ как осуществлялось руководство учением школьников;

£ в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке;

£ какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий);

£ как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения;

£ как стимулировалось положительное отношение обучающихся к учению.

 

 

Методы обучения:

£ в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;

£ какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;

£ какие методы способствовали активизации учения школьников;

£ как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности обучающихся;

£ какова эффективность использованных методов и приёмов обучения.

 

Организация учебной работы на уроке:

£ как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;

£ как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная;

£ осуществлялось ли чередование разных видов деятельности обучающихся;

£ как организовывался контроль за деятельностью обучающихся;

£ правильно ли оценивались знания и умения учеников;

£ как учитель осуществлял развитие школьников (развитие логического мышления, критичности мысли, умений сравнивать, делать выводы);

£ какие приёмы использовал учитель для организации обучающихся;

£ как подводил итоги этапов и всего урока.

 

Система работы учителя:

£ умение общей организации работы на уроке, распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;

£ показ учащимся рациональных способов учебной работы;

£ определение объёма учебного материала на урок;

£ поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер обучения (демократичный или авторитарный), объективность;

£ роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.

 

Система работы учащихся:

£ организованность и активность на разных этапах урока;

£ адекватность эмоционального отклика;

£ методы и приёмы работы, уровень их сформированности;

£ отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию;

£ уровень усвоения основных знаний и умений;

£ наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.

 

Общие результаты урока:

£ выполнение плана урока;

£ мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока;

£ уровни усвоения знаний и способов деятельности обучающихся:

1-й – усвоение на уроке восприятия, понимания, запоминания;

2-й – применение в аналогичной и сходной ситуации;

3-й – применение в новой ситуации, то есть творческое;

£ общая оценка результатов и эффективности урока;

£ рекомендации по улучшению качества урока.

 

Схема анализа урока

(по Т. И. Шамовой и Ю. И. Конаржевскому)

 



ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ УРОКА



Лист наблюдения урока

ФИО эксперта ___________________

ФИО учителя ____________________

Тема учебного занятия ______________________

Форма учебного занятия _____________________

Шкала оценивания:

0 баллов – не реализовано

1 балл – частично реализовано

2 балла – реализовано полностью

Примечание: каждый показатель в таблице оценивается отдельно.

Таблица. Лист наблюдения урока

Показатель

(в %)

Примерная схема анализа и самоанализа урока

Школа, класс, ФИО учителя, проводящего урок.

I. Готовность к уроку :

· Подготовленность кабинета: санитарное состояние класса; подготовка оборудования, дидактических материалов; использование возможностей кабинета.

· Готовность преподавателя и учащихся к уроку (обеспеченность учащихся учебниками, сборниками, хрестоматиями, картами – схемами, наличие у школьников тетрадей).

· Переключение внимания учащихся на предстоящий урок: способ; количество времени.

II. Организационный компонент урока (планирование):

1. Модели планирования учебного процесса (тематическое планирование, планирование по блочно-модульной технологии).

2. Формулировка образовательных, развивающих и воспитательных задач занятия (соответствие месту занятия в тематическом блоке, его содержанию, и возрастным и познавательным возможностям школьников).

3. Постановка учебной проблемы, виды проблемной ситуации: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация версионного характера; ситуация прогнозирования альтернативных путей развития исторических событий.

4. Структура урока:

· звенья урока, последовательность;

· наличие взаимосвязи с предыдущим и последующими уроками, преемственность этапов урока;

· оптимальность распределения времени.

5. Форма учебного занятия, тип урока:

· сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;

·  насколько данное сочетание оправдываются местом занятия в тематическом блоке, целевой установкой, содержанием учебно-исторического материала и характером познавательной деятельности учащихся.

6. Характеристика учебных возможностей классного коллектива по результатам педагогического анализа (учет особенностей учащихся при планировании урока).

III. Содержательный компонент урока:

1. Соответствие материала требованиям Госстандарта и рабочей программе по истории.

2. Научность материала, его соответствие возрастным особенностям школьников.

3. Отражение в содержании занятия данных современной исторической науки:

· новые подходы к анализу и оценке прошлого,

· ценности современного российского общества;

· наличие альтернативных версий и суждений по поводу изучаемых фактов;

· создание перспективности при изучении истории, т.е. применение знаний о закономерностях развития.

4. Установление межпредметных и внутрипредметных связей (ретроспективных; синхронных; преемственных).

5. Установление связи с современной исторической действительностью и жизненным опытом учащихся с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.

6. Принцип отбора объектов прочного усвоения:

· количество неглавных и главных исторических фактов: простых (окружающая среда, материальные предметы, люди – участники событий и явлений), сложных (локализованные в пространстве и во времени динамичные факты-события и относительно статичные исторические факты-явления);

· конкретность исторических фактов;

·  образность исторических фактов.

7. Организация работы с учебником:

· соотношение изложения учителя и учебника;

· преобладающий вид работы (комментированное, аналитическое чтение).

8. Привлечение дополнительного исторического материала:

· вид дополнительного источника (визуальный, тестовый);

· объем дополнительного материала;

· функциональное назначение дополнительного материала (иллюстрация рассказа учителя или учебника, самостоятельный источник знаний по изучаемой теме);

· целесообразность привлечения на данном конкретном уроке.

IV. Методический компонент урока:

1. Способы воспроизводства ранее усвоенных учащимися теоретических сведений:

· устная или письменная проверка знаний учащихся (индивидуальный, фронтальный, уплотненный опрос, проверка знания теории в процессе выполнения практических упражнений);

· способы проверки дифференцированных письменных домашних заданий (выборочная проверка, взаимопроверка, самоконтроль, участие в проверке работ учеников-консультантов и т. д.);

· характеристика вопросов и задач, предлагаемых учащимся в процессе проверки домашнего задания (проблемные вопросы и задачи, способствующие созданию поисковых ситуаций на уроках; вопросы, требующие сопоставления, сравнения учебного материала и обобщения его на понятийном уровне);

· правильность постановки вопросов по содержанию, их доступность, составление заданий с учетом особенностей каждого учащегося и класса в целом;

· выбор методов и приемов опроса, способствующих активизации познавательной деятельности школьников;

· уровень ответов школьников (глубина, осмысленность, точность, полнота, умение выделить главное, делать выводы и обобщения);

· мотивация оценок, их объективность;

· время, затраченное на проверку домашнего задания.

2. Изучение нового материала:

· подготовка учащихся к восприятию новой темы; сообщение учителем целей и задач урока, ознакомление с планом;

· характер познавательной деятельности школьников на занятии (содержание учебной работы; уровень познавательной деятельности; средства обучения; использование элементов самообразования);

· формирование практических умений и навыков использования самостоятельной работы:

 - основной источник информации по новой теме;

 - виды исторических источников (документы государственного характера; документы международного характера; документы политического характера; документы исторического характера; документы личностного характера; документы литературного характера);

 - представление данного источника как единственного, одного из достоверных, своеобразных, спорных;

 - приемы критического анализа исторических источников;

·  степень и пути осуществления дифференциации упражнений в ходе самостоятельной работы учащихся:

 - приемы активизации мышления учащихся (система вопросов; создание проблемных ситуаций; разные уровни проблемно-эвристического решения задач; использование задач с недостающими и лишними данными; организация поисковой работы на уроке; индивидуальная, парная, групповая и коллективная формы работы); 

- характер упражнений по их содержанию и степени трудности;

 - способы предъявления заданий учащимся (по вариантам, по заданию учителя или на основе самостоятельного выбора того или иного варианта задания учащимися);

 - удельный вес самостоятельной работы учащихся в общей системе работы на уроке;

· приемы и средства эмпирического изучения истории на уровне изложения и воспроизведения исторической информации в близкой к источнику форме (картинное описание, аналитическое описание, образная характеристика, образное повествование, сюжетный рассказ), уровне преобразования исторической информации (информативный, развернутый, картинный план), уровне творческой реконструкции образов (персонификация, драматизация, стилизация, интервью);

· приемы и средства изучения теоретических сведений: «открытая теория» (объяснение, рассуждение, аналитическая беседа, обобщающая характеристика), представление теоретических сведений в условно-графическом виде (ментальная карта; логическая схема; графики; диаграммы; сравнительно-обобщающая и конкретизирующая таблицы; смысловой, стереотипный, тезисный планы; учебные памятки);

· способы создания ситуаций для усвоения глубины исторического материала, эмоциональных переживаний;

· уровень воспитательного воздействия урока на личность;

· ритмичность урока (чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными; нагрузка в течение урока);

· время, затраченное на изучение нового материала.

3. Закрепление нового материала:

· методы и приемы;

· форма самостоятельной работы учащихся с источниками;

· время, отведенное на закрепление нового материала.

4. Организации домашнего задания:

· форма: устное или письменное (доклад, тезисы, составление таблицы и т.д.);

· соответствие задания целям урока;

· дифференцированность домашнего задания;

· объем, своевременность и разъяснение задания (анализ некоторых примеров, беседа о наиболее рациональных способах выполнения заданий дома, называние номеров соот­ветствующих упражнений).

V. Рефлексивный компонент:

1. Роль учителя:

· достижение поставленных задач к концу урока;

· творческий подход к подготовке урока, применение современных технологий обучения;

· владение вниманием учеников на протяжении всего урока;

· впечатление об исторической и методической эрудиции учителя;

· четкость и эмоциональность при изложении материала;

· привлечение учащихся к морально этической оценке изученного материала;

·  воспитание интереса к предмету;

· критерии эффективности урока (по мнению учителя);

·  педагогический такт, корректность (оценка взаимоотношения учителя и учащихся);

· способы преодоления возможной перегрузки учащихся.

2. Отношение учащихся к уроку:

· дисциплина, активность, сосредоточенность и устойчивость внимания на разных этапах урока;

·  характер участия в работе на уроке отдельных учащихся и всего коллектива;

·  отношение учащихся к учителю и друг к другу (боязнь, доброжелательность, уважение, взаимная помощь, подсказки и т.п.); отношение к неуспевающим и нарушителям дисциплины;

· ведение рабочих тетрадей, записей;

· оценка учениками результативности урока.

 

Анализ урока учителя должен быть дополнен самоанализом.

Примерная схема самоанализа урока истории

1. Соответствие урока дидактическим принципам обучения, а также требованиям к современному уроку истории.

2. Оценка целей учебного занятия:

· адекватность поставленных целей и задач Госстандарту по истории, содержанию урока, уровню развития познавательных процессов школьников;

· степень принятия целей и задач урока учащимися.

3. Соответствие выбранной формы учебного занятия, типа урока его дидактическим целям и содержанию.

4. Содержание урока:

· соответствие требованиям Госстандарта;

· научность;

· новизна;

·  полнота передачи содержания;

·  рациональность привлечения дополнительной информации.

5. Структура учебного занятия:

· соответствие дидактической цели, содержанию;

· логичность, непротиворечивость;

· наличие взаимосвязи между этапами урока;

· оптимальность распределения времени на каждый этап урока.

6. Преобладающие методы обучения и формы организации познавательной деятельности школьников:

· оправданность, целесообразность;

· степень сформированности основных способов деятельности у учащихся;

· влияние на эффективность урока.

7. Результативность урока:

· степень реализации прогнозируемых результатов урока;

· факторы, способствовавшие достижению целей урока;

· факторы, препятствовавшие достижению целей урока;

· теоретические положения, способы деятельности, хуже усвоенные учащимися;

план устранения недостатков урока.

Целеполагание

Отсутствует

Цель формулирует учитель

Совместное с учащимися

 

 

 

Цели урока

Нельзя измерить, продиагностировать

Диагностичны, измеряемы

 

 

Содержание урока

Нет связи с жизнью, практической деятельностью.

Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью.

Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью. Имеется интеграция содержания.

 

 

 

Использование технологий

 

Рефлексивность

Отсутствует

Эмоциональная рефлексия

Оценка деятельности

Оценка результата

Рефлексия учителя  

 

 

 

                         

 

Результативность урока

Результат не достигнут или достигнут учителем

Сформирована направленность на предметные компетентности (указать какие); наличие продукта. Результат достигнут отдельными учащимися.

Сформирована направленность на предметные, общепредметные компетентности (указать какие); наличие продукта деятельности, знаний о его практическом применении. Большая часть класса достигла результата.

Сформирована направленность на предметные, общепредметные компетентности, развивались ключевые компетентности (указать, какие);

Результат достигнут каждым учащимся.

 

 

 

 

Оценивание

Традиционное, по 5-бальной шкале

Качественная, словесная оценка деятельности

Другие виды оценивания

 

 

 

Выводы: Принципы деятельностно-компетентностного подхода в обучении

Не реализуются

Реализуются частично

Реализуются

 

 

 

 

                     

 

       
                                 

«Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки» (А.А. Леонтьев).

Исходя из этого, набор позиций определен следующим образом:

· ученик сам ставит цель (участвует в постановке цели, а, следовательно, учитель организует ситуацию постановки, понимания и принятия цели учащимися как собственной учебной задачи. Обязательной частью компетентностно-ориентированного урока становится работа учителя с мотивацией, интересом учащихся);

·ученик сам проектирует или выбирает средства;

· сам оценивает результат и корректирует свои действия.

Еще один важный принцип компетентностного подхода – диагностичность (измеримость) целей урока, что предполагает ответ на вопросы: «Что должен научиться делать ученик?» и «Как я, учитель, делаю это сам?».

 

СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА

1. Какова характеристика реальных учебных возможностей обучающихся? Какие особенности обучающихся были учтены при планировании данного урока?

2. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущим, на что в них опирается? Как этот урок «работает» на последующие уроки, темы, разделы? В чём специфика этого урока? Каков его тип?

3. Какие задачи решались на уроке: образовательные, воспитательные, развивающие? Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?

4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т. д.? Рационально ли было распределено время, отведённое на все этапы урока? Логичны ли «связки» между всеми этапами урока?

5. На каких понятиях, идеях, положениях фактах делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?

6. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.

7. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к обучающимся? Как он осуществлялся и почему именно так?

8. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?

9. Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения. Почему?

10. За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течение всего урока?

11. За счёт чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?

12. Как и за счёт чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе школьников рациональное использование времени, предупреждение перегрузки школьников?

13. Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.

14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему? Как учитель планирует восполнение нереализованного?

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Формы анализа и самоанализа урока

 

1. Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка образовательно - воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.

 

2. Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся.

 

3. Системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоение ими способов учения.

 

4. Полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности обучающихся по таким характеристикам, как уровни усвоения обучающимися знаний и способов умственной деятельности, развитие школьников, реализация дидактических принципов и результативности урока.

 

5. Структурно- временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу.

 

6. Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов.

 

7. Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа).

8. Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приёмов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.)

 

9. Аспектный анализ – это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой- либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности обучающихся. Примеры аспектов урока:

· реализация учителем триединой задачи урока;

· использование развивающих методов на уроке;

· пути развития познавательного интереса;

· формирование общеучебных умений и навыков;

·  проверка и оценка знаний, умений и навыков у школьников и т.п.

 

10. Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков)

 

 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА

Традиционного УРОКА

 

1. Общие сведения об уроке: дата, класс, предмет. Оборудование и ТСО.

2. Начало урока. Подготовленность класса к уроку. Умение учителя мобилизовать внимание обучающихся на учебную работу, создание рабочей обстановки в классе.

3. Тема и основные цели урока. Образовательная, развивающая и воспитательная цели урока. Место данного урока в системе уроков по теме, связь с предыдущим материалом.

4. Организация урока;

- тип урока;

- структура урока, его отдельные элементы, их последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели;

- виды учебной деятельности;

- сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке;

- плотность урока, рациональное использование времени.

5. Содержание урока:

- научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям обучающихся;

- воспитательная направленность урока;

- правильность подбора учителем материала для уроков: для опроса, закрепления, объяснения, тренировки, для самостоятельной работы, практических и лабораторных работ, для повторения, разъяснения домашней работы и т.п.;

- соответствие содержания урока требованиям программы;

- связь теории с практикой: раскрытие учителем практической значимости знаний, обучение школьников применению своих знаний на практике, использование местного материала и его доступность;

- связь изучаемого материала с ранее пройденным, приёмы повторения пройденного;

- межпредметные связи;

- использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности;

- качество знаний обучающихся, их умений и навыков.

6. Методика проведения урока:

а) оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока;

б) соответствие методов и приёмов образовательным и развивающим задачам урока, их оптимальное сочетание;

в) соответствие методов содержанию урока, возрасту и уровню подготовки обучающихся, эффективность применяемых методов и приёмов;

г) постановка учителем перед обучаемыми цели урока и подведение итогов;

д) работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке;

е) правильность оценки учителем знаний и деятельности учеников, педагогическое значение выставляемых оценок, их эффективность и объективность;

ж) соблюдение на уроке единых требований к обучающимся.

7. Организация познавательной деятельности обучающихся:

- роль, место и характер самостоятельной работы обучающихся на уроке;

- место учебника и наглядных средств;

- место, форма, последовательность вопросов и заданий, приёмы активизации обучающихся;

- характер познавательных заданий, формулировка проблемных вопросов.

Дата: 2019-04-22, просмотров: 322.