Роль эволюционного учения в развитии научной географии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эволюция научной географии и история объектов, изучаемых географией, неразрывно связана с эволюцией жизни на Земле. Твердое знание процесса эволюции организмов и их сообществ, включая сюда также эволюцию человека, является необходимым условием плодотворного развития географической науки. Приходится признать, что связь между эволюционным учением и развитием идей научной географии в должной мере еще не прослежена по сей день, хотя, несомненным является тот факт, что она является одной из основных в истории и теории географии. С достаточной степенью уверенности можно сказать, что она недооценивается. Разрыв географии и биологии отрицательным образом сказывается на развитии географии и сильно обедняет ее теорию.

Истоки эволюционного учения прослеживаются еще в XVIII веке. Именно тогда рядом насчитывающей много веков географией появляется биология, содружество с которой сыграло значительную роль в эволюции научной географии и до сих пор положительно сказывается на географии, особенно на биогеографию, ландшафтоведение и некоторые другие ее отрасли.

Говоря об эволюционном учении, нельзя не упомянуть о великом английском биологе Чарльзе Дарвине (1809-1882), который совершил революцию в науке, выдвинув свою теорию естественного отбора. Он ставил знак равенства между точным термином «естественный отбор» и более расплывчатым «борьба за существование». Наука географии имеет прямое отношение к теории эволюции Дарвина, так как, по его словам, наряду с естественным отбором и через его призму на эволюцию организмов оказывает влияние и окружающая среда, изменение климата и других внешних природных условий. Это очень важно для географических и тесно связанных с ними экологических исследований.

Также следует упомянуть о русском предшественнике Дарвина – профессоре Московского университета Карле Францовиче Рулье. Он выдвинул тезис об изучении образа жизни живых существ в связи со всей природой, особенностей их существования и в пространстве и во времени. Особенно сильно подчеркивал Рулье необходимость изучения родной природы и местной фауны. Он не дошел до идеи естественного отбора, но зато проявил большое новаторство, значительно опередив Дарвина по широте и глубине экологических идей, по анализу прямого воздействия окружающей среды на развитие и особенности органического мира.

История эволюционного учения тесно переплелась с историей научной географии, и такое взаимное переплетение далеко не случайно. Почти все крупнейшие эволюционисты до Дарвина, сам Дарвин и его последователи проводили экспедиционные исследования, изучая природу как целое, были не только биологами, но и, в той или иной степени, географами. В одинаковой степени и биологии и географии принадлежат Дарвин, Рулье, Северцов, Бэр, Уоллес, де Кандоль, Бекетов и многие другие. Ими эволюция органического мира рассматривалась в неразрывной связи с эволюцией окружающей среды. По существу, это единая история, и она могла быть лучше всего прочитана без каких-либо «перегородок» внутри себя. Эволюционное учение привело к появлению экологии. В свою очередь, экология сильно повлияла на эволюционную теорию, сделала ее более материалистичной, освободила ее от схематизма, обогатила огромным конкретным материалом о связях образа жизни организмов с историей окружающей среды. География же получила от эволюционного учения прежде всего идею развития, которая была у некоторых наиболее крупных географов в прошлом, но не охватывала науку в целом. Эволюционное учение, становление и развитие экологии дали географии мощный стимул к изучению жизни, к рассмотрению органического мира как наиболее важного компонента природы в целом. Орогидрографический «крен» географии прошлого был выправлен.

В географической литературе советского периода огромное значение для эволюции научной географии приписывается Карлу Марксу (1818-1883) и Фридриху Энгельсу (1820-1895). Бесспорно, что оба основоположника учения марксизма осуществляли теоретические научные исследования, делали научные прогнозы. Но следует заметить, что большинство их работ (таких, как, например, «Ландшафты» Энгельса или «Диалектика природы») рассматривают прежде всего социально-экономические или же экономическо-философские проблемы. Они произвели переворот в развитии политической экономии, философии, истории и других социальных наук. География же, относящаяся скорее к естественным наукам (или же к гуманитарным как к находящимся на «стыке» естественных и социальных наук), по моему мнению, не претерпела никаких значительных изменений после опубликования трудов Маркса и Энгельса. В качестве показательного можно привести такое высказывание Ф. Энгельса о теории эволюции Дарвина: «Дарвин не подозревал, какую горькую сатиру он написал на людей, и в особенности на своих земляков, когда он доказал, что свободная конкуренция, борьба за существование, прославляемая экономистами как величайшее историческое достижение, является нормальным состоянием мира животных…». То есть, мы видим чисто теоретическое проведение аналогий между обществами капитализма и социализма. Мне кажется, что уместно будет сказать о том, что в результате трудов К. Маркса и Ф. Энгельса география не приобрела каких-либо новых терминов и не изменила сколько-нибудь свою структуру. Относительно географии можно сказать, что эти два мыслителя занимались скорее анализом известных фактов и высказанных предположений, чем научными географическими исследованиями и синтезом собственных географических теорий. Это, впрочем, не умаляет их огромного влияния на теоретические основы метафизического естествознания, политической экономии, теории народонаселения и многих других наук. Единство человека с обществом и природой (рассматриваемое как единство и борьба противоположностей) – вот мысль, связующей нитью проходящая через большинство трудов К. Маркса и Ф. Энгельса и интересующая нас больше всего. Кроме того, они показали, что проблема сохранения окружающей среды есть проблема социальная. Будучи приверженцами (а точнее, основоположниками) утопической теории социалистического общества, Маркс и Энгельс выдвинули такой тезис: в силу того, что проблема сохранения окружающей среды - социальная проблема, она не может быть решена в капиталистическом общества. Мне кажется, что этот тезис является спорным, равно как и миф о господстве человека над природой.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 68.