Монастырь от трагедии до начала возрождения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В ночь на 29 июня 1904 г., в год 325-летия обретения, явленная Казанская икона Божией Матери была дерзко похищена из собора Богородицкого монастыря. Вор Чайкин, вместе со своими подельниками, был быстро пойман, но показал на следствии, что изрубил и сжег икону в печи, так как ему нужны были лишь драгоценности, украшавшие ее. "Смутилась и поражена тяжкой печалью Казань. Весть о невероятно гнусном, ужасном преступлении глубокой скорбью отозвалась во всей православной России", - сказал тогда в своей проповеди архиепископ Казанский Димитрий. - Попущением Божиим злой человек похитил у нас наше сокровище и, быть может, истребил. Но мы крепко надеемся, что Пресвятая Дева не лишила нас своей милости".

Многое в этой трагической истории 1904 года было и остается неясным. Есть люди, которые до сих пор верят, что подлинная явленная икона 1579 года уцелела и где-то сокрыта... Ясно одно: чудотворный образ Божией Матери Одигитрии, таинственно явившись, также таинственно исчез - в самую годину страшных бедствий, надвигавшихся на нашу страну. Грозным знамением эпохи стало это похищение величайшей святыни России.

Через считанные месяцы вспыхнула первая русская революция, через 13 лет - революция Октябрьская. Приближалось и окончательное закрытие Богородицкого монастыря, хотя в 1918 - 1929 гг. ему еще довелось послужить центром всей православной жизни Казани: после закрытия в сентябре 18-го Кремля и его храмов, именно сюда были перенесены главные уцелевшие святыни нашей епархии - мощи свв. Гурия и Варсонофия Казанских. Каждую среду епископ Анатолий (Грисюк) служил здесь акафист свт. Гурию, каждую пятницу - свт. Варсонофию.

В течение всех 20-х годов в монастыре действовала зарегистрированная православная община. Как могла, она содержала храмы, однако власть медленно, но неуклонно наступала на святыню: в жилых корпусах разместили общежитие студентов, с соборе - зернохранилище. В марте 1929 г. была закрыта Крестовоздвиженская церковь, в ноябре окончательно изъят из ведения общины собор, в феврале 1930 г. с колокольни сняты все колокола... Наконец, в 1931 г. общину перевели в Петропавловский собор, и, почти сразу же после этого, большая часть ансамбля обители была варварски разрушена.

В 1942 г. основную территорию бывшего монастыря заняла табачная фабрика, сформированная на базе двух эвакуированных фабрик: из Москвы и Выборга. В 60-х годах здесь происходило и жилое строительство - на месте колокольни и всей западной части обители выросли пятиэтажки-"хрущевки", что стоят до сих пор. Помещения Крестовоздвиженского храма и корпуса занял филфак пединститута.

В 1994 г., как уже отмечалось, открылась для богослужений отреставрированная силами группы верующих маленькая Софийская церковь. 10 лет спустя, в 2004 г., началась капитальная реставрация Крестовоздвиженского храма - уже для полноценного возрождения монашеской жизни. 21 июля 2005 г. именно здесь, при участии Святейшего Патриарха Алексия II и 12 архиереев, состоялось великое торжество передачи в дар епархии списка Казанской иконы Божией Матери

http://samlib.ru/r/roshektaew_a_w/putevoditel.shtml

ЦЕРКОВЬ ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ

Святыни:

-- Икона великомученицы Параскевы и частица ее мощей, вделанная в символическую раку.

 

Еще недавно эта мини-копия Петропавловского собора стояла в таком заброшенном состоянии, что на крыше ее росли венком маленькие березки и кусты, внутри вместо пола была земля вперемежку с костями, а окружали церковь чащи высокой травы и кучи мусора. Все это находилось в нескольких десятках метров от кремля - но люди привыкли проходить и проезжать мимо, удостаивая оскверненный храм лишь мимолетным взглядом. И лишь теперь, после долгой самоотверженной работы группы верующих, в основном из чувашской православной общины (работы начались в 1997 г.), замечательный белокаменный храм с небесно-голубыми кровлями и позолоченными куполами стал настоящей жемчужиной центра города, украшением окрестностей кремля. Благодаря своей высоте, он хорошо виден даже из-за Казанки, из новых районов города.

Мы недаром назвали этот Пятницкий храм мини-копией Петропавловского. Он построен почти в те же годы (1722 - 1726 - Петропавловский, 1730-е - Пятницкий), на средства той же благочестивой четы Ивана и Евдокии Михляевых, в том же стиле русского барокко и в той же форме - восьмерик на четверике, обеспечивающей высоту и стройность. Только высота Петропавловского - 52 м, а Пятницкого - 22. Но все равно он даже сейчас заметно возвышается над окружающими домами.

Ныне его ниши, которые были предназначены для священных изображений (как и у Петропавловского собора), вновь расписаны. Храм выглядит нарядно и празднично, и святые со стен смотрят на все восемь сторон. В 2000 - 2001 годах была заново возведена колокольня над западным крыльцом по точному образцу старой разрушенной. Она равна высоте основного объема.

Церковь довольно большая, по меркам приходского храма. В XVIII - XIX веках у нее было три престола. Главный изначально освятили во имя Богоявления, но в народе храм всегда называли в честь левого придела - св. великомученицы Параскевы, - и в честь ее чудотворного образа, находившегося там. Деревянная церковь Параскевы Пятницы на этом месте (и сам чудотворный образ в ней) известны еще с XVI века. Множество паломников стекалось поклониться самой почитаемой в народе из всех святых жен в дни празднования ее памяти (пятница недели Всех Святых и 28 октября / 10 ноября). Известна эта первая деревянная церковь и тем, что в 1579 г. именно в ней некоторое время пребывала только что обретенная Казанская икона Божией Матери.

Правый придел - свв. Гурия, Варсонофия и Германа, - до наших дней не сохранился. Церковь горела в 1815 году и после этого долго перестраивалась. Главный престол восстановили лишь в 1831 г. и переименовали из Богоявленского в Рождество-Богородицкий. Левый, Пятницкий, придел был разобран и построен заново архитектором Ф. И. Петонди в 1855 г. Из-за этого он так сильно выступает сейчас к северу. Впрочем, это абсолютно традиционно: большинство приходских храмов тех времен очень несимметрично расширены, за счет придела, именно к северу. С юга приделы пристраивали гораздо реже, чтобы не затенять с солнечной стороны основной храм.

Любопытно, что сейчас придел и главный престол поменялись названиями. Весь храм теперь именуется Пятницким, а придел - наоборот, Рождество-Богородицким.

Внутри посетителей больше всего поражает сейчас парадно-красный, пасхального цвета, иконостас в 4 яруса - современной столярной работы, но выполненный с большим искусством и в старинном стиле. Высокий кратер основного объема (почти 20 м от пола до потолка) заставляют верующих поднимать взгляды к изображению Спаса Вседержителя в купольном своде - специально вознесенной туда огромной круглой иконе, которая снизу кажется совсем маленькой. Выполнена она была в 1998 г.

Оттуда же свешивается огромная люстра-паникадило, торжественно установленная накануне Рождества Христова 1999 г.

Вообще церковь удивляет богатым убранством, сравнимым разве что с Раифским монастырем, так что люди, незнакомые с ее совсем недавней трагической историей, могут подумать, что так всегда и было. Не верится в то Божие чудо, что все это могло появиться на пустом месте за считанные годы!

На месте голых крошащихся кирпичей - даже без слоя штукатурки, - теперь не только тщательно выбеленные, но и искусно расписанные стены и своды. На западной стене трапезной - сцена изгнания Адама и Евы из рая. На восточной - сцена Распятия Христова. На сводах трапезной - Ветхозаветная Троица, писанная в огромном овале. На сводах придела - Божия Матерь с Младенцем. Между приделом и трапезной - там, где помещена в символической раке крошечная частица мощей великомученицы Параскевы - настенное изображение Великомученицы в человеческий рост. Еще два святых - Сергий Радонежский и Серафим Саровский, - изображены по сторонам арки, отделяющей трапезную от основного объема. Это стало уже традицией во многих русских храмах: два величайших преподобных России, друг напротив друга, как бы встречают всех входящих.

Очень украшают церковь узоры из виноградных лоз - они обвивают колонны, держащие балкон хора.

Но все-таки, к сожалению, не внешняя красота церкви, не пышность убранства являются ее главной особенностью. Уникально само это место для Казани. Уникально и страшно! Так символически сложилось, что храм, посвященный самой почитаемой в народе великомученице (наравне с великомученицей Варварой), стал местом массового мученичества безвинных людей уже в советское время, в годы сталинских репрессий.

Рядом стоял Кремль, а под Кремлем... под Кремлем спрятались наши местные, казанские "Соловки". Череда мученичества открылась еще в 1918 г. - расстрелом последнего православного священника этой церкви - о. Федора Гидаспова. Ныне он причислен к лику святых. В 1923 - 37 гг. храм еще действовал как "обновленческий", но в 1937 г окончательно обращен в тюрьму. Он стал и камерой смертников, и местом их расстрела, и местом захоронения... если это можно назвать захоронением! Убитых просто присыпали землей, и кости лежали у самой поверхности. Причем, и внутри церкви (где после революции разрушили пол и оставили голую землю), и на окружающем ее пустыре, где их потом находили вперемежку с корнями кустов и пней. Десятки черепов, в том числе и детских (при Сталине полная ответственность вплоть до расстрела наступала с 12 лет), стали находить уже в самые первые дни восстановления церкви. Их складывали в огромные ящики, и пустой храм в те месяцы стал напоминать пещеры-усыпальницы древнейших монастырей Палестины и Фиваиды, где так же отдельно, рядами и горками, складывают черепа. Находили и цельные скелеты, и отдельные разбросанные кости. И на самой поверхности, и на двухметровой глубине (когда раскапывали фундамент). Сколько бы их нашли, если бы искали специально и перерыли вокруг все... Бог весть! Но и то, что нашли в процессе реставрации, воочию показало: церковь поистине вся стоит на костях. В иных местах их под ногами даже больше, чем земли.

Позже все найденные останки захоронили в братской могиле у северных дверей церкви, отслужили панихиду по безымянным невинноубиенным ("их же имена Ты, Господи, веси...") и поставили мраморный крест. Другая часть останков (одних только черепов - более ста) еще раньше была увезена на Самосыровское кладбище после того, как одному из участников раскопок приснился сон с повелением совершить погребение немедленно, не откладывая. Те, чьи останки не найдены, все равно оказались внутри церковной ограды, то есть в освященном месте - поэтому и поиски были прекращены.

Упокой, Господи, души раб Твоих, от безбожных властей в годину лихолетия убиенных.

http://samlib.ru/r/roshektaew_a_w/putevoditel.shtml

Церковь святой великомученицы Параскевы Пятницы (Пятницкая церковь, церковь Параскевы Пятницы) — православный храм, расположенный в городе Казани, в непосредственной близости от Казанского Кремля.

 

Содержание

· 1История

o 1.1Дореволюционный период

o 1.2Советский период

o 1.3Восстановление, современный период

· 2Архитектура, роспись

· 3Святыни

· 4Околохрамовое пространство

o 4.1Братская могила жертв политических репрессий

· 5Интересные факты

· 6Духовенство

· 7Медиаресурсы

· 8Примечания

История[править | править код]

Дореволюционный период[править | править код]

Ранее на месте каменного храма стояла деревянная церковь во имя Николы Зарайского с приделом Параскевы Пятницы, построенная в 1566 году.[1]

Пятницкая церковь и Казанский Богородицкий монастырь (1890 год)

Деревянная церковь Николы Зарайского сгорела в пожаре 1579 года, истребившем часть города близ Кремля и всю северо-восточную часть посада.

В нынешнем виде каменная Пятницкая церковь была построена в 1728 году на средства купца Ивана Афанасьевича Микляева (Михляева) для рабочих суконной мануфактуры.[2]

Главный престол был освящён в честь Богоявления Господня, правый — во имя Гурия, Варсонофия и Германа, Казанских святителей, левый — во имя Параскевы Пятницы. Но за церковью закрепилось название «Пятницкая», по названию ранее существовавшей церкви.[3]

Пятницкая церковь была центром небольшого прихода, непосредственно примыкавшего к Казанскому Богородицкому монастырю. Её прихожане были в основном небогатые люди. Немалую помощь церкви всегда оказывал монастырь.[4]

Храм горел во всех городских пожарах вплоть до начала XIX века, причём несколько раз выгорал полностью, оставались лишь остовы стен.

После пожара 1815 года он долго перестраивался: правый придел был вновь освящён в 1821 году, главный престол восстановили в 1831 году и переименовали из Богоявленского в Рождества Пресвятой Богородицы, а пришедший в ветхость Пятницкий придел был разобран и построен заново в 1855 году[1] (вероятно, по проекту архитектора Ф. И. Петонди)[3].

Правый придел — во имя трех Казанских святителей Гурия, Варсонофия и Германа, Казанских святителей, — до наших дней не сохранился.[1]

Советский период[править | править код]

В 1923 — 1937 годах Пятницкая церковь считалась кафедральным собором «обновленцев», предназначавшимся для того, чтобы заменить Благовещенский собор в Казанском Кремле: сюда с разрешения властей свозились все святыни из закрытых или разрушенных церквей и монастырей.[1]

В 1937 году храм был закрыт и превращён в тюрьму для заключённых, которые ждали отправки в лагеря после вынесения приговора.[4] Здесь же производились в исполнение смертные приговоры, а казнённых людей закапывали тут же (внутри храма и на прилегающей к нему территории).[5]

О тюрьме в Пятницкой церкви вспоминала в своих мемуарах мать писателя В. П. Аксёнова Е. С. Гинзбург.[6]

В 1950-е годы была снесена колокольня, и храм пришел в запустение.[1]

В 1980-е годы в ней был проведён косметический ремонт.[4]

Восстановление, современный период[править | править код]

В 1993 году церковь была передана Министерству культуры Республики Татарстан, и в ней начались ремонтно-реставрационные работы с целью последующего создания здесь музея икон.[5]

Храмовый комплекс церкви Параскевы Пятницы (вид с кремлёвского холма) (2015 год)

Во второй половине 1990-х годов церковь святой великомученицы Параскевы Пятницы была возвращена верующим и передана Казанской епархии Русской Православной Церкви. Здесь был учреждён чувашский приход, а одними из первых благотворителей и жертвователей храма стали представители чувашской диаспоры Казани и Татарстана.[1]

В 2000 году была восстановлена колокольня, в 1999 — 2001 годы построено административное здание.

По благословению архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия (А. М. Меткина), парадный четырёхъярусный иконостас был окрашен в красный цвет мученичества. 10 ноября 2000 года был освящён престол в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы. 21 сентября 2002 года освящен придел в честь Рождества Богородицы.[1]

В сентябре 2004 года при храме была открыта воскресная школа, в сентябре 2010 года начала свою работу приходская библиотека.

28 июня 2008 года была освящена построенная на территории храмового комплекса часовня «Всецарица». В ней хранится икона Божией Матери «Всецарица», с которой связывают излечение от онкологических заболеваний.

Часовня построена напротив онкологическим диспансера для того, чтобы каждый больной имел возможность вознести молитвы Пресвятой Богородице. Каждый день в часовне перед иконой Божией Матери «Всецарица» служится молебен с акафистом на исцеление онкологических больных и за здравие всех душевно и физически страждущих.[1]

С 2011 года храм приписан к расположенному рядом Казанскому Богородицкому мужскому монастырю.[1]

Архитектура, роспись[править | править код]

Композиция и декор церкви святой великомученицы Параскевы Пятницы выполнены в стиле русского барокко в традиционной форме — восьмерик на четверике, а его высота составляет 22 метра.[1]

Портик, хотя и построен в духе позднего классицизма, не нарушает ансамбля. Перестройка левого придела лишила храм симметрии.[3]

· Пятницкая церковь (1910 год)

 

· Пятницкая церковь ночью (2012 год)

 

· Пятницкая церковь на закате (2013 год)

 

· Часовня «Всецарица» и колокольня Пятницкой церкви (2016 год)

Святыни[править | править код]

В храме хранилась местночтимая икона святой великомученицы Параскевы Пятницы, перенесённая туда ещё из деревянной церкви.[7]

Ранее в приделе Богоявления Господня имелся древний напрестольный Крест с 77 частицами святых мощей.[1]

Околохрамовое пространство[править | править код]

Братская могила жертв политических репрессий[править | править код]

Усыпальница-часовня над братской могилой жертв политических репрессий (2016 год)

С 1998 года, по мере проведения в церкви святой великомученицы Параскевы Пятницы ремонтно-восстановительных работ, во внутренних помещениях храма и на его территории храма были вскрыты массовые захоронения жертв политических репрессий.

Первоначально перезахоронения останков производились на Самосыровском кладбище.

17 мая 1999 года останки более четырёхсот человек были преданы земле непосредственно на территории храма. Над братской могилой настоятелем храма священником М. Н. Григорьевым была совершена панихида. Здесь же был поставлен памятный крест, а в 2004 году над братской могилой, в которой упокоились более репрессированных, на средства прихожан была выстроена усыпальница.[8]

Интересные факты[править | править код]

С 1880 по 1907 годы старостой Пятницкой церкви был М. А. Тюфилин — известный резчик по дереву, создатель и реставратор иконостасов.[5]

Начиная с 2013 года, 21 июля и 4 ноября, около церкви святой великомученицы Параскевы Пятницы проходят многотысячные крестные ходы в честь явления и в честь дня чудотворной Казанской иконы Божией Матери — из Благовещенского собора Казанского Кремля до места обретения иконы — Казанского Богородицкого монастыря.[9]

Духовенство[править | править код]

В 1916—1918 годах настоятелем церкви святой великомученицы Параскевы Пятницы являлся выпускник Казанской духовной академии 1911 года Фёдор Михайлович Гидаспов (1877—1918). 12 ноября 1918 года он был расстрелян по обвинению в «антисоветской деятельности».[4]

https://ru.wikipedia.org/wiki/Церковь_святой_великомученицы_Параскевы_Пятницы_(Казань)

История храма св.вмц. Параскевы Пятницы начинается в 1566 году со строительства в самом начале нынешней улицы Большая Красная деревянного храма во имя Николы Зарайского с приделом Параскевы Пятницы. Деревянная церковь Николы Зарайского сгорела в пожаре 1579 года, истребившем часть города близ Кремля и всю северо-восточную часть посада. В нынешнем виде Пятницкая церковь была заложена в 1726 году, а закончена и освящена в 1728 году. Отстроена церковь на средства И.А. Михляева - богатейшего Казанского купца и промышленника. Композиция и декор Пятницкого храма выполнены в стиле русского барокко в традиционной форме - восьмерик на четверике, а его высота составляет 22 метра. В XVIII - XIX веках у церкви было три престола. Главный изначально освятили во имя Богоявления, но в народе храм всегда называли Пятницким - в честь находившегося в левом приделе чудотворного образа святой Параскевы, нареченной Пятницею. Множество паломников стекалось поклониться самой почитаемой в народе из всех святых жен в дни празднования ее памяти (10 ноября и пятница недели Всех Святых). В приделе Богоявления Господня имелся древний напрестольный Крест с 77 частицами святых мощей. Правый придел – во имя трех Казанских святителей Гурия, Варсонофия и Германа, - до наших дней не сохранился.

Храм горел во всех городских пожарах вплоть до начала XIX века, причём несколько раз выгорал полностью, оставались лишь остовы стен. После пожара 1815 года он долго перестраивался: главный престол восстановили в 1831 году и переименовали из Богоявленского в Рождество-Богородицкий, а пришедший в ветхость Пятницкий придел был разобран и построен заново в 1855 году.

 

 

 

 

В 1923 году Пятницкая церковь была отдана обновленцам, объявлена Соборной и предназначалась заменить Благовещенский Собор в Кремле. Храм стал тогда чем-то наподобие церковного музея: сюда с разрешения властей свозились все святыни из закрытых или разрушенных церквей и монастырей. Здесь некоторое время находились мощи первого казанского святителя Гурия, чудотворный образ преподобного Сергия Радонежского из Свияжского монастыря, список времен Иоанна Грозного с древней иконы Спасителя из часовни при Спасской башне Казанского Кремля и многие другие святыни.

Священник Пятницкой церкви отец Федор Гидаспов, расстрелянный чекистами в 1918 году по обвинению в антисоветской деятельности, ныне причислен к лику святых и почитается верующими как новомученик.

В 1923-1937 гг. храм еще действовал как "обновленческий", но в 1937 году был обращен в шестую городскую тюрьму, в застенках которой приводили в исполнение смертные приговоры. Расстрелянных людей закапывали тут же, внутри церкви и на прилегающей к ней территории.

В 1950-е годы была снесена колокольня, и храм пришел в запустение.

 

 

Новая история Пятницкого храма началась в 1993 году, когда в переданном министерству культуры храме начались восстановительные работы с целью создания в его стенах музея икон.

В 1996 году храм был передан Казанской епархии для учреждения в нем чувашского прихода. Одними из первых благотворителей и жертвователей храма стали представители чувашской диаспоры Казани и Татарстана.

С первых дней восстановительных работ оказалось, что вся площадь внутри храма и территория, прилегающая к нему, представляет собой сплошное кладбище. Приходилось аккуратно собирать человеческие останки и по-христиански предавать их земле. Первое захоронение было совершено на Самосыровском кладбище в мае 1998 года, второе - на территории храма: в сентябре 1998 года отслужили панихиду по невинно убиенным, захоронили их останки в братской могиле во дворе церкви и поставили мраморный крест. В 2004 году на средства благочестивых прихожан над могилой была выстроена усыпальница, в которой упокоены более семисот репрессированных.

Колокольня Пятницкой церкви была восстановлена в 2000 году. В архитектурный комплекс храмовых построек хорошо вписывается построенное в 1999-2001 г.г. административное здание.

По благословению Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия (ныне - митрополита), парадный четырехъярусный иконостас был окрашен в красный цвет мученичества. 10 Ноября 2000 года главный престол восстановленной церкви был освящен в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы, придел в честь Рождества Богородицы освящен 21 сентября 2002 года.

В сентябре 2004 года при храме была открыта Воскресная школа, в сентябре 2010 года начала свою работу приходская библиотека.

 

Привезенная в 2009 году из Италии великая святыня христианского мира - частица Древа Животворящего Креста Господня – в июне 2009 года была передана архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием на постоянное хранение в Пятницкий храм. После передачи храму частицы Креста ежедневно начали служить молебен Животворящему Кресту.

Напротив ковчега с Частицей Креста установлен кивот с особо почитаемой прихожанами старинной иконой Небесной Покровительницы храма – святой великомученицы Параскевы Пятницы с частицей ее мощей. По пятницам перед иконой служится водосвятный молебен с акафистом святой Параскеве.

Наружная трансляция совершающихся в храме богослужений и духовной музыки постоянно привлекает в храм проходящих и проезжающих мимо него людей.

С 2011 года храм является приписным к Казанско-Богородицкому мужскому монастырю.

Часовня в честь иконы Божией Матери “Всецарица”

Для хранения известного во всем мире образа Божией Матери, исцеляющего раковые заболевания, на территории храма построена часовня “Всецарица”. Строительство осуществлялось за счет пожертвований и было завершено в мае 2008 года. По благословению правящего архиерея, 28 июня 2008 года чин освящения часовни совершил настоятель храма протоиерей Михаил Григорьев.

Часовня “Всецарица” построена рядом с онкологическим диспансером для того, чтобы каждый больной имел возможность вознести молитвы Пресвятой Богородице. Каждый день в часовне перед иконой Божией Матери “Всецарица” служится молебен с акафистом на исцеление онкологических больных и за здравие всех душевно и физически страждущих.

Духовенство храма:

Настоятель - игумен Питирим (Рыбанин). Клир - иерей Алексий Обрывко, братия Казанско-Богородицкого мужского монастыря.

Храм открыт ежедневно с 7:00 до 19:00. Требы, таинства служатся в любое удобное для прихожан время.

Каждое воскресенье в 8.00 - Божественная Литургия, в 10:00 – панихида, в 10:30 – молебен в часовне «Всецарица».

Каждую субботу в 16:00 - Всенощное бдение. Накануне великих, двунадесятых и храмовых праздников Всенощное бдение служится в 17:00.

В будние дни в 11:00 в часовне «Всецарица» служится водосвятный молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «Всецарица», в 12:00 в храме у ковчега с частицей Креста Господня служится водосвятный молебен с акафистом Животворящему Кресту Господню, в 13:00 служится панихида.

Каждую пятницу (кроме постных дней) в 17:00 служится водосвятный молебен с акафистом святой великомученице Параскеве Пятнице. По пятницам в постные дни в 17:00 проводится соборование.

https://tatmitropolia.ru/temples/kazan/pjtnizkajz/

История храма Святой Параскевы Пятницы в Казани берет свое начало и в прямом, и в переносном смысле на сегодняшней улице Большой Красной. В 1566 году в начале этой улицы была срублена деревянная церковь святого Николы Зарайского с приделом, освященным во имя великомученицы Параскевы.


Нет достоверных сведений о начальных годах существования храма Параскевы Пятницы в Казани, и причина этого - частые городские пожары, которые не щадили в деревянной Казани ни жилых домов горожан, ни святых храмов. Во время этих бедствий были утрачены бесценные бумаги, и история Пятницкой церкви собиралась буквально по крупицам.


История храма

Основателем самого первого храма на этом месте считается отец Федор. Его усилиями была возведена эта церковь и он же в ней и служил. Тогда церковь была Николы Зарайского, освятили ее предположительно до 1566 года. Храм был утрачен во время грандиозного казанского пожара, уничтоживший в 1579 году немалую часть деревянного города.

Возрождали ли церковь в прежнем виде, сегодня неизвестно, но в начале XVIII века на смену старому храму был воздвигнут новый, уже каменный. Возрожденная церковь стала называться по своему левому приделу, именем святой великомученицы Параскевы Пятницы. Принято считать, что Пятницкую церковь построил купец и промышленник Михляев Иван Афанасьевич - строитель великолепного Петропавловского собора.

Примечательно, что главный престол храма был освящен в честь Богоявления, однако прихожане предпочитали называть его Пятницким, памятуя о чудотворном образе Параскевы, пребывавшем в левом приделе здания.

Божий дом выдержал немало напастей. В 1749 году он едва не погиб полностью в очередном большом казанском пожаре, уничтожившем почти три десятка церквей в округе. Спустя 25 лет его основательно разорили грабившие город шайки бунтовщиков Емельяна Пугачева.

Следующий пожар в Казани случился в 1815 году, с колокольни упал и раскололся один из ее «звонов». Потом огненная стихия дремала еще 37 лет, а затем опять разразился сильный пожар, после которого прихожанам вновь пришлось восстанавливать свой храм.

Ремонтировали ее долго, и в результате главный престол храма переименовали в 1831 году, освятив как Рождество-Богородицкий, а порядком обветшавший Пятницкий полностью перестроил известный архитектор Фома Иванович Петонди уже в 1855 году.

После октября 1917 года

На пороге XX века Пятницкий храм Параскевы Пятницы в Казани был красив и ухожен. Но после октября 1917 года горькую чашу притеснений довелось испытать и ему. На исходе 1918 года он во многом оставался духовной опорой и прибежищем горожан, боящихся грабежа и ареста.

Мрачный для России 1937 год стал драматической страницей и в истории церкви Параскевы Пятницы, власти устроили в здании храма застенок. Отныне тут официально размещалась 6-я городская тюрьма. Старожилы рассказывали, что территорию храма окружили забором с колючей проволокой, из-за которого доносились звуки выстрелов. Мертвые тела часто закапывали прямо на церковном дворе. Результаты позднейших эксгумаций останков позволяют говорить о сотнях казненных.

Когда тюрьма была закрыта, в помещениях храма, по некоторым сведениям, устроили коммунальные квартиры. На первом этаже здания был приемный пункт стеклотары.

Возрождение

Восстанавливали храм и очищали от скверны уже в наше время. В 1993 году Пятницкую церковь передали в ведение республиканского министерства культуры, планировалось создать здесь музей икон. Спустя некоторое время, так и не завершившись, реставрационные работы в храме полностью прекратились.

В 1997 году храм Святой Великомученицы Параскевы Пятницы был возвращен в лоно Церкви. В 1998 году в возрожденном храме прошел первый молебен.

Восстановительные работы на территории храма продолжались, и по-прежнему строители обнаруживали кости и черепа с пулевыми отверстиями, среди которых попадались даже детские. Поначалу их хоронили на городском Самосыровском кладбище. Однако кости обнаруживали снова и снова, и тогда после отпевания по православному чину останки более 400 погибших были преданы земле самого храма. На территории церкви Параскевы Пятницы была устроена братская могила с памятным крестом, а спустя пять лет над ней установили усыпальницу.

Храм, стоящий на костях мучеников, никогда не умрет. Великомученица Параскева Пятница хранит его под своей незримой сенью, и люди стремятся сюда всей душой обрести веру, надежду и любовь.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 119.