Насельники святой обители у Николо-Низского храма. 1910 год. Архив Г. Фролова
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Софийская церковь, расположенная на южной стороне, выходящей к улице Большая Красная, служила надвратной церковью до того, как была построена новая ограда и церковь оказалась в глубине территории монастыря. Автором проекта был, вероятно, тот же Я.М. Шелковников. Начатый в 1807 году храм, еще не будучи достроен, в сентябре 1815 году сильно пострадал в пожаре. Его строительство завершилось лишь в 1825-м (на средства дворян Мусиных-Пушкиных) и храм был освящен.

Существует, однако, мнение что ныне существующая Софийская церковь в первой четверти XIX века лишь восстанавливалась, а построена она намного раньше, вероятно еще в конце XVII – начале XVIII века, о чем свидетельствуют ее архитектурные формы и декор, явно архаичные для начала XIX столетия. В 1994 году Софийская церковь возвращена верующим и действует как приходская.

«Южный» корпус с надвратной Крестовоздвиженской церковью построен в 1882-1887 годах. Двухэтажное здание с купольным этажом, выстроенное в стиле классицизма, почти полностью по облику совпадает с Никольским собором. В купольном этаже находилась церковь, на первом и втором этажах – общая монастырская трапезная, живописная мастерская, больница, ризница, комнаты сирот, воспитывавшихся в монастыре, в подвале – пекарня и квасная. Долгое время здесь располагался факультет русской филологии Казанского педагогического университета и студенческое общежитие.

Центральный вход в монастырь до революции

Так выглядело то же самое место в начале XXI века

В «настоятельском» и «никольском» корпусах, полукругом охватывающих собор, жила основная часть монахинь и послушниц. Покои настоятельницы находились в одноименном корпусе, расположенном ближе к Пятницкой церкви.

Проект корпусов составил Яков Михайлович Шелковников. Корпуса строились довольно долго, «настоятельский» – с 1810 по 1832 год, «никольский» – с 1832 по 1843 год.

Наблюдавший за постройками губернский архитектор Ф.И.Петонди[7] внес в проекты существенные изменения. Двухэтажный корпус, выходящий фасадом на улицу Большую Красную по правую руку от ворот, построенный в 1803-1807 годах, вероятно, также по проекту Я.М.Шелковникова, был перестроен в 1855 году. В здании в разные годы находились гостиница, больница и другие службы монастыря. Корпус сохранился и передан в 2003 году церкви.

Небольшой одноэтажный корпус рядом с Софийской церковью был построен в 1816 году. В нем до постройки южного корпуса была трапезная, позже – кельи. В 2002 году он тоже был передан церкви.

Корпус церковно-приходской школы и золотошвейной мастерской был построен в 1895-1896 годах по проекту Ф.Н.Малиновского[8]. Он находится во дворе, по правую руку от южного корпуса. В школе учились, в основном, сироты из монастырского приюта.

Каменной стеной монастырь был окружен в 1803 году. В 1820-е годы по проекту архитектора П.Г.Пятницкого[9] стены были перестроены. Ныне стоящие главные ворота монастыря были сооружены по проекту, утвержденному Александром I в 1810 году (вероятно, архитектора Я.М.Шелковникова, по другим данным, построены П.Г.Пятницким).

Стены не сохранились. Сохранилась только одна из башен. Точнее, ее остатки.

В начале XX века обитель считалась одной из самых благоустроенных и богатых в Казанской епархии. К 1917 году монастырь имел налаженное свечное производство, живописную и золотошвейную мастерские, пасеку, плодоносящий сад, дойное стадо. Но с приходом к власти большевиков на Православную церковь воздвиглись неисчислимые гонения. Храмы разрушались, священнослужители высылались или расстреливались, святыни уничтожались. Все тяготы этих ужасных гонений претерпел на себе и Казанский Богородицкий монастырь.

Декрет СНК от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» стал программным документом религиозной политики нового государства, который декларировал невмешательство государства в дела Церкви. Декрет ставил РПЦ в жёсткие рамки запретов и ограничений: она теряла право юридического лица, лишалась всего имущества, движимого и недвижимого, и права владеть им. Отныне церкви и монастыри могли лишь пользоваться «бесплатно» своим имуществом с разрешения местной или центральной власти. При этом полученное «в бесплатное пользование» имущество подлежало налогообложению как объект «частного предпринимательства».

Во исполнение этого декрета у Церкви сразу же были отобраны шесть тысяч храмов и монастырей как «особо ценные памятники» истории или архитектуры, подлежащие переходу под охрану государства. Были закрыты и банковские счета религиозных организаций. Закрытие монастырей приняло массовый характер в 1919–1921 годах в ходе национализации их имущества.

Последняя настоятельница Богородицкой обители монахиня Рахиль была свидетельницей разрушения и поругания её обители. Многие здания были заняты военными частями и учреждениями. В здании школы разместили 1-ю советскую школу, в странноприимном корпусе – городской пункт для беженцев. Все здания были национализированы. В 1920 году принадлежавшие Богородицкому монастырю 270 десятин пахотной земли были конфискованы, а все монастырские строения пер и собственность государства.

С 1921 года при монастырской Казанско-Богородицкой церкви стала функционировать религиозная община. Для того чтобы получить свои здания в аренду, она перерегистрировалась в 1925 году в коллективное товарищество. После этого по акту, составленному Отделом по делам музеев и охране памятников искусства, старины и природы Академического центра, которому принадлежали теперь практически все сооружения монастыря, они были переданы в безвозмездное и бессрочное пользование общине. В 1926 году произошла очередная перерегистрация общины, и здания были отданы ей в аренду сроком на три года. Существуют подробные описи переданного имущества.

В 1929 году положение ухудшилось в связи с тем, что в жилых корпусах монастыря разместилось общежитие студентов педагогического техникума. За время пребывания в стенах обители студенты привели его в безобразное состояние: были сломаны двери и окна, порублены на дрова ступени лестниц и перила, разбиты надгробные памятники во дворе. Кроме занимаемых помещений дирекция учебного заведения требовала ещё и здание тёплой церкви под столовую, но оно не было ей передано.

Летний храм в это время был использован под склад для хлеба, причём зерно ссыпали прямо под иконостас, а в ноябре 1929 года летний собор был изъят из пользования общины. 22 февраля 1930 года с колокольни были сняты колокола. Община сама отказалась от здания колокольни, та как платить налоги за фактически неиспользуемое здание она не могла себе позволить. 1 марта 1929 года был составлен акт о сдаче закрытой Крестовоздвиженской церкви, помещение которой было принято на учёт горкомхозом.

Если до 1930 года монастырским священнослужителям ещё разрешалось проводить крестный ход на Казанку, то с 10 января 1930 года его проведение было запрещено. В феврале 1931 года православная община была переведена в Петропавловский собор. На 1932 год в этой общине состояло 120 человек.

Со второй половины 1920-х годов происходит перелом в государственно-религиозных отношениях. Сосредоточение «церковной политики» в руках НКВД и ОГПУ вело к переориентации регулирования деятельности религиозных организаций на административно-командные меры. Произошло скатывание в решении социально-экономических и культурных задач в сторону «чрезвычайщины», а проведение форсированными темпами коллективизации усугубило и отношения с церковью. В выступлениях руководителей государства и действиях партийных и государственных органов стал преобладать «воинствующий» подход к религии.

Конечно, были попытки остановить тотальное наступление на религию, но в условиях отсутствия демократии призывы к законности не имели успеха и на 1930-е годы приходится пик ликвидации культовых зданий.

Рассмотрение вопросов о закрытии храмов с конца 1920-х годов перешло в ведение комиссий по вопросам культов при президиумах исполкомов различных уровней (подобная культкомиссия при Президиуме ТатЦИКа была образована в 1931 году). Регламентирующими документами в этом направлении были постановление ВЦИК «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 года и Инструкция Постоянной комиссии по вопросам при Президиуме ВЦИК от 16 января 1931 года.

В соответствии со статьёй 65 Инструкции 1931 года ликвидация молитвенного здания значительно упрощалась. Достаточно было признать церковь или мечеть ветхой (при условии невыполнения ремонта общиной) или ходатайство со стороны большинства населения для использована под общественные нужды.

Второй пункт был наиболее прост в реализации. Закрытие утверждалось на общем собрании граждан, протокол которого направлялся в райисполком и на окончательное утверждение в ЦИК.

Неизвестно время принятия решения о разборке храмов. Существует подписанная фотография, на которой видно как разбирают купол церкви Николы Тульского, предположительно – это апрель-май 1932 года. Главный собор монастыря был взорван ночью 26 мая 1932 года.

В 1931 году вышло решение СНК ТАССР о строительстве в Казани киностудии. Встал вопрос о передаче в ведение Татарского отделения «Востоккино» одного из городских помещений, с тем, чтобы оборудовать в нем кинофабрику. Этим помещением и стали церкви бывшего Богородицкого монастыря. Было создано управление строительством кинофабрики «Востокфильм».

К концу 1933 года на площадке кинофабрики была закончена кладка главного павильона и здание подведено под кровлю. К нему было пристроено главное ателье. Двухэтажное жилое здание планировалось пореоборудовать под кинолаборатории. Однако в 1934 году объединение «Востоккино» закрывается, прекращаются строительные работы.

В 1942 году в Казань были эвакуированы две табачные фабрики: московская «Дукат» и из г. Выборга. Они были объединены в одну фабрику и размещены в полуразрушенных зданиях монастыря. В кратчайшие сроки было смонтировано оборудование и начато производство табачных изделий для фронта. В 1958 году начались работы по реконструкции фабрики, которые были завершены в конце 1965 года. Стоимость работ составила 515 тысяч рублей.

Сохранились фотографии, зафиксировавшие состояние фабрики до реконструкции. На них хорошо виден новый корпус, в котором располагался главный павильон кинофабрики, храм Николы Тульского с надстроенным третьим этажом.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 88.