Pm - Место рождения Казани всемирно-известной
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В субботу, 14 июля 2012 года, изучали территорию и окрестности Казанского Богородицкого монастыря.
Так уж исторически сложилось, что впервые всемирную известность нашему городу принесла ни царица Сююмбике, ни осада Иваном Грозным, ни геометрия Лобачевского, а обретенная девочкой Матроной в 1579 году икона Казанской Божьей матери и основанный на месте ее обретения женский монастырь.

С этой иконой и ее списками наши предки связывали и спасение Руси от польской интервенции в 1612 году, и стремительное расширение и развитие Российского государства под скипетром Романовых в XVII-XIX в.в., и отражение агрессий Наполеона и Гитлера, и даже гибель династии Романовых и бедствия, обрушившиеся на Россию в первой половине XX века, после уничтожения самой иконы в 1904 году.
В настоящий момент Казанский Богородицкий монастырь занимает лишь часть ранее принадлежавшей ему территории. С прошлым монастыря, перспективами его развития, а также с планом территории можно ознакомиться на сайте Центра паломничества «Покрова Царицы Небесной» г.Казани:
http://www.pilgrim-center.ru/ru/concept

Утраченные здания и существующая застройка хорошо показаны здесь:

Современная застройка, с указанием номеров домов, приведена на карте программы «Город-информ»: http://www.gorodinform.net/
Фрагмент этой карты с указанием маршрута прогулки:

На территории монастыря и близлежащей территории расположен ряд объектов культурного наследия Республики Татарстан:
Сестриченский корпус (полуразрушенный):
http://mincult.tatarstan.ru/rus/info.php?id=256144
Фрагменты ограды Казанского Богородицкого монастыря с башнями:
http://mincult.tatarstan.ru/rus/info.php?id=259721
Здание монастырской церковно-приходской школы (жилой дом):
http://mincult.tatarstan.ru/rus/info.php?id=256142
Здание настоятельского корпуса (полуразрушено):
http://mincult.tatarstan.ru/rus/info.php?id=256147
Дом по соседству с монастырем, где жил Лев Толстой (реставрируется):
http://mincult.tatarstan.ru/rus/info.php?id=213843

Про Казанский Богородицкий монастырь можно почитать здесь:
http://kds.eparhia.ru/publishing/sobesednik/six/articlefive/
http://kds.eparhia.ru/publishing/sobesednik/six/articlefive/articlefive2/
Краткую информацию привожу из Википедии:
«Казанский Богородицкий монастырь - православный монастырь Казани, место обретения Казанской иконы Божьей Матери. Находится в нескольких минутах ходьбы от казанского кремля, к востоку от кремлёвской горы, на улице Большая Красная.
8 июля 1579 года 10-летняя девочка Матрона обрела икону на месте, указанном ей во сне. Рассказ об этом и о первых чудесах от иконы впервые составил очевидец событий священник Ермолай — будущий патриарх Гермоген, прославленный Церковью как священномученик. Обретение чудотворной иконы всего через 27 лет после взятия Казани русскими войсками было воспринято современниками как символическое событие огромного значения. В том же 1579 году, по государеву указу Ивана IV Грозного, на месте обретения был основан девичий Богородицкий монастырь. Первой монахиней в нём, по преданию, стала сама девочка Матрона, получившая после пострига имя Мавра (дальнейшая судьба её неизвестна).
Ополчение Минина и Пожарского в 1612 году взяло в поход на Москву Казанскую икону, по благословению местоблюстителя патриаршего престола (после мученической смерти Гермогена) казанского митрополита Ефрема. Подлинник иконы после похода 1612 году был возвращён в Богородицкий монастырь Казани (в Москве, в Казанском соборе на Красной площади, был установлен лишь почитаемый список, хотя некоторые москвичи впоследствии были склонны принимать за подлинник именно его).
Приток паломников сделал Богородицкий монастырь известной святыней Среднего Поволжья. По реформе Екатерины II (1764), поделившей все обители России на штаты (классы), он был причислен ко второму классу, а в 1809 году - к первому, самому высшему. Число монахинь и послушниц постепенно выросло от 100 с лишним в начале XIX века до 500 к моменту революции.
Архитектурный ансамбль
Территория монастыря занимала несколько гектаров. Его архитектурный ансамбль по размерам и роскоши не имел себе равных в Поволжье.


Главный собор, где и пребывала икона, был построен в стиле классицизма в 1798—1808 гг. (по проекту знаменитого русского архитектора И. Старова) на месте обветшавшего каменного собора 1590-х гг.
Его площадь составила 49 на 43 м, а высота - 44 м. Облик собора определяли 5 полусферических куполов и 3 огромных фронтона с колоннами - со всех сторон, кроме алтаря.


Никольский храм к северу от него (1810-1816 гг.) и Крестовоздвиженский к югу (1882-1884 гг.) также были возведены в стиле классицизма, но имели по одному большому полусферическому куполу. 2 основных корпуса - Настоятельский и Сестриченский (1820-е - 1840-е гг.), составили собой гигантский полукруг, замкнувший классический ансамбль в единое целое.
В этот ансамбль XIX века вошли 2 более древних сооружения - 55-метровая колокольня, одна из самых высоких в Казани, и маленькая Софийская надвратная церковь (обе - середина XVII в.).
После закрытия в сентябре 1918 года Казанского Кремля и его храмов в монастырь были перенесены главные уцелевшие святыни Казанской епархии: мощи святых Гурия и Варсонофия Казанских.
Хотя монастырь был упразднён, в течение всех 1920-х годов действовала официально зарегистрированная православная община. В 1931 году общину перевели в Петропавловский собор, после чего большая часть ансамбля обители подверглась разрушению. С 1942 году на территории бывшей обители размещалась табачная фабрика; западная часть разорённого ансамбля позже была застроена 5-этажными домами; в Крестовоздвиженском храме находился филфак Казанского педагогического института (ныне - Казанского (Приволжского) федерального университета).
В 1994 была возвращена верующим Софийская церковь, в 2004-2005 гг. возвращён и отреставрирован большой Крестовоздвиженский храм. 21 июля 2005 г. патриарх Всея Руси Алексий II передал Казанской епархии возвращённый Папой Римским так называемый Ватиканский список Казанской иконы Божьей Матери. Этот список был помещён именно в Крестовоздвиженском храме. По определению специалистов, он был написан в России в конце XVII или 1-й половине XVIII века (неизвестно точно, в каком монастыре он находился, за рубеж попал после революции). И по стилю, и по размерам он никак не может являться тем подлинником Казанской иконы, который был обретён в 1579 году. Подлинник бесследно исчез в 1904 году - он был похищен из собора Казанского монастыря вором Чайкиным. Злоумышленник был пойман, но заявил на следствии, что изрубил и сжёг икону в печи, так как ему была нужна лишь драгоценная риза.
Тем не менее, Ватиканский список почитается братией и прихожанами, ежедневно к нему приходит множество паломников со всей России и из-за рубежа.
Монастырь с 2005 года возрождается как мужской, хотя до революции был женским. Братия его пока насчитывает всего несколько человек. За последние годы с территории монастыря была полностью выведена находившаяся здесь в советское время табачная фабрика
».

Всё это стало предметом изучения во время субботнего моциона по территории, ограниченной улицами Япеева, Нагорной и Большой Красной.
Общежитие КНИТУ (бывш.КАИ) им.А.Н.Туполева на пересечении улиц Большой Красной и Япеева (когда-то - юго-восточная оконечность монастырского комплекса):

Улица Большая Красная:

Улица Япеева:

Купол Крестовоздвиженской церкви и здание бывшей монастырской гостиницы:

Входим во двор Общежития КНИТУ им.Туполева. Впереди разрушающийся Сестриченский корпус монастыря (только что выкрашенный снаружи, но только с одной стороны):

Ужасные незарегистрированные гаражи советского периода постройки. Храмы рушим, а такие гаражи бережем!

Здание бывшего монастырского училища (ныне - жилой дом):

 

 












































Известный казанский краевед, лауреат Макарьевской премии Анатолий Михайлович Елдашев уже давно изучает историю казанских монастырей. В 2001 году увидела свет его книга «Монастыри Казанского края: очерки истории»,изданная при содействии Института истории имени Марджани и Института государственной службы при Президенте РТ, в 2013-м - книга «Православная культура в Казанском крае».

Предлагаем вашему вниманию фрагменты из глав, посвященных Казанскому Богородицкому женскому монастырю. Речь пойдет об истории обретения чудотворного образа, о возведении в Казани монастыря в ее честь и о том, что с ним стало в советское время.

История церковной жизни вообще, а монастырская, в частности, являются неотъемлемой составной частью истории развития любого государства и общества, имеющих конфессиональные сферы бытия. Россия – именно такое государство с глубокими традициями в религиозной сфере. Изучения интереснейших процессов в истории русской православной церкви имеют серьезное значение для исследования культурной, социально-экономической и политической жизни страны в целом. Снятие в новейшее время идеологических запретов в России открывает широкий простор для научных исследований в данном направлении.

Русская православная обитель... Много самых разных чувств возникает у человека, прочитавшего эти три слова. Без православных монастырей нельзя представить себе Россию – нашу Святую Матушку-Русь.

На протяжении всей истории страны в русских монастырях всегда сбиралось все самое лучшее: люди – прославившиеся на весь православный мир подвижники благочестия; бесценные сокровища русской культуры – храмы, книги, настенная живопись, иконы, священнические облачения, церковная утварь; благочестивые обычаи и правила – безвозмездная помощь нуждающимся, духовное окормление и старческое руководство верующих. Русская православная обитель – это и чудотворные иконы, цельбоносные мощи святых угодников Божиих, благодатная помощь и исцеления от которых не поддаются исчислению. Православный монастырь – это прообраз, отблеск Царствия Божия на земле, место, где таинственно соединяется Церковь воинствующая, земная и Церковь небесная, торжествующая.

Русский народ всегда любил монастыри, находя в них место для отдохновения от мирских забот, источник душевного мира и спокойствия, укрепления духа и очищения души. Одной из таких святых обителей и является Казанско-Богородицкий первоклассный женский монастырь.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 131.