Борьба с излишествами и наследие дровяной печи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Дом «Миру — мир» был построен в 1952 году по проекту заслуженного архитектора РСФСР Ахмеда Бикчентаева — автора зданий химического факультета Казанского университета, корпуса КНИТУ-КАИ по улице Карла Маркса и комплекса корпусов нынешнего КГАСУ. Здание предназначалось для сотрудников созданного в конце 1940 года завода «Радиоприбор» (предприятие для производства комплектующих изделий для военных самолетов Пе-2 и У-2. — Прим. «Инде») и рабочих авиационного 22-го завода. По словам заместителя председателя татарстанского отделения ВООПИиК Фариды Забировой, Бикчентаев и сам жил неподалеку от своего детища — на Театральной, 5. Инициировал постройку «Миру — мира» Иван Шпаков — директор «Радиоприбора». Он стал одним из первых жильцов дома.

— Он собирал самолеты на линии фронта, организовывал эвакуацию той техники, которую еще можно было восстановить. Именно Казань ставила военную авиацию Союза на крыло, и Шпаков стоял во главе процесса. На заводе его до сих пор помнят и уважают, — рассказывает актриса Казанского ТЮЗа Елена Калаганова, которая переехала в «Миру — мир» в 2004 году. Дети Елены — правнуки Ивана Шпакова.

Первые обитатели дома жили в условиях коммуналки.

— Наша детская какое-то время была фактически в другой квартире, — говорит врач-рефлексотерапевт госпиталя для ветеранов войн Гузель Дубивко, которая родилась в доме «Миру — мир» и прожила здесь до 1977 года. — К счастью, потом соседям дали освободившуюся комнату в нашей: мы обменялись, и двухкомнатное жилье полностью отошло нам.

По первоначальному проекту дом «Миру — мир» должен был быть в два раза длиннее по улице Театральной и иметь арку высотой в три этажа. Но из 12 проектных осей окон построили только семь — как раз до места предполагаемой арки. В 1960-е по соседству с «Миру — миром» построили хрущевку — сейчас в ней располагается комитет по внешнему благоустройству исполкома Казани.

По проекту планировки площади Свободы 1952 года у дома «Миру — мир» должно было появиться здание-близнец, расположенное напротив

— Думаю, на полную реализацию дома просто не дали денег, — предполагает Фарида Забирова. — В 1956 году в СССР началась борьба с излишествами: вероятно, поэтому продолжению сталинки предпочли простую хрущевку. В то время, если денег на строительство не хватало, проект делили на очереди — скорее всего, то, что мы видим сегодня, было первой очередью, а арка и стена вдоль Театральной остались во второй, так и не реализованной.

В доме «Миру — мир» три подъезда и пять этажей по три квартиры на каждом. Жители хвалят планировку с просторными комнатами, высокими потолками и большой кухней — в случае Елены шестиугольной.

— В этом доме квартиры удивительных конфигураций, — говорит актриса. — На этапе строительства дом топили дровами, так что раньше в каждой квартире были дровяная печь и дымоход. Позже провели газ, а шахта для печи так и осталась, потому кухни и многоугольные. Теперь по новым технологиям туда запросто можно встроить камин, чем я вскоре и займусь.

В некоторых квартирах «Миру — мира» по два балкона (один выходит на площадь Свободы, другой — во двор). Балконы в доме начинаются только с четвертого этажа и на этот счет среди жильцов ходит шуточная легенда. Изначально балконы якобы должны были быть во всех квартирах, но во время строительства дома жена крупного начальника, которому должны были выдать здесь жилье, приехала посмотреть, как идут работы. Она планировала выбрать квартиру на третьем этаже, но, увидев в плане балконы, воскликнула: «Чтобы мои дети вышли на балкон и разбились?! Убрать!».

— Возможно, это просто байка, — говорит Фарида Забирова. — Вероятнее всего, такое расположение балконов связано с вышеупомянутой трехэтажной аркой: по замыслу проектировщика, было логично сделать балконы над архитектурным элементом.

Я помню времена, когда вокруг «Миру — мира» стояли жилые дома, а на месте налоговой — деревянные постройки. Напротив нее жила мой педагог Юнона Карева (актриса Качаловского театра, заслуженный деятель искусств России; ушла из жизни в 2013 году. — Прим. «Инде»). Налоговая своей плоской квадратной конструкцией наводит уныние. А ведь когда-то вместо глухой стены был простор — вид на берег Казанки и раскидистое дерево, на котором в любую погоду сидела большая ворона. Летом здесь было много зелени, мальчишки любили подтягиваться на турниках во дворе, мужчины играли в домино, а воду набирали из колонок. Мы с жителями соседнего дома каждый год выкапывали из земли кирпичи старых фундаментов и высаживали во дворе саженцы. Первой прижилась липа: мы чуть ее не потеряли, всем двором переживали, а теперь она растет рядом с другой нашей гордостью — могучим старым кленом, ровесником дома.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 139.