Советские демонстрации, либеральные митинги – каждому времени свои события
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Театральная площадь – свидетельница мно­гих исторических событий. Площадь была своего рода во­ротами в Сибирь: здесь гнали на каторгу борцов за свободу и счастье обездоленного люда; в июле 1774 года на взмыленных ко­нях промчались на штурм Кремля пугачев­цы; в 1815 году чествовали победителей Отечественной войны – бойцов Казанского ополчения, возвратившихся домой. В октябре 1917 года в здании Дворянского собрания на расширен­ном заседании Казан­ского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов была торжественно провозглашена Советская власть (тогда первое слов писали с большой буквы). Был избран Временный революционный комитет в составе 20 че­ловек. Долгие годы об этом событии напоминала мемориальная доска на здании Дома офицеров. На здании Ратуши ее уже нет…

1 мая 1918 года на площади прошла первая свобод­ная де­монстрация (тогда ее называли «ма­нифестация»). В колоннах шли вооруженные люди: еще не­спокойно было в городе. Казанцы увидели тогда живописный портрет Карла Маркса. Художник Николай Фешин нарисовал его специально к этому празднику.

Весна 1919 года. Тяжелые дни Гражданской войны. Войска Колчака – недалеко от Казани. В эти трудные дни в наш город приехал «всероссийский староста» М.И.Калинин. Второго мая с парадного балкона городского театра он выступил на общегородском митинге. Летом того же года в здании Дворянского собрания проходил V Казанский губернский съезд Советов, на котором выступала Н.К.Крупская.

В августе 1919 года в Казани была расквартирована вторая база радиотелеграфных формирований Красной армии. Сотрудниками ее лаборатории были созданы первые усилители, передатчики и рупор, усиливающий сигнал телефона. Снимки первых аппаратов сохранились в подлинниках, они находятся в музее связи.

Первого мая 1921 года казанцы стали очевидцами технического чуда – на Театральной площади через рупоры звучали речи ораторов, которые находились в здании Дворянского собрания. Об опытах казанских инженеров А.Углова и Н.Чистовского 7 мая 1921 года Ленин писал управляющему делами Совнаркома:

«Я читал сегодня в газетах, что в Казани испытан (и дал прекрасные результаты) рупор, усиливающий телефон и говорящий толпе... Если верно, надо поставить в Москве и Питере».

По указанию Ленина были выделены средства для производства и организации «Устной газеты», которую можно было бы транслировать по громкоговорителю.

Двадцатые годы – время, когда деятели культуры стремятся приблизить искусство к широким зрительским массам, период увлечения театрализованными представлениями. Самое большое такое представление в Казани состоялось 3 августа 1924 года. В основном оно проходило на площади Свободы и близлежащих улицах. У организаторов (одним из самых активных был Шамиль Усманов) была цель – средствами театра рассказать о важнейших событиях в России от начала первой мировой войны до Великой Октябрьской Социалистической революции. В этом грандиозном спектакле участвовали не только артисты, но и жители Казани.

1937 год. На площади Свободы – митинг в честь принятия Конституции ТАССР. 1945 год, 9 мая – в предрассветное утро вся Казань пришла на площадь Свободы. Совершенно незнакомые люди поздравляли друг друга с долгожданной Победой.

Залечивались раны двух войн – Гражданской и Отечественной. С появлением на площади памятника Ленину она стала местом массовых демонстраций, которые проходили дважды в год – 7 ноября и 1 мая. 9 мая здесь поздравляли ветеранов Великой Отечественной войны.

Новая жизнь площади Свободы наступила в начале 90-х годов. Здесь проходили массовые митинги – в поддержку демократии и суверенитета Республики Татарстан. Неподалеку от здания обкома КПСС, на ступеньках актового зала, народ впервые публично выступил против важных партийных чиновников. После одного из таких митингов в отставку ушли два секретаря обкома партии.

Площадь видела несколько голодовок, серьезных и шутейных (одно время голодать на людях стало модой), здесь голосовали за введение поста президента России (официально Татарстан в мартовском референдуме 1991 года не участвовал).

В августе 1991 года площадь стала местом встречи тех, кто осмелился публично выступить против ГКЧП.

В октябре 1992 года здесь пролилась первая и, к счастью, единственная кровь в противостоянии тех, кто боролся за полную независимость Татарстана, и тех, кто не хотел выхода республики из состава Российской Федерации.

Сегодня на площади всегда спокойно. На одной из пресс-конференций журналистам сообщили о том, что в городскую администрацию «неоднократно обращались горожане с просьбой о переименовании площади». Определенная логика в этом есть: политическая роль площади сошла на нет, возросла культурная. Речь шла о том, что в 2003-2004 годах это любимое казанцами место обретет новый облик, и, возможно, площадь Свободы станет Театральной. Решение тоже вроде бы логичное, ведь площадь с таким названием на этом месте уже была. До революции.

После той пресс-конференции показалось, что старая площадь обречена. В новую жизнь – без старых воспоминаний! Не беда, что для многих площадь Свободы – зримое напоминание о романтизме девяностых годов, символ возрождения государственности Татарстана, веры в новую жизнь…

Переименований в пылу подготовки к тысячелетнему юбилею было много – площадь Свободы осталась.

На дворе – апрель 2013 года. Влюбленные назначают свидания на площади Свободы, в самом центре Казани. Значит, еще не прервалась связь времен… Мальчишки катаются тут на скейт-бордах. В скверике в центре площади скамейки всегда заняты.

Любовь АГЕЕВА

ПОСТСКРИПТУМ: При подготовке очерка использованы публикации в газетах верных летописцев истории Казани: Фагили Гафуровой, Льва Жаржевского, Бориса Ерунова, Аллы Гарзавиной, Леонида Девятых, Андрея Лебедева. Ценные добавления сделаны Сергеем Саначиным. Автору оставалось только соединить две истории одной площади, разорванные бегом времени. Мы, наконец, должны научиться жить в едином историческом пространстве.

Архитектура: связь времен

При подготовке очерка о площади Свободы понадобилась консультация специалиста, и мы обратились к одному из известных знатоков казанской истории – Сергею Павловичу Саначину. Он подкорректировал существующие до этого представления об истории Казани, добавил новые подробности. Разговор оказался столь интересным, что мы решили опубликовать беседу, из которой читатели узнают много интересного.

Встреча нашего корреспондента Ксении Романовой с Сергеем Павловичем состоялась незадолго до вселения республиканского Правительства в новое здание на площади Свободы, и мы не могли не поинтересоваться первоначальным проектом этого сооружения, авторами которого были Павел Саначин и Георгий Солдатов.

– Сергей Павлович, к какому времени относится появление Театральной площади на карте Казани?

– К сожалению, изучением карт Казани не занимаются ни архитекторы, ни историки. Тема исторической застройки и планировки города не разрабатывается. Последним человеком, занимавшимся системным изучением карт, был Николай Филиппович Калинин, у которого несколько работ по этой теме, в частности, по средневековой Казани XVIII века. Конечно, есть и другие материалы, связанные с изучением отдельных объектов Казани, но это не системный сбор документов.

Что касается территории сегодняшней площади Свободы, прежней Театральной площади, есть одно изображение – так называемый чертеж Казанский», вид с птичьего полета на казанский кремль, сделанный, по моим подсчетам, в 90-х годах XVII века, а также картография Казани, составленная инженером Артемоном Соцеперовым в 1730 году. На этих старинных документах отчетливо видно, что на месте площади были глубокие овраги, спускающиеся до самой Казанки. Само это место в то время находилось за чертой города, за Арскими воротами, которые были приблизительно там, где сейчас проходит улица Карла Маркса, между пятым зданием технического университета имени Туполева и офисом Всемирного конгресса татар. В XVIII веке эта территория относилась к русскому посаду, где располагались Красная и Федоровская слободы.

Театральная площадь появилась на регулярном плане застройки города в начале XIX века. В 1802 году здесь был построен первый деревянный театр помещика Есипова.

Почти до конца XIX века между площадью и Казанкой было пустое место. Здесь находился искусственный водоем, который называли бассейном. Бассейн на карте города остался – виде улицы Бассейной. Она выходила к водоему и шла параллельно, с одной стороны – улице Большой Красной, с другой – реке Казанке, а точнее – Федоровскому бугру. Бассейн скорее всего соорудили для того, чтобы иметь большой резервуар с водой на случай пожара. Эта часть города была в основном деревянной, и пожары случались часто.

В 1895 году на месте искусственного озера была построена первая в Казани электростанция по проекту архитектора Генриха Руша.

– А как складывалась история площади в советское время?

– В июле 1924 года Театральная площадь стала площадью Свободы. После строительства в 1929 году на озере Кабан электростанции имени III годовщины ТАССР здание на площади Свободы передали новому заводу по производству пишущих машинок «Пишмаш». Однако завод просуществовал тут не долго. По генеральному плану переустройства центральной площади города завод решено было убрать, а на его месте планировалось возведение нового здания театра. В 1935 году московскими архитекторами Н.Кругловым и Н.Скворцовым было запроектировано здание оперного театра.

Среди проектировщиков шли дебаты, в каком именно месте лучше начать сооружение нового театра оперы и балета: на возвышении, с центральным фасадом, выходящим на берег Казанки (примерно там, где сегодня расположен НКЦ «Казань») либо в противоположной стороне, на месте Державинского сада. По решению председателя горисполкома строительство началось в 1936 году – сад Пугачева (советское название державинского сада) спилили, несмотря на протесты специалистов-архитекторов и общественности.

В военные годы на площади наступает затишье, которое продолжается до начала строительства нового здания оперного театра. Через несколько лет на противоположной стороне площади, перед зданием завода, появляется еще один строительный объект. Площади как таковой в тот момент еще, вернее уже, не было. Сквер и памятник Ленину появились только в 1954 году.

В 1952 году было принято решение образовать в составе Татарской АССР две области – Казанскую и Чистопольскую. В связи с этим было принято решение о строительстве здания комитета КПСС Казанской области и облисполкома. Сроки были сжаты, начать строительство решили без архитектурного проекта.

– Насколько нам известно, одним из авторов проекта был ваш отец – Павел Алексеевич Саначин.

– Да, авторами проекта были Павел Алексеевич Саначин и его друг Георгий Иванович Солдатов. Они над многими проектами работали в паре. Это был своеобразный творческий тандем. Вместе они проектировали комплекс зданий Казанского ветеринарного института на Сибирском тракте (1950-1956, 1961), комплект Выставки достижений народного хозяйства (1954-1957) – всего 70 совместных проектов. Отец тогда работал начальником отдела по делам архитектуры Казанского облисполкома.

В их первом проектном предложении Дома Советов предлагалось построить скромное шестиэтажное здание. Но в эти годы в архитектуре происходит уникальное, на мой взгляд, явление. Проектирование нового здания в Казани совпало со строительством так называемых «сталинских высоток» в Москве. Архитектурный всплеск – новый советский стиль, концептуальный ампир, идея высотных акцентов, колорит социалистического города. Творческий подъем в архитектуре и искусстве не оставил равнодушными местных архитекторов и людей стоящих у власти: решили строить нечто подобное. В духе социалистического города был разработан грандиозный архитектурный проект «Кремль – Волга» с учетом высотных акцентов. Идея разрабатывалась «Татпроектом».

Предполагалось, что по оси улицы Пушкина появится три небоскреба по-казански, и один из них – высотное, десятиэтажное здание – в центральной части города. Это и было здание Дома Советов на площади Свободы. Было найдено симметричное решение обрамляющих площадь зданий, в центре площади должен был появиться сквер с фонтаном и памятник вождю мирового пролетариата.

Проект здания Дома Советов неоднократно менялся, становясь все более нарядным и помпезным. Появился богато украшенный входной портал. Изначально в оформлении как фасада, так и интерьеров здания предполагалось использование скульптуры, лепнины, колонны – элементы сталинского неоклассицизма. Однако посчитали, что тогда проект будет слишком дорог, и было принято компромиссное решение, под которое были сделаны детальные рабочие проекты.

В 1953 году в строительстве наступает некоторое затишье. А в 1954 году на совещании строителей в Московском Кремле решили бороться с «архитектурными излишествами». По всей стране начался пересмотр проектов. Пересмотрели и казанский проект. «Излишеств», не соответствующих линии партии и правительства в архитектурном деле, нашли на более чем 13 процентов от общей стоимости здания.

Что получилось в итоге? Не состоялась Казанская область – она просуществовала всего два года, в 1953 и 1954 годах. Не состоялся и первый казанский «небоскреб».

Работы на объекте некоторое время вообще прекратились. Затишье продлилось до 1958 года, когда, собственно говоря, и был разработан знакомый казанцам проект здания, сданного в эксплуатацию в 1962 году и простоявшего вплоть до 2004 года. Это была нижняя часть первоначально разработанного проекта, в ходе строительства было «отрезано» все лежащее выше шестого этажа.

– Выходит, в новом здании Правительства воплощен проект года?

– Не совсем так. В проекте настоящего дома правительства, действительно, сохранился внешний облик проекта 50-х годов. Разумеется с учетом современных тенденций.

Я склоняюсь к тому, чтобы назвать это строительство не реставрацией, как писали в некоторых СМИ. Это скорее реконструкция. Объясню – почему так считаю. В процессе реставрация соблюдается порядка 90 процентов первоначального архитектурного плана, в данном случае сохранили около 15 процентов. Сохранилось образное решение высотки, силуэт центрального фасада здания.

Кажется, что проще отремонтировать старое – в действительности проще и дешевле снести старое и построить новое. А потому все строители сегодня хотят снести сегодня старую Казань и построить новую. Разумеется, есть объекты, которые сохраняют, возвращая им исторически достоверный облик. Но это не касается архитектуры советской эпохи, она не занесена в своды памятников, которые охраняются государством.

Что в Казани осталось от советской эпохи? Цирк, оперный театр… Кажется все… Памятников нет! Все, что есть красивого в Казани от сталинской эпохи, висит на волоске.

http://history-kazan.ru/kazan-vchera-segodnya-zavtra/peshkom-v-istoriyu/ekskursionnymi-marshrutami/14252-ploshchad-svobody-ona-zhe-teatralnaya

Казань: площадь Свободы

В историческом центре города расположена площадь Свободы. В Казани как в многомиллионном большом городе находится много площадей, парков, скверов, бульваров.

Однако площадь Свободы (Казань), адрес которой: центральный Вахитовский район, параллель улиц Театральной и Пушкина, Большой Красной и Карла Маркса, играет важную роль в жизни горожан.

Это место проведения важных муниципальных мероприятий, выставок, конкурсов. В течение нескольких десятилетий здесь проходит парад Победы. Казань, площадь Свободы в которой была единственным местом для подобных мероприятий, на рубеже XX-XXI веков добавила на карту площадь Тысячелетия, куда переместилась основная масса больших мероприятий. Однако, торжественный марш-парад традиционно проходит на площади Свободы.

Со дня Великой Победы слова "Казань", "площадь Свободы", "парад" стали неразрывны. Желающих посмотреть на красивое торжество с участием не только военных, но и талантливых актеров, тысячи.

С территорией, где сейчас расположена центральная площадь города Казань - площадь Свободы, связаны многие исторические события. Вблизи нынешней площади в далеком XVIII веке находился въезд в город через Арские ворота. В начале XIX века на месте площади Свободы Павел Есипов выстроил для своей крепостной труппы деревянный театр. С этого момента и до 1924 года данная территория носила название Театральная площадь.

Уже тогда это было центральное место в городе. В честь победы в войне с Наполеоном на площади в 1815 году установили памятник полководцу М.И. Кутузову. Напротив площади Свободы, где сейчас театр им. Мусы Джалиля, располагался Державинский сад с памятником великому политическому деятелю и деятелю культуры Г.Р. Державину. Памятник в двадцатые годы XX века, когда площадь переименовали в площадь Свободы, был снесен, а восстановлен лишь в 2003 году в Лядском саду города Казань. Площадь Свободы перенесла переломные моменты в истории России, изменила название и облик. Сегодня это место, без которого не представляется современная Казань.

По периметру площади расположены важнейшие для Казани и Татарстана административные учреждения. Так, здесь стоят здания Конституционного суда, министерства культуры Республики Татарстан, Казанская Ратуша. Всемирный конгресс татар также расположен на площади Свободы.

Здесь находятся и важные образовательные учреждения: Технический университет им. А.Н. Туполева, Первый казанский шахматный клуб. Для города Казань площадь Свободы - это средоточие крупнейших культурных заведений. Здесь расположена Казанская госконсерватория им. Н.Г. Жиганова, на базе которой проводятся крупные конкурсы. Известные во всем мире фестивали "Конкордия" и "Белая сирень" проводятся в Большом концертном зале им. С.З. Сайдешева, который также находится на площади Свободы. Напротив площади через улицу Карла Маркса расположен театр оперы и балета им. М.М. Джалиля, где проводится целый ряд крупных оперных и балетных фестивалей, конкурсов, смотров.

Значение территории, где сейчас расположена площадь Свободы, велико как для города, так и для всей страны. Это связующее звено между европейской территорией России и восточной. Площадь помнит, как штурмовали Казань пугачевцы, как в Сибирь шли ссыльные, как встречали солдат Казанского ополчения. Теперь всем известно, как доехать до площади Свободы: Казань, станция метро "Площадь Тукая" и пешком по улице Пушкина. Сюда ходят троллейбусы и автобусы (остановка "Университет").

Рассматривая достопримечательности Казани, можно надолго остановиться на площади Свободы, изучить архитектуру зданий, делать фотографии исторических памятников. Недалеко от площади расположены такие достопримечательности города, как Ленинский садик с его фонтанами и тенистыми дорожками, парк "Черное озеро" со знаменитой аркой влюбленных, памятники А.М. Бутлерову, К.Ф. Фуксу, музей им. М. Горького, музей Н.Г. Жиганова и другие. Находясь в шаговой доступности от ключевых мест города, площадь Свободы остается историческим и культурным центром Казани.

http://fb.ru/article/239371/gorod-kazan-ploschad-svobodyi

Казань по праву относится к тем городам России, в которых есть на что посмотреть. Многовековая история органично сочетается с национальным колоритом, современные высотки с архитектурными памятниками, богатая культура с удобной городской средой. Казань обязательно должна быть в списке любого российского путешественника. Этому городу около тысячи лет. Официально установлено, что в X веке Казань уже была построена. Вполне возможно, что история этого города простирается уже глубже.

Площадь Свободы

Одно из интересных для туристов и горожан мест в Казани – площадь Свободы. Наряду с площадью Тысячелетия и Дворцовой, является обязательным для посещения местом.

Площадь Свободы находится в центре Казани. Здесь регулярно проводят городские и муниципальные мероприятия: выставки, конкурсы, соревнования и другие культмассовые действа. 9 мая здесь проводят торжественный Парад Победы.

Достопримечательности Казани: площадь Свободы

Посещение площади Свободы может занять целый день. Ведь в шаговой доступности от нее находятся исторические здания, фонтаны, памятники знаменитым политическим и культурным деятелям. Рекомендуем посетить Ленинский сад, полюбоваться фонтанами, прогуляться в тени деревьев по извилистым дорожкам. Недалеко расположен парк «Черное озера», известный своей аркой влюбленных, под которой обязательно нужно пройти за руку со второй половинкой. Здесь же музей им. М. Горького.

Историческая справка

С самой территорией площади связывают огромное количество событий исторического масштаба. Три века назад здесь был расположен въезд в город, чрез который проезжали купцы, караваны и войны. В 19 веке на территории будущей площади был построен любительский театр для крепостных крестьян. До 1924 года площадь называлась Театральной. Уже в то время это место считалось сердцем города.

В 1815 году после победы Российской Империи в войне с Наполеоном Бонапартом здесь установили памятник великому русскому полководцу Михаилу Илларионович Кутузову. В то же время напротив находился памятник и сад, посвященные Гаврилу Романовичу Державину. Первый подарил стране свободу от завоевателей, второй – от бескультурья. Неудивительно, что площадь получила такое название.

Место, где расположена площадь, представляет собой пересечение восточной и западной культур, российских и татарских традиций. Землю здесь топтали и участники Пугачевского восстания, и политические ссыльные, и солдаты Казанского ополчения. Но несмотря на множество политических и культурных потрясений, площадь Свободы остается центром притяжения горожан. Будучи на площади Свободы, обязательно нужно сделать фото на память.

Сегодня по периметру площади Свободы расположены Конституционный суд, городская ратуша и Министерство культуры Республики Татарстан. Кроме муниципальных зданий здесь находятся учебные заведения: Технический университет, шахматный клуб. Здесь же консерватория, концертный зал, театр оперы и балета.

https://hakuna-matata.blog/2017/11/ploshad-svobody-v-kazani/

Раздел Историческое наследие Казани  
ОБКОМ звонит в колокол, или Площадь Свободы
Бета-версия  
   
 
Городская ратуша 2009г.   Дом офицеров, советский период  

Это место известно всем казанцам. На Площади Свободы находится Городская ратуша, до революции в этом здании располагалось Дворянское собрание. В советский период это здание было известно как Дом офицеров. Помню, что его фасад имел «электронные» часы и градусник. Электроника была проста: ячейками «монитора» были обычные электрические лампочки накаливания. На одной из видовых открыток запечатлена эта советская «электроника» Дома офицеров. Электронное табло состояло из двух экранов: четырёхразрядная панель экрана часов и трёхразрядная у градусника. Первый разряд градусника показывал минусовая или положительная «среднегородская» температура, значения которой показывали два следующих разряда. Но к концу советской эпохи электронное табло Дома офицеров перестало работать. А вскоре весь фасад был закрыт декоративным полотном.

Школьником младших классов папа водил меня в буфет Дома офицеров. Помню, что там были очень вкусные пирожные «Наполеон», папа покупал мне их и на вынос, домой. Иногда компанию нам составлял папин друг художник-оформитель Марат Рахманкулов. Маленького Рустика тогда впечатляло это здание, пусть и не самое интересное в городе. Нынешний вид городской ратуши заметно отличается от своих предшественников, дореволюционного и советского. Особенно эффектно выглядит ратуша ночью. Современный уровень светотехники позволяет подать вид зданий в очень выгодном свете, вот такая получается весёлая тавтология.

За ратушей находится Большой концертный зал консерватории, которому присвоено имя выдающегося татарского композитора Салиха Сайдашева. Это современное здание тоже несколько раз преображалось. Сначала это вообще была стекляшка в аллюминиевом профиле упроченная бетонным каркасом. Этот первоначальный вариант был создан в 1967 году по проекту архитекторов М.Х.Агишева и И.Н.Агишевой. В таком виде здание напоминало аквариум. И прежде этот старый концертный зал имел такое обиходное название. После решения существенно реконструировать БКЗ, два раза фасад его облицовывали мрамором, первый раз положенный на стены мрамор убрали «решив», что он шибко радиоактивный. Потом «поняли», что любой мрамор имеет радиационное излучение мизерно превышающее естественный фон радиации, и мрамор положили вновь. Тем самым дважды обеспечив работой трудящиеся массы строительных рабочих, занятых в облагораживании концертного зала консерватории.

Две главные доминанты площади Свободы – Театр оперы и балета им.Мусы Джалили и здание КМ РТ. Нынешний Кабмин это сильно преображённый Обком КПСС, постронный в 1962 году по проекту архитектора Саначина П.А, Солдатова Г.И. и инженера Берима О.И. Первая существенная реконструкция здания ОБКОМа была осуществлена в 1979-81годах, когда по проекту Г.М.Пичуева к основному корпусу был пристроен 10-этажный объём. В советское время очень был популярен прогрессивный американский писатель Э.Хемингуэй, написавший и книги о войне «Прощай оружие» и «По ком звонит колокол». Советские шутники переиначили название одной из этих книг и любили повторять «ОбКом звонит в колокол», не кощунствуя над книгами о войне, а лишь подтрунивая над леностью и неповоротливостью ряда обкомовских чиновников.

Центр Площади Свободы – сквер который венчает памятник Вождю мирового пролетариата. Разбирая фотографии личного архива Альфии Газизовны Айдарской – бывшей солистки и ведущей балерины Татарского академического театра оперы и балета им.М.Джалиля и дочери Сары Садыковой, я наткнулся на интересную фотографию июня 1957 года. Там Альфия Газизовна и её муж, виолончелист, концертмейстер академического театра В.И.Грекулов, запечатлены на фоне пямятника Ленину. Задний план фотографии, за памятником Ленина, непривычно для нынешнего глаза пуст. Видно лишь низенькое 2-х этажное здание. Это корпус завода Пишмаш, который к началу 1960-х в связи со строительством ОБКОМа, переехал в район Компрессорного завода. Если пригладеться к левой верхней части этой фотографии, то можно заметить, что и там пейзаж заметно отличается от нынешнего. Не видно помпезного здания прозванного казанцами Миру-мир.

В 1935 году было предпринято очередное благоустройство Площади свободы. Именно работники завода Пишмаш, который здесь располагался, стали инициаторами и приняли наиболее активное участие в этом деле. Благоустройство площади хотели приурочить к 15-летнему юбилею Татреспублики, который должны были праздновать летом 1935 года. Уже с мая месяца этого года работники завода Пишмаш выходили на субботники по благоустройству площади Свободы. На помощь им шли другие предприятия. Так предприятия и учреждения Казани имевшие в своём распоряжении грузовой автотранспорт, предоставляли машины для подвозки песка и щебня. В числе таких предприятий были Стройтрест, завод обозных деталей, жиркомбинат им.Вахитова, Таттранс, Татшвейтрест и Татсоюз. Завод киноплёнки помогал как автотранспортом, так и рабочей силой. Своим трудом помогли и студенты института инженеров-коммунальщиков (КИИКС). Очень хорошо потрудились в благоустройстве территории и работники НКВД. Причём, наркомвнуделовцы работали на самом тяжелом участке – разломе старого фундамента бывшего театра. И за один вечер 7 июля вынули 480 кубометров каменного и щебеночного грунта, погрузив его на машины. При этом они перевыполнили установленную норму на 210%.

Руководство работами по благоустройству Площади свободы было возложено на главного инженера Горсовета тов.Баранова. Пишмашевцы ломали старую мостовую, выравнивали землю. Горсовет утвердил график работ по которому осуществлялась разборка 16500 кв.метров старой мостовой площади, проводились все земляные работы в объёме 2459 куб.м., а также устройство нового щебеночного основания и его гудронирование. Планы грядущих перемен были грандиозные...

До образования завода Пишмаш, в здании, где до начала 1960-х был завод, размещалпась первая городская электростанция постоянного тока, после 1917 года переоборудованная и названная электростанцией «Красная Заря». Перед электростанцией, примерно на месте скверика нынешней площади Свободы, до 1919 года стояло многократно горевшее здание городского театра. Здание этого городского театра заложенное в 1845 г. было возведено архитектором И.П.Бессоновым. Открытие состоялось в 1851 году, театр имел четыре яруса и имел богатую отделку. В угоду татарским мусульманским семействам, боковые ложа над оркестром были закрыти решетчатыми «жалюзи». Именно тогда площадь получила название театральной.

Осматривавший Театральную площадь в конце 19 столетия, член комиссии Городской Думы Д.И.Образцов, сообщал следующее: «...площадь имеет 5600 кв.сажень пространства, часть её, в количестве 2433 кв.саж., занята с 1872 года Державинским садом. Площадь эта ограничивается правой и левой Театральными улицами и Державинским и Театральным садами, из которых последний занимает 2404 кв. саж. и простирается до Бассейной [улицы]. Ранее на площади этой вдоль всей стороны Державинского сада, прилегающей к Театральной площади, около самой решетки оного, была отведена биржа для 30 номеров легковых извозчиков, лошади которых не только затрудняли свободный проход по тротуару гуляющим и прохожим, но и постоянно своими нечистотами заражали воздух сада, что естественно вызывало сильное неудовольство и жалобы публики...» Но к времени доклада Образцова Городской Голова распорядился, чтобы извозчики никому не мешали им отвели место стоянки за театром. Также тогда решено было находящиеся около театра и Державинского сада деревянные тумбы, уже приходящие в негодность, заменить на новые чугунные. И хотя потребуется большая единовременная затрата на универсиаду и дорожную «революцию» эту замену, она вполне окупится долговременной службой. Однако, в те времена федеральный бюджет не выделял огромных сумм для распила освоения их на пользу города. Потому комиссия поручила Городской Управе при составлении смет учитывать надобность в замене тумб постепенно, не впадая в большие затраты.

На Театральной площади не существовало какой-либо значимой торговли. Лишь на второй Театральной улице, около решетки Театрального сада имелась лавочка для продажи вод, а напротив, около угла дома Бергмана, татарские микро-«предприниматели» прямо на тротуаре постоянно производили продажу старья с ларя, за что платили Бергману по 3 руб. в месяц. Член комиссии Образцов понимал, что татары торгуют здесь не безвыгодно, и потому полагал, что в этой местности может привиться торговля. Для чего предложил комиссии отвести торгующим татарам две-три сажени места у ограды Театрального сада, где устроить по чертежу Управы крытый ларь или стол, чтобы всё выглядело чинно и благородно, а доход за торговые места мог бы поступать на улучшение и устройство сада. Однако это предложение комиссия посчитала нежелательным, поскольку рядом был театр. Да и сама торговля на тротуарах воспрещалась существующим обязательным постановлением по благоустройству города, в силу которого тротуары не должны быть загромождаемы никакими выставками товаров.

Но самому городскому театру, давшего название площади, не очень везло. Пожары стали бичом здания театра. Оно сгорело в 1860 году. Отстроенное к 1867 году, вновь сгорело в 1874 году. Этот пожар не был случайным. В ближайшие дни в театре планировалось открыть газовое освещение. Старший ламповщик театра в связи с этим событием увольнялся. В отместку в ночь с 3 на 4 декабря 1874 года он пустил в театр «красного петуха». Но месть-местью, а прогресс не остановить. В том же месяце газовое освещение радовало горожан на улицах Казани. Хуже пришлось артистам труппы городского театра. Из-за отсутствия сцены они остались без работы. Материальная помощь им пришла от известного драматурга Александра Николаевича Островского (1823-1886). Он не был казанцем, но несколько дней прожил в нашем городе, когда весной 1865 года путешествовал по Волге. И ему были известны проблемы казанского театра. Потому, когда до него дошли вести о пожаре 1874 года, он оказал благотворительную помощь пострадавшим артистам.

Но после поджога 1874 года, дальнейший дореволюционный период своего существования, городской театр переживал лишь учения пожарных. Последний пожар, случившийся в 1919 году, добил это здание окончательно. К началу 1920-х Казань представляла печальное зрелище, обусловленное последствиями гражданской войны. Как писал казанский историк Н.Ф.Калинин, к концу 1922 года в Казани из общего числа 10 000 насчитывалось 360 разрушенных и полуразрушенных домов, а весь остальной жилой фонд требовал капитального ремонта; на лучшей площади города возвышались мрачные развалины сгоревшего Большого театра.

Здание ОБКОМа было построено близко к месту, где до 1919 года стояло здание старого Казанского оперного театра. Уже c 1930-х годов готовился проект нового здания Татарского академического театра оперы и балета. Строительство театра задержала война. Но, уже с 1943года оскудевшие трудовые кадры начали пополняться немецкими военнопленными, которые принимали заметное участие в строительстве нового здания театра. И совместный с Н.А.Скворцовым, проект И.Г.Гайнутдтинова, был окончательно воплощён в 1956 году. Здание театра это другая доминанта комлекса Площади Свободы.

   
Вилли и Брунильда на теплоходе, 1985 г.    

 

   
Вилли, Айдарская и ещё один работник театра..Казань, театр им.М.Джалиля, 1985 г.    

В тот период, когда при строительстве театра использовались немецкие военнопленные, они жили в бараках, построенных по ул.Дзержинского на месте, где сейчас устроен известный фонтан с головами. Тот самый, который за зданием театра. Прошло много лет, с тех пор как военнопленные вернулись на свою родину в Германию. Но уехали не безвозвратно. Так в 1985 году, один из тех немецких военнопленных строителей по имени Вилли, приехал со своей женой Бругильдой в СССР и плавал на экскурсионном теплоходе по Волге. Конечно же, прибыл он и в Казань. Бывшему солдату Вермахта хотелось вновь увидеть те места, где для него закончилась война и начались трудовые будни, хотя и под бдительным оком конвойной охраны. Встретился он тогда и с А.Г.Айдарской, ведь её бывшим местом работы, как раз был театр оперы и балета, в строительстве которого участвовал этот бывший военнопленный. Он тогда работал здесь каменщиком и охотно показал Айдарской те места, где делал кладку. Это примерно то место внутри здания, которое выходит к большому фасадному балкону театра. Вилли оставил Айдарской свои координаты и некоторое время они переписывались. А ещё в конце своего казанского визита старый солдат Вилли сказал Айдарской: Строить гораздо лучше, чем воевать... Не забудем, что даже в 1941 году с энтузиазмом шли воевать далеко не все германские солдаты. Я никого не оправдываю, но нельзя делить мир на черное и белое.

События военной поры сказались не только в том, что рабочей силой при возведении театра являлись немецкие военнопленные. В 1943 году огромную колонну пленных шириной во всю улицу, провели через город. Однако маленькие детишки прибежавшие посмотреть на «зверей-фашистов» были разочарованы. Пленные выглядели обычными людьми, никаких оскаленных звериных морд или страшных ястребиных клювов. Колонну пленных провели и по ул.К.Маркса. На Площади Свободы демонстрировался подбитый немецкий самолёт и другая германская военная техника. Вид таких трофеев должен был ещё больше поднимать дух тыла. К середине 1943 года народ уже воспрял. Стал чувствоваться перелом в ходе войны.

А улица имени теоретика научного коммунизма - Карла Маркса, как раз проходит через Площадь Свободы. До недавнего времени по этой улице ходил трамвай, у Площади Свободы трамвайные пути сворачивали на ул.Пушкина и спускались к самому центру Площади Куйбышева, или к Кольцу. Кольцом то место называли поскольку раньше там была огромная клумба, строго по диаметру её пересекали трамвайные пути, а вокруг кольцевой клумбы шли на разворот троллейбусы. Теперь неподалёку от исторического Кольца построили бестолковый магазин Кольцо. До революции улица К.Маркса называлась Грузинской, и трамвайные пути шли иначе. На старинной открытке видно, что шли они вдоль места, на которое смотрит фасад нынешнего театра оперы и балета. На месте самого театра в то время находился Державинскiй садъ.

Отправленый за хулиганскую студенческую выходку в декабре 1887 года в «дальнюю сибирскую» ссылку – бывшее имение его дедушки под Казанью, юный Владимир Ульянов (будущий вождь мирового пролетариата), очень страдал от кандалов с пудовыми цепями. Чтобы скрасить тоскливый досуг своей сельской ссылки, зимой 1888/89 гг. Ильич, вместе с двоюродным братом Дмитрием Александровичем Ардашевым приезжал в Казань в шахматный клуб. Двоюродные братья были дружны и любили проводить время за шахматной доской и в Кокушкинском имении. А в Казани тех лет, шахматный клуб располагался у театральной площади, в доме Казем-Бек (угол Грузинской и Пушкина, ныне К.Маркса/Пушкина). Так что, Ильич гремя цепями и кандалами бывал в этих местах часто, о чём уведомляет мемориальная доска установленная на фасаде углового здания по ул.Пушкина/К.Маркса. Позже, шахматный клуб сменил место «прописки».

После революции на этой площади проводились митинги с участием видных лидеров ВКПб. Через Площадь Свободы по улице им. бородача-теоретика коммунизма, ровными рядами торжественно шли колонны демонстрантов. Мимо плаката висящего на здании бывшего Дворянского собрания, который гласил: «Да здравствует лучший друг физкультурников товарищ Сталин» проходили физкультурники-динамовцы. Да, в те годы развивали именно полезную для здоровья нации физкультуру, а не источник наживы для нечистоплотных людей – спорт. Спорт тоже развивался, но официально не являлся для спортсменов местом работы. Однако, справедливости ради, надо отметить, что спортивные перегибы начались в советскую эпоху, хотя источником сверхнаживы и коррупции, спорт в нашей стране стал уже после Перестройки.

http://rustik68.narod.ru/kazan/obkom-svoboda.html

 

КАЗАНЬ. ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ

Опубликовано: 15 Апрель 2011

Коренные казанцы знают, что нынешняя площадь Свободы до революции называлась Театральной и что здесь до 1919 года стояло прекрасное здание, где выступали оперные и драматические труппы театра. Но далеко не все помнят, что театров было несколько и что театральные традиции этого места имеют почти двухвековую историю...

 

ТЕАТР ПОМЕЩИКА ЕСИПОВА

 

Театральная площадь впервые появилась на регулярном плане застройки города, составленном архитектором В.И. Кафтыревым, в 1768 году. Правда, сначала без названия. И только в 1838 году в новом плане города архитектора Ф.И. Петонди площадь стала органической частью городской застройки и обрела свое название.

Первый театр на этом месте (примерно там, где ныне стоит Татарский академический театр оперы и балета им. Мусы Джалиля) был построен в 1802 году. Это было вместительное деревянное здание, спроектированное для крепостного театра помещика П.П.Есипова. Прекрасная труппа его крепостных актеров славилась на всю Россию, а театр считался одним из лучших губернских театров.

Однако пожар 1814 года положил коней этим представлениям. Здание театра, правда, чудом уцелело, но в 1815 было разобрано и продано. Есипов умер в 1814 году.

 

НОВЫЙ ТЕАТР

 

Через двадцать лет, в 1835 году примерно на том же месте (всего на несколько метров восточнее) было выстроено новое здание театра, тоже деревянное. Постановки здесь осуществлял знаменитый антрепренер П.А. Соколо. Однако театр просуществовал недолго - через несколько лет, в 1842 году, во время большого городского пожара сгорел дотла.

После этого десять лет на данном месте существовал лишь пыльный плац для воинских учений, маршировок и экзекуций. Неподалеку от сгоревшего театра располагался экзерциргауз - здание для строевых упражнений в зимнее время года. Это здание тоже сгорело при пожаре 1842 года.

 

ЗДЕСЬ ВЫСТУПАЛИ САВИНА, СТРЕПЕТОВА, ШАЛЯПИН…

 

В 1852 году на Театральной площади, за памятником В.И. Ленину, было выстроено первое каменное здание театра. Но этому зданию, как и предыдущим, катастрофически не везло. Оно выгорало дважды - в 1860 и 1874 годах. После второго пожара здание не просто восстановили, а капитально перестроили. Архитектор Н.И. Грииевич расширил зрительный зал почти в полтора раза, заново перестроил фасад, придав ему неповторимость и благородство. Как считают знатоки, здание театра долгое время считалось лучшим среди провинциальных театров России, уступая только Варшавскому и Одесскому. Здесь ставились как драматические, так и оперные спектакли. Казанцы имели возможность насладиться игрой таких знаменитостей, как Савина, Стрепетова, Шаляпин...

В 1919 году новый, третий по счету пожар уничтожил здание... Несколько лет на площади стояли полуразрушенные руины, затем их снесли.

 

ИМЕНИ МУССЫ ДЖАЛИЛЯ

 

В начале 30-х годов городские власти заказали проект нового театрального здания архитектору Н.Л. Сквориову. К строительству приступили в середине 30-х. Прерванная войной стройка возобновилась лишь в 1948 году и завершилась в 1956 году. За двадцать с лишним лет, пока шло строительство, архитектор, проектировавший здание, умер. Его дело продолжил известный татарский архитектор И.Г. Гайнутдинов. Не нарушая общего замысла и прежней композиции, он предложил свое оригинальное решение фасада и оформления интерьеров.

Заведующим литературной частью оперного театра с момента создания татарской оперной студии в Москве был Муса Джалиль. Эту работу он продолжил, вернувшись в Казань. Поэт много сделал для формирования оригинального оперного репертуара и сам написал четыре оперных либретто. Опера Н. Жиганова "Алтынчеч" по его либретто до сих пор не сходит со сцены нашего и ряда других театров, вошла в татарскую оперную классику. Вот почему театр носит имя одного из своих основоположников - Мусы Джалиля.

 

УКРАШЕНИЕ ПЛОЩАДИ

 

Одним из главных украшений Театральной площади несомненно было и остается здание, которое до недавнего времени называли Домом офицеров, а ныне заняли под одно из зданий Казанской мэрии (здесь идет реконструкция). Это легкое, нарядное здание, напоминающее итальянское палаццо и придающее площади особое очарование, вначале проектировал в качестве зала Дворянского собрания известный казанский архитектор М.П.Коринфский. Но его проект, выполненный в 1843 году, чем-то не понравился городским властям. Новый проект заказали архитектору И.П.Ефимову. Однако новый проектировщик взял за основу проект Коринфского и лишь кое в чем изменил его с учетом требований заказчика. Строительство шло с 1845 по 1852 год.

Зал Дворянского собрания как по своим классическим пропорциям, так и по акустическим свойствам в течение многих лет оставался лучшим в городе. Именно здесь в 1900 году выступил с прощальным концертом перед отъездом в Москву В.И.Качалов. Здесь в 1909 году пел перед казанцами Ф.И.Шаляпин, чуть позднее - Л.Собинов, выступали гениальные пианисты и композиторы С.Рахманинов и А.Скрябин. Здесь читал свои стихи Вл.Маяковский, прошли незабываемые концерты Я. Зака, Л.Оборина, В.Ашкенази, Д. Ойстраха и др.

 

ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ В РОССИИ

 

И, наконец, завершающим штрихом этого древнего культурного центра стало здание Большого концертного зала Республики Татарстан. Типовая невыразительная "стекляшка" 70-х годов стараниями московских архитекторов В.П. Логинова и Е.И.Прокофьева превратилась в сказочный дворец. Реконструкция проведена за максимально короткие сроки - с конца 1994 по начало 1996 года.

Авторы проекта здания Большого государственного концертного зала РТ получили в 2000 году Государственную премию России.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 153.