Соловей татарского народа: в Казани торжественно открыли памятник Рустему Яхину
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рустем Яхин – выдающийся классик татарской профессиональной музыкальной культуры, композитор, пианист, педагог. Сегодня, 16 августа 2017 года ему бы исполнилось 96 лет. Именно в этот день в сквере по улице Большая Красная, напротив здания Казанской государственной консерватории (академии) имени Н.Г.Жиганова был торжественно открыт его памятник.

Автор памятника - скульптор, заслуженный деятель искусств РТ, лауреат государственных премий РТ, народный художник РТ Асия Миннуллина и скульптор, член-корреспондент Российской академии художеств, заслуженный художник РФ, член Союза художников России, профессор Андрей Балашов. Архитектор – заслуженный архитектор России и Татарстана, лауреат государственной премии Республики Татарстан им.Тукая Герман Бакурин. Рустем Яхин изображен сидящим на лавке в парке. Рядом — куст, на ветку которого села птица. По задумке авторов, бронзовая композиция должна ассоциироваться с популярной музыкальной композицией Яхина «Не улетай, соловей», которую он написал в 1968 году.

В торжественной церемонии приняли участие Президент РТ Рустам Минниханов, Председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин, Государственный Советник Татарстана Минтимер Шаймиев, Мэр Казани Ильсур Метшин, председатель Союза композиторов РФ и Союза композиторов РТ Рашид Калимуллин, ректор Казанской государственной консерватории Рубин Абдуллин, известные деятели искусства РТ.

Торжественное и приподнято-радостное настроение создала песня Рустема Яхина «Туган Ягым» («Мой край родной»), мелодия которой стала гимном Республики Татарстан, прозвучавшая в исполнении Камерного хора Казанской государственной консерватории.

Открыл мероприятие Президент РТ Рустам Минниханов, который отметил, что «мы всегда будем гордиться его произведениями, всегда будем помнить о нем». Затем с приветственными словами к собравшимся также обратились Рашид Калимуллин и ректор Казанской государственной консерватории имени Н.Г.Жиганова Рубин Абдуллин.

«Рустем Хаджиевич был потрясающий композитор, потрясающий человек, потрясающий музыкант. Мне удалось быть знакомым с ним, общаться с ним, бывать у него дома. Это был очень интересный человек, интересующийся не только своей музыкой, но и музыкой своих коллег. Он живо интересовался тем, чем занимаются наши композиторы, кто что пишет», – сказал в своей приветственной речи председатель Союзов композиторов РФ И РТ, народный артист России и РТ Рашид Калимуллин. Рашид Калимуллин является прямым «потомком» Р.Яхина – педагог Калимуллина - Борис Трубин учился у Яхина. Рашид Калимуллин отметил символичность расположения памятника. «Консерватория носит имя Назиба Жиганова, основателя нашей казанской консерватории. Концертный зал рядом носит имя основоположника татарской профессиональной музыки Салиха Сайдашева. И сейчас рядом стоит памятник Рустему Яхину – одному из сильнейших мелодистов нашей республики и всего Советского Союза», помню, на всесоюзном конкурсе певцов 38 и 40 участников конкурса выбрали его произведения».

Как отметил ректор казанской государственной консерватории им. Н. Жиганова Рубин Абдуллин, сегодняшний день можно считать данью памяти Рустема Яхина: «Песни Яхина – это визитная карточка республики. Где бы вы ни были, вы можете услышать это. И в западной Европе, и в Америке, услышать его творчество. Он давно стал всенародным композитором, всемирным композитором».

Отрадно, что на этом событии смог присутствовать и ученик Р.Яхина - 87-летний Борис Трубин, который поделился с редакцией «Музыка России» воспоминаниями о своём великом учителе: «Рустем Яхин был удивительный педагог. Когда начинающие композиторы приносили свои работы и спрашивали, как лучше сделать то или иное место, он отвечал, что это вы должны решить сами, ведь именно вы – автор, только вы имеете право и ответственность решать, каким будет произведение! Он не растил своих подражателей, а умел раскрыть самобытность ученика. Это педагогическое кредо Яхина стало и моим принципом работы».

На мероприятие присутствовали члены Союза композиторов Росси и РТ - ведущие композиторы Анатолий Луппов, Ренат Еникеев, Резеда Ахиярова, Леонид Любовский, музыковеды Вадим Дулат-Алеев, Земфира Сайдашева, Рамзия Усеинова и др. Присутствовал на открытии и молодые, но уже известные композиторы: Эльмир Низамов (достойный преемник традиций Рустема Яхина – ученик Бориса Трубина), Алсу Сунгатуллина.

Торжественное открытие памятника продолжила концертная программа: прозвучал знаменитый романс «Не улетай, соловей» в исполнении Филюса Кагирова, а также другие известные произведения композитора в исполнении молодых певцов. Партию фортепиано виртуозно исполняла заслуженная артистка РТ Алсу Барышникова.

Екатерина Коврикова

 

Биография Р.Яхина:

Рустем Мухамет-Хазеевич (Мухаметхаджиевич) Яхин (1921 – 1993) вошел в историю татарской музыки как один из самых ярких композиторов, чья музыка неизменно пользуется любовью слушателей. Родился 16 августа 1921 года в Казани. С раннего детства у него проявилось увлечение музыкой, татарскими народными песнями, которые хорошо знала и очень любила мать будущего композитора Марьям Яхина. В детскую музыкальную школу № 1 города Казани Яхин пошел учиться в возрасте тринадцати лет, по совету своей родственницы Марьям Рахманкуловой – известной певицы. Директор школы Р. Л. Поляков и преподаватель фортепиано А. В. Чернышева сразу заметили необыкновенные способности нового ученика и посоветовали ему продолжить обучение в Москве. После окончания московского музыкального училища по классу фортепиано А.Г. Руббаха в 1941 году Яхин успешно сдал вступительные экзамены в Московскую консерваторию. Но началась Великая Отечественная война, и молодой музыкант был призван в армию. После окончания войны Рустем Яхин продолжил учебу в Московской консерватории: как пианист - в классе В.М. Эпштейна и как композитор - в классе профессора Ю.А. Шапорина. Годы учебы в Москве оказали большое влияние на формирование профессионального мастерства и творческого кругозора композитора. В качестве дипломной работы Яхин представил Концерт для фортепиано с оркестром (первую часть), который вызвал широкий резонанс (1950). В том же году молодой композитор возвратился в родную Казань, где продолжил работу над своим фортепианным концертом, завершив в 1951 еще две его части. Это был первый в татарской музыке концерт для фортепиано с оркестром, который до настоящего времени остается самым известным и исполняемым произведением татарской музыки в этом жанре.

В 1950-1952 годах Яхин преподавал композицию в Казанской консерватории. В последующие годы его творческая деятельность была сосредоточена на сочинении музыки и на концертных выступлениях. Произведения Яхина быстро завоевывали симпатии широкой слушательской аудитории, и уже в молодые годы он стал одним из ведущих композиторов республики.

В начале творческого пути им было создано несколько инструментальных произведений крупной формы. Соната для скрипки и фортепиано, Поэма для скрипки и фортепиано, Соната для фортепиано и самое значительное сочинение этого периода творчества – фортепианный концерт – продемонстрировали прекрасное владение Яхиным академической техникой композиторского письма и обозначили основные стилевые приоритеты композитора. С творчеством Яхина связано преломление в татарской музыке традиций романтического музыкального искусства. Жанрово-стилевые особенности романтизма в произведениях композитора синтезировались с традициями татарской мелодики, образуя ярко-индивидуальный, всегда узнаваемый яхинский стиль. В числе своих любимых композиторов сам Яхин называл в первую очередь Рахманинова и Чайковского, и влияние их творчества (особенно на ранние произведения татарского композитора) очевидно. Это влияние проявилось не только в преломлении характерных стилевых элементов творчества выдающихся «русских романтиков», но и в эмоциональном и лирико-психологическом строе произведений.

В дальнейшем Яхин сосредоточил свои творческие интересы в области инструментальной музыки на жанре миниатюры, создав целый ряд разнохарактерных пьес, иногда объединяя их в циклы, как, например, приобретший широкую популярность цикл фортепианных пьес «Ќђйге кичлђр» («Летние вечера»). В области инструментальной миниатюры татарский композитор творчески развил традиции камерно-инструментальной музыки различных национальных композиторских школ европейского романтизма. Ему принадлежат замечательные ярко индивидуальные образцы сочинений в таких традиционных жанрах как вальс, ноктюрн, музыкальный момент, юмореска, программная миниатюра и др. Жанрово-стилевые традиции пьес Шуберта, Шумана, Шопена, Грига в творчестве Яхина получили самобытное воплощение в условиях интонационной среды татарской музыки и эстетических установок второй половины ХХ века. Яхин внес крупный вклад в развитие татарской композиторской школы. Он является одним из самых выдающихся мастеров камерно-вокальной и камерно-инструментальной музыки, поднявшим на новый уровень жанры татарской песни и романса, национально-характерной инструментальной миниатюры. Особое место в камерно-инструментальном творчестве композитора занимают сочинения для фортепиано. Он оказал большое влияние на развитие татарского фортепианного искусства, фактически выступив его основоположником и как композитор, и как первый татарский концертирующий пианист с профессиональным образованием. Фортепианные сочинения Яхина – это «золотой фонд» репертуара татарских пианистов.

Богатый мелодический дар и изысканный гармонический слух Яхина проявился и в инструментальном, и в вокальном творчестве. Мелодическое мышление композитора сформировалось под влиянием традиционной татарской песенной культуры и творчества выдающихся европейских и русских композиторов-мелодистов. Но Яхин никогда не сочинял «ретро-музыку», не увлекался стилизациями, в своем творчестве он ориентировался на современность. Композитор внес большой вклад в развитие современной татарской песенной культуры. Лирико-психологические и лирико-драматические вокальные сочинения Яхина, вокальные циклы (например, цикл «В Моабитском застенке» на стихи М. Джалиля) стали новым словом в татарской музыке, расширили ее стилевой и образный диапазон. Обращаясь к стихам различных татарских поэтов, среди которых Г. Тукай, М. Джалиль, С. Хаким, М. Нугман, А. Ерикееев, Н. Арсланов, Н. Даули, Р. Файзуллин, Р. Харис, Г. Зайнашева, а также к сонетам В. Шекспира, композитор неизменно находил очень точные, художественно убедительные средства музыкального воплощения поэтического текста.

Произведения Яхина всегда играли важную роль в культурной жизни республики: они пользуются большой популярностью, часто звучали в программах телевидения и радио, широко представлены в нотных изданиях и аудиозаписях, постоянно используются в концертном и педагогическом репертуаре. На музыку различных произведений Яхина в 1987 году в Татарском государственном академическом театре оперы и балета был поставлен балет «Фидаи».

Яхин оказал большое влияние на развитие музыкальной культуры Татарстана и как активно концертирующий музыкант, выступающий с сольными и ансамблевыми программами. Как пианист Яхин исполнял не только свои сочинения, но и произведения русской и зарубежной фортепианной классики. В ансамбле с Яхиным, мастером фортепианного аккомпанемента, выступали певцы М. Рахманкулова, М. Булатова, В. Шарипова, З. Хисматуллина, А. Аббасов, Х. Бигичев, Э. Залялетдинов, скрипачи М. Ахметов, Ш. Монасыпов и другие артисты Татарстана, а также известные по всей стране крупные исполнители А. Кривченя, Е. Серкебаев, Х. Ахтямова, З. Шихмурзаева. На концертах Яхина в Москве, Ленинграде, Киеве, Ташкенте и других городах публика открывала для себя новый поэтичный мир татарской музыки. По свидетельствам современников, слушатели восхищались необыкновенно изящным и мягким фортепианным звуком, одухотворенной и поэтичной манерой игры пианиста.

Меняются эпохи, и вместе с ними меняются критерии композиторского мастерства и вкусы публики, но интерес к музыке Яхина не ослабевает, как не ослабевает и сила воздействия его мелодий. Творческое наследие Яхина, отмеченное яркой индивидуальностью и изяществом стиля, остается действенным элементом «звукового мира» ХХI века, оказывая влияние на формирование музыкального вкуса новых поколений. Произведения Яхина, наполненные тонким лиризмом и богатством эмоционального содержания, облеченные в высокохудожественную музыкальную форму, привлекают музыкантов-исполнителей не только в Татарстане, но и далеко за его пределами, объединяют слушателей разных национальностей. В творчестве выдающегося татарского композитора отражены общечеловеческие ценности, воплощенные через призму татарской духовной культуры. Музыка патриотической песни Яхина «Туган ягым» («Родной край») в 1993 году была утверждена первым в истории Государственным гимном Республики Татарстан.

Яхин в истории татарской музыки является очень яркой и крупной фигурой. Он расширил выразительные средства и смысловые горизонты национального музыкального искусства, не прибегая к идеологическим и эстетическим декларациям, с неизменным художественным совершенством воплощая в музыке богатства внутреннего мира человека. Музыка Рустема Яхина признана татарской национальной классикой, а имя композитора стало неотъемлемой частью национальной истории.

С 1972 года Рустем Яхин постоянно избирался членом правления Союза композиторов Татарстана.

Творческая деятельность Рустема Яхина неоднократно отмечалась государственными наградами. Ему присвоены почетные звания заслуженного деятеля искусств Татарской АССР (1964), РСФСР (1970); народного артиста РСФСР (1981), СССР (1986). Гос. премия ТАССР им. Г. Тукая (1959). Композитор награжден орденами «Знак Почета» (1957), Трудового Красного Знамени (1971), медалями.

Список произведений Р.Яхина:

Симфонические: Концерт для фортепиано с оркестром (I ч. – 1950; II, III ч. – 1951).

Вокально-симфонические: Кантата «Урал» для хора, солиста и симфонического оркестра на стихи К. Даяна (1949); Кантата «Идель» («Волга») для хора и симфонического оркестра на стихи Р. Хариса.

Камерно-инструментальные: Сюита для фортепиано (1948); Поэма для скрипки и фортепиано (1948); Соната для фортепиано (1949); Соната для скрипки и фортепиано (1949); фортепианный цикл «Ќђйге кичлђр» —«Летние вечера» (1969); пьесы для фортепиано («Вальс-экспромт», «Юмореска»); пьесы для скрипки и фортепиано («Песня без слов», «Старинный напев»); «Элегия» для виолончели и фортепиано; обработки татарских народных песен.

Вокальные: Романсы и песни (всего около 400), в т.ч. вокальные циклы «В Моабитском застенке» на стихи М. Джалиля (1954), «Кояшлы янгыр» («Солнечный дождь») на стихи Р. Хариса (1979), «Яшерен сагыш» («Тайная грусть») на стихи татарских поэтов (1985).

Литература: Н. Шумская. Рустем Яхин. – М., 1958; Исанбет Ю. Вокальный цикл Р. Яхина на слова М. Джалиля «В Моабитском застенке» // Учен. зап. Вып. 4 / Казан. гос. консерватория. – Казань, 1970; Виноградов Ю.В. О Рустеме Яхине и его творчестве // Музыкальная культура народов Поволжья: Межвуз. сб. трудов. – М., 1978; Исанбет Ю. Рустем Яхин // Композиторы и музыковеды Советского Татарстана. – Казань, 1985. Рустем Яхин: Материалы. Письма. Воспоминания / Сост. Ю.Н. Исанбет, К.С. Тазиева; Общ. ред., вступ. ст., комм., указ. Ю.Н. Исанбет. – Казань, 2002; Рустем Яхин: Стиль творчества: Сб. науч. ст. /Сост. и науч. ред. В.Р. Дулат-Алеев; Казан. консерватория. – Казань, 2002; Рустем Яхин в воспоминаниях современников. – 2-е изд., доп. /Сост.-ред. Ф.И. Хасанова; Казан. консерватория. – Казань, 2004. [Источник: Композиторы Татарстана. Сост.: А.Алмазова, Р.Усеинова, М.Файзуллаева. М.: Изд-во «Композитор», 2009. С.182-185.]

http://music-gazeta.com/article/6566/

16 августа 2017 года в Казани состоялось торжественное открытие памятника татарскому композитору, народному артисту СССР Рустему Яхину.

Памятник расположен в новом скверике по улице Большой Красной, напротив здания Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова.

Народный артист СССР, татарский композитор Рустем Яхин за годы своей творческой жизни написал свыше 400 вокальных произведений, а также кантаты «Урал» (слова К. Даяна, 1949), «Идель» (слова Р.Хариса), камерно-инструментальные ансамбли – сонату (1948) и поэму (1954) для скрипки с фортепиано, элегию для виолончели с фортепиано, для скрипки – «Песня без слов», «Старинный напев». Рустем Яхин – автор Государственного гимна Республики Татарстан.Он победил в конкурсе, объявленном Верховным Советом РТ последнего, 12-го созыва.

В начале творческой деятельности Рустем Яхин был известен и как первый татарский пианист-солист, активно занимавшийся концертно-исполнительской деятельностью.

Рустем Мухаметхазеевич Яхин родился 16 августа 1921 года в Казани. Музыкой стал заниматься с тринадцати лет. Окончил в сокращенный срок (за три с половиной года) Казанскую детскую музыкальную школу №1 по классу преподавателя А.В. Чернышевой. По совету педагогов школы в 1937 году переехал в Москву, где учился в музыкальном училище при Московской консерватории на пианиста (класс А. Г. Руббаха), но начавшаяся Великая Отечественная война прервала учёбу. Во время войны служил стрелком в зенитно-артиллерийской дивизии, а затем в ансамбле песни и пляски Московского фронта ПВО пианистом-аккомпаниатором (1942-1945).

В 1950 году окончил Московскую консерваторию по классам композиции (у профессора В.А. Белого, затем Ю.А. Шапорина) и специального фортепиано (у В.М. Эпштейна), после чего вернулся в Казань. В 1950–1952 годах преподавал в Казанской консерватории. Член Союза композиторов СССР с 1948 года, то есть с момента его создания. Неоднократно избирался членом правления Союза композиторов РСФСР и ТАССР. Умер 23 ноября 1993 года. Похоронен на татарском кладбище в Ново-Татарской слободе Казани.

В церемонии приняли участие РТ Рустам Минниханов, Председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин, Государственный Советник РТ Минтимер Шаймиев, Мэр Казани Ильсур Метшин, председатель Союза композиторов РФ и Союза композиторов РТ Рашид Калимуллин, известные деятели искусства РТ.

Музыка Рустема Яхина звучала в исполнении артистов Государственного камерного хора РТ (художественный руководитель – Миляуша Таминдарова).

 

Рустам Минниханов, выступая на церемонии, отметил, что выдающийся композитор Рустем Яхин внес значительный вклад в развитие татарской музыки:

– Сегодня день рождения великого татарского композитора, народного артиста СССР, участника войны, автора Государственного гимна нашей республики. Напротив консерватории, где он работал, появился такой прекрасный комплекс, куда могут прийти наши гости, казанцы. Это уникальное, красивое место. Мы всегда будем гордиться его произведениями, всегда будем помнить о нем.

Рустам Минниханов выразил благодарность скульпторам и архитекторам, работавшим над памятником, а также руководству Казани. С приветственными словами к собравшимся обратились Рашид Калимуллин и ректор Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова Рубин Абдуллин. В завершение церемонии гости возложили цветы к памятнику.

Автор скульптурной композиции – заслуженный деятель искусств Татарстана Асия Миннуллина. По ее проекту сделан и памятник поэту Хади Такташу, который ранее установили на перекрестке улиц Салимжанова и Хади Такташа, недалеко от ТЦ «Сувар плаза». На два памятника мэрия Казани, получив субсидию из республиканского бюджета, потратила 12 млн. рублей.

Скульптор представила композитора одиноко сидящим на лавке напротив консерватории. Рядом – куст, на ветку которого села птица. Эту идею подсказал ректор консерватории Рубин Абдуллин. Это будет напоминать любителям музыки популярную композицию Яхина «Не улетай, соловей», которую он написал в 1968 году.

– Нам приятно, что памятник решили установить рядом с нами, напротив здания консерватории, – сказал журналистам проректор по научно-исследовательской работе консерватории Юрий Карпов. Это часть музыкального культурного оазиса, который находится в центре – здесь большой концертный зал, оперный театр и наше здание консерватории, а также городская Ратуша, которая сама по себе памятник культуры и несет в себе в память о выдающихся музыкальных событиях прошлого – это была одна из главных концертных площадок до революции».

Постановление Правительства об установке памятника Рустему Яхину было принято еще в 2006 году, однако воплотили его в жизнь не сразу. Сначала не было денег в бюджете, потом пришлось в два этапа проводить конкурс работ скульпторов. Когда памятник был готов, он довольно долгое время находится под покрывалом. По сведениям осведомленного источника, родным памятник не понравился. Видимо, они увидели его в готовом виде - проект с ними не согласовали. Однако со временем сменили гнев на милость. И правильно сделали.

По первоначальному замыслу на этом месте должен был находиться памятник основателю Казанской консерватории Назибу Жиганову, но вдове композитора Нине Ильиничне оно не приглянулось, поскольку рядом стоял руинированный старинный дом. Не одобрила она и проект памятника своему мужу, поскольку скульпторы представили выдающегося композитора в несколько смешном виде – дедушка на табуретке.

Однако возражения Н. Жигановой стали причиной того, что памятника первому ректору консерватории, который работал в ней с момента основания до последнего дня своей жизни, до сих пор в Казани нет. Родные и близкие Рустема Яхина наверняка знали эту историю и могли предвидеть такой же исход…

Работы по установке памятника провела компания «Реставрация», которая специализируется на реставрации и реконструкции объектов исторического наследия. На рынке работает с 15 февраля 1999 года.

http://history-kazan.ru/v-kurse-sobytij/fakty-i-kommentarii/17035-rustemu-yakhinu-ot-blagodarnykh-potomkov

Госуда́рственный Большо́й конце́ртный зал и́мени Сали́ха Сайда́шева (первоначально Государственный Большой концертный зал Республики Татарстан) был построен в 1967 году по проекту архитекторов М. Х. Агишева, Е. И. Прокофьева, В. П. Логинова. Двухэтажное здание на площади Свободы состоит из Большого, Малого и репетиционного зала и других помещений. В июне 1996 года здание подверглось кардинальной реконструкции. В 1997 году был установлен большой орга́н голландской фирмы «Flentrop». По инициативе общественных и культурных организаций в 2000 году принято решение переименовать увековечить память Салиха Сайдашева и присвоить ГБКЗ его имя.[1]

 

Содержание

· 1Деятельность

· 2Фестивали

o 2.1Международный фестиваль классической музыки имени Сергея Рахманинова «Белая сирень»

o 2.2Международный фестиваль современной музыки «Конкордия» имени Софьи Губайдуллиной

· 3Характеристики

· 4Примечание

· 5Ссылки

Деятельность[править | править код]

На сцене ГБКЗ постоянно выступают коллективы и солисты мирового уровня, проходят концерты оперных звезд, знаменитых дирижеров и виртуозов, а также фестивали, конкурсы, мировые премьеры.

В Большом концертном зале имени Сайдашева ежегодно проводится международный фестиваль «Пианофорум», Международная хоровая ассамблея, проходят концертные сезоны Государственного симфонического оркестра РТ[2], постоянно выступает камерный оркестр «La Primavera»[3]. Новый зал был открыт международным фестивалем «Новое передвижничество».

На сцене БКЗ выступали выдающиеся исполнители и коллективы — оркестры «Виртуозы Москвы» Владимира Спивакова, Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, джазовый оркестр Олега Лундстрема, Денис Мацуев, Игорь Бутман, Елена Образцова, Любовь Казарновская.

В ГБКЗ проходили многие торжественные церемонии: II Всемирный конгресс татар, инаугурация Президента РТ и др.

Фестивали[править | править код]

В БКЗ проходили или периодически проходят следующие фестивали:

· 8-13 февраля 2009 года — III международный фестиваль «Классическая гитара в XXI веке»

· 31 марта-4 апреля 2009 года — II «Абязов-фестиваль»

· 4-7 декабря 2009 года — Международный фестиваль-конкурс концертных органистов

· 21 апреля 2009 года — Восьмой Московский Пасхальный фестиваль

· международный фестиваль «Джазовый Перекресток» («Jazz Crossroads»)

· международный фестиваль «Пианофорум»

· международный фестиваль «Новое передвижничество»

Международный фестиваль классической музыки имени Сергея Рахманинова «Белая сирень»[править | править код]

Первый фестиваль состоялся в ГБКЗ в мае 2011 года. Его проводит Государственный симфонический оркестр РТ под управлением Александра Сладковского. Фестиваль собрал разных участников, в т.ч. знакомых с городом и ранее при проведении других музыкальных фестивалей. Предстоит расширение известности фестиваля.

Международный фестиваль современной музыки «Конкордия» имени Софьи Губайдуллиной[править | править код]

В ноябре 2011 года с личным патронажем и участием выдащегося современного композитора Софьи Губайдуллиной основан ежегодный фестиваль современной музыки её имени «Конкордия», в ходе которого в ГБКЗ выступают известные российские и мировые композиторы и исполнители. Фестиваль проводит Государственный симфонический оркестр РТ под управлением Александра Сладковского.

 

Пло́щадь Свобо́ды — крупнейшая, одна из двух главных (наряду с площадью Тысячелетия) площадей Казани, в историческом центре и Вахитовском районе города. Через площадь проходят улицы Пушкина и Театральная с севера на юг и Карла Маркса и Большая Красная с запад на восток.

 

Содержание

· 1История

· 2Современность

· 3Фотогалерея

· 4Ссылки

История[править | править код]

Прежнее название — Театральная площадь. Современное название носит с 23 сентября 1924 года. Противоположно современному состоянию, до начала XX века на месте нынешней площади располагалось здание главного городского театра, а на месте нынешнего здания театра оперы и балета был Державинский сад с памятником Державину (с 1870 года до разрушения в 1932 году) и сквер с памятником Кутузову (недолго с 1915 года).

В 1951 году в сквер был перенесён памятник Ленину с площади 1 Мая, где был установлен памятник Сталину. 7 ноября 1954 года в центре площади, переблагоустроенной в связи с возведением театра, был установлен новый памятник Ленину с трибунами по проекту скульптора П.Яцыно и архитектора А.Гегелло.

Современность[править | править код]

Площадь важна не только большим количеством архитектурных и исторических памятников, но и тем, что на ней расположены учреждения, играющие большую роль в жизни не только города, но и республики. В советское время на площади проходили общегородские первомайские и октябрьские демонстрации, прочие парады и митинги. В постсоветское время на площади проводятся также митинги и акции (как правило, протеста) и различные прочие общественные мероприятия в дни праздников и фестивалей. В 2012 году прошёл парад в честь Дня Победы.

Через площадь по улице Карла Маркса насквозь и с западного и восточного направлений улицы Карла Маркса на южное направление улицы Пушкина проходит несколько автобусных маршрутов. Также c восточного направления улицы Карла Маркса на южное направление улицы Пушкина одностронне проходят троллейбусные маршруты№ 2,3,5,7,8 (ранее также в разное время были № 17,19,20,21), а до 2008 г. проходили трамвайные маршруты № 5,12,20,21 (ранее также в разное время были № 3,8,18,22,23), линия которых по улицам Пушкина и Карла Маркса была ликвидирована.

На площади расположены следующие здания:

· Кабинет министров Республики Татарстан

· Конституционный суд РТ

· Министерство культуры РТ

· Государственный Большой концертный зал им. С. Сайдашева

· Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова

· Казанская Ратуша (1845—1852, бывшее Дворянское собрание, Дом Офицеров, архитектор М. П. Коринфский, переделано архитектором И. П. Ефимовым)

· Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля (1956, архитекторы Н. А. Скворцов, И. Г. Гайнутдинов)

· Всемирный конгресс татар

· Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева (КНИТУ-КАИ), 5-е здание

· Первый казанский шахматный клуб

· Памятник Владимиру Ильичу Ленину с трибунами

https://ru.wikipedia.org/wiki/Площадь_Свободы_(Казань)

Театр на месте оврагов

По древним казанским картам видно, что в первой половине XVIII века здесь были глубокие овраги, спускавшиеся до самой Казанки. Как сообщала в «Вечерней Казани» Фагиля Гафурова, самый длинный овраг доходил своей вершиной до современной Ратуши, а шириной был от нынеш­него здания Правительства до улицы Малой Красной. По правую сторону овра­гов были две слободки: Красная и Федо­ровская.

На карте города, составленной инженером Артемоном Соцеперовым в 1730 году, отчетливо видно, что это место находилось за пределами города. Точнее – здесь была граница. В город въезжали через Арские ворота. Ныне на этом месте улица Карла Маркса, по одну сторону – пятое учебное здание КАИ, по другую – офис Всемирного конгресса татар.

По генеральному плану Казани, разработчиком которого был казанский архитектор Фома Петонди (он занимал этот пост в 1834-1844 годах), это место вошло в черту города. Но первое сооружение появилось здесь еще в 1802 году – помещик Павел Есипов построил для своей труппы, состоящей из крепостных крестьян, театр. Он получил разрешение на строительство с условием, что через 10 лет взамен деревянного выстроит каменное здание. Когда первый казанский театр появился, площадь вокруг него стала называться Театральной.

«Передний фасад театрального здания примыкал к линии Покровской и Грузинской улиц... Украшенный колоннами... театр, построенный на каменном фундаменте… обошелся Есипову в 30 тысяч рублей – сумма значительная для того времени. Зрительная зала имела два яруса лож, галерею, кресла, партер и «тамбуры»…», – цитата из книги И.А.Крути «Русский театр в Казани» (М., 1958).

Театр неоднократно горел и отстраивался заново. После крупного пожара 1814 года здание решили не ремонтировать, и в 1815 году он был продан на слом. Через 20 лет несколько метров восточнее было выстроено новое здание театра, тоже деревянное, а потому оно в разрушительном пожаре 1842 года не уцелело.

В 1850 году началось строительство ка­менного здания театра – на том месте, где се­годня па­мятник В.И.Ленину. Первое преставление в нем состоялось 6 апреля 1852 года. Судя по данным Николая Загоскина, и этот театр дважды горел: в 1860 и 1874 годах. После пожара 1874 года здание при восстановлении сделали значительно больше по размерам (в полтора раза) и интереснее по внешнему облику. Была улучшена акустика, увеличена сцена, добавился еще один зрительский ярус и большое фойе. Автором проекта был Николай Иванович Грицевич, губернский архитектор.

Театр начал работать уже в 1875 году. Писатель Боборыкин вспоминает, что Казан­ский театр был роскош­ным, а по фасаду даже красивее московского Малого.

Здание первого каменного театра в Казани

В 1919 году в здании театра случился очередной пожар. В то время казанцам было не до искусства: шла Гражданская война. Несколько лет на площади стояли руины. Разбирали их на одном из коммунистических субботников.

Новое здание театра на площади появилось в 1956 году. Торжественное открытие состоялось 28 сентября. А строить его начали еще в 1936-м (в некоторых источниках – 1933). Разработка проекта была поручена московскому архитектору Н.Скворцову. Он погиб на войне, и архитектором был назначен И.Гайнутдинов. Не нарушая общего замысла своего предшественника, тот предложил оригинальное решение фасада и оформления интерьеров с использованием элементов классических форм (8 колонн портика коринфского стиля подняты на высокий рустованный 2 этаж) и национального орнамента.

Здание Татарского театра оперы и балета им. Мусы Джалиля по праву считалось одним из лучших сооружений советской архитектуры, поражая всех изяществом и элегантностью.

В 1999 году началась капитальная реконструкция здания, завершившаяся в 2005 году, и сегодня это одно из красивейших сооружений города. Как внутри, так и снаружи.

К 1000-летию Казани на площади Свободы реконструировано еще одно старинное здание. В разные годы своей истории оно называлось по-разному. Дворянское собрание (строительство особняка было завершено в 1849 году) – центр культурной и светской жизни аристократии XIX века, Дом крестьянина, Дом красноармейца, Дом Советской Армии – в первые годы советской власти, потом – Дом офицеров, сегодня – Казанская ратуша. Большой зал Дворянского собрания по своей акустике был одним из лучших в Казани (в этом заслуга архитекто­ра М.П.Коринфского), а потому в нем проходили не только балы, но и концерты. В 1900 году в последний раз перед отъездом в Мо­скву здесь выступал В.Качалов, через 9 лет пел Ф.Шаляпин, в феврале 1914 года – читал стихи В.Маяковский.

Реставрационные работы в здании начались в 1997 году. Для возрождения первоначального облика Дворянского собрания были проведены серьезные историко-архивные исследования. По материалам, хранящимся в Российском государственном историческом архиве (Санкт-Петербург) и Национальном архиве РТ восстановили внешний фасад. Внутреннее убранство поражает воображение – кругом позолота, красивые росписи, современная итальянская мебель под старину. В дни юбилея Казани в Ратуше принимали самых высоких гостей – Президента России Владимира Путина и руководителей российских регионов, глав государств СНГ.

Большой зал восстановлен в прежнем виде. Здесь заседают депутаты Казанского Совета, проводятся другие важные собрания. Скорее всего, в качестве прекрасной концертной площадки мы его потеряли. На концерты казанцев приглашают в соседнее здание.

В 1967 году на площади был построен по законам советской стеклянно-бетонной архитектуры актовый зал Казанской консерватории, который называли «стекляшкой». построенная в 1967 году. Зрительские места ступеньками круто уходили вверх. Зал был рабочей площадкой симфонического оркестра филармонии, им в то время руководил знаменитый дирижер Натан Рахлин. Здесь проходили концерты детских абонементов, которые собирали юных зрителей со всех концов города.

Мы видели на этой сцене многих великих мастеров классической музыки – музыкантов, дирижеров, певцов. Здесь состоялись первые органные концерты в Казани.

Свой концертный орган фирмы «Rieger-kloss» появился в Казани в 1972 году. А зарождение органной традиции в Казани связано с выпускником Петербургской консерватории Ксаверием Корбутом. Он приехал в Казань весной 1894 года и в течение многих лет работал педагогом по классу фортепиано. Кроме того, служил органистом в лютеранской церкви. Ксаверий Корбут выступал с концертами сначала на старом, а с 1901 года на новом органе евангелическо-лютеранской церкви. В 20-е годы нынешнего столетия инструмент был утерян.

В 1994 году начато строительство нового Большого концертного зала консерватории. Это великолепное здание было построено в 1996 году. В 1997 году в БКЗ был установлен новый орган.

Высококлассный инструмент голландской фирмы «Flentrop» учитывает не только акустические особенности нового зала, но и является одним из важнейших элементов его интерьера. Новый орган относится к так называемому «французскому» типу органов и, по мнению специалистов, не имеет пока аналогов в нашей стране.

Теперь студенты и музыканты приходят в Концертный зал имени Салиха Сайдашева как гости – после капитальной реконструкции, не оставившей от прежнего здания практически ничего, зал получил государственный статус. Мест стало гораздо меньше, интерьеры роскошнее. Можно порадоваться за горожан, получивших столь оригинальное сооружение, с органом, каких в России – считанные единицы. Теперь это место не только для концертов, но и для важных политических событий. В церемонии открытия Большого концертного зала приезжал Президент РФ Борис Ельцин. Было это в 1996 году.

Но концерты для детей теперь здесь организуют редко – детский абонемент переместили в здание республиканской филармонии на улице Павлюхина. Только с приходом в Государственный симфонический оркестр РТ Александра Сладковского детский абонемент опять вернулся на площадь Свободы.

Одно время на сцену, видевшую музыкантов мирового уровня, выходили девушки в купальниках, приводя в шоковое состояние любителей классической музыки. Сейчас, слава богу, для конкурсов красавиц нашли другое место.

В центре площади Свободы с 7 ноября 1954 года стоит памятник Владимиру Ильичу Ленину (скульптор П.Яцыно, архитектор А.Гегелло). Памятник решен в традициях советской монументальной скульптуры. Высота скульптуры – 4,8 м, постамента – 9,2 м. Памятник - это объект культурного наследия республиканского значения.

Частью памятника являются трибуны. Постамент и трибуна облицованы плитами темно-красного шокшинского кварцита. В центре лицевой части трибуны вмонтирован бронзовый барельеф «Студенческая сходка в Казанском университете в 1887 году».

 
 

История, как видим, повторяется. Такое в истории площади уже было в 30-х годах прошлого столетия, когда переплавили на металл бронзовый памятник великому земляку, поэту и министру юстиции Гавриилу Державину. Он стоял в Державинском саду, который располагался приблизительно там, где сейчас оперный театр. В 1932 году памятник разрушили. От него остались лишь фрагменты. Не так давно памятник восстановили в прежнем виде, но Державин теперь «живет» по новому адресу, на улице Горького.

Был на Театральной площади еще один памятник, про который мало кто знает. На старинном фото, опубликованном в газете «Республика Татарстан», хорошо виден монумент полководцу Михаилу Кутузову. Снимок сделан, как сообщает газета, 26 августа 1815 года, когда в Казани праздновали победу в Отечественной войне 1812 года. По сообщению журналиста А.Лебедева, М.Густов ваял фигуру полководца по знаменитому портрету М.Кутузова английского художника Д.Доу.

Из-за нехватки средств памятник был выполнен из гипса, снаружи оформлен хрупким материалом из папье-маше. Уже осенью он разрушился. Общественность обсуждала возможность восстановления памятника из металла, был даже начат сбор средств на эти цели… Больше «Кутузова» в Казани не видели…

Напротив Ратуши – здание КАИ, появившееся во времена, когда советские архитекторы могли позволить себе «излишества». Это одно из старинных зданий дореволюционной Казани. Дом на пересечении улиц Покровской и Театральной (ныне дом №31/7 по ул.Карла Маркса) был построен в начале XIX века в стиле классицизма и первоначально представлял собой двухэтажное кирпичное строение Г-образной формы. В 1870-е годы его перестроили. В ходе реконструкции главный вход сделали с угла.

Здесь была почтовая контора №31, строения и подсобные помещения которой (конюшни, сеновалы, каретники) занимали целый квартал. К началу XVIII века через Казань проходили почтовые пути из Москвы в Пермь, на Урал, в Сибирь. Сибирский тракт был трассой первой категории. Кроме того в здании размещались управление почтово-телеграфной связи Казанского округа, учрежденного в 1874 году, и первая телеграфная станция города.

В музее связи, открытом в 2005 году в помещении почтового отделения №1, можно увидеть документ об образовании городской почты, макет дилижанса для перевозки почты, мешки, баулы для почтовой корреспонденции, саквояжи для спецпочты.

Как сообщает Лев Жаржевский, первая почта, в которой было всего 3 почтальона, содержалась на личные деньги знаменитого казанского почтмейстера В.Журавлева. Первый почтальон земской почты, начавший работать 1 января 1870 года, разносил и развозил почту целых 30 лет, затем еще 13 лет заведовал почтой. Это был Иван Асафович Гольцман. Его приемный сын Александр Гольцман дружил с Федей Шаляпиным. Журналист Сергей Гольцман в своей книге «Шаляпин в Казани» (2002) рассказал и о работе казанских почтовиков.

Когда в 1932 году здание было передано Казанскому институту советского права, организованному на базе упраздненного юридического факультета Казанского государственного университета, возникла необходимость в новой реконструкции. По проекту архитектора М. С. Григорьева оно было надстроено двумя этажами, центральный вход разместился в нише, а над ним появился балкон — очень массивный, с каменным ограждением и мощными колоннами. Стены обновленного здания были обработаны пилястрами на высоту верхних трех этажей, крыша ограждалась глухим парапетом. Здание было весьма типичным для своего времени и напоминало.

В 1952 году институт закрыли, поскольку в КГУ восстановили юрфак, а здание передали Казанскому авиационному институту. В 1957 году его кардинально перестроили – дом стал пятиэтажным. Был убран балкон, вновь перенесен главный вход. Полностью изменилось архитектурное оформление фасадов и крыши — здание стало более «легким». Архитектор Р.Муртазин украсил фасад пилястрами, лепными украшениями. Дом приобрел парадно-праздничный вид.

Таким мы видим здание сегодня. Ныне это пятый учебный корпус Казанского государственного технического университета им.Туполева.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 288.