Развитие физической культуры и спорта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Стратегической целью реализации государственной политики в области физической культуры и спорта будет являться увеличение доли населения области, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения области к концу 2022 года –
до 49 процентов (268000 человек), к 2025 году – до 56 процентов (317000 человек).

По итогам 2017 года данный показатель составил 35,7 процента (47 место по Российской Федерации), доля населения, занятого в экономике, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения, занятого в экономике, составила 23,9 процента (42 место по Российской Федерации).

В тоже время остается низким уровень вовлеченности граждан старше трудоспособного возраста в систематические занятия физической культурой и спортом. По итогам 2017 года данный показатель составляет 3,7 процента от численности данной категории населения (57 место).

По результатам проведения мониторинга текущего состояния развития физической культуры и спорта в области определен ряд проблем:

низкий уровень обеспеченности отдельными видами спортивных сооружений для удовлетворения потребности населения области в занятиях физической культурой и спортом;

материально-техническая база отдельных спортивных объектов не соответствует современным требованиям для развития спорта высших достижений, подготовки спортивного резерва.

Основными задачами развития физической культуры и спорта
к 2025 году являются:

создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта;

совершенствование системы подготовки спортивного резерва, модернизация материально-технической базы спортивных школ;

развитие спорта высших достижений, обеспечение конкурентоспособности спортсменов Новгородской области на российской и международной спортивной арене.

Решение указанных задач будет осуществляться путем реализации проектной инициативы «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва».

В состав проектной инициативы входят 3 проекта:

Региональная составляющая федерального проекта «Спорт – норма жизни» направлена на развитие массового спорта, спортивной инфраструктуры и системы подготовки спортивного резерва. Реализация проекта позволит увеличить уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, к 2022 году – до 78,3 процента, к 2025 году – до 80 процентов (2017 год – 71,9 процента), долю спортсменов-разрядников в общем количестве лиц, занимающихся в системе спортивных школ области, к 2022 году – до 51 процентов, к 2025 году – до 53 процентов (2017 год – 49 процентов).

В рамках проекта предусматривается:

строительство 3 физкультурно-спортивных объектов в Великом Новгороде, городе Сольцы, рабочем поселке Хвойная, регионального центра по хоккею и фигурному катанию в Великом Новгороде, многофункционального спортивного центра с бассейном в городе Валдай, что позволит привлечь к систематическим спортивно-оздоровительным занятиям дополнительно более 6000 человек;

обустройство в каждом муниципальном образовании области по одной открытой спортивной площадке, что позволит привлечь к спортивно-оздоровительным мероприятиям по месту жительства дополнительно более 7000 человек;

реализация календарного плана официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на территории Новгородской области (ежегодно не менее 190 соревнований);

реализация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), предусматривающего тестирование уровня физической подготовленности населения, и проведение ежегодно не менее 5 фестивалей;

оснащение 5 спортивных школ олимпийского резерва, находящихся на территории Великого Новгорода и Пестовского муниципального района, спортивным оборудованием и инвентарем, что создаст современные условия для обеспечения тренировочного процесса более 2000 спортсменов;

совершенствование системы спортивной подготовки, в том числе подготовка и ежегодное участие членов спортивных сборных команд Новгородской области не менее чем в 200 всероссийских и международных спортивных соревнованиях;

реализация плана информационно-коммуникационной кампании по пропаганде физической культуры, спорта и здорового образа жизни (ежегодно не менее 700 информационных материалов).

2. Приоритетный региональный проект «Будь в спорте» направлен на формирование у населения области потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом, пропаганду ценностей здорового образа жизни. Результатом реализации проекта станет увеличение к 2022 году доли граждан среднего возраста, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 45 процентов (102000 человек), к 2025 году – до 55 процентов (123000 человек) (2017 год – 20 процентов, 47000 человек).

Проект предусматривает 4 блока активностей: 100 бесплатных фитнес-тренировок и массовых зарядок; 100 открытых уроков и мастер-классов по видам спорта; 50 дней «открытых дверей» в физкультурно-спортивных организациях; 50 крупных турниров, массовых соревнований, фестивалей по видам спорта. Практики будут реализованы во всех муниципальных образованиях.

3. Приоритетный региональный проект «Активное долголетие» будет способствовать привлечению населения старшего возраста к систематическим занятиям физической культурой, развитию социальной активности и повышению качества жизни данной категории населения. Результатом реализации проекта станет увеличение к 2022 году доли граждан старшего возраста, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 13,6 процента (21000 человек), к 2025 году – до 18,2 процента (29000 человек) (2017 год – 3,7 процента, 5600 человек).

 В рамках проекта ежегодно будет проходить спартакиада пенсионеров, 50 мастер-классов по различным видам физической активности, 50 лекций и консультаций о здоровом образе жизни и поддержании физической активности. Практики будут реализованы во всех муниципальных образованиях.



Здравоохранение

Развитие человеческого капитала является ключевым приоритетом Новгородской области. В среднесрочной перспективе необходимо создать современную эффективную систему здравоохранения, основанную на новых технологиях, и соответствующую потребностям населения.

Стратегической целью реализации государственной политики в области здравоохранения будет являться повышение ожидаемой продолжительности жизни к 2022 году до 73,54 лет, к 2025 году до 75,8 лет, снижение смертности в трудоспособном возрасте к 2022 году до 560,0 случаев на 100 тыс. населения, к 2025 году до 510,0 случаев на 100 тыс. населения.

Ключевыми проблемами отрасли здравоохранения являются:

высокая доля смертности населения. В рейтинге субъектов Российской Федерации по показателю общей смертности Новгородская область занимает 84 место. Вместе с тем, за 13 лет общая смертность в регионе уменьшилась на 24 процента: с 22,5 на 1000 человек населения в 2005 году до 17,1 на 1000 человек населения в 2017 году. Коэффициент смертности в 2017 году снизился до минимального значения за последние 20 лет;

демографической особенностью Новгородской области является высокая доля населения старше трудоспособного возраста – 29,7 процента в 2017 году (в 2012 году – 26,6 процента). В Российской Федерации доля населения старше трудоспособного возраста составляет 25,4 процента (в 2012 году – 22,6 процента);

смертность населения трудоспособного возраста в Новгородской области в 2017 году составила 679,0 случаев на 100 тыс. человек, что на 6,9 процента меньше, чем в 2016 году (729,0 на 100 тыс. человек). По данному показателю Новгородская область занимает одно из последних мест в Российской Федерации (РФ – 473,4 на 100 тыс. человек).

Ключевыми задачами развития системы здравоохранения Новгородской области к 2025 году являются:

ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;

обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год;

обеспечение оптимальной доступности для населения (в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

внедрение клинических рекомендаций и протоколов лечения, в том числе для формирования тарифов на оплату медицинской помощи.

Приоритетное направление будет реализовываться в рамках следующих проектных инициатив:

«Развитие первичной медико-санитарной помощи»;

«Борьба с сердечно сосудистыми заболеваниями»;

«Повышение эффективности медицинских учреждений подведомственных министерству здравоохранения Новгородской области»;

«Создание единого цифрового контура в здравоохранении»;

«Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения Новгородской области квалифицированными кадрами»;

«Развитие детского здравоохранения Новгородской области, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям»;

«Борьба с онкологическими заболеваниями»;

«Экспорт медицинских услуг».

Проектная инициатива «Развитие первичной медико-санитарной помощи» направлена на совершенствование медицинской помощи первичного звена здравоохранения и первичную диагностику и профилактику.

В рамках проектной инициативы к 2022 году 100 процентов медицинских организаций будут участвовать в создании и тиражировании новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь (2017 год – 5,8 процента). Охват населения профилактическими медицинскими осмотрами в 2022 году составит 67,6 процента, в 2025 году - 90 процентов (2017 год - 39,2 процента).

Удовлетворенность граждан качеством предоставления медицинских услуг к 2022 году должна составить не менее 70 процентов, к 2025 году - не менее 90 процентов (2017 год – 42 процента).

Реализовать проектную инициативу позволят следующие проекты:

1. Региональная составляющая федерального проекта «Развитие первичной медико-санитарной помощи». В результате реализации проекта с 2020 года ни один населенный пункт с численностью населения свыше 100 человек не будет находиться вне зоны доступности от медицинской организации или ее структурного подразделения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (2017 год – 28 населенных пунктов);

2. Приоритетный региональный проект «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», уровень удовлетворенности пациентов, обратившихся за медицинской помощью к 2022 году должна составить не менее 70 процентов, к 2025 году - не менее 90 процентов (2017 год – 42 процента);

3. Приоритетный региональный проект «Обеспечение доступности первичной медико-санитарной помощи с привлечением медицинских организаций негосударственной формы собственности», в результате реализации проекта количество жителей, прикрепленных к медицинской организации негосударственной формы собственности к 2022 году составит порядка 40 тыс. населения, к 2025 году – 50 тыс. населения (2018 год – 20 тыс. населения);

4. Приоритетный региональный проект «Создание Единой дежурно-диспетчерской службы скорой медицинской помощи», с 2019 года в 90 процентов случаев время доезда бригады скорой медицинской помощи должно составлять не более 20 минут (2017 год – 85 процентов);

5. Приоритетный региональный проект «Ранняя диагностика», охват населения диспансеризацией к 2020 году составит не менее 160 тыс. населения (2017 год – 50 тыс. населения), охват населения паспортами здоровья к 2025 году составит 100 процентов;

6. Приоритетный региональный проект «Таргетированное информирование», доля граждан, пришедших на прием из числа информированных путем получения смс-рассылки, к концу 2018 года составляет 25 процентов; в случае обоснованной финансовой эффективности таргентированное информирование населения будет продолжено, доля граждан, охваченных данной услугой, с 2019 года должна составлять не менее 25 процентов и сохранится на данном уровне к 2025 году;

7. Приоритетный региональный проект «12 месяцев здоровья», в результате реализации проекта число лиц, принявших участие в массовых мероприятиях, направленных на ведение здорового образа жизни к концу 2019 года увеличится по сравнению с 2018 годом на 30 процентов и составит 130 тыс. населения, число лиц, обученных основам здорового образа жизни путем проведения круглых столов, семинаров, лекций, бесед, мастер – классов, увеличится на 15 процентов и составит 230 тыс. населения.

Проектная инициатива «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» позволит добиться снижения смертности от болезней системы кровообращения до 724,7 случаев на 100 тыс. населения к 2025 году.

На эту цель будут направлены следующие проекты:

1. Региональная составляющая федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», снижение смертности от болезней системы кровообращения до 806,5 случаев на 100 тыс. населения к 2022 году, до 724,7 случаев на 100 тыс. населения к 2025 году (2017 год - 955,2 на 100 тыс. населения);

2. Приоритетный региональный проект «Развитие системы здравоохранения и социального обеспечения», отрасль здравоохранения будет дополнительно проинвестирована, положительный финансовый результат к 2022 году составит 520 млн рублей (2017 год – минус 1018 млн рублей); финансовые средства, полученные при реализации проекта, останутся в системе здравоохранения;

3. Приоритетный региональный проект «Дистанционный мониторинг хронических неинфекционных заболеваний», количество пациентов, находящихся под дистанционным наблюдением медицинских работников, к концу 2019 года составит не менее 1000 человек (2017 год – 0);

По оценке полученных результатов будет принято решение по дальнейшей реализации и масштабированию данного проекта.

4. Приоритетный региональный проект «Создание межрайонных сосудистых центров», реализация проекта позволит увеличить количество проведенных чрескожных коронарных вмешательств к 2020 году в 3 раза (2017 год – 781).

Целью проектной инициативы «Повышение эффективности медицинских учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Новгородской области» станет внедрение современных стандартов функционирования учреждений здравоохранения и оказания медицинских услуг.

В результате оптимизации управления удельный вес немедицинских расходов учреждений снизится до 30 процентов к 2022 году, до 28 процентов к 2025 году (2017 год – 47 процентов).

В рамках проектной инициативы будут реализованы следующие проекты:

1. Региональная составляющая федерального проекта «Повышение эффективности медицинских учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Новгородской области» проект позволит обеспечить экономию расходования бюджетных средств на содержание круглосуточных стационаров центрального кластера Новгородской области к 2021 году на 37 млн рублей;

2. Приоритетный региональный проект «Повышение эффективности деятельности крупных стационаров» позволит снизить объёмы просроченной кредиторской задолженности ГОБУЗ «Центральная городская клиническая больница», ГОБУЗ «Детская областная клиническая больница» и ГОБУЗ «Старорусская ЦРБ» к 2021 году на 80 процентов;

3. Приоритетный региональный проект «Повышение эффективности планирования и контроля финансово-хозяйственной деятельности медицинских организаций Новгородской области», удельный вес немедицинских расходов в общих расходах медицинских организаций к 2021 году снизится и составит не более 35 процентов (2017 год - 47 процентов);

4. Приоритетный региональный проект «Повышение эффективности поддерживающих функций медицинских организаций Новгородской области», экономия на вспомогательных службах к 2021 году составит порядка 9 млн рублей, число медицинских организаций Новгородской области, переведенных на централизованное ведение бухгалтерского учета достигнет 55 единиц;

5. Приоритетный региональный проект «Централизация закупок лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения», снижение совокупных затрат на закупку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения путем проведения совместных торгов в рамках потребности медицинских организаций составит к 2020 году 10 процентов;

Целью проектной инициативы «Создание единого цифрового контура в здравоохранении» является формирование механизмов информационного взаимодействия медицинских организаций государственной системы здравоохранения, реализация электронных услуг (сервисов) в личном кабинете пациента «Мое здоровье» на Едином портале государственных и муниципальных услуг, доступных для всех граждан Новгородской области к 2025 году.

Реализация приоритетного направления предусматривает следующие изменения в системе управления сферой и инструменты реализации:

формирование новых стандартов функционирования медицинских организаций («Бережливая поликлиника»);

распределение плановых объемов оказания медицинских услуг с учетом повышения доступа каждого жителя Новгородской области к любому виду медицинской помощи;

информатизация отрасли, внедрение региональной системы здравоохранения;

совершенствование стационарзамещающих технологий.

Реализовать проектную инициативу позволят проекты:

1. Региональная составляющая федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения», доля государственных медицинских организаций, включая их структурные подразделения (в том числе фельдшерско-акушерские пункты и фельдшерские пункты, подключенные к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), использующих медицинские информационные системы, подключенные к подсистемам единой государственной информационной системы здравоохранения, к 2025 году составит 100 процентов;

2. Приоритетный региональный проект «Цифровая медицина», ожидаемый эффект – снижение ошибок патоморфологической и молекулярногенетической диагностики онкологических заболеваний на 5 процентов;

3. Пиоритетный региональный проект «Интеграция мультимодальных данных в платформу КоБрейн-Аналитика и создание Виртуального биобанка» – обеспечение возможности проведения анализа мультимодальных данных для повышения эффективности здравоохранения в области социально-значимых заболеваний;

4. Приоритетный региональный проект «Скрининг диагностических изображений с использованием технологий искусственного интеллекта» направлен на снижение вероятности врачебных ошибок;

5. Приоритетный региональный проект «Система экспресс-диагностики онкологических заболеваний» позволит повысить качество оказания медицинской помощи в отдаленных районах;

6. Приоритетный региональный проект «Платформа «Третье мнение» направлен на сокращение времени выдачи заключения по радиографическим снимкам на 70 процентов;

7. Приоритетный региональный проект «Оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» позволит снизить время для получения консультаций областных специалистов, повысить доступность, за счет отсутствия необходимости населению ехать в межрайонный/областной центр, повысить качество лечения в отдаленных районах области, в том числе за счет привлечения специалистов областного и межрайонного уровня;

8. Приоритетный региональный проект «Система мониторинга показателей здоровья пациентов на основе цифровых технологий» направлен на повышение качества и оперативности медицинской диагностики, формирование приверженности к рекомендованной терапии, снижение частоты повторных госпитализаций;

9. Приоритетный региональный проект «Ведение паспортов здоровья населения Новгородской области» будет реализовываться с целью информационно-технологической поддержки работ по диспансеризации граждан.

В целом реализация проектов, включенных в проектную инициативу обеспечит доступность высококачественной медицинской помощи для 100 процентов населения области, в том числе в отдаленных районах (2017 год – 70 процентов), сокращение бюджетных расходов здравоохранения за счет оптимизации сроков до начала лечения, снижение инвалидизации, сокращение времени выдачи заключения по радиографическим снимкам на 70процентов, с 7-ми до 2-х дней.

Целью проектной инициативы «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения Новгородской области квалифицированными кадрами» станет ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях Новгородской области, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

Реализовать проектную инициативу позволит региональная составляющая федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения Новгородской области квалифицированными кадрами».

Дефицит в медицинских кадрах на конец 2017 года составил 204 врача и 232 среднего медицинского персонала. Проектная инициатива позволит укомплектовать врачебные должности в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (физическими лицами при коэффициенте совместительства 1,2), к 2022 году до 82,2 процента, к 2025 году до 94 процентов (2017 год – 69,6 процента), укомплектовать должности среднего медицинского персонала в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (физическими лицами при коэффициенте совместительства 1,2), к 2022 году до 93,0 процентов, к 2025 году до 95 процентов (2017 год - 81,7 процента), увеличить число специалистов в Новгородской области, вовлеченных в систему непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, к 2022 году до 5500 человек (72 процента от общего числа медицинских работников), к 2025 году до 8000 человек (99 процентов от общего числа медицинских работников) (2017 год – 428 человек).

Целью проектной инициативы «Развитие детского здравоохранения Новгородской области, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» является снижение младенческой смертности в Новгородской области путем совершенствования оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям, повышения доступности и качества медицинской помощи на всех этапах ее оказания, а также профилактики заболеваемости.

В рамках проектной инициативы к 2020 году младенческая смертность снизится до 4,0 на 1000 родившихся живыми (в 2017 году 5,8 случаев на 1000 родившихся живыми) и на этом уровне должна оставаться к 2025 году.

Реализовать проектную инициативу позволит региональная составляющая федерального проекта «Программа развития детского здравоохранения Новгородской области, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям».

Цель проектной инициативы «Борьба с онкологическими заболеваниями» - снижение смертности от новообразований, в том числе от злокачественных.

К 2022 году планируется снизить смертности от новообразований, в том числе от злокачественных до 191,7 случаев на 100 тыс. населения, к 2025 году - до 186,3 случаев на 100 тыс. населения (в 2017 году 202,6 случаев на 100 тыс. населения).

Реализовать проектную инициативу позволит региональная составляющая федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями». К 2025 году на базе Старорусской центральной районной больницы, Боровичской центральной районной больницы, Новгородской центральной районной больницы будет организована сеть центров амбулаторной онкологической помощи, произведено переоснащение сети региональных медицинских организаций оказывающих помощь больным онкологическими заболеваниями.

Цель проектной инициативы «Экспорт медицинских услуг» — привлечение дополнительных финансовых средств в систему здравоохранения Новгородской области и в областной бюджет.

Реализовать проектную инициативу планируется в рамках приоритетных региональных проектов «Старшее поколение», «Медицинское сопровождение туристических маршрутов» за счет увеличения объемов экстракорпорального оплодотворения и развития частно-государственного партнерства на территории Новгородской области.

В 2017 году в государственных организациях здравоохранения Новгородской области оказана медицинская помощь жителям других регионов в рамках средств обязательного медицинского страхования на сумму 97,6 млн рублей. К 2022 году планируется увеличить эту сумму до 200 млн рублей, к 2025 году - до 300 млн рублей.

Также к 2022 году инвестиции в основной капитал учреждений здравоохранения Новгородской области государственной и частной форм собственности должны составить не менее 660 млн рублей, к 2025 году - не менее 720 млн рублей (в 2017 году - 605 млн рублей).

К 2022 году будет создано не менее трех медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в рамках частно-государственного партнерства; к 2025 году - не менее пяти медицинских организаций (в 2017 году такие медицинские организации отсутствовали).

В 2019 году будет разработан план мероприятий по развитию медицинского туризма и медицинской реабилитации.

Образование

Стратегической целью реализации приоритетного направления «Образование» является модернизация региональной образовательной системы, направленной на создание условий формирования к 2025 году экосистемы «Регион-Университет», обеспечивающей решение задачи опережающей подготовки высококвалифицированных специалистов в интересах социально-экономического развития региона и миграции талантов, посредством включения учреждений всех уровней образования в единую систему «сквозного», непрерывного образования.

В настоящее время на территории области функционируют 164 общеобразовательные организации, в которых обучаются более 64 тыс. детей. Доля обучающихся, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся составляет 96,8 процента (в 2017/2018 учебном году – 97,5 процента). В 2018/2019 учебном году обучение в две смены реализуется в 14 муниципальных общеобразовательных организациях. Реализация мероприятий по созданию новых мест в общеобразовательных организациях позволит к 2022 году 1600 школьникам обучаться в новых школах с современным оборудованием и к 2025 году полностью ликвидировать двусменный режим обучения.

В 2019 году начнется строительство новых детских садов в Батецком, Окуловском муниципальных районах и Великом Новгороде. К 2022 году будет создано около 1000 новых мест в детских садах области, что позволит обеспечить 100 процентную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет. 100 процентная доступность дошкольного образования на территории области сохранится до 2025 года.

По результатам ЕГЭ в 2018 году выпускниками получено 44 «стобалльных» результата (в 2017 году – 17), получили медали 278 выпускников, средний балл по итоговой государственной аттестации (ГИА) в 2018 году равен 65,5. Область занимает 56 место по результатам ГИА в 2017 году. Достижение 100 процентного показателя доступности к высокоскоростному доступу к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» к 2022 году, позволит обеспечить участие высококвалифицированных педагогов в образовательном процессе в каждом удаленном образовательном учреждении области. Потребность в кадрах со стороны образовательных учреждений области будет закрыта за счет развития качественного дистанционного обучения и позволит повысить качество образовательного процесса. Таким образом, средний балл государственной итоговой аттестации к 2022 году будет равен 70,0 баллов, к 2025 году – 75,5 баллов. Образование Новгородской области войдет в 30 регионов-лидеров по результатам сдачи ГИА.

Стратегическими вызовами развития системы профессионального образования Новгородской области являются:

формирование со стороны экономики спроса на высококвалифицированные кадры (в первую очередь "рабочих профессий") и неквалифицированную рабочую силу;

повышение требований работодателей к качеству труда и к качеству подготовки выпускников (необходимость кадрового обеспечения высокотехнологичных производств);

сложная демографическая ситуация (количество выпускников образовательных организаций профессионального образования не в полной мере обеспечивает кадровые потребности региона);

отставание материально-технической базы системы профессионального образования от развития современных технологий производства;

отсутствие достаточного количества рабочих мест (вакансий), соответствующих выпускаемым специальностям.

Подготовку кадров по 61 профессии и 72 специальностям среднего профессионального образования осуществляют 20 профессиональных образовательных организаций. Средний балл аттестата студентов, подавших документы в профессиональные образовательные организации на обучение по очной форме обучения за счет бюджета, составляет 3,44. Реализация проектов ранней профориентации и внедрение государственной итоговой аттестации по общеобразовательным предметам в системе среднего профессионального образования позволит к 2022 году поднять средний балл аттестата до 3,8 балла, а в 2025 году до 4,0 баллов и привлечь в систему среднего профессионального обучения области выпускников из других регионов страны.

Доля трудоустроившихся выпускников профессиональных образовательных организаций области в 2018 году составила 61,5 процента. Изменение подходов к формированию кадровой потребности региона и создание условий для опережающей подготовки позволит достигнуть показателя трудоустройства к 2022 году до 70 процентов, к 2025 году до 80 процентов.

Основными проблемами развития отрасли являются:

слабая материально-техническая база образовательных учреждений;

доля учителей в возрасте от 45 лет и старше составляет 70 процентов. Дефицит педагогических кадров составляет более 7 процентов;

отсутствие системы по привлечению молодых специалистов в образовательные организации, в первую очередь учителей общеобразовательных организаций;

низкая востребованность программ профессионального образования;

низкая эффективность системы планирования и прогнозирования кадровых потребностей экономики региона;

отрицательная динамика (2009-2017 годы) контрольных цифр приема на обучение по программам высшего образования;

миграционный отток молодежи за пределы области;

по результатам IX ежегодного Национального рейтинга университетов по итогам 2017/2018 учебного года федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (далее – НовГУ) занимает 160-е место и имеет достаточно низкий балл по образовательной деятельности (185 место).

Стратегическими задачами развития системы образования Новгородской области к 2025 году являются:

совершенствование системы планирования и прогнозирования кадровых потребностей экономики региона;

создание новой инфраструктуры, развитие материально-технической базы образовательных учреждений и повышение их ресурсоэффективности;

развитие кадрового потенциала всех категорий работников образования путём аттестации, переподготовки и повышения квалификации;

модернизация системы высшего и среднего профессионального образования в интересах реального сектора экономики и социальной сферы Новгородской области и России, перспективных запросов профессионального сообщества, внедрения инновационных систем обучения основанных на цифровых, в том числе дистанционных технологиях;

развитие системы дополнительного профессионального образования с учетом перспективных требований опережающего развития инновационной экономики и профессиональной мобильности граждан;

внедрение и реализация гибко организованных, вариативных форм образования и социализации на протяжении всей жизни человека, в соответствии с меняющимися запросами населения, а также перспективными задачами регионального развития и цифровой экономики;

создание экономических, организационных и информационных механизмов взаимовыгодной интеграции сферы профессионального образования с работодателями и потенциальными потребителями знаний, услуг и инноваций;

построение и продвижение образовательного бренда «Город-Университет».

Основой реализации приоритетного направления будут являться проектные инициативы «Город-Университет», «Современная образовательная среда», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы».

Проектная инициатива «Город-Университет» является элементом проекта развития НовГУ как опорного университета Новгородской области, стержня всей системы образования области. Цель проекта состоит во включении учреждений всех уровней образования в единую систему «сквозного», непрерывного образования; удовлетворении потребностей общества в самовыражении и раскрытии талантов, посредством диверсификации учебного процесса, расширения спектра возможностей для самореализации личности через индивидуализацию образовательного пространства, обладающего гибкой вариативностью и обеспечивающего непрерывность овладения новыми знаниями и навыками («Обучение длиною в жизнь»);

Ключевые задачи:

подготовка кадров для цифровой экономики будущего, оптимизация реализуемых основных образовательных программ высшего и профессионального образования и их интеграция, разработка новых востребованных на региональном и внешнем рынках образовательных продуктов, в том числе на английском языке;

развитие сетевых форм реализации образовательных программ (double, dual, join degree), внедрение современных образовательных парадигм и технологий: инициатива CDIO, SMART, STEM образование, практикоориентированные стандарты WorldSkills, e-learning, MOOC и т.д., пилотная реализация проекта Университет НТИ 20.35 - внедрение индивидуализации образовательных траекторий;

аккредитация образовательных программ в международно-признанных аккредитационных агентствах, увеличение доли иностранных обучающихся;

развитие научно-духовно-просветительского комплекса «Антоново» на территории г. Великого Новгорода.

В рамках реализации проекта до 2025 года будет обеспечено:

вхождение университета в ТОП-100 рейтинга университетов Российской Федерации;

количество обучающихся в НовГУ к 2022 году увеличится на 1730 человек (8780 человек), к 2025 году увеличится более чем в 2 раза до 17 000 студентов;

НовГУ планирует привлекать к обучению не менее 200 иностранных студентов ежегодно, что составит к 2022 году – 600 человек, к 2025 году – 1200 человек (17 процентов), (2018 год доля иностранных обучающихся - 7 процентов);

разработано к 2025 году 10 уникальных образовательных программ, в том числе на английском языке, к 2022 году - 4 программы;

увеличится количество студентов из других регионов до 1130 студентов к 2022 году, до 2480 студентов (30 процентов) к 2025 году (2018 год – 350 человек);

средний балл по ЕГЭ абитуриентов, поступающих в НовГУ, не менее 80.

В области будет запущен еще один уникальный проект, связанный с открытием Новгородской технической школы - площадки для подготовки детей, молодежи и взрослого населения по компетенциям будущего, связанным с развитием робототехники, цифровых технологий, искусственного интеллекта, и проведения масштабных мероприятий Всероссийского и международного уровней. В 2022 году начнет работу Новгородская техническая школа, в которой получат развитие 7 направлений НТИ; будут оснащены 12 лабораторий по подготовке специалистов по таким направлениям будущего как реверсивный инжиниринг, дополненная реальность, интернет вещей; привлечены для преподавания 30 наставников мирового уровня. Планируемый контингент обучающихся к 2025 году составит не менее 3000 обучающихся в год.

В целях создания условий для изменения стереотипа поведения и жизненных установок пожилых людей, формирование новой модели личностного поведения путём вовлечения пожилых людей в образовательный процесс, разработку и осуществление общественно значимых проектов, будет создан центр непрерывного образования взрослых - «Серебряный университет». Планируемое число обучающихся - не менее 500 человек в год.

Проектная инициатива «Современная образовательная среда» включает три приоритетных региональных проекта:

«Строительство и оснащение новых мест в общеобразовательных организациях»;

«Оснащение оборудованием профессиональных образовательных организаций»;

«Обеспечение цифровой среды в школах и профорганизациях».

Внедрение в регионе новой образовательной модели средней школы, обеспечивающей освоение обучающимися базовых навыков и умений созвучных цифровой эпохе, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения в предметной области "Технология".

Для обучающихся и их родителей будет создана возможность выбора современной образовательной среды, предполагающей возможность индивидуальной траектории развития ребенка. Возможность реализовать персонифицированные образовательные потребности. Построение профессионального профиля компетенций с помощью систем искусственного интеллекта и выявления с помощью него ближайших зон развития обучающегося.

В рамках реализации проекта до 2022 года в Новгородской области будут построены две школы в г. Боровичи на 960 мест и г. Малая Вишера на 500 мест. Всего до 2025 года в области будут построены еще 5 новых школ, обеспеченных современным оборудованием (Новгородский район – 2, Хвойнинский, Шимский, Демянский районы).

Данные мероприятия позволят:

обеспечить работу общеобразовательных организаций в одну смену к 2022 году 98 процентов школ, к 2025 году – 100 процентов;

обеспечить к 2022 году переход 5 процентов обучающихся из зданий общеобразовательных организаций с износом 50 процентов и выше в новые общеобразовательные организации, оснащенные современными средствами обучения и воспитания. К 2025 году – 100 процентов обучающихся;

создать к 2022 году 30 центров гуманитарного и цифрового профиля; к 2025 году – 60 центров гуманитарного и цифрового профиля во всех муниципальных районах;

обеспечить к 2022 году 25 процентов сельских и 50 процентов городских общеобразовательных организаций области высокоскоростным Интернетом (не менее 100 Мб/с для образовательных организаций, расположенных в городах и 50 Мб/с для образовательных организаций, расположенных в сельской местности. К 2025 году 100 процентов образовательных организаций получат доступ к высокоскоростному Интернету.

Целью проектной инициативы «Успех каждого ребенка» является формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.

Проектная инициатива будет реализовываться через два приоритетных региональных проекта: «Моя будущая профессия» и «Область возможностей.53».

В рамках проекта «Моя будущая профессия» предполагается участие общеобразовательных организаций области в цикле открытых онлайн-уроков «Проектория», образовательной программе «Билет в будущее», стратегической инициативе «Кадры будущего для регионов».

Продолжится реализация пилотного проекта по интеграции системы образования Новгородской области в систему региональной экономики и развития человеческого капитала.

Реализация проектной инициативы будет способствовать ранней профессиональной ориентации обучающихся, а также развитию талантливых детей и молодежи за счет включения в образовательные программы направлений по развитию технологий, социальной активности, предпринимательства, коммуникаций, дизайна.

Сокращение периода адаптации молодых специалистов, возможность выбора мотивированного сотрудника для работодателей региона позволит обеспечить снижение операционных расходов предприятий области.

В результате реализации проекта:

к 2022 году не менее 50 процентов от общего числа школьников примут участие в открытых онлайн уроках «Проектория», к 2025 году не менее 80 процентов;

в рамках проекта «Билет в будущее» к 2022 году не менее 1 000 детей получат рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями, к 2025 году не менее 3000 детей;

к 2022 году 30 процентов обучающимся 5 - 11 классов будут предоставлены возможности освоения основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения, к 2025 году – 100 процентов.

Проект «Область возможностей.53» направлен на внедрение персонифицированного финансирования и учета детей в системе дополнительного образования, создание мобильного технопарка «Кванториум», создание центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Новгородской области.

Для обучающихся и их родителей реализация проекта расширяет доступность получения дополнительных общеобразовательных программ за счет развития дистанционных форм дополнительного образования, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, проживающих в сельской местности. Повышение качества образования будет осуществляться за счет реализации образовательных программ в сетевой форме с привлечением организаций разного уровня образования.

Результатами реализации проекта станут:

модернизация инфраструктуры системы дополнительного образования детей и повышения ее доступности за счет создания к 2022 году – 900 мест, к 2025 году - 1400 новых мест дополнительного образования детей, в том числе в сельской местности;

увеличение доли обучающихся к 2022 году до 15 процентов по естественнонаучным и техническим направлениям программ дополнительного образования из общего числа обучающихся, охваченных дополнительным образованием, к 2025 году – 25 процентов;

использование дистанционных методов обучения для обеспечения качественным дополнительным образованием в 2022 году 15 тыс. школьников, включая школьников с ограниченными возможностями здоровья, проживающих, в том числе в сельской местности, малых городах и труднодоступных территориях, 2025 году 30 тысяч школьников.

Проектная инициатива «Учитель будущего» направлена на создание системы непрерывного развития профессионального мастерства работников системы образования, обновление и омоложение педагогических кадров. Для педагогов появится возможность реализовывать современные образовательные технологии. Модернизация системы высшего педагогического образования направленна на подготовку педагогов новой формации.

Повышение охвата обновленными программами дополнительного профессионального образования позволят повысить уровень квалификации работающих педагогов и привлечь специалистов, не имеющих педагогического образования.

В рамках реализации проекта к 2022 году будет создан центр аккредитации педагогических и руководящих работников и центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников с охватом 60 процентов педагогов. К 2025 году будут созданы два филиала центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (в Старорусском и Валдайском муниципальных районах), что позволит обеспечить 100 процентный охват педагогов, прошедших повышение квалификации.

В результате:

к 2022 году 60 процентов педагогических работников пройдут повышение квалификации, в том числе с использованием современных цифровых технологий, к 2025 году – 100 процентов;

к 2022 году не менее 35 процентов учителей в возрасте до 35 лет в первые три года работы будут вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения, к 2025 году не менее 70 процентов;

к 2022 году не менее 3 процентов педагогов систем общего и дополнительного образования пройдут добровольную независимую оценку профессиональной квалификации, к 2025 году не менее 10 процентов;

к 2022 году не менее 25 процентов педагогов повысят уровень профессионального мастерства в форматах непрерывного образования, к 2025 году не менее 50 процентов.

Целью проектной инициативы «Молодые профессионалы» является модернизация профессионального образования, посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.

Проектом предусмотрено развитие конкурентной системы профессионального образования, направленной на подготовку рабочих и специалистов высокой квалификации, необходимых как для развития уже существующих предприятий, так и новых инвестиционных проектов на перспективу; повышение качества профессионального образования через инструменты движения «Молодые профессионалы», создание условий для непрерывного образования на протяжении всей жизни граждан.

Реализация проекта позволит создать систему непрерывного образования, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими; обеспечение единой площадки для проведения демонстрационного экзамена, региональных и отборочных чемпионатов «Молодые профессионалы».

В рамках проекта до 2025 года в г. Великий Новгород будет создан специализированный центр опережающей профессиональной подготовки с оснащением его современными средствами обучения, вычислительной техникой, программным обеспечением; будет организовано повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций, реализация программ профессионального обучения по перспективным для региона профессиям, включая программы в области цифровой экономики.

Мероприятия проекта будут способствовать повышению качества профессионального образования и закреплению молодых квалифицированных специалистов в регионе, в том числе за счет привлечения молодежи из других субъектов Российской Федерации:

увеличится доля трудоустроившихся выпускников профессиональных образовательных организаций к 2022 году до 70 процентов, к 2025 году до 80 процентов (2018 год- 61,5 процента).

увеличится численность студентов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях по востребованным рынком труда области профессиям, к 2022 году на 600 человек, к 2025 году - на 1000 человек;

доля образовательных программ, разработанных с участием ведущих промышленных организаций, входящих в список ТОП 300- региона, составит к 2022 году 75 процентов, к 2025 - 100 процентов;

50 мастерских (лабораторий) профессиональных образовательных организаций будут оснащены современным оборудованием до 2025 года;

не менее 15 финалистов войдут в состав сборной Новгородской области по итогам Национального Чемпионата «Молодые профессионалы 2021»;

доля выпускников профессиональных образовательных организаций, освоивших технический английский язык с уровнем B1 «Intermediate» в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, составит к 2022 году – 50 процентов, к 2025 году - 75 процентов;

доля выпускников профессиональных образовательных организаций, продемонстрировавших уровень подготовки, соответствующий стандартам Ворлдскиллс, составит к 2022 году – 70 процентов, к 2025 году - 85 процентов.

Экономический рост

Основным вызовом для социально-экономического развития Новгородской области является высокий уровень бедности. Наблюдается зависимость возможностей региона от существующей ситуации низкой обеспеченности бюджетными ресурсами: при среднегодовой численности населения в 609,5 тыс. человек и консолидированном бюджете около 35,0 млрд рублей в среднем на жителя области приходится порядка 57 тыс. рублей бюджетных средств. Это столько же, сколько в таких субъектах Российской Федерации как Тульская область, Ярославская область, Самарская область, Пермский край. Вместе с тем, эта цифра на 30-50 процентов меньше, чем в Калужской области, Ленинградской области, Республике Татарстан. Как следствие, имеются серьезные риски снижения инвестирования в человеческий капитал и невозможности создания комфортной среды для проживания в регионе.

По данным Росстата доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в 2017 году в Новгородской области составила 14,1 процента или 86,5 тыс. человек, что выше среднероссийского показателя (13,2 процента). На территории региона проживает 76,4 тыс. семей с детьми, из них 11,3 тыс. семей c доходами ниже величины прожиточного минимума.

Стимулирование экономического роста – необходимое условие для устойчивого развития Новгородской области в долгосрочной перспективе. Соответственно ключевыми задачами будут являться повышение реальных денежных доходов населения, снижение уровня бедности, создание комфортных условий для жизни и труда граждан, увеличение бюджетной обеспеченности до уровня не менее 75 тыс. рублей на жителя области в ценах 2018 года.

В 2019 году на территории региона будет реализован пилотный проект Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, направленный на достижение до 2024 года национальных целей социально-экономического развития по повышению реальных доходов граждан, снижению уровня бедности в два раза.

В рамках его реализации на территории 22 муниципальных образований будет проведено анкетирование семей с детьми с доходами ниже величины прожиточного минимума, сформирован реестр данной категории семей, в который войдут не менее 11 тыс. семей, проведен анализ структуры и выявление причин бедности семей с детьми. На основе полученных данных будет разработана региональная «дорожная карта», в которую войдут мероприятия, направленные на увеличение доходов семей с детьми, в том числе совершенствование механизмов социальной поддержки, включая расширение видов помощи в рамках социального контракта.

Достижение этого показателя станет возможным только с увеличением ВРП области, прежде всего за счет развития промышленного сектора - как расширения и модернизации уже существующих, так и привлечения новых производств на территорию региона, а также развития малого и среднего предпринимательства, в том числе экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличения доли туризма в экономике региона.

Доля ВРП Новгородской области в ВВП Российской Федерации составляет 0,3 процента. Объем ВРП в расчете на душу населения области составил в 2016 году 398,1 тыс. рублей. В материальном производстве создается 61,3 процента ВРП области, в том числе в обрабатывающих производствах 34,8 процента, в строительстве 12,8 процента, в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве 8,5 процента, добыча полезных ископаемых 1,1 процента, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 4,1 процента.

Новгородская область имеет ярко выраженную экспортную ориентацию внешней торговли. Внешнеторговый оборот за 2017 год составил 1443,8 млн долл США, из которых 1054,7 млн долл США приходится на экспорт. Страны - основные торговые партнеры: Китай, Бразилия, США, Финляндия, Швеция, Республика Беларусь, Италия, Тайланд, Германия и Украина. Однако основным источником экспортного товарооборота области (около 70 процентов) является продукция химической промышленности, что позволяет говорить о низкой диверсификации экспорта. По данным на 2017 год, в регионе 314 участников внешнеэкономической деятельности, из них экспортные операции осуществляют 195 субъектов внешнеэкономической деятельности, среди которых 111- субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), импортные – 190.

Доля малых предприятий в общем объеме ВРП соответствует общероссийскому показателю и составляет около 15 процентов.

В регионе будет реализовываться долгосрочная политика инновационного развития Новгородской области как места, благоприятного для бизнеса, обеспечены условия для устойчивого развития наукоемких отраслей промышленности, а также предпринимательства (малого и среднего бизнеса).

Этому способствует сотрудничество Новгородской области с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (далее – Фонд содействия инновациям), с Российским фондом фундаментальных исследований (далее – РФФИ) и с 2018 года с Фондом перспективных исследований. В период с 2007 года по 2017 год Фонд содействия инновациям поддержал более 100 научно-технических проектов новгородских учёных на общую сумму 40 млн рублей. За 2018 год сумма поддержки проектов составила более 11 млн рублей. РФФИ за три последних года поддержан 21 проект фундаментальных исследований на сумму более 8,5 млн рублей.

В целях повышения эффективности регионального промышленного комплекса особое внимание должно уделяться повышению производительности труда (по итогам 2016 года средний темп роста производительности труда обеспечен на уровне 102,6 процента) и перспективном участии в соответствующем федеральном проекте.

Высокий потенциал предприятий оборонно-промышленного комплекса (далее – ОПК) Новгородской области должен быть направлен на выполнение конверсионных обязательств и выпуск передовой продукции гражданского назначения (на 2018 год доля гражданской продукции на региональных предприятиях ОПК варьируется от 6 процентов до 84 процентов).

Занимая выгодное положение на Северо-Западе России, Новгородская область является одной из наиболее привлекательных территорий с точки зрения развития туризма, благодаря богатому культурному наследию в сочетании с разнообразными природными ресурсами. Общее количество туристов, размещенных в 2017 году на гостиничной базе области, составляет 402,3 тыс. человек, в том числе российских туристов – 347,8 тыс. человек, иностранных – 54,5 тыс. человек.

В то же время основными вызовами и проблемами современного этапа развития экономики Новгородской области и перехода к новому технологическому укладу являются:

сокращение среднесписочной численности занятых у субъектов МСП (по состоянию на начало 2018 года к началу 2017 года на 1,1 процента);

снижение оборотов малых предприятий (включая микропредприятия) (с 107 млрд рублей в 2016 году до 85 млрд рублей в 2017 году, или на 20 процентов);

ограниченный доступ к финансовым ресурсам (снижение объемов кредитования МСП в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 19 процентов);

низкая диверсификация экспорта (основной источник экспортного товарооборота области (около 70 процентов) – продукция химической промышленности);

из 5 монопрофильных муниципальных образований только одно (г. Боровичи) – моногород со стабильно развивающейся экономикой.

Целью реализации стратегического направления станет снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума с 14,1 процента в 2017 году до 12,0 процентов к 2022 году и до 7,4 процента к 2025 году. Увеличение обеспеченности бюджетными ресурсами на уровне передовых несырьевых региональных экономик (не менее 75 тыс. рублей на душу населения) потребует обеспечения роста объема частных инвестиций, привлеченных в экономику Новгородской области.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих основных задач:

формирование комплексной системы поддержки малого и среднего предпринимательства в Новгородской области, обеспечение увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства, оборота субъектов малого и среднего предпринимательства;

повышение экспортного потенциала Новгородской области посредством формирования комплексной системы поддержки экспорта, что обеспечит увеличение объема экспорта Новгородской области, количества экспортеров и доли несырьевого экспорта в общем объеме экспорта региона;

формирование условий для развития монопрофильных муниципальных образований на территории Новгородской области путем создания новых рабочих мест, создания территорий опережающего социально-экономического развития и реализации инфраструктурных проектов в моногородах Новгородской области;

создание условий для улучшения инвестиционной привлекательности Новгородской области, что должно отразиться в увеличении объема частных инвестиций в основной капитал, качественном изменении регуляторной среды в регионе;

обеспечение развития туристского потенциала Новгородской области за счет формирования туристской инфраструктуры, активизации продвижения региональных туристских продуктов, повышение качества туристских услуг

обеспечение развития промышленного потенциала Новгородской области, которое должно выразиться в росте объема инвестиций в обрабатывающие производства, повышении производительности труда на предприятиях;

диверсификация структуры производства продукции предприятий ОПК в сторону увеличения доли продукции гражданского назначения;

обеспечение поддержки научных исследований и разработок для обеспечения конкурентоспособности экономики Новгородской области.

Обеспечивать достижение указанных задач будут восемь проектных инициатив:

«Формирование и совершенствование системы поддержки малого и среднего предпринимательства в Новгородской области»;

«Развитие экспортного потенциала Новгородской области»;

«Формирование условий для развития монопрофильных муниципальных образований на территории Новгородской области»;

«Улучшение инвестиционной привлекательности Новгородской области»;

«Развитие туристского потенциала Новгородской области»;

«Развитие промышленного потенциала Новгородской области»;

«Конверсия предприятий ОПК, расположенных на территории Новгородской области»;

«Поддержка научных исследований и разработок для обеспечения конкурентоспособности экономики Новгородской области».

Целью проектной инициативы «Формирование и совершенствование системы поддержки малого и среднего предпринимательства в Новгородской области» является стимулирование развития сектора малого и среднего предпринимательства в Новгородской области посредством формирования и совершенствования системы поддержки, основанной на понятных и удобных сервисах для запуска и ведения бизнеса, что приведет к увеличению численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, к 2022 году до 78,3 тыс. человек, к 2025 году - до 81,9 тыс. человек. Данный показатель на 13 процентов превысит уровень 2018 года.

Указанная проектная инициатива включает в себя региональную составляющую национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Помимо решения проблем сокращения среднесписочной численности занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства (на начало
2018 года произошло снижение данного показателя на 1,1 процента к аналогичному периоду 2017 года), снижения оборотов малых предприятий (включая микропредприятия) (снижение показателя в 2017 году к уровню 2016 года на 20 процентов) и объемов кредитования (снижение показателя в 2017 году к уровню 2016 года на 19 процентов) реализация региональной составляющей национального проекта будет способствовать увеличению:

количества субъектов малого и среднего предпринимательства на 1,5 тыс. единиц к 2022 году, на 3,6 тыс. единиц к 2025 году (в целом увеличение на 16,7 процента к уровню 2018 года);

оборота субъектов малого и среднего предпринимательства (включая выручку индивидуальных предпринимателей) от реализации товаров (работ, услуг), до 159,4 млрд рублей к 2022 году, до 169 млрд рублей к 2025 году (в целом увеличение на 14,7 процента к уровню 2017 года).

Приоритетными направлениями региональной составляющей, в том числе, станут создание новых объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубаторов и технопарков), стимулирование увеличения объемов кредитования субъектов малого предпринимательства (по сравнению с 2018 годом на 20 процентов к 2022 году, на 50 процентов к 2025 году, в том числе за счет мероприятий в рамках национальной гарантийной системы и специальных программ кредитования с государственной поддержкой), реализация принципа «одного окна» для оказания комплекса услуг посредством формирования многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг для бизнеса и центров оказания услуг на базе банков (до конца 2025 года на территории области планируется деятельность не менее 10 центров оказания услуг для предпринимателей). Меры поддержки предпринимателей будут аккумулированы через создаваемый в регионе центр «Мой бизнес».

Проектная инициатива «Развитие экспортного потенциала Новгородской области» будет сосредоточена на повышении привлекательности и конкурентоспособности новгородских товаров и услуг, прежде всего туристских, на международных рынках и направлена на увеличение объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров до 1530,3 млн долл США к 2022 году (рост составит 49 процентов к уровню 2017 года), до 1938 млн долл США к 2025 году (рост составит 89 процентов к уровню 2017 года).

Ключевым проектом станет региональная составляющая национального проекта «Международная кооперация и экспорт».

Реализация региональной составляющей национального проекта будет способствовать решению следующих проблем:

низкой диверсификации экспорта (основным источником экспортного товарооборота области – около 70 процентов – является продукция химической промышленности);

снижения экспорта продукции вне сектора минеральных удобрений (данный показатель снижается третий год подряд, потеряв почти треть своего объема – 29,3 процента – по сравнению с 2014 годом).

Важным направлением в реализации региональной составляющей национального проекта станет внедрение в Новгородской области Регионального экспортного стандарта 2.0.

Особая роль в развитии экспортного потенциала будет отведена Новгородскому центру поддержки экспорта – ключевому инструменту поддержки экспорта в регионе. Планируется повышение эффективности работы центра за счет интеграции с региональной сетью АО «Российский экспортный центр», подключения к единой системе CRM, участия в акселерационных программах, внедрения системы «Инвестиционный лифт» в сфере несырьевого экспорта в регионе, и, как результат, осуществление полного цикла сопровождения и поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства от формирования экспортных компетенций до заключения экспортных контрактов.

Комплекс проводимых мероприятий позволит в целом увеличить объем экспорта Новгородской области к 2022 году до 1587 млн долл США (рост составит 50,5 процента к уровню 2017 года), до 1994 млн долл США к концу 2025 года (рост на 89 процентов к уровню 2017 года), и количество экспортеров до 238 единиц к 2022 году (рост составит 21 процент к уровню 2017 года), до 258 единиц к концу 2025 года (рост составит 32 процента к уровню 2017 года).

Проектная инициатива «Формирование условий для развития монопрофильных муниципальных образований на территории Новгородской области» разработана для снижения зависимости монопрофильных муниципальных образований Новгородской области (моногородов) от деятельности градообразующих предприятий, улучшения инвестиционного климата в моногородах.

В рамках данного направления будет реализовано не менее 2 инфраструктурных проектов с привлечением средств Фонда развития моногородов, а также создано не менее 2 территорий опережающего социально-экономического развития в монопрофильных муниципальных образованиях Новгородской области: в пгт. Угловка Окуловского муниципального района и г. Боровичи Боровичского муниципального района. Указанные меры позволят создать в рамках ТОСЭР не менее 1360 рабочих мест и привлечь не менее 4 млрд рублей частных инвестиций.

Одной из якорных проектных инициатив станет «Улучшение инвестиционной привлекательности Новгородской области», которая будет включать три приоритетных региональных проекта: «Формирование в Новгородской области современной инфраструктуры для субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности», «Создание системы «одного окна» для инвестора», «Формирование системы взаимодействия с регионами иностранных государств».

В результате реализации указанных проектов на территории Новгородской области планируется:

создание современных инвестиционных площадок для инвесторов и предпринимателей;

обеспечение системы эффективного взаимодействия субъектов инвестиционного процесса;

привлечение иностранных инвестиций;

создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа;

реализация проектов государственно-частного партнерства.

Объем частных инвестиций в экономику области нарастающим итогом к 2022 году составит не менее 130 млрд рублей, к 2025 году – не менее 276 млрд рублей, количество инвестиционных площадок достигнет к 2022 году 25 единиц, к 2025 году – 40 единиц, а прямые иностранные инвестиции в Новгородскую область (по данным платежного баланса Российской Федерации) превысят к 2022 году 950 млн долл США, к 2025 году — 1,9 млрд долл США.

Для достижения этих целей к 2025 году должны быть более активными прямые связи с территориально-административными образованиями и бизнес-сообществами Федеративной Республики Германия, Финляндской Республики, Итальянской Республики, Австрийской Республики, Королевства Швеция, Королевства Норвегия, Азербайджанской Республики, Республики Индия, Республики Корея, Японии.

В Новгородской области к 2025 году должна быть сформирована разветвленная система частных инфраструктурных площадок для развития бизнеса:

 

№ п/п Наименование объекта инфраструктуры Срок создания объекта инфраструктуры Место размещение объекта инфраструктуры

1.

Бизнес-инкубатор

2018-2020 гг. г. Великий Новгород – 2; г. Боровичи – 1
2021-2023 гг. г. Чудово – 1; г. Старая Русса – 1

2.

Технопарк

2018-2021 гг. г. Великий Новгород – 2; г. Старая Русса – 1
2022-2024 гг. Чудово – 1; Боровичи – 1
3. Индустриальный парк 2018-2024 гг. г. Боровичи – 1; г. Великий Новгород – 2 Новгородский муниципальный район – 1; г. Старая Русса - 1

4.

Региональная промышленная площадка

2018-2021 гг. Боровичский муниципальный район – 1; Валдайский муниципальный район – 1; Демянский муниципальный район – 1; Крестецкий муниципальный район – 1; Новгородский муниципальный район – 1; Пестовский муниципальный район – 1; Солецкий муниципальный район – 1; Великий Новгород - 3
2022-2025 гг. Окуловский муниципальный район район – 1; Чудовский муниципальный район район – 1; Парфинский муниципальный район район – 1; Любытинский муниципальный район район – 1; Старорусский муниципальный район район – 1; Мошенской муниципальный район район – 1
5. Особая экономическая зона промышленно-производственного типа 2019-2020 гг. г. Великий Новгород, Новгородский муниципальный район, Чудовский муниципальный район
6. Территория опережающего социально-экономического развития 2018-2019 гг. пгт. Угловка – 1; г. Боровичи – 1

 

Ресурсы проектной инициативы «Развитие туристского потенциала Новгородской области» будут сосредоточены на формировании туристской инфраструктуры, продвижения региональных туристских продуктов, повышении качества туристских услуг, что будет способствовать увеличению к 2025 году въездного туристского потока (до 800 тысяч туристов в год), повышению вклада туризма в региональную экономику, созданию новых рабочих мест в отрасли.

В рамках данной инициативы будут реализовываться 3 приоритетных региональных проекта:

1. Проект «Формирование туристской инфраструктуры». Результатами проекта будут являться: наличие во всех муниципальных районах Новгородской области коллективных средств размещения, то есть увеличение количества койко-мест в коллективных средствах размещения до 11 010 койко-мест в 2022 году (рост на 18 процентов к уровню 2018 года) и до 12 000 койко-мест в 2025 году (рост на 29 процентов к уровню 2018 года); присуждение статуса «национальная тропа» туристскому маршруту «Большая Валдайская тропа» в 2022 году; функционирование одного туристско-рекреационного кластера на территории области; создание Центра развития туризма Северо-Западного федерального округа; установка 188 знаков туристской навигации к 2020 году.

2. Результаты реализации проекта «Продвижение Новгородской области в рамках существующих туристских продуктов (маршрутов, программ): к 2022 году количество региональных туристских продуктов составит 45 маршрутов (рост на 15 процентов к уровню 2018 года), а в 2025 году – 50 маршрутов (рост на 28 процентов к уровню 2018 года); ежегодно, до 2022 года включительно, как минимум один региональный туристский продукт (маршрут, программа) будет включен в программы крупных туристских операторов; к 2022 году количество туристско-информационных центров составит 5 единиц; представители туристской индустрии Новгородской области ежегодно будут представлять туристские возможности региона не менее, чем на четырех российских и зарубежных туристских выставках.

3. Проект «Повышение качества туристских услуг» направлен на ежегодное увеличение количества предприятий туристской индустрии, соответствующих региональному стандарту туристских услуг, не менее чем на 5 процентов; ежегодную аккредитацию не менее чем 10 экскурсоводов и гидов-переводчиков; количество участников специализированных программ в сфере туризма и гостеприимства к 2022 году составит 100 человек, а к 2025 году – 177 человек; по итогам 2018-2025 годов участниками образовательных мероприятий станут не менее чем 700 сотрудников предприятий индустрии гостеприимства и общественного питания, связанных с оказанием услуг туристам. 

Проектная инициатива «Развитие промышленного потенциала Новгородской области» будет способствовать росту промышленного производства, диверсификации его структуры, а также повышению производительности труда.

Ключевым проектом данной инициативы является региональная составляющая национального проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости» целью которого является увеличение производительности труда ежегодно не менее чем на 5 процентов. Следующие меры будут являться основными составляющими данной инициативы:

включение региона в число «пилотных» субъектов Российской Федерации и получение соответствующего финансирования;

содействие развитию сети инфраструктуры поддержки промышленных предприятий, направленной на формирование сервисной модели поддержки предприятий;

взаимодействие с образовательными организациями для подготовки высококвалифицированных и востребованных промышленными предприятиями Новгородской области кадров;

использование потенциала инжинирингового центра радиоэлектронного прототипирования федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» с перспективой расширения сети подобных инфраструктурных площадок в регионе (не менее двух к 2025 году);

содействие продвижению продукции промышленных предприятий на внутреннем и внешнем рынках;

расширение финансовой поддержки путем развития института Фонда развития промышленности и его региональной составляющей;

формирование ежегодно не менее одной кластерной и кооперационной модели развития промышленных предприятий.

В результате, объем инвестиций в обрабатывающие производства к 2022 году превысит 30 млрд рублей, к 2025 году превысит 47 млрд рублей.

Обеспечение повышения производительности труда и увеличение числа высокопроизводительных рабочих мест не менее, чем на 30 предприятиях обрабатывающих отраслей к 2025 году. Участие в мероприятиях и инструментах поддержки, реализуемых по линии государственных программ Российской Федерации и Новгородской области, государственных институтов развития (федеральных и региональных), направленных на технологическое перевооружение производства с применением технологий «бережливого» производства.

Увеличение производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения оборонно-промышленными предприятиями будет реализовано проектной инициативой «Конверсия предприятий оборонно-промышленного комплекса, расположенных на территории Новгородской области». К 2022 году доля предприятий оборонно-промышленного комплекса, диверсифицировавших производство на выпуск высокотехнологичной продукции и/или двойного назначения, достигнет 75 процентов, к 2025 году - 100 процентов, что будет обусловлено реализацией приоритетного регионального проекта «Повышение уровня производства гражданской продукции на предприятиях оборонно-промышленного комплекса».

Результатами реализации проектной инициативы станут:

ежегодный рост доли производства продукции гражданского назначения предприятиями ОПК не менее чем на 5 процентов;

развитие производства авионики: изготовление систем коммуникации, навигации, отображения и управления различными устройствами, создание приборов обработки и визуализации информации;

формирование кластерной модели развития гражданских направлений продукции ОПК;

участие в мероприятиях и инструментах поддержки, реализуемых по линии государственных программ Российской Федерации и Новгородской области, государственных институтов развития (федеральных и региональных), направленных на технологическое перевооружение производства с применением технологий «бережливого» производства.

Мероприятия проектной инициативы «Поддержка научных исследований и разработок для обеспечения конкурентоспособности экономики Новгородской области» будут сосредоточены на развитии взаимодействия с научными фондами и институтами развития в направлении увеличения количества поддержанных проектов фундаментальных и прикладных исследований новгородских ученых (не менее 10 проектов и исследований ежегодно), привлечения предприятий к реализации федеральных инновационных проектов (не менее 2 проектов ежегодно), в том числе путём развития собственных исследований и разработок, создании к 2025 году не менее 2 инжиниринговых центров и площадок с привлечением новгородских учёных.

Также Новгородская область будет продолжать работу по усилению кооперационных связей предприятий с опорным ВУЗом и развитию межрегионального и международного научного сотрудничества.

Ключевым проектом данной инициативы является региональная составляющая национального проекта «Наука». Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве организаций, будет составлять не менее 10 процентов по итогам 2025 года. Будет создана база данных инновационных проектов, включающая не менее 25 проектов. Доля реализации научно-технических проектов, доведения их до стадии коммерциализации и регистрации прав на результаты интеллектуальной деятельности будет составлять не менее 70 процентов от количества реализованных проектов. Приборная база ведущих организаций, выполняющих исследования и разработки в Новгородской области будет обновлена на 50 процентов.


Дата: 2019-04-22, просмотров: 2391.