Констатирующий этап педагогического эксперимента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Наблюдение за детьми в показало, что среди испытуемых есть дети, которые любят главенствующие роли. Из анкет родителей эти дети из семей с высоким социальным статусом. Это Саша М., Диана Ш и Алина Б. На занятиях ведут себя активно. Во всем стремятся быть аккуратными.

Диане Ш, присущи больше характеристики Саши, по наблюдению можно сказать что её воспитание больше подходит мальчику, нежели девочке. На это надо особенно обратить внимание родителям и педагогу.

Алина Б. наоборот, старается не конфликтовать со сверстниками, однако свою точку зрения будет доказывать упорно и в споре ни когда не уступает. Не легко поддается убеждению, не принимает позицию взрослого. Дети много фантазируют и умеют привлечь на свою сторону других ребят. Со сверстниками дружны и как правило, в их затеях принимают участие все дети. Однако Лиина Б послушна, но не покорна. А Саша М наоборот не послушен, но покорен.

В испытуемой группе есть «драчуны». Это Витя С. и Кирилл К., они, замкнуты, не дружны, ведут себя обособлено, не активны. На уроках не слушают, крутятся, не внимательны, быстро надоедает однообразие, капризны. Не поддаются убеждениям. Огрызаются со взрослыми, конфликтуют со всеми детьми. За частую сами являются зачинщиками драк. Семьи этих детей не благополучные. Не послушные и не покорные.

Остальные дети, можно сказать «среднего уровня». Ведут себя по разному, ни чем не выделяются. Работы детей в основном не аккуратные. Легко вступают в конфликт. Некоторые из них поддаются убеждению, некоторые с трудом. На уроках активны, но некоторые могут быть и безразличны к происходящему. Эти дети в основном из семей «среднего» социального статуса. У части детей не полные семьи. В некоторых семьях работает только один родитель.

Социальный статус семей мы вывели по оценке педагогом семьи и анкетам родителей. Результаты наблюдения выведены в Таблице 1.

Таблица 1 – Психологические характеристики детей.

Ф.И.О. Характеристика дошкольного возраста Статус семьи
1 Миша М. малообщительный, спокойный, уравновешенный, часто грубит, не послушный, покорный средний
2 Никита П. шустрый, быстрый, общительный, часто конфликтует из-за пустяков, неусидчивый, не покорный средний
3 Алина Б. спокойная, общительная, конфликтов не возникает, не покорная, послушная, иногда огрызается высокий
4 Витя С. всегда с мальчиками, может подраться, никогда не попросит прощения, замкнут, не послушный и не покорный, резок. низкий
5 Данил Б. общается со всеми, ябеда, покорный средний
6 Злата Б. очень спокойная, нет подруг, замкнута, в основном одна, исполнительна, послушная. средний
7 Ольга Е. спокойная, общительная, не покорная средний
8 Диана Ш. спокойная, общительная, играет со всеми детьми в группе, больше не послушная высокий
9 Кирилл К общается с кем придется, нет друзей, малообщителен, резкий в отношениях, непослушный и непокорный. низкий
10 Вася К. всегда с мальчиками, может подраться, но может и попросить прощение, малообщительный, не послушный и не покорный, грубит взрослым средний
11 Настя Н. дружит с избранными, общается со всеми, частые конфликты, обида часто перерастает в слезы, более-менее послушная, иногда бывает в гневе. средний
12 Аня М. очень добрая, общительная, знает много стихов, всегда улыбается, такой демонстративный характер, не послушная средний
13 Егор П. любознательный, но не общительный, тяжело идет на контакт со сверстниками,, не покорен средний
14 Сережа О. шустрый, быстрый, общительный, неусидчивый, не послушный средний
15 Саша М. любознательный, общительный, все хочет знать, не покорный, иногда бывает в гневе. высокий

Таким образом, можно сделать вывод, что социальный статус семей не отражается на нарушении поведения детей. Поэтому статус ребенка не является основным фактором нарушений поведения.


Так же мы опросили педагогов по составленной нами анкете (Приложение А), для выявления факторов и причин нарушений поведения детей. По результатам опроса установлено, что основной причиной нарушений поведения является малообщительность, а из-за отсутствия методик по развитию и формированию коммуникативных способностей детей не развиты коммуникативные навыки.

Следующим измерением было диагностирование коммуникативных способностей детей.

Уровень коммуникативных способностей детей определялся по двум аспектам: понимание специфики ситуации, в которой происходит взаимодействие (Приложение Б) и коммуникации со сверстниками были определены методом наблюдения, где оценочными критериями выступили: замкнутость – 1 балл, малообщителен – 2 балла и общителен – 3 балл. Оценка уровня коммуникаций: высокий уровень – 3 балла; средний уровень – 2-3 балла, низкий уровень 1-2 балла. Диагностические методики выявляли уровень развития представлений ребенка о состояниях других людей (взрослых и сверстников) в различных ситуациях общения и взаимодействия, а также о способах адекватного поведения.

Диагностика по методике «Понимание специфики ситуации» проводилась следующим образом, детям раздали по две пары картинок, с изображением ситуаций, связанных с пребыванием детей в школе. На одной картинке изображена ситуация, в которой все дети ведут себя в соответствии с правилом, на другой – кто-нибудь нарушает его. Дети должны были оценить ситуацию. По итогам наблюдения мы определили коммуникации со сверстниками. Результаты обследования коммуникативных способностей детей занесены в Таблицу 2.



Таблица 2 – Коммуникативные способности детей

Ф.И.О. Понимание специфики ситуации (баллы) Хар-ка (баллы) Среднее количество баллов Уровень коммуникат. способностей
1 Миша М. 3 2 2,5 средний
2 Никита П. 2 3 2,5 средний
3 Алина Б. 3 3 3 высокий
4 Витя С. 1 1 1 низкий
5 Данил Б. 1 2 1,5 низкий
6 Злата Б. 1 2 1,5 низкий
7 Ольга Е. 2 3 2,5 средний
8 Диана Ш. 3 3 3 высокий
9 Кирилл К 1 2 1,5 низкий
10 Вася К. 2 2 2 средний
11 Настя Н. 2 3 2,5 средний
12 Аня М. 3 3 3 высокий
13 Егор П. 1 2 1,5 низкий
14 Сережа О. 2 2 2 средний
15 Саша М. 3 3 3 высокий

 

И так, из таблицы видно, что с высоким уровнем коммуникаций 3(20,0%) детей, с низким 5(33,3%) и 7(46,6%) детей имеют средний уровень коммуникативных способностей. Результаты диагностики коммуникативных способностей представлены в динамике Рисунок 2.

Полученные показатели коммуникативных способностей, в ходе констатирующего экпиремента, для детей младшего школьного возраста очень низкие, так как в этом возрасте при правильном развивающем обучении дети должны быть более общительны.

Первый этап диагностики позволил нам выделить проблемных детей, нуждающихся в повышенном внимании со стороны родителей и педагогов. При этом были определены характеристики детей. Причиной нарушения поведения детей в виде непослушания и непокорности является малообщительность детей со сверстниками и взрослыми. Фактором такого поведения является низкий уровень коммуникативных способностей, который проявляется в неумении детей оценить создавшуюся ситуацию и при этом определить для себя адекватный стиль поведения. Выявленные причины и факторы, а также особенности детей позволят построить программу коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста.

 

Рисунок 2 – Уровень коммуникативных способностей детей

 

Как видим из рисунка, в основном дети малообщительны (средний уровень), что не может не повлиять на нарушения в поведении детей. Следовательно либо педагог мало уделяет внимания развитию коммуникативных способностей, либо не правильно подобраны методики.

Основные проблемы, заключаются в неумении детей организовать и контролировать собственное поведение для эффективного взаимодействия с окружающими, т. е. в конечном счете в нарушениях общения, представляющих реальную опасность для адекватного поведения.

 

Дата: 2019-04-22, просмотров: 507.