ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методика занятий по рисованию натюрморта — важный компонент системы обучения изобразительному искусству. Роль преподавателя в организации учебного процесса, в выборе задания и его представлении очень велика, так как отражение мира - это познание и оценка его, формирование мировоззрения средствами искусства.

При подготовке проведении занятий, для эффективности работы с детьми я старалась творчески подходить к делу. Учитывая то, что в младших классах дети ещё не умеют целенаправленно наблюдать, и характер процесса работы у них импульсивен, важное значение в работе имел темп выполнения заданий. В своих наблюдениях увидела, что чем больше ребёнок учится наблюдать действительность, размышлять в процессе выполнения заданий, чем сложнее и многограннее становится его работа над изображением, тем быстрее сохраняется его интерес к заданию.

На первых этапах обучения младших школьников мною брались лёгкие, по исполнению, темы. Например, тема урока: «декоративный натюрморт». Здесь ставились следующие задачи урока:

1. Развивать у детей умение внимательно рассматривать предметы.

2. Развивать умение сравнивать предметы между собой, в виде сходства и различия между ними и передавать эти особенности.

3. Размещать изображение на листе бумаги (в длину или в ширину листа), учитывая положение предметов перед рисующими, их формы и размеры.

В процессе рисования, добивалась, что бы рисунок был крупного размера, но правильно расположен на листе и уравновешен на нем. Эти навыки не сразу могут быть освоены детьми, однако ставить перед ними такую задачу возможно и необходимо, чтобы развивать у них глазомер и чувство ритма (качества, необходимые человеку в любой деятельности).

Предметы для рисования подбирались крупных и средних размеров. Они ставились на уровне глаз, чтобы рисующие могли отчётливо воспринимать силуэты. Предметы ставились на небольшом расстоянии друг от друга, чтобы один предмет не закрывал другой, и детям легко было сравнивать их между собой.

Урок начинала с беседы о роли и назначении знакомых детям предметов, о соответствии их формы и материала. Для примера показывала, например, вазу для фруктов, блюдце или тарелку, которые служат разным целям, отмечая при этом, что мы не только повседневно пользуемся этими вещами, но и любуемся ими. Анализируя, отмечаем, что очень часто художники изображают их в своих картинах.

Анализ и формы поставленных предметов, сравнение их размеров и цвета проводился путём вопросов к детям, что помогало им более зорко и осмысленно воспринимать их особенности, оценить красоту соотношений их функциональных частей. В вопросы к детям вносился так же игровой момент, оживляющий и обостряющий восприятие действительности. Затем переходили к выполнению рисунка. При этом я разъясняла детям, что рисунок должен быть достаточно крупным, чтобы изображённые предметы были хорошо видны на расстоянии. С этой целью показывались репродукции произведений художников или их фрагменты.

Начинали рисунок с лёгкого наброска формы предметов на листе бумаги, решая карандашом первую задачу: выбор положения бумаги перед рисующим в длину или ширину листа и размещение рисунка на листе.

Следующий этап - работа в цвете - включает поиски не только основного цвета предмета, но и его общей формы, характерных особенностей силуэта, характеристики функциональных частей.

Темп работы младших школьников, обычно быстрый, так как они удовлетворяются приблизительным сходством рисунка с натуры. Связи предметов в пространстве младшие школьники передают в своих рисунках условно. Они ещё не зрители изображаемого события, а лишь прямые его участники, поэтому и не осознают значения единой точки зрения на предметы. Этим объясняется своеобразие их рисунков - характерная «прозрачность» изображения, несоответствие пропорций предметов по отношению друг к другу и другие особенности. Но в то же время дети уже способны к активному зрительному восприятия, ведь они вполне сознательно могут сравнивать, сопоставлять свои впечатления от наблюдения действительности и строить рисунок на их основе, и в этом им я оказывалась помощь.

Развитие зрительного восприятия пространства, умение видеть расположение предметов в пространстве - одна из наиболее сложных проблем учебной работы для этого возраста.

На занятиях, в процессе рисования, следила за тем, чтобы дети в самом начале работы не задерживались на отдельных предметах, не пытались передать все их детали. Очень важно, чтобы, сравнивая цвета в натуре между собой, они широко и свободно закрывали форму предмета общим цветом, оставляя белым только самые светлые места, например, блики, если они есть в натуре.

При составлении поурочных планов старалась уточнить конкретные содержания заданий, представить их воспитательные задачи, не навязывающие непосильное их пониманию содержание, при этом учитывала интересы детей. 

На следующих этапах обучения детей рассматривались и анализировались репродукций картин художников. В картинах Рауля Дюфи, Винсента Ван Гога, Анри Матисса характерна выраженои различная техника решения волнующей темы.

Дата: 2019-04-22, просмотров: 492.