Декоративный натюрморт. Понятие о декоративности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Слова «декоративность», «декорация» происходят от латинского слова «decoro», что значит «украшать». Сама природа как будто наделяет свои создания не только полезными свойствами, но и красотой.

Декоративность - качество художественной формы, повышающее ее эмоциональную выразительность. Также декоративность можно рассматривать как форму выражения красоты, глубоко заложенное в эстетическом сознании народа.

Люди всегда стремились украсить свои дома и храмы, свои вещи и внешность -еще за 5 тысяч лет до нашей эры в государствах древнего Востока были высоко развиты художественные ремесла. Разные стороны понимания декоративности постоянно проявляются в произведениях прикладного и народного искусства: ткани, ковры, изразцы, роспись по дереву.

Не только декоративно – прикладное искусство занимается украшением нашей повседневной жизни. Живопись тоже берет на себя такую задачу. Проблема декоративности для живописца состоит в том, что ему нельзя потерять содержательности, глубины и чувства связи с природой, но в тоже время нельзя пренебречь эстетическими требованиями, красотой живописи. В системе европейской эстетики нового времени полноценной считается такая живопись, которая комбинирует содержательное и декоративное начало. Если же художник слишком приближается к одному из полюсов, он встречает осуждение коллег и зрителей.

Декоративный натюрморт, как и декоративная живопись в целом – это творческий переход от натуры к решению композиции и воплощению ее в различных материалах. В работе над декоративным натюрмортом можно научиться средствами цвета, ритма, объединять разные предметы, видеть не только отдельную вещь на изолированном фоне, но и предметы в их взаимосвязи.

Декоративный натюрморт – это путь к смелому решению колористических задач. Для создания наиболее выразительного образа можно придумать своеобразную тему в натюрморте. Это может быть город, театр, спорт или что-то другое, волнующее художника.

Существует несколько способов решения декоративного натюрморта:

При выполнении декоративного натюрморта можно отталкиваться от натурного варианта постановки, упрощая предметный мир, связывая его форму не с собственно- локальным предметным цветом, а подчиняя правилами построения колорита. Не обязательно следовать академическим канонам живописи. В поле зрения остаются конструктивное начало, расшифровка формы, а затем применяются законы цветоведения.

Натюрморт как жанр живописи можно именовать творческой лабораторией живописи, так как он считается и деталью и первым шагом станкового умения. В нем максимально раскрываются пластические и колористические способности художника, выявляются необыкновенности его мышления. Данный жанр имеет большое количество многофункциональных отличительных черт, временами его называют камерной музыкой живописи. Натюрморт применяют как учебную постановку, первичную стадию исследования натуры в период ученичества.

Умелый живописец часто использует натюрморт, как выразительную этюду с натуры. Натюрморт, как не один из жанров живописи предполагает характеристику стольких способностей для занятий формальными выразительными исканиями. Он помимо прочего готов стать самостоятельной картиной, со своей точки зрения раскрывающей постоянную тему искусства - тему бытия человека. Такое разнообразие натюрмортного жанра и обращает живопись неодушевлённых предметов в сферу поиска не только форм и содержания, но и в поиск осознания и ощущения жизни, собственного взгляда живописца на находящееся вокруг, выработку собственного стиля. Мир вещей в натюрморте практически постоянно призван раскрыть их беспристрастное своеобразие, неподражаемые свойства и красоту. В большинстве случаев, используют человеческий мир, выражающий мысли и чувства, отношение к жизни людей определённого общества.

ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ

Прикладное искусство в течение всей своей истории накапливало и вбирало, обобщало и шлифовало орнаментальные законы и композицию. В лучших образцах иконописи мы наблюдаем умение художников пользоваться цветовыми контрастами, ограниченным количеством цвета, создавая подлинные шедевры. Изучение этого опыта не только расширяет и обогащает кругозор, но и развивает собственный потенциал творчества. Потому что сила настоящего мастерства заключается в том, чтобы уметь органически соединять приемы традиционного народного искусства с новым содержанием, с новыми эстетическими требованиями, уметь расти и развиваться в ногу со временем. Умение создавать выразительный образ, тонкий вкус, чувство ритма и цветовой гармонии, является важным в произведениях декоративного плана.

Декоративная живописьявляется формой отражения реального мира и обладает всеми качествами, характеризующими понятие декоративности. Это и повышенная цветовая гармония, тональное и контрастное решение, плоскость изображения, орнаментальность, условность решения темы и ограниченность в подборе цветов, то есть все то, что неизменно присутствует в народном искусстве.

Живописный цвет принадлежит не только миру изображения, но и самой картине – вещи, находящиеся вместе с ним, в нашем пространстве. Картина не только показывает и рассказывает, она украшает наши комнаты. Украшает нарядностью и богатством своего колорита.

Для этого художник обычно подчеркивает в картине не ее сюжетную, повествовательную сторону, не пространство с его глубиной, не материальную объемность вещей, а саму плоскость картины. Цвет чаще всего ложится на такую поверхность ковром, ровным и плотным слоем без светотени и без воздушных расплывов. Обычно он сохраняет определенную связь с цветом изображенных предметов и одежд, с красками природы, но все-таки это уже не реальный предметный цвет, а декоративный – условный и плоскостной, усиленный и измененный для того, чтобы сделать наиболее нарядной, орнаментально красивой саму живописную поверхность.

Развитие образного мышления, цветовая культура, смелость композиционных решений – все эти качества необходимы начинающему художнику. Занятия декоративной живописью помогут ему глубже понять и тоньше почувствовать всю глубину и красоту русского народного искусства.

1.3КОЛОРИТФундаментом в данной работе является цвет. Неотъемлемой частью композиции в декоративной живописи является колорит.

Колорит в живописи представляет собой определенное сочетание цветов, гармонизирующих между собой и обладающих единством. В более узком, профессиональном смысле под колоритом понимают красоту цветовых сочетаний, а такжебогатство цветовых оттенков. В зависимости от преобладания в нем цветовой гаммы, он может быть холодным или теплым, светлым, серебристым, голубоватым и т.п. Колорит воздействует на чувства зрителя, создавая настроение в картине и служит важным средством образной и психологической характеристики.

Выбирая цвета для декоративнойработы, определяется настроение и характер передаваемой атмосферы. Нужно совершенно осознанно выбрать цвета и краски для работы, добиваясь с их помощью определенных результатов согласно поставленной цели.

Чтобы все получилось именно так, как хочется, пригодятся несколько советов по поводу выбора цветовой палитры деятелей науки и культуры разных времен: физиологов, психологов, а также представления людей различных вероисповеданий об ассоциациях и символике цвета.

Приняв во внимание советы, можно решить – сделать ли работу тон в тон, либо создать контрастную, будоражащую композицию.

Приступая к колористическому решению произведения, необходимо также учитывать, что каждый цвет в произведении существует не изолированно. Он действует на зрителя одновременно с цветами, его окружающими.

Явление изменения светлоты цвета в зависимости от светлоты окружающего его фона носит название светлотного контраста.

Более сложные изменения происходят с цветами при хроматическом контрасте. Хроматический контраст – это кажущееся изменение цветового тона или насыщенности цвета в зависимости от окружающих его других цветов. Хроматический контраст ярче выражается при соприкосновении дополнительных или близких к ним цветов, причем он усиливается при уменьшении насыщенности этих цветов.

Иногда появляется необходимость в выделении и подчеркивании какого-либо цвета в общей спокойной и сдержанной гамме, включении в композицию цветового «огонька». В этом случае необходимо расположить его на фоне дополнительного цвета. Тогда по закону одновременного хроматического контраста он будет казаться ярким и насыщенным.

Выбор основной гаммы и подчинение общего колористического решения этой гамме позволяет осмысленно подходить к вопросу цветового решения произведения. Недостаточно распределить цвета по плоскости. Нужно научиться управлять возможностями, которые дают краски. Колористически - гармонично решенная работа подобна музыкальному произведению, в котором четко слышится основная мелодия на фоне музыкального сопровождения, не заглушающего эту мелодию, а только подчеркивающего и обогащающего ее.

ЦВЕТОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Если отвлечься от содержания произведения искусства (картины, скульптуры), то можно сказать, что для нашего зрения оно представляет собой некоторую совокупность или систему цветовых пятен – на плоскости, объемном теле или в пространстве. Расположение этих пятен, их цветовые характеристики и размеры подчиняются определенной закономерности и логике, связанной с содержанием и назначением вещи. Вот это и называется цветовой композицией. Чтобы завершить определение цветовой композиции, нужно добавить, что она непременно содержит то или иное эстетическое качество или производит эстетическое впечатление, задуманное мастером.

Теперь можно сформулировать определение цветовой композиции кратко и достаточно близко к сути: цветовой композицией называют совокупность цветовых пятен (на плоскости, объемной фигуре или в пространстве), организованную по какой-либо закономерности и рассчитанную на эстетическое впечатление.

Понятие цветовой композиции более формально и узкопрофессионально, чем понятие колорита. Как показывает история, что существует сравнительно немного типов цветовой композиции, среди которых можно выделить четыре основных типа и две-три разновидности.

Первый тип – монохромия.

В композиции доминирует один цветовой тон или несколько соседних цветов, воспринимаемых как оттенки основного. Монохромия встречается в искусстве всех времен и народов. При помощи композиции этого типа достигаются разнообразные сильные эффекты:

1. Классическая простота и ясность художественного языка. (Древнегреческая живопись, краснофигурные и чернофигурные вазы, живопись барокко и реализма XVII в.).

2. Сильно направленное к определенной цели воздействие (русские иконы, картины Рембрандта и др. на библейские сюжеты).

3. Сосредоточенность на внутреннем мире человека (средневековая живопись Китая и Японии, «метафизическая» живопись XX века – Д. Моранди, А. Васнецов, И. Маркевич).

4. Старость, угасание жизненных сил, трагизм (поздний Тициан, Тинторетто и Ф. Хальс).

5. Простота, доходчивость, броскость (геральдика – знамена, гербы, знаки отличия, изделия массовой культуры, реклама).

Второй тип – полярная цветовая композиция.

Доминантой служит пара контрастирующих цветов, противоположных в цветовом круге. Эти цвета могут быть дополнительными, контрастными или близкими к ним. Полярную композицию могут составить только два цвета, например: красный и зелено-голубой; желтый и синий; красный и синий и т.д. Эти цвета могут быть также взяты с оттенками, то есть, каждый цвет может быть развернут в монохромный ряд или группу. Кроме того, в полярной композиции, как и во всякой другой, могут участвовать ахроматические цвета. У полярной композиции свои функции и задачи. Чаще всего она применяется в следующих случаях:

1. Для выявления антиномий или противопоставлений, например, фигура и фон; большое и малое; верх и низ; добро и зло и т.д. Сама природа «выявляет» красные и фиолетовые цветы на фоне зеленых листьев и травы, черные глаза и брови на светлом лице, она окрашивает небо в синий, а землю - в желтый цвет.

2. Для достижения эффекта декоративности, основанного на физиологической потребности глаза в «уравновешивании» впечатлений. Красота полярных сопоставлений была замечена еще в глубокой древности. В Египте фараоны носили украшения из золота и лазурита, а в Месопотамии облицовывали стены глазурованным кирпичом с сине-желтыми росписями. В критских дворцах украшают стены пурпурно-зелеными и оранжево-голубыми фресками. С тех пор контрастные сопоставления возводятся в непреложный закон гармонии и декоративности.

3. С конца XIX в. и позже полярная цветовая композиция используется для передачи световых эффектов. При этом свет и тень окрашиваются в контрастные или дополнительные цвета (А. Матисс, М. Вламинк, Л. Кирхнер, Р. Дюфи, М. Аветисян, М. Сарьян).

4. Сочетание желтого с синим или оранжевого с голубым может выражать состояние покоя и неподвижности, умиротворенности.

5. Если полярные цвета насыщены и приведены к гармонии, то такая композиция используется для изображения конфликтности, напряженности, драматизма или трагизма (живопись экспрессионистов, сюрреалистов).

Третий тип – трехцветная композиция.

Основу трехцветной композиции могут составлять: триада основных цветов (красный, зеленый, синий), триада основных красок (красный, желтый, синий), а также любые три цвета при вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг.

Трехцветие (трехцветные сочетания)– самый сложный тип цветовой композиции. Он занимает промежуточное положение между лаконичными первым и вторым типами и изобильным четвертым типом, его сложно гармонизировать, привести к равновесию и к единству гаммы. Если два цвета триады стоят в круге дальше, чем на 120 градусов, то они тяготеют к полярности; и третий цвет оказывается, как бы «лишним», его хочется вообще убрать. Некоторые триады, хотя и построены правильно, то есть, в оптической смеси дают серый, все же производят впечатление чего-то грубого, неклассического, например, триада желто-оранжевый – голубой – фиолетово-пурпурный. Для восприятия зрителем трехцветные сочетания труднее, чем другие типы композиции. В нем как бы заключена сложная мысль, которую не всегда можно выразить словами. Поэтому трехцветные сочетания мы видим в искусстве древности и средневековья, проникнутом религиозными идеями. Часто роль желтых и оранжевых компонентов триады выполняло золото.

В живописи Возрождения трехцветные сочетания встречаются очень часто, но они обычно сосредоточены на одной фигуре или на группе фигур и служат как бы акцентом в композиции.

Четвертый тип – многоцветие.

Многоцветием называют такую цветовую композицию, в которой доминируют четыре и больше хроматических цвета. Обычно в многоцветии используют две пары, или четыре основных хроматических цвета: красный, желтый, зеленый, синий, а также их оттенки.

Помимо этих основных четырех типов цветовой композиции можно выделить еще два производных, поскольку они часто встречаются в живописи, прикладной графике и других жанрах искусства.

А. Многоцветие со сдвигом к одному цветовому тону.Такая цветовая композиция представляет собой как бы синтез монохромии и многоцветия. Она встречается главным образом в пейзажной живописи, когда художник стремиться передать солнечное или лунное освещение.

Б. Ахроматическая цветовая композиция.Такая композиция может состоять из белого и черного, а также всех промежуточных серых тонов. В нее включаться небольшие по площади акценты хроматических цветов. Природа создала много образцовбело-черно-серых гамм: зимний пейзаж, заснеженные вершины гор, дождь и туман, мех животных, оперение птиц и т.д.

 

 

Дата: 2019-04-22, просмотров: 676.