Духовно-нравственная культура педагога
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Духовная культура педагога– интегративное качество личности, характеризующееся мерой и способом творческой самореализации субъекта, направленной на формирование духовности. Она создает ту ауру, которая притягивает ребенка к педагогу. Чистота помыслов и чувств создает условия для искреннего диалога между учителем и учеников. Любовь к ребенку облегчает взаимопонимание. «Зорко одно лишь сердце», – писал Антуан де Сент-Экзюпери.

Центральным компонентом духовно-нравственной культуры педагога являетсяего педагогическая позиция – ценностное отношение личности к определенным сторонам действительности, проявляющееся в соответствующем поведении.

Про­блема сформированности духовно-нравственной культуры учителя связана с системой социальных норм. Для того чтобы полноценно существовать в социальном мире, человек общается и сотрудничает с другими членами об­щества. Есть определенные социальные нормы поведения, соблюдение которых облегчает взаимодействие, совмест­ное решение проблем. Культурная норма является систе­мой поведенческих ожиданий, образцом того, как люди предполагают действовать. Когда культура предписывает, как и что мы должны или не должны делать, т.е. когда она указывает на стандарты правильного поведения, то такая культура называется нормативной. Нормативная культу­ра, не закрепленная юридически, не может быть достаточ­но устойчивой, поскольку она действует как бы с молча­ливого согласия людей. Изменения, происходящие в об­ществе, преобразуют условия совместной деятельности людей, при этом некоторые нормы взаимодействия людей перестают быть актуальными, становятся неудобными и бесполезными. Более того, устаревшие нормы служат тормозом дальнейшего развития человеческих отношений. Отсюда становится очевидным, что педагогу необходимо быть достаточно динамичным в восприятии и понимании нормативной культуры.

Нравственные нормы– это идеи о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. Социальный опыт человеческого общества показывает, что нравственные нормы возникают постепенно, из повседневной жизни и групповой практики людей, без сознательного выбора и умственного напряжения. Когда нравственные нормы ус­ваиваются индивидом, вступает в силу нравственный кон­троль поведения, что создает психологический барьер для совершения запрещенных действий. В обществе с твердо установившимися нравственными нормами, четкой систе­мой передачи этих норм новым поколением нравственные запреты нарушаются редко. Нормативную культуру отра­жают и институциональные нормы. Они, в отличие от обычаев и нравственных норм, сознательно тщательно разрабатываются, и устанавливается формальный или не­формальный кодекс следования им.

Каждый социальный институт стремится создать и вне­дрить поведенческие образцы, которые отличаются от по­добных образцов других институтов. Этим объясняется существование таких понятий, как «культура школы», «культура управления», «педагогическая культура» и т.д. Культура педагога – это базисная основа его профессио­нальной деятельности.

Субкультура– это культура какой-либо социальной или демографической группы. В ряде случаев группы развивают упрощенные формы культуры, заменяющие ее нормальные, естествен­ные формы и в той или иной степени противостоящие культуре как целому. Субкультуру, вступающую в кон­фликт с культурой общества, называют контркульту­рой.В данном случае мы не рассматриваем антагонисти­ческие относительно целостной национальной культуры варианты проявления субкультуры.

Учитывая особенности педагогической деятельности, мы в большей мере делаем акцент на проявлениях суб­культуры молодежи. Молодежь развивает собственную субкультуру, более разнообразную в некоторых отноше­ниях, чем культура взрослых, в частности создает собст­венный жаргонный язык, моду, музыку, нравственный климат.

Итак, духовно-нравственная культура учителя является стержнем педагогической культуры, так как только истинно духовный человек может приобщить к культурным ценностям подрастающее поколение, помочь разобраться в культурных ценностях, научить отличать истинные ценности от суррогатов.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 458.