Все волевые действия подразделяются на простые и сложные
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

- простые волевые действия обычно не связаны со значительными волевыми усилиями, реализуются в форме навыков и состоят из трех структурных элементов: - мотив, совмещенный с целью; - исполнение действия; - оценка результата.

ü в каждом простом действии различаются следующие компоненты: сенсорный, центральный, моторный и контрольно-корректирующий.В различных движениях тот или иной из первых трех компонентов приобретает ведущее значение (сенсомоторные реакции – сочетание ведущей роли сенсорного и моторного компонентов)

ü время реакции - скорость, с которой человек может реагировать на раздражитель

Двигательные реакции, относящиеся к простым волевым действиям, также подразделяются на простые и сложные:

ü простые двигательные реакции - это ответ на одиночный стимул одним определенным действием;

ü сложные двигательные реакции - происходят при необходимости принятия решений

- сложные волевые акты – имеют более развернутую структуру, в которую входят стадии:

ü формирования цели - процесс выбора одной из возможностей удовлетворения потребности (борьба мотивов, определение приоритетов);

ü предрешения – завершение борьбы мотивов (если она была) принятием решения (выбором варианта поведения в ситуации неопределённости);

ü принятие решения – транзитивное (обоснованное, оптимальным, учитывающее условия развития событий) или нетранзитивное (неоптимальное, когда не анализируются реальные возможности, варианты развития событий). Решения могут приниматься импульсивно, рискованно, уравновешенно, осторожно или инертно.

ü моделирования значимых условий деятельности - цель является системообразующим фактором организации всех средств ее достижения, осознаются ее задачи, детально планируются возможные пути и средства ее достижения, деятельность человека протекает в определенных условиях и зависит от них(соотнесение цели деятельности с данными условиями и есть осознание задач деятельности).

ü программирование исполнительских действий - система представлений о критериях эффективности данного действия. Человек действует в зависимости от того, на основе каких знаний он ориентируется в данных условиях, какие связи и отношения вещей учитывает.

ü обработка текущей информации о достигаемых промежуточных результатах - реально получаемые результаты всех операций постоянно сопоставляются с ранее заданной динамической моделью действия;

ü текущая коррекция действий - неточные действия исправляются в результате анализа причин недостижения цели, при этом иногда может оказаться, что сама ориентировочная модель действия была сформирована ошибочно;

ü оценка итогового результата - целесообразность поведения определяется прежде всего достижением результата.

Волевые состояния, в последовательности, соответствующей структуре деятельности:

- инициативность - характеризуется активной переработкой поступающей информации, определением первоочередных проблем, постановкой наиболее значимых целей и путей их достижения, выражается в повышенной возбудимости к поиску цели.

- решительность - приобретает первостепенное значение при наличии ряда целей, психическое состояние мобилизованности на быстрый и обоснованный выбор цели и способов ее достижения, оно связано с повышением эмоциональной и интеллектуальной активности психики, не только побуждается чувством, но и связано с подавлением различных эмоций, предвидением последствий будущих действий;

- нерешительность - неспособность быстро принимать решения, может быть проявлением особой психической пассивности личности, слабости нервных процессов, недостаточной их подвижности;

- целеустремленность- характеризуется сосредоточенностью сознания на основных, наиболее значимых целях, с физиологической точки зрения характеризуется возникновением доминанты, которая подчиняет все действия человека достижению поставленной цели;

- уверенность- представляет собой высоковероятностное ожидание запланированного результата деятельности на основе учета исходных условий, это состояние в значительной мере определяет результативность деятельности, оно состоит в объективной оценке обстоятельств, влияющих на исход деятельности, основано на четком осознании связей исходных данных с конечной целью, осознании (иногда интуитивном) ее достижимости, реальности;

- настойчивость – способность к длительному преодолению трудностей, контролированию действия и направленности его на достижение цели, избирательное отношение ко всему тому, что может содействовать достижению цели, проявление гибкости в преодолении препятствий;

- упрямство- негибкость, некритическое отношение к деятельности;

- сдержанность- торможение нежелательных действий, подавление возможных негативных эмоций, самообладание, требующее значительного волевого усилия, в отличие от бесчувственности, сдержанность предполагает разумно обоснованную реакцию на сильные эмоциональные воздействия, это состояние, в котором проявляется тормозная функция воли, состояние контролируемого поведения.

Волевые свойства личности – определенные психорегуляционные качества, закрепленные у человека образом его жизни и стилем его жизнедеятельности, связанные с типом нервной деятельности человека и с требованиями, предъявляемыми ему социальным окружением. Некоторые из этих требований переходят в убеждения личности и принципы ее поведения. У социализированной личности формируется чувство социальной ответственности – чувство долга, определенный нравственный идеал. Все это служит общей основой поведения индивида, определяет направленность личности.

 

 

Тема 5. Индивидуально-типологические свойства человека

Способности

Способности - индивидуальные особенности и свойства личности, которые являются условиями успешного выполнения какого-либо вида деятельности.

Способность - совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психофизиологические возможности индивида в различных видах деятельности.

Существует два основных подхода к их пониманию:

1) способности как высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности;

2) способности как психические особенности личности, которые не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивают их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим, психофизиологическим и психическим возможностям человека. Способности - мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности.

Различаются общие и специальные способности. Общие способности необходимы для всех видов деятельности. Они подразделяются на:

- элементарные - способности к психическому отражению действительности, элементарный уровень развития восприятия, памяти, мышления, воображения, воли;

- сложные - способности к обучению, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития и др.

Деятельность связана со способностью личности к сознательной постановке цели, применению ранее выработанных и формированию новых умений и навыков, использованию орудий и средств деятельности. В соответствии с видами деятельности различаются специальные способности: графические, художественно - литературные, конкретно - научные (математические и др.), практически-организационные, практически-созидательные и др.

В структуре личности существенны не только отдельные способности, но и их комплексы, наиболее полно отвечающие требованиям широких сфер деятельности.

Высокая способность к конкретному виду деятельности - талант, а комплекс способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности - одаренность. Высший уровень способностей, воплощенный в эпохально значимые свершения – гениальность (от лат. genius - дух).

Психические особенности одаренности, и тем более гениальности, проявляются в высокоразвитом интеллекте, нестандартности мышления, в его комбинаторных качествах, мощной интуиции.

Предпосылкой гениальных свершений служит творческая одержимость, страсть к поиску принципиально нового, стремления к наивысшим достижениям в различных сферах общечеловеческой культуры. Одаренные люди отличаются ранним интенсивным психическим развитием. Развитию одаренности и гениальности содействуют благоприятные социальные условия, не сковывающие нестандартные черты личности. Общество должно быть насыщено духом определенных социальных ожиданий, для того чтобы появился соответствующий гений.

От рождения человек не имеет способностей. Но у него имеются определенные природные предпосылки - задатки - для последующего их развития в определенных условиях. Задатками способностей являются особенности нервной системы, обусловившие работу различных анализаторов, отдельных корковых зон и полушарий мозга. Врожденные задатки определяют скорость образования временных нервных связей, их устойчивость, соотношение первой и второй сигнальных систем.

Природные предпосылки способностей многозначны - на их основе могут быть сформулированы различные способности. Способности поддаются перестройке (рекомбинации). Это обеспечивает компенсаторные возможности психической регуляции: слабость одних нейрофизиологических компонентов восполняется силой других.

Развитие способностей не следует понимать, как количественный прирост природных задатков, созревание того, что человеку дано от природы. Развитие способностей определяется требованиями, выдвигаемыми перед человеком в процессе его деятельности, разнообразием и содержательностью этой деятельности. Каждый человек имеет только ему присущие способности как в отдельных видах деятельности, так и в широких сферах жизнедеятельности.

Способность к той или иной деятельности может определить устремленность личности к тем или иным видам занятий, проявляться в виде склонностей. Наряду с этим у каждого человека имеются особенности, неблагоприятные для отдельных видов деятельности, неспособность к ним.

Не существует хороших или плохих способностей, существует способность или неспособность индивида к той или иной деятельности

Темперамент

В истории психологии известны разные теории темперамента. В частности, одна из первых попыток объяснения этой характеристики личности принадлежит греческому врачу Гиппократу, который считал, что состояние организма зависит от соотношения жидкостей организма (кровь, лимфа и желчь).

Древнеримский ученый Гален уточнил классификацию Гиппократа и выделил четыре главных темперамента:

Дата: 2019-03-05, просмотров: 320.