Аграрно-промышленный комплекс РБ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сельское хозяйство занимает важное место в структуре национальной экономики и призвано выполнять три важнейшие задачи:

1) обеспечивать население страны высококачественным продовольствием, т. е. быть гарантом продовольственной безопасности;

2) снабжать пищевую и легкую промышленность в достаточном количестве необходимым сырьем;

3) сохранять привлекательными ландшафты в качестве жизненного пространства, территории для расселения людей, создания зон отдыха, зон развития агротуризма.

В структуре валовой продукции сельского хозяйства заметно сократилась доля животноводства, которое на предыдущих этапах развивалось в значительной мере на привозных кормах, имело более высокую товарность, но вырос удельный вес продукции растениеводства (все категории хозяйств). Однако в личных подсобных хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах доля продукции растениеводства в 2003г. достигла 74,2%, в то время как в сельскохозяйственных организациях – лишь 44,3%. Таким образом, можно сделать вывод о том, что сельское хозяйство в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах имеет растениеводческое направление, а в сельскохозяйственных организациях – животноводческое. Прогнозируется, что к 2010г. в животноводстве будет производиться 55,0%, а в растениеводстве – 45,0% валовой продукции сельского хозяйства (все категории хозяйств).

Растениеводство. Беларусь располагает значительными возможностями для увеличения валовых сборов зерновых и технических культур, картофеля и овощей, а также кормов для животноводства. Основным источником роста является повышение урожайности на основе интенсификации производства. Достаточное увлажнение почвы обеспечивает в Беларуси высокую эффективность использования минеральных удобрений в сочетании с органическими. Переход к интенсивному производству на наиболее плодородных почвах позволил бы при сокращении посевных площадей повысить урожайность в 2,5 – 3 раза, а затраты топлива и потребность в технике снизить в 1,5 – 2 раза. Необходимо строгое соблюдение технологии обработки почв. В связи с этим ускоренного развития требуют исследования в области адаптивно – ландшафтного земледелия. Именно в этом направлении кроются большие резервы как повышения продуктивности сельскохозяйственных угодий, сохранения плодородия почвы, так и значительной экономии минеральных удобрений и средств защиты.

Для зерновых колосовых ставится задача вынести сорта и гибриды потенциальной урожайностью в 100 – 120 ц/га, в том числе пивоваренного ячменя, отвечающего требованиям пивоваренных стандартов с содержанием белка не более 10,5% – урожайностью 70 – 75 ц/га; кукурузы на зерно – 100 ц/га, картофеля – 350 – 400 ц/га, сахарной свеклы – 500 – 600 ц/га и зернбобовых 50 – 60 ц/га.

 

Дефицит зерна может быть преодолен путем увеличения его производства за счет улучшения структуры зернового клина, наращивания производства кормового зерна, приготовления сбалансированных комбикормов, более широкого использования ржи при приготовлении комбикормов.

Животноводство. Отрасль дает основную часть товарной продукции в сельскохозяйственных предприятиях Республики Беларусь.

Несмотря на то, что территория Беларуси относится к одной природной зоне, внутри республики имеются существенные различия между ее отдельными регионами, а тем более между хозяйствами. Территориальные различия в социально-экономических и природных условиях регионов определяют зоны специализации сельского хозяйства:

1. Молочно-мясо-льноводческая зона охватывает всего 47 районов. На долю этой зоны приходится примерно 40 % общей площади сельскохозяйственных угодий и пашни. В этой зоне молочно-мясное скотоводство сочетается с производством свинины.

2. Зона молочно-мясного скотоводства, свиноводства с развитым льноводством. На ее долю приходится примерно 20% сельскохозяйственных угодий и пашни республики. Средний балл пашни составляет 37, а сельскохозяйственных угодий – 33. Здесь в связи со значительной концентрацией посевов картофеля довольно благоприятные условия для развития свиноводства.

3. Зона мясо-молочного животноводства и свекловодства объединяет 16 административных районов. Все районы этой зоны расположены в сырьевых зонах сахарных заводов. Она занимает около 14% пашни с высоким естественным плодородием почв (42 балла) и столько же сельскохозяйственных угодий (39 баллов). В этой зоне может развиваться производство дешевой говядины на базе использования свекловичного жома.

4. Зона мясо-молочного скотоводства охватывает 22 района полесской части республики. Она отличается от других зон высокой обеспеченностью естественными кормовыми угодьями. Средний балл сельскохозяйственных угодий – 26, а пашни – 52. В качестве дополнительной отрасли здесь развивается свиноводство.

5. Пятая (пригородная) молочно-овоще-картофельная зона сосредоточена вокруг областных и крупных промышленных центров Беларуси. В нее входит 8 административных районов. Распаханность сельскохозяйственных угодий здесь достигает 70%, а почвы обладают довольно высоким естественным плодородием (средний балл пашни – 41). В этой зоне в перспективе возможно углубление специализации хозяйств на развитие молочного скотоводства, овощеводства, выращивание ранних сортов картофеля, ягод и развитие промышленного птицеводства.

В АПК Беларуси ведется напряженная и всесторонняя работа но реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы.

Основными целями Программы являются возрождение и развитие села на основе укрепления аграрной экономики, повышения доходов сельского населения, уровня социально-бытового и инженерного обустройства сельских населенных пунктов, сохранения и оздоровления экологии в них и рационального использования государственных и иных инвестиций.

Поставленные цели носят комплексный характер и могут быть достигнуты при условии одновременной реализации двух приоритетных направлений, к которым относятся:

1. Устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий, способствующее формированию необходимых условии для жизнеобеспечения населения, придания привлекательности сельскому образу жизни и труду, достижения установленных социальных стандартов.

2. Формирование микро- и макроэкономической систем хозяйствования в рыночных условиях, обеспечивающих развитие и последовательное повышение эффективности агропромышленного производства.

Решение предусмотренных задач по повышению эффективности аграрного производства и комплексному развитию сельских территорий может успешно осуществиться только на основе высокого уровня научного обеспечения и сопровождения осуществляемых в агропромышленном комплексе социально-экономических процессов.

Важнейшим направлением развития сельского хозяйства должна стать интенсификация производства на основе модернизации производственно-технической базы и внедрения достижений научно-технического прогресса. Системно – комплексное переоснащение отрасли высокопроизводительными машинами и агрегатами нового поколения обеспечит значительный рост производительности труда и экономию материальных ресурсов.

 



Строительный комплекс РБ

Капитальное строительство рассматривается как отрасль национальной экономики по созданию, реконструкции и техническому перевооружению уже действующих основных фондов – промышленных предприятий, электростанций, железных и автомобильных дорог, линий электропередач и связи, жилых, коммунальных, культурно – бытовых и других объектов, которые обеспечивают производственную деятельность людей и их материально – культурные потребности. В соответствии с назначением и особенностями возведения отдельных объектов различают следующие виды строительства: промышленное, жилищно-коммунальное, транспортное, энергетическое, сельскохозяйственное и др.

Жилищное строительство в нашем государстве относится к одному из приоритетных направлений социально – экономического развития.

Увеличение жилищного строительства влечет за собой рост производства в других отраслях промышленности – деревообработки, стекольной промышленности, производства металлоконструкций и др.

В 2007 году в республике введено в эксплуатацию обшей площади жилых домов на 584 тыс. кв. м (14,2%) больше, чем в 2006г.

Жилищный фонд страны вырос с 200,5 млн. кв. м в 1995 году до 222,7 млн. кв. м в 2007 г. Число построенных квартир по сравнению с 1995 годом выросло с 27,3 тыс. до 53,1 тыс.

Наконец 2007 года 21% из состоявших на учете проживали в общежитиях: 3% – в квартирах, занятых несколькими нанимателями; 0,3% – в домах, признанных непригодными для проживания.

Из общего числа состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий 337,5 тыс. – молодые семьи (47%), 17,5 тыс. – многодетные семьи (2,4%), 19,6 тыс. – граждане, имеющие право на получение жилых помещений социального пользования (2,7%).

В 2008 году в стране предусмотрено обеспечить ввод в эксплуатацию 5,2 млн. кв. м общей площади жилых помещений.

Указом Президента Республики Беларусь № 291 от 3 июня 2008г. утверждены объемы строительства на 2009 – 2011гг. Всего в республике за три года должно быть построено 23,5 млн. кв. м обшей площади жилья.

В соответствии с Государственной программой возрождения и развития села за период с 2005 по 2010 год в сельской местности будет построено не менее 50 тыс. жилых домой (квартир) средней площадью 70 кв. м. Ежегодно в сельских населенных пунктах сдается в эксплуатацию более трети от общих объемов возводимого в республике жилья.

За пятилетие на модернизацию и реконструкцию производственных баз строительных организаций будет направлено не менее 3 трлн. руб.

Динамика жилищного строительства по областям в 2009 – 2011гг. отличается ростом ввода в действие жилых домов. Наибольшие объемы средне годового ввода обшей площади жилых домов отводится Минской и Брестской областям, наименьшие – Могилевской и Витебской областям.

Переход жилищного строительства на новый уровень, способный удовлетворять потребности настоящего и будущих поколений, способствует реализация Концепции строительства (реконструкции) доступного и комфортного жилья для граждан Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008г. № 262.

Указанным документом предусмотрено к 2010 году увеличить объемы строительства квартир до 90 тыс., из них квартир типовых потребительских качеств с улучшенной планировкой – до 57,6тыс.

Концепция направлена на сокращение числа граждан, проживающих в жилищах, не соответствующих типовому стандарту (комфортность жилья), на уменьшение количества перенаселенных квартир.

Важнейшим направлением реализации Концепции выступает совершенствование нормативно-правовой базы в области жилищного строительства. Задача заключается в том, чтобы снять необоснованные и устаревшие организационные и правовые ограничения в жилищном строительстве и создать оптимальные условия в этой сфере, как для строительных организаций, так и для потребителей жилья.

В целях увеличения объемов жилищного строительства Государственной комплексной программой развития материально-технической базы строительной отрасли на 2006 – 2010 гг. предусмотрен рост мощностей предприятий крупнопанельного домостроения почти вдвое: с 1018 тыс. кв. м жилья в 2006 году до 1940 тыс. кв. м в 2009 году.

Появятся новые мощности по производству легких конструкций для малоэтажного жилищного строительства, небольшие производства строительных и отделочных материалов в малых городах и сельских поселениях.

На модернизацию и реконструкцию производственных баз строительных организаций отрасль получит дополнительные средства. За пятилетие в строительный комплекс будет направлено не менее 3 трлн. руб.

 

 



Транспортный комплекс РБ

Транспорт – одна из отраслей, которая формирует инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее элементов. Управление отраслью осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций.

Место и роль транспорта в экономике Беларуси характеризуются такими показателями, как доля транспорта в валовом внутреннем продукте – 7,0%, в основных фондах страны – 24,8, структуре инвестиций в основной капитал – 11,5%.

В транспортном комплексе трудится 6,1% занятых в экономике (2014 г. ). Транспорт является емким потребителем сырья, топлива, ряда видов промышленной продукции. Он ежегодно потребляет примерно 6% производимой электроэнергии, 66% бензина, 52% дизельного топлива.

Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт обшего и необщего пользования.

По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой.

Транспорт общего пользования подразделяется на виды: железнодорожный, автомобильный, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный.

Железнодорожный транспорт. Это вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по железным дорогам. Он отличается от других видов наземного транспорта массовостью потоков разнообразных грузов и пассажиров, относительно низкой себестоимостью их перевозок на большие расстояния. В Республике Беларусь грузооборот железнодорожного транспорта в 2003 г. составил 38,4 млрд. т/км (83% всех выполняемых в республике грузовых перевозок без учета трубопроводного транспорта), пассажирооборот – 13,3 млрд. пассажиро-км (почти 47,2% пассажирских перевозок). Эксплуатационная длина железных дорог Беларуси – 5,5 тыс. км, в том числе двухпутных – 1,6 тыс. км (28,5%), из которых более половины (0,9 тыс. км) электрифицированы. Кроме того, около 4 тыс. км приходится на подъездные железнодорожные пути промышленных предприятий и организаций. Процент обновления пассажирского парка за счет всех источников финансирования составляет 2,4%, грузового – 6%.

Техническое оснащение БЖД в основном соответствует Евростандарту и характеризуется следующими параметрами: 30% эксплуатационной длины железнодорожных линий составляют двухпутные линии; 67% обшей эксплуатационной длины железных дорог оборудовано автоблокировкой, из которых 58,5% – диспетчерской централизацией, 34% – полуавтоматической блокировкой, 97,7% стрелок включено в электрическую централизацию.

Автомобильный транспорт. Осуществляет перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым путям, подразделяется на грузовой и пассажирский.

Грузовой автомобильный транспорт перевозит 47,7% всех грузов, главным образом на короткие и средние расстояния.

Его удельный вес в грузообороте относительно невелик из-за небольшой дальности перевозок. Так, в общем грузообороте всех видов транспорта общего пользования на автомобильный приходится 10,8%, в то же время именно этот вид транспорта отличается высоким уровнем занятости – около четверти всех работающих на транспорте.

Правительством Беларуси (Постановление от 31.12.2014 г. № 1296) утверждена Государ­ственная программа по разви­тию и содержанию автомобиль­ных дорог на 2015-2019 годы, стратегическим направлением которой являются:

- модернизация автомобиль­ных дорог с повышением их не­сущей способности до 11,5 т на одиночную ось на протяжении не менее 2 758 км;

- реконструкция и возведение по параметрам 1 категории авто­мобильных дорог, соединяющих г. Минск с областными центрами;

- возведение второй кольце­вой автомобильной дороги во­круг г. Минска;

- дальнейшее развитие объ­ектов придорожного сервиса, в том числе на основе принципов государственно-частного парт­нерства.

Внутренний водный транспорт. Удельный вес в перевозке грузов и пассажиров за последние годы значительно сократился: в 2003г. им перевезено 0,7% грузов, пассажирские перевозки водным транспортом в 2007 году составляют 0,1% перевезенных всеми видами транспорта.

Общая протяженность эксплуатационных водных путей составляет около 1800 км, которые полностью используются для судоходства транспортом общего пользования в течение всей навигации. По габаритам судового хода около 700 км водных путей относится к магистральным участкам рек, остальные участки рек по условиям судоходства – к малым рекам. Регулярное круглосуточное судоходство осуществляется по водным путям протяженностью менее 500 км.

В соответствии с Программой развития внутреннего водного и морского транспорта до 2010 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2003 № 407, планируется осуществить приобретение в 2008 году морского судна.

Актуальным для Беларуси является создание и развитие морского флота. В настоящее время, не имея прямого выхода к морю, республика использует перевозки морским транспортом на иностранных судах через порты России, Балтии, Украины, на которые имеется выход национальной железнодорожной сети в прямом сообщении.

Воздушный транспорт. Этот вид транспорта осуществляет перевозки пассажиров и грузов воздушным путем. Для него характерны высокие скорости движения (от 300 до 2000 км/ч). Он используется, прежде всего, для перевозки пассажиров и почты, а также дорогих, скоропортящихся и срочных грузов на большие расстояния.

В 2006 г. грузооборот составил 0,4% тонно-километров, а на пассажирские перевозки воздушным транспортом приходилось 0,8%.

Перспективы развития воздушного транспорта Беларуси связаны в основном с расширением пассажирских перевозок; авиация по-прежнему будет применяться в межгосударственных и международных перевозках пассажиров на дальние и сверхдальние расстояния.

Была разработана Программа развития гражданской авиации Республики Беларусь на 2001 – 2005гг., в которой отражены важнейшие направления развития отрасли, позволяющие стабилизировать, а затем повысить экономичность авиатранспортного процесса, а также создать условия, при которых качество авиаперевозок будет соответствовать международным стандартам. Важнейшим направлением является обеспечение безопасности полетов, рентабельной и прибыльной работы авиапредприятий, расширение объемов применения авиации в экономике страны, обновление регулярных полетов на местных авиалиниях и др.

Трубопроводный транспорт осуществляет передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых грузов по трубопроводам под давлением, которая обеспечивается насосными станциями. Предназначен главным образом для транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов. Различают магистральный и промышленный трубопроводный транспорт. К магистральному трубопроводному транспорту относятся трубопроводы, по которым транспортируют продукты от мест добычи или производства к местам переработки или потребления. Промышленный трубопроводный транспорт используется для транспортировки грузов в пределах производственного предприятия для продолжения технологического процесса. Трубопроводный транспорт характеризуется большой экономичностью – дешевизной перевозок и высокой производительностью труда, сравнительно небольшими удельными капиталовложениями.

Значение трубопроводного транспорта в национальной экономике Беларуси определяется следующими данными: он занимает второе место в общем объеме перевозимых грузов (31,1% в 2003г.) и первое место в грузообороте всех видов транспорта общего пользования (55,0% в 2003г.).

В Беларуси действует следующая система магистральных газопроводов, по которой осуществляется транзит российского природного газа: Торжок – Минск – Ивацевичи; Ивацевичи – Долина; Кобрин – Брест – государственная граница; Волковыск – государственная граница; Торжок – Долина; Ивацевичи – Вильнюс – Рига; Минск – Вильнюс; Минск – Гомель.

Нефтепроводный транспорт – наиболее эффективный вид транспортировки сырой нефти; представляет собой комплекс сооружений в составе трубопроводов, насосных станций, хранилищ. Общая длина магистральных нефтепроводов на территории Беларуси – 3,0 тыс. км и нефтепродуктопроводов по перекачке бензина и дизельного топлива – 1,2 тыс. км.

В Беларуси действуют три магистральных продуктопровода, по которым перекачивают дизельное топливо и бензин: Унеча – Полоцк, Унеча – западная граница, Новополоцк – Минск (Фаниполь). Первые два нефтепродуктопровода проходят в одних коридорах с нефтепроводами и выполняют в основном транзитную перекачку нефтепродуктов за пределы страны.

 



Образование как отрасль социально-культурного комплекса РБ

Образование – отрасль, которая рассматривается как система организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность. Это процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей национальной экономики.

Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования основывается на принципах: приоритетности образования, обязательности общего базового образования; осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; национально-культурной основы образования и др.

В Республике Беларусь достигнут достаточно высокий уровень грамотности взрослого населения – 99,6%. Базовое, общее среднее и профессиональное образование имеют 98% занятого населения.

Национальная система образования включает все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования. Образование делится на основное и дополнительное. Основное образование включает: дошкольное образование, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование.

Основным источником финансирования учреждения образования является государственный бюджет. Анализ динамики расходов на образование показывает достаточно высокий и стабильный уровень его финансового обеспечения из государственного бюджета относительно валового внутреннего продукта. Динамика удельного веса расходов на образование от ВВП изменялась следующим образом: 1990г. – 4,3%; 1995г. – 5,5%; 2000г. – 6,2%; 2003г. – 6,6%; 2007г. – 5,8% . Законом «Об образовании» предусмотрен объем финансирования 10% от ВВП, что планируется достигнуть к 2020 году.

Дошкольное образование является первой ступенью целостной системы образования. Его основными задачами являются:

- формирование умений и навыков, необходимых для ориентации и адекватных действий в познаваемом ребенком мире;

- выявление и развитие индивидуальных способностей, формирование личности, развитие ее творческого потенциала;

- охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование основных навыков здорового образа жизни;

- подготовка к получению основного образования на последующих этапах.

Управление работой детских дошкольных учреждений осуществляется местными органами образования. Детские дошкольные учреждения при предприятиях, организациях и других субъектах хозяйствования (ведомственные детские дошкольные учреждения) подчинены дирекции предприятия и соответствующего ведомства.

Методическое руководство работой всех детских дошкольных учреждений, подготовкой педагогических кадров, руководство образовательным и воспитательным процессом сосредоточено в министерстве образования и местных отделах. Санитарный надзор и медицинское обслуживание во всех детских дошкольных учреждениях осуществляют Министерство здравоохранения и органы здравоохранения на местах.

Общее среднее образование призвано обеспечить духовное и физическое становление личности, подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение им основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни.

Современная модель общеобразовательной школы включает:

- начальное образование (срок обучения – четыре года), являющееся обязательной ступенью и условием для обучения в базовом учебно-воспитательном учреждении;

- базовое образование (срок обучения – девять лет, включая ступень начального), являющееся обязательным; получение базового образования – основа для завершения общего среднего образования;

- полное среднее образование (его продолжительность – одиннадцать лет с учетом уровня базового образования).

Профессионально – техническое образование осуществляет подготовку молодежи к профессиональной деятельности в соответствии с призванием, способностями, с учетом общественных потребностей и обеспечивает приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для присвоения квалификации рабочих и служащих.

Среднее специальное образование обеспечивает развитие творческого потенциала личности, получение специальной теоретической и практической подготовки, решает задачи обеспечения отраслей национальной экономики страны квалифицированными специалистами среднего звена.

Среднее специальное образование осуществляется по двум направлениям: первое – обеспечивающее получение специальной теоретической и практической подготовки; второе – интефированное с высшим образованием и обеспечивающее получение углубленной специальной подготовки.

С приобретением Беларусью независимости и переходом к рынку цели развития высшего образования расширились в направлении подготовки национальных кадров, способных реализовать значительные по своему масштабу экономические и общественные преобразования в стране, работать в рыночной экономике. Высшее образование стало доступным для все большего числа молодежи, было предоставлено право реального выбора форм его получения как в государственных, так и в частных вузах.

Государственными программами предусматривается дальнейшее реформирование всех звеньев образования, которое будет направлено на качественное обновление, развитие информационных образовательных технологий и методик обучения, решение проблемы поиска дополнительных источников финансирования и укрепление материально-технической базы отрасли, расширение рынка образовательных услуг населению. Основной формой получения образования останется бесплатная с сохранением справедливого и гарантированного доступа к нему различных категорий молодежи. При этом повысится доступность образования для учащихся из малообеспеченных семей и сельской местности путем выделения адресных социальных стипендий. Для реализации запросов населения в получении дополнительного высшего и среднего специального образования предусматривается сохранение платного обучения за счет средств граждан и организаций.

 



Дата: 2019-03-05, просмотров: 478.