Виды спроса и факторы влияния

Спрос – это представленная на рынке потребность в товарах и услугах, равная величине имеющихся у населения денежных средств.

Объём спроса формируется из текущих доходов (включающих заработную плату, пенсии, пособия, стипендии, предпринимательский доход) и денежных сбережений, образовавшихся в прошлые периоды.

Спрос на товар классифицируют по различным признакам.

По степени удовлетворения потребностей выделяют следующие виды спроса: действительный, реализованный и неудовлетворённый.

Действительный спрос включает весь фактически предъявленный спрос на товары. Он определяется суммой денежных средств, которые могут быть предъявлены для покупки товара при условии полного соответствия количества и ассортимента предъявляемым требованием.

Действительный спрос включает реализованный спрос (отражает фактическую покупку товара) и неудовлетворённый спрос. Неудовлетворённый спрос не реализован из–за отсутствия товара в продаже или из–за несоответствия ассортимента и качества требованиям потребителей.

Явный неудовлетворённый спрос отражается неиспользованной суммой средств, целевым образом предназначенных для данного вида товара, но не обеспеченных его ассортиментом и качеством.

Скрытый неудовлетворённый спрос реализуется покупкой других товаров взамен отсутствующих.

Действительный спрос включает так же отложенный спрос.

Отложенный спрос не связан с уровнем товарного предложения, а возникает из–за временного отсутствия условий для потребления некоторых видов товаров.

В основе теоретических закономерностей рынка и проявляющихся факторов рыночной неопределённости лежит вероятностный характер производства и реализации потребительских стоимостей в некотором интервале времени.

Интенсивность реализуемой потребности выражается платёжеспособном спросом: частотой покупок в конкретном (единичном) интервале времени. Это определяет непосредственную связь производства и рынка.

Реальные составляющие спроса товара и его производства могут сопоставляться двумя количественными характеристиками: производительностью труда и частотой покупок.

Частота производства единицы запаса товара в единицу времени выражается производительностью труда.

Частота покупок характеризуется интенсивностью спроса.

В интервале времени  связь производства и рынка определяется вероятностными соотношениями произведённого и реализованного товара.

При равновесной модели "производство–рынок" объёмы произведённого и реализованного товара равны.

В неравновесных моделях возможен дефицит или перепроизводство.

В реальной жизни частоты производства и покупок связаны не только с количеством товара, временем его производства и обращения, но и с ценами товаров. Цена становится формой выражения вероятностного характера времени производства и обращения товара.

Частота платёжеспособного спроса определяется интенсивностью желания обладать потребительной стоимостью. Осознанные потребности покупателя распределяются в виде частоты спроса на отдельные составляющие ассортимента товаров (его отдельных видов).

Одновременно ассортиментное представительство товара является отражением уровня развития технологии производства. Технологический уровень производства через качество производимого товара влияет на реальный интерес и желание потребителя обладать товаром.

В конечном итоге спрос на товар складывается и развивается под влиянием различных взаимосвязанных факторов (среднегодовой доход населения, его численность и обеспеченность товарами, качество товаров, цена товара и др.).

Важным внешним условием стабильного положения предприятия является состояние денежного рынка – сферы отношений обмена заёмных и собственных средств товаропроизводителей.

Фактически стабильность локального рынка предприятия определяется объёмами задействованных ресурсов сырья, товаров и денег.

При анализе обоснованности производимого товара во взаимосвязи должна решаться задача оценки показателей непрерывности обмена сырья, товара и денег на каждой позиции ассортимента.

Чем более устойчив процесс обмена, тем более его характер отражает закономерности изменения спроса, тем точнее становится его краткосрочный прогноз и обоснованней заказ производству.

Изучение вопросов спроса базируется на разнообразных источниках информации. Основными её источниками являются данные торговой статистики о динамике и структуре реализации товаров через торговую сеть.

Используются и источники дополнительной информации.

Для оценки объёма спроса нередко используют различные методы экспертных оценок. Их сущность заключается в сборе и анализе мнений представительного числа компетентных специалистов.

Прогноз спроса заключается в определении вероятностного описания возможных состояний спроса в будущем.

Каждый вид спроса изучается на основе различной исходной статистической базы. При изучении следует выделять макро–спрос на товарную группу и микро–спрос на отдельные виды внутри товарной группы.

Для исследования динамики объёма и структуры денежных доходов населения на приобретение товаров и услуг используются различные способы моделирования спроса. Они базируются на изучении количественной зависимости спроса от обусловливающих его факторов.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 35.