ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЛАГЕРЯ «ЧАЙКА»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Помни о главном! Каждый участник педагогического отряда должен помнить о главном: он приехал в лагерь не для того, чтобы отдыхать, развлекаться, общаться с друзьями (хотя без этого тоже нет лагерной жизни), а в первую очередь для того, чтобы организовывать отдых детей, воспитывать их, учить чему-то новому.

Истинные ценности. Прежде всего, мы воспитываем человека нравственного. Мы пропагандиуем такие ценности как искренность, взаимовыручка, любовь и семья, дружба, ответственность, сострадание, патриотизм, самопожертвование.

Польза. Результат. Каждое дело – начиная от смены в целом, заканчивая ежедневной «свечкой» - должно быть нацелено на результат, должно быть полезным, открывать новые знания, умения и навыки для каждого участника смены.

Творчество. Каждое дело проводится по-новому. Принцип коммунарской методики И.П. Иванова «Все дела – творчески, а иначе зачем?»

Новизна. Предлагаем детям что-то новое, то, с чем они не сталкивались в «домашней» жизни. Например, участвуя в мероприятии «Клип-шоу», дети стремятся придумать номер на известный летний попсовый хит. А если предложить им в качестве основы выступления бардовские песни или песни советских лет? Результат – дети получают новый опыт, сталкиваются с новыми для себя понятиями, совершенствуются. Отсюда следует следующий принцип.

«Всё выше и выше, и выше!» Каждое очередное дело стремимся выполнить лучше предыдущего. Не падаем до уровня детей (их культурный, интеллектуальный и т.п. уровень, как правило, очень низок), а поднимаем их выше, совершенствуясь вместе с ними. Этот принцип соблюдаем даже в мелочах – и роль, например, дерева нужно исполнять красиво, со смыслом.

Самостоятельность. Пусть дети сами организовывают свою жизнь. Доверие к детям. Мы не признаём мероприятия, придуманные и воплощенные только педагогическим отрядом, где дети – только зрители.

Коллективизм. Любое дело проводится для всех и для каждого. Общие интересы у всех. Но коллектив – еще и средство развития каждой личности.

Товарищество. К сожалению, сейчас слово «товарищ» устарело, многие поспешили выбросить его из своего лексикона, а жаль, ведь оно несёт в себе огромный позитивный смысл. Мы используем его для определения отношений между ребенком и членом педагогического отряда лагеря. Товарищ – это тот, кто не глядит на тебя сверху вниз, а находится рядом, поддерживая и совершенствуясь вместе с тобой.

Игра – дело серьёзное. Любая игра – от получасовой до трёхдневной – требует серьёзного к себе отношения – погружения в игру полностью, с соблюдением всех правил и традиций. Если в лагере объявлена игра – то в ней участвуют все – от директора до техперсонала. Последние, если не могут играть в силу занятости основной работой, то хотя бы не мешают процессу.  

 

Приложение 2

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«Методика проведения коллективно-творческого дела»

I. Организационный этап

Проведение игр на создание атмосферы. Объяснить, зачем нужны такие игры.

Здравствуй, друг!

Здравствуй, друг! – рукопожатие

Как ты тут? – руку на плечо, похлопывание по плечу

Где ты был? – руку перед собой

Я скучал! – руку к сердцу

Вот мы здесь – руки в стороны

Как я рад! – обняться

 Домино

  Первый участник произносит, какие два дела он любит делать больше всего, разводя в стороны сначала правую, затем и левую руки. Затем любой из участников, кто также любит это делать встаёт рядом и берётся за соответствующую руку. Затем эти два участника также говорят, что они любят делать, к ним с разных сторон присоединяются еще двое, и т.д. Пока все участники не возьмутся за руки. Лучший вариант, когда круг замкнется. Для этого два последних участника должны найти вместе то дело, которое нравилось бы им обоим.

 Молекулы-атомы

Когда ведущий произносит слова «Молекулы - хаос», все участники хаотично движутся по комнате. При словах «Атомы в молекулы по .... (произносит любую цифру)» быстро образуют группы из того количества человек, которое назвал ведущий. Потом ведущий говорит задание для группы:

- Познакомьтесь с тем, кого вы еще не знаете

- Скажите, с чего началось ваше утро

- Расскажите, какое у вас сейчас настроение

- Сделайте соседу справа комплимент

II. Основной этап

1. Постановка целей. О чем сегодня будем говорить.

        Задача вожатого - создавать условия для оздоровления, отдыха, развития способностей, личностных качеств и реализации творческого потенциала каждого воспитанника и формирования их жизненного опыта. Самый эффективный инструмент для выполнения такой задачи – это разнообразные формы работы с детьми – игры, отрядные мероприятия, коллективно-творческие дела.

        Можно ли назвать игру «Кошки-мышки» мероприятием? А коллективно-творческим делом? Является ли интеллектуальная викторина, подготовленная вожатыми, коллективно-творческим делом? Как организовать КТД? Об этом мы будем говорить сегодня. Итак, лучшая форма отрядного дела, мероприятия – коллективно-творческое дело.

2. История.

        КТД придумал Иванов Игорь Петрович, доктор педагогических наук, профессор, академик. Вот что он пишет о КТД в своей книге «Энциклопедия коллективно-творческих дел»:

         «Коллективные творческие дела — это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая борьба за улучшение окружающей жизни. В этой жизни, в этой борьбе педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.

        Постоянная многосторонняя забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям — вот что сплачивает воспитателей и воспитанников.

        И чем богаче, целеустремленнее, организованнее общая жизнь, общая борьба старших и младших, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет «по ходу», в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов (прямое и косвенное, открытое и скрытое), и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших.

        В каждом коллективном творческом деле проявляется сущность методики коммунарского воспитания.

        Суть каждого дела — забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях.

Дело это — коллективное, потому что совершается вместе — ребятами и старшими товарищами как их общая забота.

Дело это — творческое коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что творится сообща — не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается… Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые свои возможности, ведь оно — частица жизни!»

3. Обсуждение, изучение нового материала.

w Какие идеи лежат в основе коллективно-творческого дела? Варианты записываются на доске, затем делается вывод:

В основе коллективно-творческого дела – три идеи:

- Коллективное (совместная работа взрослых и детей).
- Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых).

- Дело с результатом (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни).

w Для того, чтобы вам было понятно, чем отличается игра или отрядное мероприятие от коллективно-творческого дела, давайте сравним обычную подвижную игру, отрядное дело, подготовленное вожатыми, коллективно-творческое дело.

Подвижная игра «Кошки-мышки». Короткое, непродолжительное развлечение. Может спонтанно начинаться и спонтанно заканчиваться. Соревновательность проявляется только в процессе самой игры. Не требует подготовки, работы жюри, награждения, музыкального сопровождения и тп.

Как превратить игру «Кошки-мышки» в мероприятие, в отрядное дело? Во-первых, мероприятие требует подготовки. В этом случае организаторами отрядного дела выступают вожатые. Они сами решают, какое мероприятие и когда провести. Во-вторых, у каждого мероприятия есть определённые компоненты, они не обязательно должны быть все, но их наличие делает мероприятие интересным, ярким, насыщенным.

Каждый компонент написан на отдельном листке. Участник занятия получает листок и защищает компонент, его необходимость.

    Интересные задания.

    Красивое оформление.

    Материальное обеспечение.

    Музыкальное сопровождение.

    Находчивый ведущий.

    Компетентное жюри.

    Эмоциональные зрители.

    Исполнительные помощники.

    Подготовленные команды.

Призы для победителей

Давайте подумаем, как превратить подвижную игру «Кошки-мышки» в отрядное дело?

Возможны варианты: соревнования по «Кошкам-мышкам», соревнования по другим подвижным играм, конкурс на разные варианты этой игры и т.д.

Как организовать, к примеру, соревнования по подвижным играм? Участники отвечают, используя уже полученные знания о необходимых компонентах мероприятия.

Действительно, если вожатые качественно подготовят это мероприятие, то получится прекрасное отрядное дело, которое, несомненно, понравится детям. Каковы будут результаты данного отрядного дела? Мы сможем организовать досуг детей, развить их физические способности, способствовать сплочению отряда. Но это работа хорошего вожатого, а вожатый отличный проведёт коллективно-творческое дело, которое позволит ему решить более широкий круг задач. Посмотрите еще раз на три основных идеи КТД и ответьте, почему мероприятие, которое мы только что придумали, не является коллективно-творческим делом. В первую очередь, нет совместной работы взрослых и детей. Что еще?

Теперь давайте подробнее поговорим о КТД.
 w Принято выделять несколько этапов подготовки и проведения КТД. Давайте попробуем выстроить эти этапы по порядку.

Игра «Этапы КТД». Участники занятия делятся на 3 группы. Каждой группе даётся комплект карточек, на которых написаны этапы КТД, их необходимо расположить по порядку. По окончании групповой работы, представитель от каждой группы поясняет выбор группы. Правильный ответ открывается на слайд-презентации.

Правильное расположение этапов:

1) Анализ вожатым ситуации в детском коллективе, определение проблемы.

2) Определение вожатым цели воспитательной работы, цели предстоящего КТД.

3) Определение вожатым нескольких вариантов КТД для предложения детям.

4) Совместное с детьми замысливание дела.

5) Совместное с детьми определения содержания дела.

6) Совместное с детьми планирование дела.

7) Совместное распределение заданий для подготовки дела.

8) Совместная подготовка дела, контроль вожатого за исполнением поручений.

9) Совместное проведение дела.

10) Анализ проведённого дела вместе с детьми.

11) Педагогический анализ проведённого дела вожатым.

12) Последействие. Использование результатов дела.

Пункт 9 можно опишем подробнее:

   - Сбор гостей, различные действия в преддверии события (представление гостей, тематические выставки, театрализованные и музыкальные эпиграфы, шуточные испытания, аттракционы, сюрпризы, символические сувениры);
- Торжественное начало, "зачин" (песенное, театрализованное, музыкальное, видео- или слайдфильм, постановка проблемных вопросов и задач, произнесение вступительных слов, чтение стихов);
- Основная часть (содержание и методика определяются основным видом деятельности, жанром избранной формы, возрастом участников, отобранным и подготовленным содержанием, избранными коллективно приемами);
- Финальная, завершающая часть (творческое подведение итогов, принятие решения или обращения, награждение победителей, общая ритуальная часть - линейка, итоговая объединяющая песня, театрализованное действие, трогательное прощание.

 

Можно ли сказать, что КТД – это только лишь сам процесс проведения какого-нибудь дела (пункт 9)? Чем отличается мероприятие, организованное вожатыми, от коллективно-творческого дела? 

Как можно превратить задуманное нами ранее мероприятие «Соревнования по дворовым играм» в КТД? Попробуем проделать эту работу в группах.

w Создание КТД «Соревнования по дворовым играм».

          Вначале разделимся на группы при помощи игры.

Игра на разделение по группам «Волшебные цвета». Первому игроку на ухо говорится цвет, например красный. Второму игроку - другой цвет, например зеленый. Далее вы опять говорите красный, и так далее чередуете цвета. После того, как у каждого будет свой цвет, на счет раз-два-три каждый должен найти свою команду по цвету. Разговаривать не разрешается. В зависимости от того, на сколько команд вам надо разделить группу, столько и берется цветов. Например, вы называете три цвета, если необходимо создать три команды и т. д.

Группы оформляют плакаты, на которых схематично описывают КТД. Далее представители от каждой группы защищают свой вариант «Соревнований…», подробно останавливаясь на достижении целей КТД, на полученных результатах.

Таким образом, выясняется, что такая форма воспитательной работы с детьми, как КТД, позволяет привлечь большее количество детей, создать более широкое поле для демонстрации способностей и развития личностных качеств детей, создать большее количество «ситуаций успеха», воспринимается детьми как самостоятельная деятельность, позволяет сделать лучше окружающую действительность и тд.

Важно указать участникам мероприятия, что проведение КТД возможно не только в своём отряде, но и для других. Например, те же «Соревнования по подвижным играм» могут провести ребята из старшего отряда для детей из младшего отряда.

4. Игра-экспромт «Придумай КТД».

Участники занятия по очереди вытягивают два листочка со словами. На одних листочках написаны формы мероприятий (фестиваль, акция, выставка, соревнования, школа, флеш-моб и тп.). На других – обычные слова с позитивным смыслом (цветок, смех, солнце, рисунок, семья, украшение, дерево, животное и тп.) На общем обсуждении выдвигаются идеи, как можно совместить эти два слова, и какое коллективно-творческое под таким названием придумать. Например, «Фестиваль цветов», когда отряд делится на группы и защищает какой-либо цветок, а в завершении изготавливаются цветы из бумаги и раздаются всем на общелагерной дискотеке. Или «Солнечный флеш-моб», когда отряд готовит в течение дня сюрпризы для всего лагеря – танец в желтых футболках, добряшки-солнышки и тп.






III.   Заключительный этап.

1. Подведение итогов.

Организация коллективно-творческого дела в отряде – это порой трудно и требует от вожатого максимального использования своих организаторских и творческих способностей. Но результаты стоят того. Вы совершенно по-другому посмотрите на своих детей, вы с удивлением обнаружите в себе то, о чем даже не догадывались, станете вместе со своими воспитанниками создателями новой реальности – увлекательной, жизненной, результативной.

Что вас особенно заинтересовало в данной теме? Какие идеи КТД вам наиболее близки?

2.Рефлексия.

Игра «Голодный или сытый». Инструкция: Мне хотелось бы предложить упражнение, в ходе которого вы сможете понять, насколько вы довольны тем, что получили на занятии. Я хочу, чтобы те из вас, кто чувствует сейчас, что он уже "насытился", впитал в себя много полезной информации встали около двери, а те, кто ещё ощущает себя "голодным", те, для кого было не всё понятно и недостаточно информации, собрались у окна. Решите для себя, что вам больше подходит, и встаньте в соответствии с этим в том или ином месте комнаты. При этом не разговаривайте до тех пор, пока вы не определите свое место... Теперь мне бы хотелось, чтобы каждый коротко рассказал нам, что оказало влияние на его решение. Одновременно с этим вы можете сообщить о своем отношении к решению других членов группы. Начать высказываться я предлагаю "сытым"...

В заключение следует обсудить с группой, что вы все вместе можете сделать, чтобы удовлетворить «голод».

                                                                                                           

 

Программа по подготовке несовершеннолетних работников

Дата: 2019-03-05, просмотров: 478.