С детьми, которые имеют тяжёлые нарушения, при вызывании произношения звуков или слогов используем карточки со слогами.
К слушанию и произношению присоединяем чтение слогов, движение и ритм, а если слабослышащий ребёнок, то и какую-то простую мелодию. Используем в начале те упражнения, которые детям даются труднее, в конце работаем медленно, поддерживая детское внимание, чтобы потом не было потребности в коррекции и повторении данной работы.
Например: Ребёнку тяжело произносить звук «И». Хорошее произношение может быть только при хорошем контроле и внимании.
Вот пример упражнения, которое можно использовать, сочетая с согласным, с которым нет проблем.
ВА-ВА ВА-ВА
ВО ВО
ВА-ВА ВА-ВА
ВИ
Или СА-СА СА-СА
СУ СУ
СА-СА СА-СА
СИ
Или ПО-ПО ПО-ПО
ПЕ ПЕ
ПО-ПО ПО-ПО
ПИ
Используем соответствующий ритм.
В работе с ребёнком, который имеет остатки слуха, можем использовать октавную мелодию:
ДО ДО ДО ДО МИ ДО
МИ МИ РЕ РЕ ДО
Варьируем слоговое содержание с ритмом и мелодией долгое время. Затем слоги помещаем на доску или фланелеграф. Эти упражнения
повторяем, с тем, чтобы при произнесении каждый раз показывать слог, который требуется произнести.
Дети затем переписывают упражнения в свои тетради, для домашнего повторения.
Дети запоминают и написание гласных, которые входят в слог:
ВА ВА ВА ВА ВО ВО, ВА ВА ВА ВА ВО.
Упражнение на фланелеграфе может выглядеть так:
Внешний вид различных гласных можно представить и разным цветом. Можно сделать цветные аппликации букв в слоге или выделить мелом. Но всё же детям больше помогает движение, и они это больше любят. Но и движения мы можем нарисовать, а ребёнок перерисовать в свою тетрадь.
Картинки для сложения слов.
При помощи символов, а затем сложением слогов, мы помогаем ребёнку читать и складывать первые слова, составляя два открытых слога. Чтобы он сам мог читать, складывать и писать, можем и после помогать при построении речевых единиц при запоминании сказок - анализе и синтезе слов, что намного тяжелее
В этом нам может помочь написание отдельных букв на карточках. Каждая буква используется тогда, когда знакомая ребёнку картинка связана с этим звуком. То есть раньше она помогла вызыванию его произношения, а теперь необходимо связать её с буквой. Обычно на одном большом наборном полотне работаем в группе, а маленьким - с каждым ребёнком индивидуально. Изучение количества слогов ежедневно постепенно растёт. Исправляем звуки, чтобы дети хорошо научились произносить гласные и согласные в речи они могут быть продолжены. Учим детей, что чтобы произносить слова, надо быстро складывать буквы в слоги, учим связывать фонемы с графемами. Из знакомых букв составляем простую фонетическую структуру, которую дети знают исвязывают с определённым значением. Так сначала учим М,А - МА, М.О, - МО и т.д..
Обычно произносим какое-то слово, показываем на картинку и просим ребёнка сказать. Анализируем и пробуем открыть первую букву, затем выкладываем карточки буква за буквой. Перемешиваем карточки, ребёнок пробует выложить слова теперь самостоятельно. Затем просим ребёнка это слово написать в своей тетради и снова прочитать. Дома все слова, которые написаны в тетради, снова складываются из карточек и проговариваются. Затем пробуем писать диктанты. Так дети к шести годам при помощи анализа и синтеза читают и пишут.
Некоторые первые упражнения в чтении.
Вот некоторые примеры работы. Упражнения, которые можно проводить с детьми:
М, АМ, МА, МУ, МЕ, АМО, ИМА, АО, АУ, МАО, МАУ, МЯУ, МАМА.
НЕ, НА, НЕТ, НИНА, ИННА, АННА, НАТА.
ВА, ВО, ВУ, ВЕ, ВИ, ИВА, АВ, ВИНО, А-ВИ-0.
С, СА, АС, ОСА, МЯСО, СИМА, СОМ, СОВА, СОН, ВЕСНА, СОВА, САМ, СА-МА, СОК.
ЗИМА, ВАЗА, ЗУБ
БА-НАН, СА-ЛАТ, СО-БА-КА, КОШ-КА
Все эти звуки не учим отдельно. Так, например, изучая вначале вместе определенный согласный и определенный гласный звуки, в конце по иллюстрации ребенок начинает понемногу читать.
1. пример с «М» в сочетании с гласными
У МА-МЫ МИ-ЛА И МА-ША.
У МИ-ЛЫ (ЛЯ-ЛЯ).
УМА-ШИ(МИ-ША).
У МИ-ЛЫ И МА-ШИ МА-МА.
У НИХ МИ-МА (кошка).
МИ-МА: МАУ, МАУ! МИ-МА: АМ-АМ.
Рис.47
2. Пример согласования гласных звуков с согласными: М, В, П, Б, Т, Н,Ш и Л.
ЛЕ-НА, МИ-ЛА И ВО-ВА.
У ЛЕ-НЫ МЯУ-МЯУ.
МИ-ЛА МА-ЛА.
У ВО-ВЫ НЕ МЯУ-МЯУ, У ВО-ВЫ ПИ-ПИ(цыпленок).
У МИ-ЛЫ НЕ МЯУ-МЯУ, НЕ ПИ-ПИ.
У МИ-ЛЫ ЛЕВ.
Рис.48
Отмечено, что детям легче читать, если слова разбиты на слоги, как в данных упражнениях.
3. Пример речевого упражнения, включающего сочетание чтения с рисунком.
Игра, показывающая взаимосвязь чтения и понимания (использование предлогов).
Педагог (или ребенок с его помощью) пишет задание. Лучше, если ребенок сначала напишет какой-либо предлог, а затем вставит его в предложение. Таким образом, ребенок раз за разом усваивает сам предлог и возможности его использования в предложении.
Можно играть и так (если дети уже умеют читать слова): ребенок пишет записку и передает ее другому ребенку через «почтальона».
Чтобы легче было соотнести написанное с рисунком, записка может выглядеть следующим образом:
Рис.49
Надень на
Положи в
Положи около
Возьми из
Дата: 2019-02-19, просмотров: 113.