Некоторые предложения для речевых упражнений, используемых в чтении
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Детей без слухоречевых нарушений учат читать рано, чтобы их речь лучше развивалась.

У детей с тяжёлыми нарушениями слуха развитие речи отстаёт, поэтому необходимо учить читать на речевом материале, который соответствует уровню развития речи, чтобы они могли понять и рассказать, что читают.

Л.Н.Лаланда в своей книге, которая основана на аналитико-синтетическом обучении чтению и произношению читаемого утверждает, что произнесение помогает процессу чтения, так как чтение побуждает произношение. Он пишет о динамичном параллелизме неуральных процессов, который наступает, когда дети повторяют и учат первые слова, или когда читают и идентифицируют письменные (печатные) знаки.

Заключение чтением поможет структурированию произношения детям, которые имеют тяжёлые нарушения. Позволит проверить на практике все, над чем мы работали с такими детьми.

Дети читают то, что мы расчленили во времени - видят расчленённое в просторе, это помогает восприятию аудиовербального сигнала, затем речевому анализу, синтезу и воспроизведению этого сигнала.

«Наши дети» часто читают то, что учатся произносить, т.к. чтение и произношение являются составляющими речи. Как показали исследования возможностей многих детей, которых мы наблюдали, у них большие проблемы с произносительной стороной речи.

Письмо труднее, чем чтение, поэтому мы начинаем работать над ним только когда это возможно. До этого содержанием служит картинка (целая или часть с текстом) или сложение слов из частей, которые пишутся отдельными слогами, а позднее соединяются в слова. Буквы (графемы) все

даются через символы в слоге, так дети могут их рано успешно усвоить. Но в практике символы используются короткое время и только для детей, имеющих тяжёлые нарушения. Очень быстро, обычно как только дети научатся в речи составлять и произносить первый десяток слов, переходим к замене письмом. Конечно, каждый педагог сам определяет, когда необходимо вводить ребёнку чтение и письмо, когда и как это начинать. Начало работы зависит от возможностей и тяжести ребёнка, которого учим.

Хотелось бы поделиться некоторыми идеями и предложениями по данным упражнениям.

Многие дети переписыванием и перерисовыванием из «альбома» без нашей большой помощи научились читать. Им достаточно сличить рисунок или фотокопию с написанием, а текст и знакомые упражнения со знакомой картинкой и текстом, которые учили, чтобы приступить к перерисовыванию и переписыванию в блокнот. Дети более заинтересованы учить то, что им легче. Книга им помогает, потому что в ней содержится фонетическая прогрессия и постепенное увеличение сложности. Дети читают сначала гласные или слог, связанные со значением, а затем слова или предложения. Но так как фонетическая структура содержит в себе единицу, пройденную ранее, дети легко её читают. Это легче тогда, когда интеллект у ребёнка нормальный и он самостоятельно делает анализ и синтез.

Например, ребёнок усвоил произнесение «ма», обозначая его голосом по памяти и графически (картинка этого слога), поэтому ему легче затем читать и произносить слово «мама». Или другой пример. Он усвоил восклицание радости по картинке «А!» (мама пришла), «У» - возглас негодования - на картинке «Мячом разбили стекло», «ТО» - как звук -мальчик стучит в барабан. После этого легче произнесение и чтение слова «АУТО».

Иллюстрация звукодвигательной игры также помогает усвоению произношения через графическую структуру двойного слога и нового слова. Например: ПА-ПА ПАПА, АМ-ПА ЛАМПА

(«Проговори» часть 1).

Постоянное иллюстрирование звукодвигательных упражнений помогает нам усвоить, осмыслить новое. Так упражнение ПА-ПА-БА, когда дети будут учить названия членов семьи, помогут усвоить новое, используя картинки, движения и письмо, научим детей составлять три слова в одном выражении.

На картинке дом с пятью окнами, в которых члены семьи (папа, мама, баба, деда, кошка). Перед домом мальчик, который прощается и идет в школу. Учим детей прощаться с людьми - ПА-ПА! БА - поцелуй. А кошку - без БА. Названия их повторяем каждый раз.Рис. 40

 

 

Знакомим с надписями, находящимися под каждым окном. Затем закрываем окно и учим говорить при помощи чтения, читаем упражнение на память.

ПА_ПА! БА! МАМА! ПА-ПА! БА! ДЕДА! ПА-ПА! БА! ПАПА! ПА­ПА! БА! БАБА! ПА-ПА! КОШКА!

От детей требуется в конце говорить и читать упражнение на память.

Можем использовать дом с большим количеством окон и живущих и придумать другое упражнение.

 

Первое глобальное чтение.

 

Наименьшая фонетическая единица, которую дети усваивают -гласные и слоги в значении восклицания и звукового сигнала. Они даются на картинках в ситуации, которая даёт им значение графем, которые предлагаем на этой странице.

Рис.41

 

 

Дети обычно представляют одного или двоих своих близких. Желание детей, связанное с потребностью научиться речи и значениям, научиться распознавать графемы, которые помогут в структурировании больших фонетических единиц.

Упражнения, которые изучаем, состоят из отдельных картинок к тексту и его новых значений.

Берём обычно какой-то маленький блок (необходимый нам), на одном листе рисуем, а на другом пишем. Так ребёнок каждый раз видит и то, и другое. Он листает и читает. Когда в какой-то степени научили, убираем листы с картинками и пробуем читать только надписи. Затем просим ребёнка самостоятельно подобрать на столе текст к картинке и картинку к тексту.

Проводим такую работу и в группе. Играем в разные игры, подбирая к картинкам текст по памяти. Ставим «пять» каждый раз, когда дети выполняют правильно.

 


Складываем слог за слогом, которые дети выучили и учим новые, чтобы из них затем складывать первые двусложные слова. Не запоминаем ещё все гласные, т.к. ребёнок ещё не произносит их хорошо и не может использовать в словах.

 

 

Рис.42

 

 

 

Каждый согласный имеет свой дом. Дети видят, что каждый дом имеет свои похожие слоги. Делаем домики на отдельном картоне. Вид дома и животного около него связаны с обучением произношению этого звука. Так, например: у дома МА, МО, МУ, МЕ. МИ - стоит кошка, а у дома ТО.ТА.ТУ - барабан, т.к. дети учились произносить «ТО» под барабан, а в серии ДА,ДО,ДУ - дом с обозначение крана и капанья воды -«ДА».

Когда требуется сложить слово из слогов, ребёнок их берёт в руки и складывает, а картинки ему помогают. Например, складывает слова: мама, папа, баба, деда, вода, Тома, кока, вата, Вова, мука ... . Но необходимо до этого хорошо научить ребёнка читать эти слоги.

Можем складывать на доске и фланелеграфе, на столе. Дома может быть сделана коробка, слоги могут быть написаны каждый на одном кубике, или на разных кубиках.


Рис. 43

 

Также обычно работаем и с кубиками, без домиков. Кубики тогда складываем так, чтобы наверху была картинка, так ребёнок находит слог, который начинается нужным согласным. Например: на кубике с «Т» наверху может быть картинка барабана, так как с ним связано обучение произношению «ТО» ( звука Т), или самой буквы Т, а на других сторонах кубика слоги ТА,ТО,ТУ,ТЕ,ТИ.

 

Ребёнку говорим слова, которые просим сложить и показываем на картинку, а он ищет сначала первый слог, затем второй и составляет слово.

 

Самодельные кубики заменяем карточками из картона. Важно, что работа с кубиками строго отличается от начала сложения. Кубики стоят на столе и имеют сверху картинку (один согласный может иметь два кубика). Определено и место, на которое ставятся два кубика. Первый слог в слове необходимо класть с левой стороны стола в определённом квадрате, а слог, который идёт после первого, необходимо поставить в другом квадрате (из кубиков, которые стоят на столе справа).

 

Такая работа с кубиками используется обычно в начале, с детьми, не знакомыми с составлением слов. Обычно работаем с малым количеством кубиков (и малым кол-вом согласных) одновременно.

 

Когда ребёнок составит слова, переписывает их в тетрадь

 

 



Дата: 2019-02-19, просмотров: 110.