Использование рисуночного письма при пересказывании сказки и обучении письму на память
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Занимательный, простой рассказ используем, когда ребёнок может воспринять красивую картинку и наш живой рассказ привлекает детское внимание, побуждает его к занятиям. Но мы ему рассказываем не для того, чтобы забавлять его, а учим некоторым новым словам и выражениям, чтобы он усвоил их и в дальнейшем использовал.

Как мы помогаем в усвоении этих слов и структур предложений?

Листая книгу или альбом, на который мы наклеили картинки, ребёнок постепенно догадывается об их содержании, а чтобы последовало высказывание, которым эта догадка сопровождается, под каждой картинкой написано, что ребёнок должен сказать.

Работая так, мы уверены, что пиктограммы помогут детям самостоятельно рассказать и запомнить сказку.

Сначала тяжело находить картинки, соответствующие уровню речевого развития детей. Возможно фотокопирование и использование отдельных картинок из книг, а чаще самим приходится рисовать, при наличии хоть небольшой способности к этому. Намного лучше самим придумывать рассказы и иллюстрировать их. Возможно также использование аудиовизуальных диафильмов, предназначенных для маленьких детей, изучающих иностранный язык.

Работа будет легче, если дети читают и пишут. Но при такой работе возникает большая опасность обмана нас ребёнком, и начнутся ошибки. Внимательно относитесь к очень быстрой способности «читать», потому что можно сделать вывод, что ребёнок может все предложения сказать и понимает их. Для нас глобальной картинкой, не требующей дальнейшего повторного обучения, служит пиктограмма. Поэтому будьте реалистами, всегда проверяйте, понимают ли дети то, что говорят. Нельзя допустить, чтобы они говорили заученно, не понимая, что говорят, допуская ошибки.

Всегда для пересказа рассказа используйте картинки, диафильм, который дети смотрели, или используйте драматизацию и игру.

Глобальную картинку можно использовать тогда, когда дети хорошо усвоили сказку и научились пересказывать, видя и «читая» пиктограмму. Такое обучение учит детей постепенно и читать, так как вместо картинок постепенно появляется всё больше написанных предложений, особенно если их трудно иллюстрировать. Так пиктограммы и текст помогут детям запомнить и рассказать знакомую сказку.

Вот пример. Речь идёт о красивой сказке про маленького коала (медведе), который ночью ушёл из дома, в котором спал, и чуть не погиб в лесу.


Детям предлагается такой текст:

«Мишка пошёл в лес. Мишка качался. Мишка упал в воду. Анна увидела мишку. Мишка плачет. Анна несёт мишку в авто. Вова везёт мишку домой. Анна дала мишке молоко. Мишка не плачет. Мишка пьёт молоко. Мишка спит. Анна любит мишку».(Рис.36)

Все эти предложения дети понимают. С помощью пиктограмм учим произносить и использовать их в речи.

Рассказывая сказку ребёнку, выкладываем картинки одну за другой. Драматизируем, передавая эмоциональность ситуации. Затем снова повторяем пересказ, используя предложения, которые ребёнок знает, и, составляя те, которым нужно научить.

Рисуем символы под каждой картинкой. Они служат ребёнку примером предложений, которым нужно научить для рассказа. Просим ребёнка нам рассказать и спрашиваем, проверяем их понимание. Затем пробует рассказать целую сказку при помощи картинок и символов (текст в заключение). Картинки и символы помогают ребёнку запомнить текст целой сказки. Через несколько дней перелистываем вместе с ребёнком его альбом, вспоминая сказку, а затем закрываем. Просим ребёнка без помощи ответить на наши вопросы, а затем самостоятельно рассказать сказку своими словами, требуя рассказать всё содержание, которое запомнил.

Мишка идёт в лес.   Мишка качается.     Мишка упал в воду.   Анна увидела мишку.   Мишка плачет.   Анна взяла мишку.   Анна принесла мишку в машину.   Вова привёз мишку домой.   Мишка не плачет.   Мишка пьёт молоко.   Мишка спит.   Анна любит мишку.

 

 


Рис.36

 

Постоянно уточняем и исправляем, если он допускает ошибки. Например: Кто идёт в лес? Куда идет мишка? Кто качается? Кто упал? Куда упал мишка? На кого смотрит Анна? Кто упал в воду? И т.д.. Позднее убираем рисунки, чтобы ребёнок мог рассказать самостоятельно или ответить на вопросы.

«Мишка идёт, идёт, идёт в ... ?»

«Куда идёт мишка? Что это? Лес?» «Мишка идёт в лес?» и т.д.

«Полез на дерево?» «Дерево?» - показываем на рисунке. «Полез на дерево?».

Скажи: «Он тут» (показываем рукой).

« ... качается, качается». Как качается мишка? Покажи.

« Ветка (показываем рукой) сломалась!». «Ветка сломалась?». «И мишка упал в ...». «В воду?». «Ииииии... мишка (показываем рукой) плачет». Мишка плачет? Почему? Что делает мишка? и т.д.Пиктограммы используемые позднее, когда дети медленно читают. Обычно комбинируем рисунок и письмо с целью помочь запомнить читаемую ритмическую структуру.

 

Рис.37

Поляна большая.   Зелёная трава.   На траве кошка.   Кошка легла спать.   Тап, тап, тап, тап, тап   Кошку разбудил дождь.   Вставай, кошка, иди.   И лови мышку.

 


Рис.38

 

Капает   на   на   на   на     на

-у     -у

 

 


Капает дождь. На улитку, на мышь, на гриб, на Анну, на Вову.Рис.39.

Вверху небо - внизу вода     А по воде идёт цапля.     Цапля идёт: тап, тап, тап     Ловит жабу: ап, ап, ап!  



 









Дата: 2019-02-19, просмотров: 158.