УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Некоторые примеры:

- распознавание некоторых изолированных (сигналов): у-у-у-у, - ш-ш-ш-ш; - ммммм; - ко-ко-ко-ко; - оп, о - па; имена детей. На начальном этапе в момент восприятия речевого материала на слух, перед ребенком могут находиться игрушки или картинки с изображением ситуации, которая ассоциируется с сигналом.


- распознавание структур, состоящих из двух различных элементов (два различных ритма и усиления):

Баба, оп!

Бррр-бум!

Мяу, мяу, мяу- ап!

То-то-то - песо!

(Упражнения с картинкой).

- распознавание сложных структур:

Авто бррр, папа пока.

Ляля ооопа! Ооооо мама!

Псссс! Пес спит.

Бум! Мяч упал!

То-то-то. Нет! Псссс!

Мяу, мяу, мяу...ап!

Ау, ау, ау...мама!

(Упражнения с картинкой).

Распознавание связано с различными ситуациями, с которыми дети встречаются в игре, и которые затем представляются на картинках. Их дети смотрят и слушают.

Пример распознавания радостного восклицания: «Мама!» до злого, жалобного и передающего страх (испуг).

- распознавание изолированных слов:

- мама, папа, пёс, авто

- авто, утка, ляля, Вова

- ляля, брат, папа,рот

- деда, папа, пёс, рыба

- мама, папа, баба, деда

- рыба, лев, жаба, сад

- голова, глаза, нос, рот

- семь, девять, три, пять

- кока, сумка, мышь, деда.

При подборе слов для слухового восприятия, берутся слова, которые ребенок хорошо произносит; слова комбинируются так, чтобы они различались на слух и в тоже время состояли из звуков, которые ребенок умеет произносить.

Упражнения на слуховое восприятие предложений, в которых каждый раз меняется один элемент, а ребенок в начале восприятия и распознавания предложений смотрит на педагога и картинку, или на картинку и ждет.

Пример: мама плывет (вяжет, спит, идет)

- У Анны мяч (рыба, часы,...)

- У Вовы жаба (мишка, мяч, утка)

- кошка идет вон (или домой), пёс идет вон (или домой)

- Вова любит маму (папу, бабу, пса)

- Лампа тут (там), сумка тут (там)

- Анна, кошка, утка, аист ~ ловит рыбу

- Мама, папа, баба, Вова - метёт пол

- Мама (папа, пёс) ест яйцо, ест рыбу, ест мясо. Перед ребенком кладут четыре картинки, он смотрит на них, слушает и показывает.

Постепенно высказывание меняется и расширяется. Пример: Рыба плывёт, утка плывёт

- плывёт рыба, плывёт, желтая рыба плывёт

- плывёт рыба, плывёт в воде, желтая рыба плывёт в воде

- синяя рыба плывёт в воде, желтая рыба плывёт в море

- желтая рыба плывёт в воде, синяя утка плывёт в море

- желтый рак не плывёт в воде, желтый рак плывёт в море.

Дети хорошо запоминают слова и предложения на основе слушания и используют их в речи без непосредственного предъявления.

 

Небольшие рассказы.

 

Для развития слухового восприятия можно использовать небольшие рассказы, иллюстрированные картинками, каждый из которых связан с определёнными высказываниями, которые ребёнок умеет говорить. Рисунки из книги фотокопируются, вырезаются и раскладываются на столе перед ребенком.

Упражнение начинается с того, что ребенок смотрит на педагога, который называет картинки, а затем слушает, не видя педагога.

Слухо-зрительное восприятие слух^ое.

Так, например, р-з «Ляля плачет» включает выражения:

- Мама, иди!

- Ам, ам, ам, ам,...

- А-а, а-а, а-а (пение).

В сказку о медвежонке включены предложения, которые основаны на слуховых и речевых возможностях детей:

- Пссс! Мишка спит! (Хоп! Мишка устал.) Идёт, идёт, идёт .... Далеко! Ла-ла, ла-ла, ла-ла мишка качается. Бум! Мишка упал. Мишка упал в воду.

И - тише... мишка плачет. Мишка! Мишка! Где ты? И т.д.

 

Игра - приказание (поручение).

(развитие слуховых возможностей детей.).

Педагог с ребёнком садится за стол, на котором расположены маленькие игрушки, например разные домашние животные, подстилка для сна, маленький бассейн и т.д.

Инсценируем разные ситуации и показываем, какое животное что делает. Когда ребенок научится называть животных, составляем предложения «идёт спать», «идёт есть», «идёт плавать». С речевых

упражнений переходим к слуховым. От ребенка требуется, не глядя на нас взять животное, которое мы называем, и поставить (направить, изобразить, продемонстрировать) его действие.

Пример: Возьми кошку. Кошка идёт спать. (Возьми рыбу. Рыба будет плавать).

В другой похожей игре вместо животных берём членов семьи. Упражнение в предложениях. Мама идёт спать. Положи маму в кровать. Папа идёт плавать. Поставь папу в воду! (бассейн). Баба идёт к авто. Посади бабу в авто и т.д.

Во время игры развиваем слуховое восприятие ребёнка и учим выполнять задания, а когда он научится этому, будет хорошо говорить, даём другие понятия.

Игра-поручение (с предлогами).

Берём какую-то мелкую игрушку, например рыбку или авто и разные предметы, в которые можно эту игрушку спрятать, поставить в них или на них. Например, шапку, сумку, корзину, платок, что дети могут назвать.

Садимся снова за стол с ребенком. Сначала упражнение «видимое», а затем закрываем рот, чтобы ребёнок не видел, когда мы говорим.

Рассказ, в котором есть диалог, повторяется много раз. Когда ребенок усвоит и введёт в свою речь данные выражения, переходим к более длинному рассказу (снова с картинками), вводя упражнения на слуховое восприятие, в которых диалог много раз повторяется от разных лиц. Используем, например, сказку «Репка», «Кто сказал мяу», «Варежка (Руковичка)» и другие. Сказки легче воспринимаются и понимаются детьми.

Так, например, в сказке «Варежка», в которой варежку потеряли и она лежит на снегу, а мышь сделала из неё свой дом .... приходят другие животные, которые замёрзли и просятся жить, каждый раз повторяется диалог:

- Тук,тук,тук!

- Кто это?

- Это я (зайка)

- Что ты хочешь?

- Прошу, пусти меня внутрь. Мне холодно. Бррр!

- Пожалуйста. Иди зайка. Добрый день.

В процессе игры стучим по столу, а ребенок слушает. Ребенок слушает названия животных и изображает их. Ведется работа над развитием слухового восприятия.




Дата: 2019-02-19, просмотров: 103.