Некоторые примеры:
- распознавание некоторых изолированных (сигналов): у-у-у-у, - ш-ш-ш-ш; - ммммм; - ко-ко-ко-ко; - оп, о - па; имена детей. На начальном этапе в момент восприятия речевого материала на слух, перед ребенком могут находиться игрушки или картинки с изображением ситуации, которая ассоциируется с сигналом.
- распознавание структур, состоящих из двух различных элементов (два различных ритма и усиления):
Баба, оп!
Бррр-бум!
Мяу, мяу, мяу- ап!
То-то-то - песо!
(Упражнения с картинкой).
- распознавание сложных структур:
Авто бррр, папа пока.
Ляля ооопа! Ооооо мама!
Псссс! Пес спит.
Бум! Мяч упал!
То-то-то. Нет! Псссс!
Мяу, мяу, мяу...ап!
Ау, ау, ау...мама!
(Упражнения с картинкой).
Распознавание связано с различными ситуациями, с которыми дети встречаются в игре, и которые затем представляются на картинках. Их дети смотрят и слушают.
Пример распознавания радостного восклицания: «Мама!» до злого, жалобного и передающего страх (испуг).
- распознавание изолированных слов:
- мама, папа, пёс, авто
- авто, утка, ляля, Вова
- ляля, брат, папа,рот
- деда, папа, пёс, рыба
- мама, папа, баба, деда
- рыба, лев, жаба, сад
- голова, глаза, нос, рот
- семь, девять, три, пять
- кока, сумка, мышь, деда.
При подборе слов для слухового восприятия, берутся слова, которые ребенок хорошо произносит; слова комбинируются так, чтобы они различались на слух и в тоже время состояли из звуков, которые ребенок умеет произносить.
Упражнения на слуховое восприятие предложений, в которых каждый раз меняется один элемент, а ребенок в начале восприятия и распознавания предложений смотрит на педагога и картинку, или на картинку и ждет.
Пример: мама плывет (вяжет, спит, идет)
- У Анны мяч (рыба, часы,...)
- У Вовы жаба (мишка, мяч, утка)
- кошка идет вон (или домой), пёс идет вон (или домой)
- Вова любит маму (папу, бабу, пса)
- Лампа тут (там), сумка тут (там)
- Анна, кошка, утка, аист ~ ловит рыбу
- Мама, папа, баба, Вова - метёт пол
- Мама (папа, пёс) ест яйцо, ест рыбу, ест мясо. Перед ребенком кладут четыре картинки, он смотрит на них, слушает и показывает.
Постепенно высказывание меняется и расширяется. Пример: Рыба плывёт, утка плывёт
- плывёт рыба, плывёт, желтая рыба плывёт
- плывёт рыба, плывёт в воде, желтая рыба плывёт в воде
- синяя рыба плывёт в воде, желтая рыба плывёт в море
- желтая рыба плывёт в воде, синяя утка плывёт в море
- желтый рак не плывёт в воде, желтый рак плывёт в море.
Дети хорошо запоминают слова и предложения на основе слушания и используют их в речи без непосредственного предъявления.
Небольшие рассказы.
Для развития слухового восприятия можно использовать небольшие рассказы, иллюстрированные картинками, каждый из которых связан с определёнными высказываниями, которые ребёнок умеет говорить. Рисунки из книги фотокопируются, вырезаются и раскладываются на столе перед ребенком.
Упражнение начинается с того, что ребенок смотрит на педагога, который называет картинки, а затем слушает, не видя педагога.
Слухо-зрительное восприятие слух^ое.
Так, например, р-з «Ляля плачет» включает выражения:
- Мама, иди!
- Ам, ам, ам, ам,...
- А-а, а-а, а-а (пение).
В сказку о медвежонке включены предложения, которые основаны на слуховых и речевых возможностях детей:
- Пссс! Мишка спит! (Хоп! Мишка устал.) Идёт, идёт, идёт .... Далеко! Ла-ла, ла-ла, ла-ла мишка качается. Бум! Мишка упал. Мишка упал в воду.
И - тише... мишка плачет. Мишка! Мишка! Где ты? И т.д.
Игра - приказание (поручение).
(развитие слуховых возможностей детей.).
Педагог с ребёнком садится за стол, на котором расположены маленькие игрушки, например разные домашние животные, подстилка для сна, маленький бассейн и т.д.
Инсценируем разные ситуации и показываем, какое животное что делает. Когда ребенок научится называть животных, составляем предложения «идёт спать», «идёт есть», «идёт плавать». С речевых
упражнений переходим к слуховым. От ребенка требуется, не глядя на нас взять животное, которое мы называем, и поставить (направить, изобразить, продемонстрировать) его действие.
Пример: Возьми кошку. Кошка идёт спать. (Возьми рыбу. Рыба будет плавать).
В другой похожей игре вместо животных берём членов семьи. Упражнение в предложениях. Мама идёт спать. Положи маму в кровать. Папа идёт плавать. Поставь папу в воду! (бассейн). Баба идёт к авто. Посади бабу в авто и т.д.
Во время игры развиваем слуховое восприятие ребёнка и учим выполнять задания, а когда он научится этому, будет хорошо говорить, даём другие понятия.
Игра-поручение (с предлогами).
Берём какую-то мелкую игрушку, например рыбку или авто и разные предметы, в которые можно эту игрушку спрятать, поставить в них или на них. Например, шапку, сумку, корзину, платок, что дети могут назвать.
Садимся снова за стол с ребенком. Сначала упражнение «видимое», а затем закрываем рот, чтобы ребёнок не видел, когда мы говорим.
Рассказ, в котором есть диалог, повторяется много раз. Когда ребенок усвоит и введёт в свою речь данные выражения, переходим к более длинному рассказу (снова с картинками), вводя упражнения на слуховое восприятие, в которых диалог много раз повторяется от разных лиц. Используем, например, сказку «Репка», «Кто сказал мяу», «Варежка (Руковичка)» и другие. Сказки легче воспринимаются и понимаются детьми.
Так, например, в сказке «Варежка», в которой варежку потеряли и она лежит на снегу, а мышь сделала из неё свой дом .... приходят другие животные, которые замёрзли и просятся жить, каждый раз повторяется диалог:
- Тук,тук,тук!
- Кто это?
- Это я (зайка)
- Что ты хочешь?
- Прошу, пусти меня внутрь. Мне холодно. Бррр!
- Пожалуйста. Иди зайка. Добрый день.
В процессе игры стучим по столу, а ребенок слушает. Ребенок слушает названия животных и изображает их. Ведется работа над развитием слухового восприятия.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 103.