Фонетическая и лингвистическая прогрессия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Представляемая фонетическая прогрессия не является строго определённой. Она приблизительна и не в коем случае не должна влиять на развитие спонтанной речи ребёнка, на его желание и потребность говорить и понимать обращённую речь.

Нет никакого строгого правила, педагог сам, в зависимости от тяжести нарушения, возможностей и интереса ребёнка, определяет чему его учить.

Поэтому у ребёнка фиксируем произношение первых пятнадцати-двадцати звуков в первых стойких фонетических структурах-выражениях, которые составляем и складываем в соответствии с интересами ребёнка. Ребёнку необходимо выражать свои потребности, хотя высказывания могут включать звуки, которые он ещё не очень хорошо произносит, главное, чтобы выражение имело в целом хорошую ритмико-интонационную форму.

Важно всегда обращать внимание и давать образец правильного произношения. Всегда очень важно основываться на развитии слухового восприятия, чтобы заложить основу природной и естественной речи.

Хуже реабилитируются дети, имеющие хорошее изолированное произношение звуков, но не успевающие воспринимать и понимать обращённую к ним речь из-за того, что не имеют хорошо развитой просодии (ритма, интонации). Как только ребёнок начинает хорошо произносить гласные и слоги с ними, начинаем работу на различение на слух просодических качеств (усиление, ударение, ритм, темп, интонация, высота тона и пауза).

Первые слова, которым учим детей, обозначают членов семьи, друзей, «тёти» в детском саду, игрушки, транспорт, животные, предметы, которые окружают дома, одежда и обувь, продукты питания, природа и улица - все, что можно показать.

Первые глаголы, это обычно те, которые может произнести ребёнок и чьи значения понимает, демонстрирует или спонтанно показывает жестом (ест, спит, смотрит, учит, сидит, несёт, пьёт, рисует, стучит, ловит, пишет, ставит, говорит, болит, хочет, устаёт и т.д.). Учим их употреблять в неопределённой форме и в третьем лице настоящего времени, а затем в первом, втором и третьем лице настоящего и прошедшего времени.

Обучая детей речи, конечно, нужно научить воспринимать, понимать и говорить разные слова (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги), необходимо научить названиям некоторых предметов, людей, явлений, действий, словам, обозначающим время и место и т.д.. Но в первую очередь таким, чтобы ребёнок мог самостоятельно говорить и понимать чужую речь, также необходимо научить некоторым языковым структурам, которые передают разные отношения, когда что-то происходит, уточняют время и место, выражают желание, вопросы и ответы, рассказ о том что было, будет или могло быть и т.д..

Поэтому при обучении детей, изолированные слова вставляем в определённую ситуацию, которую дети понимают и могут «оречевить».

Дети начинают говорить и понимать речевые выражения, одновременно овладевая фонетикой и лексикой, морфологическими и синтаксическими конструкциями. Так, постепенно начинается глобально-структурное изучение языка на основе верботонального метода академика Губерины, используя и все другие современные методы обучения языку.

Особенно важно следующее правило: модель, которую детям даём говорить (то, что мы ему говорим и от него требуем сказать), дети должны понимать.

Если ребёнок показывает правильно картинку, которую мы назвали (а не показали), или самостоятельно называет картинку, которую мы ему показываем, значит, он нас понимает. Когда какое-то речевое выражение

ребёнок употребляет самостоятельно, используя его в новой ситуации, значит, он его усвоил.

Слова и выражения приобретают свою правильную форму, дополняя и заменяя природный жест и картинку - выражают мысль.

Учить ребёнка речи лучше на жизненных и бытовых ситуациях, которые он «проживает», заменяя и дополняя его природные жесты словесным выражением мысли (желание, просьбу, недовольство, жалость и т.д.), при этом ребёнок спрашивает или отвечает. Используем выражения, которые необходимы в определённой ситуации.

Ситуации часто инсценируем (или рисуем), основываясь на речевом материале, который необходимо усвоить. По мере усвоения материала, меняем ситуацию, используем этот речевой материал в другой ситуации. Сначала незначительно меняя вид высказывания и ситуацию. В нашем образце вид изречения может быть простым, но правильно построенным и не аграмматичным. Возможна помощь при пересказе глаголом (чаще всего в 3~ем лице настоящего времени), существительным в именительном падеже, не избегая употребления в других падежах, предлогов и союзов.

Так, например, показываем картинки и задаём вопросы: «Что у Вовы? Кого любит? Кому даёт мяч? С кем гуляет? У кого взял авто?» От ребёнка требуем ответа и употребления слов в определённом падеже: мяч, сестру, сестре, с сестрой, у сестры.

Также и в другой ситуации, когда будем учить употреблению разных падежей, и хотим точности, учим говорить: Ты меня учишь; конфета тебе;

люблю тебя; это тебе; идём с тобой и т.д..

Возьмём слово «мама». Постепенно ребёнок начинает понимать следующие высказывания с этим словом; Это мама! Мама добрая. Мама,дай! Затем начинает понимать и употреблять предложения, в которых говорится, что она делает, какая она, например: «Мама любит. Мама ждёт. Иди, мама! Это для мамы. Вова играет с мамой. Вова рисует маму. Нельзя обижать маму. Позови маму. Мама тебя зовёт. Спрячься за маму. Ты умеешь рисовать, как мама? Если «пятёрка, мама будет рада. Мама плачет, у неё болит зуб. Это письмо для мамы. Сядь рядом с мамой. Попроси маму купить мороженое. Дай это маме. Тома плачет, мама ушла. Мама, идём со мной. Я поел (а), а ты мама? Что будет, если мама увидит? и т.д.».

Для усвоения этого требуется много работы и времени. Для некоторых детей больше года. Но важно трудиться и требовать усвоения, верить, что это можно усвоить.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 147.