Упражнения с первыми трёхсложными предложениями
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Показываем картинки и серию картинок, на которых разные субъекты делают одинаковую работу, или одинаковые субъекты выполняют разные действия, разные субъекты выполняют разные действия с различными объектами.

Например, разные члены семьи или животные едят, пьют воду, спят, подметают и т.д., затем одного члена, н-р бабушку, которая на разных картинках все делает сама, разных людей, которые едят разную еду или пьют разные напитки, держат разные предметы и т.д..

Здесь можно хорошо использовать двигательные картинки, которые сделаны так, что на них можно менять отдельные детали, изменяющие и ситуацию, которую ребёнок должен назвать. Такие разные картинки мы использовали при составлении двусложных предложений, когда в окне дома меняли членов семьи, которых ребёнок звал «О-О-О!», показывал «ВОТ», звал «ИДИ», прощался «ПА-ПА» и т.д.. Сейчас используем по-другому. Так, например, на рисунке ребёнок сидит за столом перед тарелкой, содержание которой мы меняем, ребёнок учит предложения: Вова ест яйцо, (мясо, рыбу). На картинке девочка стоит на дороге, меняем картинки, которые расположены на краю листа (дороги), упражняем в предложениях: Анна идёт в школу, в машину, в лес. Меняем картинки, которые находятся на краю пути. Затем упражнения направляем на дающий что-то субъект. Используем картинки, на которых кто-то кому-то что-то даёт или несёт. Меняем человека или предмет, который он несет или даёт.

В начале работы используем знакомые серии картинок, которые иллюстрируют серию знакомых предложений.

Это служит нам упражнением в речи, понимании и тренировкой в слуховом восприятии ребёнка, когда он имеет перед собой несколько рисунков, которые иллюстрируют предложения, которые нужно понять и услышать.

Для упражнений в постановке вопросов используем картинки, на которых субъект, объект или действие могут быть закрыты.

Так для вопроса «Кто спит?» используем картинку, на которой под одеялом может быть закрыт человек, который спит, видны только его ноги. А для вопросов «Кто едет?», «Кто стучит?», «Кто идёт?» и т.д. картинки, на которых закрыто лицо субъекта. Для упражнения в вопросах «Что у ...?» или «У кого ...?» используем картинку, на которой разные люди держат в руке корзину с разрезом, в который вставляются разные предметы.

Такие занятия проводятся на групповой и индивидуальной работе в виде игры с помощью картинок и фланелеграфа. Картинка может помещаться в индивидуальный альбом, чтобы заниматься дома.

Не надо торопиться с самостоятельными ответами на краткие вопросы или с правильным построением развёрнутого предложения, т.к. мысль может быть выражена не только одним развёрнутым, но и несколькими простыми предложениями.

Важно развивать спонтанную речь, а мы знаем, что в начале реабилитации она не может быть богатой. Зато, например, когда ребёнок видит на картинке уснувшего малыша в кроватке, будет достаточно, если он скажет: Спит. Ляля тут. Ляля хорошая. Моя ляля! Это будет начало спонтанной речи. Мы помогаем в составлении высказываний в виде двусоставных, а возможно и трёхсоставных предложений. Так, можно дать для высказывания такой образец: Моя маленькая, хорошая ляля спит тут в

кроватке. Однако ребёнок может сначала не усвоить его и не повторить. Зато наше высказывание учит ребёнка правильному составлению выражения на основе его кратких предложений.

В конце четвёртого круга для нас достаточно, если ребёнок будет владеть определённым словарём и понимать речь, отвечать на вопросы и самостоятельно их ставить, начнёт спонтанно устно говорить. Это значит, что ребёнок заговорил!

На уровне четвёртого круга или несколько позже глухие пятилетние или шестилетние дети, а иногда и более младшие, обычно начинают читать. Это помогает построению предложений и коррекции речи, учит детей вообще, во всяком случае при имеющейся задержке психического и речевого развития.

В первую очередь в четвёртом круге берём слова для закрепления всех ранее изученных звуков и новые звуки: С, И, К, Ш, Ц, Г, Р, а затем и все остальные звуки, которые могли бы войти в пятый круг, начинаем стремительно расширять словарь.

Необходимо получить и остальные звуки, не торопясь, добиваясь прежде всего правильного закрепления фрикативов и африкатов, для чего некоторым детям нужно более года.

Если берём слова, имеющие звук, который ребёнок ещё не может произносить, предупреждаем возможные ошибки, или принимаем временно артикуляционную неточность произношения, следя в целом за хорошей ритмико-интонационной структурой, чтобы ребёнок не боялся говорить.

Постепенно словарь обогащается всеми частями речи, становится богаче, постепенно расширяется, хотя высказывания ещё краткие и содержат 4-5 слов.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 86.