Новые звуки: и, к, ш, г, х, р, з, ж, ч, н и л (мягкие) - пробуем получить хорошее произношение в слогах, в односложных и двусложных словах.
Звук «И» можно связать с плачем, вкусом лимона, восклицанием боли, писком (пи-пи-пи), или некоторыми словами (Иван, пить ...).
Звук «К» с кудахтаньем (ко-ко-ко), кашлем или словами (кака, каша, кап-кап, кот).
Звук «X» вызывается с помощью имитации полоскания горла, хрипа и разных слов, в которые входит звук «X» (хоп,ха-ха-ха и т.д.).
Звук «Р» узнаёт через движение фонетической ритмики или через слова (рыба, трава, три, брат и т.д.).
Звук «Г» связываем с гоготом гуся (га-га) или голубя (гу-гу) или слов (голова, нога, год, гусь).
Звук «Ш» - из шума воды, восклицания: «Кыш!», слов: шуба, шапка, каша.
Звук «Ж» - от звука ручной пилы и слов: жаба, жук. Женя и т.д.
Звук «З» - от писка комара (з-з-з-) и слов: зима, звон, зайка, коза, змея и т.д.
Звук «Ц» - от резкого плевка сквозь зубы и слов: улица, лицо, цыпа.
Звук «Ч» - от движения поезда (ч-ч-ч) и слов: чай, чашка, чайник и т.д.
Эти согласные звуки изучаем, противопоставляя ранее изученным звукам (з-с, ж-ш, ц-т или с, ч-т-ш).
Звук «Н» (мягкое) - от детского «ням-ням» и слов: Соня. Таня, конь, день и т.д.
Звук «Л» (мягкое) - от люкания (лю-ля, лю-ля) и слов: люди, поле, лес, лиса, Лиля, Люда, Лида, Люба.
Для автоматизации ранее усвоенных и новых звуков используется фонетическая ритмика, на которой дети слушают звуки и произносят их. При обучении и закреплении нового звука желательно брать упражнения в структуре (слова, в которые
входят хорошо усвоенные звуки и плюс новый звук: например звук «Р» в слово «трава». Легче произносятся согласные звуки с вокалами: «Ш» с «У» (шуба, шум); «З» с «И» (зима, вози). В произнесении звуков «К» и «Г» поможет положение между двумя «А».
Цель работы
Таким образом, усвоение способности восприятия и воспроизведения, произношения и понимания являются основой для дальнейшей работы -развития речи ребёнка и его слуховых возможностей. Выше мы показали, как можно достичь хорошего произношения новых звуков в новых фонетических структурах, научить новым словам и понятиям, усвоить некоторые просодические характеристики, развить слуховое восприятие, что в дальнейшем будет служить основой для слухового восприятия речи других людей.
Четвёртый круг - является этапом, на котором требуется научить ребёнка употреблять речевые выражения - морфологически и синтаксически правильно строить предложения.
Природный жест, крик, восклицание и ономатопию ребёнок использует, желая пополнить или заменить слово. Так используя выражения типа: Ляля ииии! Мяу-мяу ап! Пи-пи-пи на! Ляля пи-пи. Мишка ам? Вова пссс! Анна тут. Лампа бум. О, мама!, которыми ребёнок пользуется в начале четвёртого круга, постепенно учим ребёнка говорить предложениями: Кошка прыгает. Птичка, вот крупа. Мишка ест мёд. Папа уходит. Вова спит. Лампа упала. Анна несёт мяч маме. Таня упала в воду. У меня болит голова. Почему плачешь? Я пишу карандашом и т.д. Словарь обогащается и расширяется за счёт введения новых вопросов и вопросительных предложений. Так устанавливаются разные взаимосвязи:
действие и кто это действие производит, не только объект, но и средство и способ действия, чем действует и т.д. Учим глаголам, которые употребляются в первом и третьем лице единственного лица, постепенно употребляем их и в остальных лицах единственного и множественного лица. В речи все они употребляются в сочетании с определённым субъектом, объектом, признаком, предметом, используются для обозначения места, времени, количества и способа. Понимание изречения дает не само его употребление, а употребление его в соответствии с определённой ситуацией (действие, движение и аффективные невербальные выражения), только через эти структуры ребёнок начинает понимать и употреблять их. Постепенно начинают появляться и некоторые сложные предложения и ситуации. Например: Дай, посмотрю! Не могу писать, у меня болит рука. Возьми что хочешь. Видишь, там идёт мама. Я дам мяч, если ты дашь машину.
Усвоение таких разнообразных выражений требует огромной работы и многократных упражнений. Усвоение новых слов зависит не только от речевых способностей ребёнка, от богатства его речи, но и от умения использовать в соответствующей ситуации. Создание ситуации, в которой ребёнку необходимо сопроводить действие определенным выражением, знакомит ребёнка с новым значением и закрепляет его.
Составлению предложений и упражнению в речи очень помогает диалог. Ребёнок учится понимать разные вопросы и ответы на них, самостоятельно их составлять и употреблять. При этом часто в вопросе, который мы задаем, заключается помощь для ответа на него. Иногда сказав одно слово, затем повторив и поставив вместе с педагогом вопрос к нему, ребёнок может составить грамматически правильное предложение. Вначале очень важно, как педагог ставит вопрос. Можно спросить так:
Авто и «ГДЕ?» показать природным жестом, чтобы ребёнок ответил «ТУТ». А затем используем чтение предложения - АВТО ТУТ.
Так, например, показываем картинку, на которой Вова ест яйцо. Закрываем яйцо и спрашиваем: Вова ест ... изображаем мимикой лица, движением плечей и рук вопрос, указывая на то, что закрыто. Ребёнок отвечает: яйцо. Если не знает, мы ему помогаем - Вова ест мясо? Нет!
Вова ест суп? Нет! Яйцо? Да! После этого показываем и читаем предложение: Вова ест яйцо.
Также, показывая другие картинки, спрашиваем: У мамы ...? Ляля пьёт...? Папа несёт ...?, чтобы ребёнок, глядя на картинку и определяя, что мы закрыли, ответил: «дочка», «воду», «мяч», «авто» и т.д. Ребенок каждый раз проговаривает с нами и читает предложение. Так, используя данный способ постановки вопроса, вводим его в игру и в жизнь (действительность). Спрашиваем «Что у Ани?», которая сидит перед нами и держит на коленях мишку, закрытого платком. «У Ани ...?» и изображаем вопрос жестом. Затем жест заменяем вопросом «У Ани ...что?» а затем, переходим к правильному построению вопроса «Что у Ани?». Эта замена происходит быстро у всех детей.
Более сложно на уровне четвертого круга могут проходить следующие дифференциации:
В восприятии:
- понимание морфологических и синтаксических структур предложений односоставных и двухсоставных и более, ранние упражнения или составление новых впервые усвоенных речевых единиц;
- понимание некоторых вопросов и поручений;
- быстрое и легкое понимание ребёнком артикуляции речи в небольшом диалоге.
В воспроизведении:
- способность ребёнка повторить за педагогом понятные ему предложения;
- дополнить предложение, глядя на картинку;
- самостоятельно составить предложение по картинке;
- использовать речевое выражение при драматизации, при ответе на вопрос, просьбе, выражении мысли и желания, постановке вопроса, описании и т.д.;
- при похожих ситуациях самостоятельно использовать усвоенные речевые формы, соединении их между собой для грамматически правильного высказывания.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 113.