При произношении новых слов и самостоятельном назывании некоторых людей и предметов используются разные приёмы. Используются фотографии членов семьи и детей, картинки из игры в «Лото», домино с картинками, детские рисунки и др. Игрушки или
картинки представляются им в занимательной игре, в которой они прячутся, ищут, неожиданно проявляются, зовут их, укладывают спать, возят их и т.д. При этом удобно работать с игрушками или аппликацией на столе или фланелеграфе, с которыми ребёнок может действовать, манипулировать. Хорошо,если каждый раз при изучении нового выражения в тетрадь ребенка добавляется одновременно и новая картинка. Называние картинки или инсценирование ситуации сопровождается первыми усвоенными словами в соединении, которые учат:
иди - когда зовёт;
вон или там -при указании;
па-па - при прощании;
есть или нет - при наличии или отсутствии;
он ~ при скакании;
бррр - возит машину;
у, ау, ао - при выражении жалости или просьбе о помощи;
нет - при отсутствии (или игре в прятки);
ап - при ловле мяча;
ба - поцелуй;
в-в-в - при выражении холода и т.д.
Чтобы дети легче усваивали новые слова, выражения, рекомендуется использовать их длительное время в похожих ситуациях, предваряя телесным выражением. С этими словами составляются и вопросы:
ЛЯЛЯ ТУТ? - где кукла?
АВТО БУМ? - машина ударилась?
ЛЯЛЯ А-А-А? - кукла спит? и т.д.
Так формируются первые двусложные предложения.
Затем приступают к усвоению первых глаголов и грамматически правильных словосочетаний с глаголами: спит, идёт, бобо (болит), пала (упала). Эти слова, употребляемые в определённом значении, в первых двучленах имеет своё значение. Они помогают в составлении диалога. Так ребёнка спрашиваем: «Ляля спит?». Он понимает вопрос и кивает головой, показываем пальцем и говорим: «Нет!». Затем учим говорить: «Не спит». А в конце: «Ляля не спит». Используем предложение в сочетании с рисунком, ситуацией, невербальным выражением ребёнка данного значения. Так ребёнок понимает предложение; «Папа в авто», когда видит сам или мы ему показываем. От значения предложения из контекста и невербального выражения ребёнок постепенно начинает усваивать и порядок слов в предложении с помощью различения субъекта и объекта. Так, например: «Вова стучит по машине».
Так, например, когда Вова стучит по машине, то говорит: ВОВА ТАП ТАП ( или БУ БУМ), а когда машина ударяется обо что-то: АВТО БУМ.
Также, когда мама целует, говорит: МАМА БА, а когда мы целуем маму или хотим поцеловать, говорим: БА МАМА.
Такая же схема используется для трёхчленных предложений. На этом этапе ребёнку необходимы некоторые слова и выражения для начала спонтанной работы. Если хотим успеть сделать это к школе, необходимо и дома заниматься с ребёнком. Используя различные ситуации, учить различным словам и выражениям.
Требовать от ребёнка использования в речи всех изученных выражений: ДАЙ, ЭТО, СПАСИБО, НЕ ДАМ, например, при игре говорить ТУТ ЕСТЬ и ТУТ НЕТ, в школе и дома проговаривать или спрашивать, показывая ЭТО или ТО, когда хотим назвать показываемое.
Также учим, используя невербальную реакцию в сочетании с речью:
ДА и НЕТ, когда что-то ХОЧЕТ или НЕ ХОЧЕТ.
Усвоение просодических качеств.
На этом этапе необходимы правильное восприятие и имитации речевого ритма и интонации первых двусложных слов и фраз, которым учим.
Рис.11
V - (мама, ляля, это, ау)
V-V (мама,оп! Авто бум! Мяу, вон!)
VV- (О: мама, Ба, папа. А! Мама)
V - V - (Мама спит. Вода кап. Это мама. Иди, мама)
V- (0-0 МАМА!)
- V, V - (ПА-ПА МАМА)
V- V- (Это нет! Это ДА)
Говорим громко и тихо, медленно и быстро, правильно передавая ритмико-интонационную речевую форму
При этом используем и распознавание трёхсложного ритма (триоле). (барабан, хлопанье, голосование):
- . ... (V V-)
- .. ... (V- V-)
- ... ... (V- V-)
- ... . (V-V)
Триолы комбинируем с многократными ударами или с имитацией голосом
- ... ..........
- ......... ...
Дата: 2019-02-19, просмотров: 104.