Предлагаем некоторые упражнения для больных детей ( с использованием зрительного восприятия)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Упражнения с бубном начинаются с распознавания нашего хлопанья, сопровождающегося голосом, дети повторяют вместе с нами, смотрят на наше движение и делают также.

Затем повторяют эти же движения самостоятельно. Для детей, у которых возникают сложности в исполнении упражнения, используем визуальную помощь.

Так при упражнении перед собой на столе кладём два бубна, «па» -ударяем в один, и «па» - в другой, а дети слушают и глядят на нас, запоминают и различают два сигнала. Так дружелюбно тренируем ощущения, для формирования слухового ощущения нам помогает визуальное и движение.

Для наглядности мы можем использовать картинки - два картонных круга, которые представляют собой два бубна.

Рис.1

 


Один – много

 

Много - один

 

 


Много – два

 

 

Два – много

 

Один – один

 

 

Один ~ два

 

 

Два - один


После показа и опознавания, предлагаем детям попробовать различить звук без вспомогательной (визуальной) помощи. При использовании разных комбинаций, сильного и тихого удара, можем использовать игру, когда в один бубен ударяет медведь, а в другой мышка, а дети слушают и определяют, кто, когда ударяет, и повторяют самостоятельно.

 

Рис.2

Один сильный удар – громко

 

 

Один слабый удар – тихо

 

 

Два сильных громких удара

 

 


Много слабых ударов – тихо

 

Такой пример графической помощи может быть использован педагогом и при различении трёх различных сигналов, связанных с тремя разными игрушками и их движением, тремя различными звуками и тремя различными ритмами.

 

Рис.3

 

А

 

 

Бррррр     


 

 

Оп оп оп

 

 

Та та та та

 








Символы.

 

Символы легче «читать» и запоминать в начале обучения. Это помощь при формировании речи детей, которые имеют нарушения. Такие дети в начале легче воспринимают и «читают» символы, чем буквы.

На начальном этапе учим детей произносить краткие фонетические сочетания, которым они обучаются. Желательно, чтобы дети заменяли их слогом, произносили, соотносили со значением и запоминали. В этомслучае слог для детей воспринимается в единстве со значением: так БА -значит поцелуй, ПА - означает утку, АВ - означает собаку.

Поскольку один знак соответствует одному слогу, ребёнку легче одновременно «писать» и «читать», чтобы позднее складывать двусложные слова (составленные из двух одинаковых или различных открытых слогов), соединяя два, а не четыре знака.

Способ, которым ребёнок одновременно произносит - «читает» и показывает графический знак-слог, открывает ему фонетическую характеристику произносимого слога. Это похоже на фонетическую ритмику, которая ранее помогала ребёнку свободно произносить и выполнять соответствующее действие, с которым это произношение связано.

При этом произносительном движении (открывает рот), отвечая движением руки, чертя карандашом по бумаге, мелом по доске, показывая знак пальцем или карандашом, или ребёнок сам двигается правильно в свободном просторе (изображая знак).

Так графический знак (символ), который означает слог, становится идеальным помощником в приобретении опыта (движение и произнесение слога, звук и значение, которое он имеет), соединённого с активным слушанием, кинестетическими и двигательными ощущениями, помогает запоминанию. Эти знаки через некоторое время приобретают свои семантические значения, их можно употреблять при составлении первых слов, которые состоят из двух одинаковых или двух различных слогов (см. рис.4).

 

Рис.4.

Слог БА связан с посланием поцелуя, как показано:

Сначала       , затем            и               БА

 

 

Слог МА связан с поглаживанием кошки:

 

Сначала , затем и МА

 

 

Слог ПА связан с пением птицы:

 

Сначала , затем и ПА

Слог ВА связан с лаем собаки:

 

Сначала , затем и     ВА (или АВ)

 

 

Слог ТА изображаем:

 

Сначала , затем и    ТА

 

 

Работа с символами.

 

Рисуем символ и просим ребёнка узнать и прочитать голосом. Затем ребёнок рисует символ и просит вас назвать его. Исправляет нас, если ошибаемся.

Употребление произношения первых фонетических форм использует фонетико-ритмическую игру, в которой ритм и движение дают одновременно ребёнку фонетическую структуру, многократное восприятие - произношение.

Чтобы ребёнок мог самостоятельно понять и воспроизвести читаемые упражнения, помогаем ему вспомнить. Фонетическая форма (это чаще всего сначала слог) объясняет сначала рисунок, имеющий значение слова, символ, письмо (слог пишем большими печатными буквами).

С двумя разными слогами делаем небольшие ритмические композиции, пробуем их проговорить и чертим на доске или на странице блокнота. Слева направо и сверху вниз. Снова показываем каждое изображение или исправляем ошибку движением, «читаем», проговариваем всё по порядку. Помогаем ребёнку произносить правильно так, чтобы появилось желание вместе с нами свободно повторять движения руками и проговаривать. Он сидит напротив нас, слушает нас и внимательно смотрит и усваивает. Если у ребёнка не получается, берём его руки в свои, помогаем ему и проговариваем вместе. Затем просим его сделать всё самостоятельно и он сам произносит читаемую ритмическую структуру, сначала с визуальной помощью, а затем на память. Чтобы ему в этом помочь, можем использовать для примера на доске или на листе блокнота круги с упражнениями различных структур, которые рисуем символами - на основе визуального восприятия.

Затем постепенно придумываем упражнения и он их задаёт нам. Ребёнок нам диктует, а мы вписываем в пустой круг что он нам говорит, и вместе читаем.

Следующая картинка лучше это объяснит.


Рис. 5

 

Обычно долго не задерживаемся на рисунке и переходим к символам. Рис. 6

 

 

Рисуем на двух соседних страницах тетради с тем, чтобы рисунок постепенно переходил от символа к слову. Затем можем с ребёнком читать рисунки, в которых комбинируются два разных слога.

Когда будем учить читать, упражнения на проговаривание даём в рисунках и «текст» пишем буквами.

Так, используя бубен и барабан, можем нарисовать рисунок и символ, а затем символы и написать так:

Рис. 7

 

 

Используя кошку и собаку, можем нарисовать и такое упражнение:

 

Рис. 8

Используя птичку (утку) и кошку, можем нарисовать упражнение:

Рис.9

 

Таким образом, на двух соединённых страницах имеем рисунки А и В или Б и С.

С детьми, с которыми реабилитация началась с 5-ти или 6-ти лет, или которые имели задержку в развитии, быстрее приступаем к «чтению», и заменяем «чтение» символов на чтение печатных слогов. Дети читают и одновременно показывают пальцем на левой и на правой странице соответствующие слоги.

 


Третий круг.

(14 звуков - 18 фонетических структур, подготовка к синтаксическому

уровню).

Содержание работы на уровне третьего круга.

Фонетическая прогрессия

Рис. 10

 

Новые звуки: Э, Д, Н, Ф.

Новые фонетические структуры.

Восклицание: Э! В значении предупреждения: Стой! - Внимание! Частицы: Да и Нет - одобрение и неодобрение, наличие или отсутствие.

Да-Да - капанье воды

Дин-Дон – звон

ФФФ - подражание пыхтению и восклицание - УФ!

Там - Тут - в значении глагола (встань тут, поставь там или ответ на вопрос: Где?)

Вон и иди - в значении глагола в конце предложения (Иди вон! Вова, иди (сюда).

Слова, сопровождающие действие: Это. Дай, не дам, спасибо.

Двусложные слова, состоящие из двух одинаковых слогов - мама, лапа, баба, ляля.

Двусложные слова, состоящие из разных слогов - авто, деда, тётя, вата, вода, пока, лодка, стоп, слон, стул, стол, два.

Остановимся на некоторых словах, которые дети ещё не могут хорошо произносить. Проявите терпение и пока (временно) не исправляйте произношение (спасибо - сибо, собака - табака и т.д.).

Некоторые сложным словам, которые нам требуются, мы можем изменить облик: телевизор - те ве, машина - авто.

Необходимо добиваться правильного произнесения сочетания согласных: пт, ст, сп, пл, мп и др. в словах: лампа, спать, стол, плохо, птица....

 

На уровне третьего круга наибольшее внимание уделяется:

- усвоению односложных и двусложных слов, приближённое произношение, понимание и запоминание которых развивает способность самостоятельного обозначения (называния);

- структурирование первых двусложных выражений, первых двусложных фраз детского языка, которые несут морфологическое формирование или дают предугадать (почувствовать) тему и контекст, структуру будущих предложений;

- усвоению ритма двусложных слов (мама, баба, папа), которые произносятся с ударением на первом слоге.

Вместе с усвоение двух новых согласных Д и Н, дети учатся словам Да и Нет, которыми обозначают согласие и отрицание, а затем оценивают некоторое поведение и знание в реальности и в игре.

Затем учим обозначать (называть) предметы, которые окружают ребенка:

Свою маму - МАМА, отца - ПАПА, бабушку и дедушку - БАБА и ДЕДА, куклу - ЛЯЛЯ. Учим называть всех остальных женщин - ТЁТЯ, а всех мужчин - ДЯДЯ. На этом уровне учим имена детей, с которыми контактируют (в группе, во дворе и т.д.).

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 115.