Упражнения на слуховое восприятие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Все выше упомянутые игры, связанные с усвоением просодических элементов, можно использовать и как игры по развитию слухового восприятия.

Напомним некоторые из них.

 

Игра с самолётом.

Дети сидят за столом с учителем. Необходимо научить возить самолёт или «летать», когда слышат звуковой сигнал (его может давать учитель голосом в микрофон). В начале дети смотрят на учителя, а затем без зрения, только на слух.

 

Игра с машиной.

Также как и в предыдущей игре, только играют с машиной и произносят «бррррр».

Ввести различные сигналы, которые обозначают: Поезжай! Стой!

Игра проводится и в просторе. Дети на сигнал стучания в тамбурин бегают, медленно ходят, а на громкий один удар должны остановиться. Чтобы упражнение было усвоено, необходимо работать изо дня в день.

Игра может проводиться и на индивидуальной работе за столом, с какой-то игрушкой.

 

Корзина и корзинки.

Проводится на индивидуальной работе в кабинете.

На столе много корзинок разной величины. Приучаем детей на определённый сигнал кружить с корзиной вокруг стола, а на сильный краткий сигнал остановиться и взять со стола меньшую корзинку и положить её в большую. Так необходимо продолжать упражнение до тех пор, пока все корзинки не сложатся одна в другую.

 

Волчок.

Когда волчок вертится, голосуем непрерывно, после короткой паузы даём детям голосом знак, и дети рукой останавливают волчок. Вместо волчка может быть маленький пластмассовый шар, который катают по столу рукой, задача детей после краткого сигнала оттолкнуть шар от себя. Машина, самолёт, поезд (различение звука и тишины).

На индивидуальной работе подобное упражнение проводится за столом.


Ребёнок, который возит поезд, внимательно слушает звук, который мы даём своим голосом. Ребёнок начинает возить, когда слышит голос и перестаёт, когда звука нет. Также проводится игра с машиной и самолётом.

 

Кони, самолёт и машина.

Кладём три игрушки на столе, голосуем каждый раз по-разному, движение коня - оп, оп, оп, машины - брррр, самолёта - аааааа. Дети привыкают к такой работе. Когда научим игре на определённый звук голоса, добавляем другую игрушку.

 

Звучащие предметы.

Показываем детям, что разные предметы имеют различное звучание:

стучим по столу, стеклу, железу, шуршим бумагой и т.д.. Затем берём два или три предмета, звучание которых отличается между собой, дети должны послушать и запомнить их различие между собой, затем просим детей определить по какому предмету мы стучим.

 


Постановка первых вопросов.

 

В контексте дети понимают ситуацию, используют и учатся первым речевым выражениям в постановке вопроса, учим детей спрашивать:

«ааааааа?» - что может означать «Где самолёт?» или «Это самолёт?», «Ав?» - «Где собака?» или «Это собака?», «Ба?» - «Хочешь ты меня поцеловать?» или «Могу я тебя поцеловать?»

Эти же речевые выражение в другой конкретной ситуации могут нести другие понятия. Так «аааа», «ууууу», «брррр», «оп» могут обозначать: «Дай мне самолёт, поезд, машину, коня» или «Как они звучат?».

Предлагаем первые фонетические иллюстрации для детей:

АААААААААААААА 

 


 

УУУУУУУУУУУУУУ


 

 

РРРРРРРРРРРРРРРРР


 

МММММММММММ

 

 

ОП ОП ОП ОП ОП

 

 

АВ АВ АВ АВ

 

МЯУ МЯУ МЯУ

 

БА.

 

 

Второй круг.

 

Содержание работы на втором круге.

Фонетическая прогрессия.

Видимые звуки, фонетическая структура которых различается по виду.

Звуки:

Гласные: а, у, о

согласные: м, в, л

согласные: п, б, т

фрикативы: ф, (х,с )


Ниже приводятся упражнения со звукомоторными играми, которые соотносят звуковые выражения с макродвижениями для различения определённых действий:

Ма, ма, ма - целование, ходит кошка или нежно говорит

Ва, ва, ва - ходит и лает собака

Па, па, па - ходит и говорит утка

Ла, ла, ла - летит птица

Му, му, му - ходит и говорит корова

По, по, по - трубит

Оп, оп, оп - скачет

Ап,ап,ап - ловит

Тан, тап, тап - топанье на месте или ходьба

 

Модуляции голосом связаны с некоторыми действиями:

А-а-а – качание

О-о - зов друг друга

У-у-у - игра в прятки

 

Односложные и двусложные фонетические структуры с использованием значения существительного или глагола упражняют в использовании значения с помощью игрушек и инсценирования ситуации игры или жизненных ситуаций:

Ла,ла - птица

Оп, оп - конь или заяц

Му - корова

Ма или мяу - кошка

Ва или ав - собака

То - удары в бубен

Та - топать

По - трубить

Пссс - тише

Стой - остановка

Ам - имитация еды

Ап - ловить

Бум - удар

Ба - любить

А бу - появиться и спрятаться

Па па - приветствие и прощание

 

Восклицания:

А! - радость

У! - негодование

О! - удивление

АО! – больПервые слова: там, тут, то, это, мама, папа, баба, вот и др.

 

 





Дата: 2019-02-19, просмотров: 138.