Соотношение фонетической структуры со значением
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Соотношение фонетической структуры со значением.

 

Ребёнок, имеющий тяжёлое нарушение слуха, плохо концентрируется и запоминает, поэтому важно постепенно включать его в работу и добиваться усвоения данного материала до конца. Детям, имеющим сложную структуру дефекта, материал занятий даётся очень конкретно, через многократное повторение одних и тех же фонетических форм, соответствующих названиям предметов, движениям, ритмам, определённым аффективным ситуациям, выражению лица или жесту.

Вначале детей объединяем в группы по степени их нарушений и добиваемся усвоения ими данной фонетической формы, соотнесения её с:

• людьми, животными или предметами

• игрушками

• первыми действиями

• движениями

• ритмами

• аффективной ситуации и реакцией на неё

• выражением лица или жестом.

Постепенно заменяем игрушку или предмет картинкой, показываем её при усвоении определённой фонетической структуры:

- соотносим её с конкретной игрушкой, действием или ритмическим движением;

- используем картинку при аффективной ситуации и учим реагировать на неё;

- заменяем картинкой некоторые игрушки, предметы и людей. Таким образом, каждый раз активизируя восприятие, постепенно продвигаемся дальше, опираясь на слуховую и кинестетическую память, учим говорить и слушать, используя все виды восприятия: зрительное, тактильное, основанное на определённой догадке, слухо-зрительное, слуховое.


Картинка является нашим помощником в усвоении звуков и начале формирования произношения.

 


Адаптирование заданий, исходя из возможностей детей .

 

Ребёнку даются задания немного выше его возможностей. Педагог не учит ребёнка тому, что он уже знает, а даёт задания, которые он легче усваивает. Если у ребёнка хороший голос, то нет необходимости его исправлять. Он сам на занятии надевает наушники, берёт вибратор, у него есть интерес к слушанию и имитации нашей речи. Ребёнок пробует общаться природными жестами, узнаёт картинку и что на ней, легко повторяет движения педагога, охотно рисует, успешно играет с дидактическим материалом. Реабилитатор не должен его долго задерживать на начальных упражнениях внутреннего круга. Начинают занятия с упражнений первого круга. Одним детям для усвоения содержания первого круга нужно три месяца, а другим до года.

Здесь нет правила, следует ориентироваться на возможности ребёнка. Если ребёнок хорошо слушает с наушниками, не надо заставлять его слушать на вибрационной доске или с вибратором. Вибратор даётся вместе с наушниками, если ему тяжело воспринимать ритм и интонацию, или для коррекции голоса, если он имеет высокий регистр, чтобы его снизить.

 

Подготовка ребёнка к аудиометрии.

 

Начинаем с прикосновения. Ребёнок сидит напротив. Поднимаем ребенку руку, к которой мы прикоснулись. Затем прикасаемся к пальцам, к локтю, к плечу малыша. Сначала дети глядят, а затем закрывают глаза и определяют, к чему мы прикоснулись. Затем дотрагиваемся до уха. Когда касаемся левого уха, ребёнок поднимает левую руку, когда правого уха - правую руку. Затем работаем с двумя вибраторами, которые ребёнок держит в обеих руках. Потом на оба уха ставим вибраторы, и ребёнок говорит, где слышит. В конце работаем с наушниками, а ребёнок говорит, когда слышит и каким ухом.

Слабослышащий ребёнок, который понимает речь, но ещё плохо говорит, чаще лучше реагирует на речевую, чем на тональную аудиометрию. Тогда определяем порог слышимости с помощью речевой аудиометрии. Определив порог слышимости, мы можем определить и порог разборчивости, работая с картинками.

Кладём перед ребёнком 20 картинок со словами, которые произносим в разной последовательности. Картинки нужны, потому что ребёнок может понимать слова, но по-своему произносить их, и тогда аудиометрист для уточнения ответа ребёнка просит показать картинку. Ответы ребенка нужно несколько раз записать на магнитофон. Слова произносятся каждый

раз в другом порядке, с небольшим промежутком времени между ними, чтобы ребёнок мог подумать, повторить слово и показать картинку.

 

Нулевой круг

 

 

Содержание работы на уровне нулевого круга.

 

В начале реабилитации ведётся работа по адаптации ребёнка к речевому и слуховому статусу. Работа зависит от уровня психофизического развития ребёнка и его возможностей. Необходимо установление социально-эмоционального контакта с ребёнком, вызывание интереса к коммуникативной игре, сотрудничеству. Развитие способностей концентрации, внимания и поощрение других психомоторных способностей.

 

Подготовка ребёнка к реабилитации слушания и речи.

 

Задачи нулевого уровня реабилитации:

- стимуляция и привыкание детей к восприятию звукового сигнала, производимого каким-то предметом или голосом. Необходимо заинтересовать ребёнка этим звуком, чтобы сам ребёнок пробовал повторить (произнести) его

- стимуляция ребёнка к восприятию своего голоса и открытие своих новых способностей.

-вызывание природного голоса без напряжения, усиления, нормального по силе, высоте, тембру и его закрепление

-развитие у ребёнка эмоционально-окрашенного голоса, поощрение его к голосованию.

- стимуляция детей к играм, которые имеют ритм.

- поощрение ребёнка к ритмическим движениям и голосованию.

- поощрение ребёнка к драматизации различных ситуаций, выражениям, которые имеют аффективно-интонационную форму.

- поощрение ребёнка к регуляции усиления звукового подражания и выбору своего полисенсорного оптимала.

- вызывание у ребёнка желания, играть, которое начинается макродвижением и невербальным реагированием, а заканчивается микродвижением и реагированием голосом.

- предварять имитирование звука и движения символическим знаком, который что-то выражает и который можно понять.

- поощрение внимания детей к фонетическому знаку, его понимание и употребление.

 

Вызывание голоса.

Когда дети говорят в микрофон, вибратор вибрирует. Мы кладём маленькую игрушку на вибратор, при сильном голосе игрушка падает, а при слабом голосе нет.

В другой игре реабилитатор прячет что-то в руке за спиной, ребёнок должен голосовать, чтобы реабилитатор показал ему, что в руке.

В следующей игре ребёнок голосом «будит» реабилитатора, он открывает глаза.

Аудиореабилитатор закрывает лицо руками, на голос ребёнка открывает его и смеётся.

Педагог на голос ребёнка снимает с головы платок, которым закрывал лицо или поднимает коробку, которая закрывала игрушку.

Кукла танцует на столе постепенно приближаясь к ребёнку, поезд едет и т.д..

 

Угадай, что слышишь

Педагог учит распознавать разные звучащие игрушки и звуки, которые могут производить некоторые предметы, например: звук барабана, металлических тарелок, шуршание бумаги. Затем, когда ребенок приобретет определенное умение слушания, играет с ним в отгадывание предмета, издающего звук. Сначала ребенку дают на различение два - три звука одновременно, и только те, которые сильно между собой различаются.

Слышишь, повернись и беги

Дети «спят» на полу или стоят, отвернувшись от педагога, на звук бубна они поворачиваются, «просыпаются» и бегут туда, откуда слышен звук. Первый прибежавший становится «маленьким учителем» и играет с остальными детьми.

Откуда идет звук

В комнате педагог определяет место, где ребенок может спрятаться. Спрятавшись, малыш зовет детей или стучит в барабан. Данное упражнение необходимо для развития ориентации детей в просторе и определения звука в просторе. Продолжить игру можно так: выбрать ребенка с помощью считалки, завязать ему глаза, а он должен найти своего друга, который стучит в барабан.

Нет звука - сиди

Для проведения этой игры нужны стулья, которых на один меньше, чем детей. Стулья поставлены в круг спинками внутрь. На звук барабана дети бегают вокруг них, когда звука нет - садятся. Кто не успел сесть, выходит из игры. Убирается один стул. Побеждает тот, кто остается последний.

Когда слышишь - прыгай

Игра проводится аналогично игре «Нет звука». На полу лежат обручи по количеству детей. Когда звучит барабан, дети бегают вокруг них, при отсутствии звука дети впрыгивают в обручи. Каждый раз убирается один обруч.



Игра «Отзовись»

Педагог зовет детей, обращая их внимание на звуковой сигнал (стучит по столу или в тамбурин, барабан). Дети должны отреагировать на звучание. Игра может быть усложнена: ребенок не видит, производим ли мы какое-либо движение, сопровождающееся звучанием или нет, но должен отреагировать определенным образом, например, сказать «А - А», когда услышит звук.

Игра «Зеркало»

В этой игре ребенок имитирует то, что делает педагог, а педагог то, что делает ребенок. Начинаем с движения - прыгаем, крутим головой, поднимаем руки, ноги, ребенок повторяет. Затем, можно на основе звука «А» показать плач, смех, боль.

 

Первый круг.

 

Содержание работы на уровне первого круга.

Дети на уровне первого круга заинтересованы в игре и сотрудничестве, у них вызван голос, они глядят на нас, пробуют опознавать, их произношение формируется и осознаётся.

В первом круге продолжается развитие слушания. Обычно отбирается несколько таких звуков, которые имеют между собой достаточно различий, их можно легко различить при восприятии и воспроизведении и дети могут легко эти звуки опознавать.

Фонетическая прогрессия.

Начиная с вокализации и гуления, губной вибрации, чмоканья, пыхтенья, добиваемся хорошего произношения.

 

Ааааааааааааааааа

Брррр или бббббббббб

Ммммммм

Оп оп оп или па па па па

Ам ам ам ам

 

А затем:

 

Уууууууууууу

Ма ма ма ма

Ба ба ба ба

Ва ва ва ва

Пу пу пу пу

 

 

 

 

Вибрация губ и пыхтение необходимы - из них затем появляются фрикативы.

При таком начале работы, которое показано на рисунке, ребёнок подготавливается к началу обучения звукам разных категорий.

Длительное усвоение определённого произношения проводится в разнообразной игре, чтобы дети не ощущали утомления от повторений этих упражнений.

Последняя фаза обучения речи - усвоение новых слов и грамматических структур, употребление их в разнообразных ситуациях. Разные ситуации помогут детям хорошо уяснить смысл новых понятий ивыражений, а нам необходимо проверить, как они усвоены, и научить употреблять в спонтанной речи.

Постановка первых вопросов.

 

В контексте дети понимают ситуацию, используют и учатся первым речевым выражениям в постановке вопроса, учим детей спрашивать:

«ааааааа?» - что может означать «Где самолёт?» или «Это самолёт?», «Ав?» - «Где собака?» или «Это собака?», «Ба?» - «Хочешь ты меня поцеловать?» или «Могу я тебя поцеловать?»

Эти же речевые выражение в другой конкретной ситуации могут нести другие понятия. Так «аааа», «ууууу», «брррр», «оп» могут обозначать: «Дай мне самолёт, поезд, машину, коня» или «Как они звучат?».

Предлагаем первые фонетические иллюстрации для детей:

АААААААААААААА 

 


 

УУУУУУУУУУУУУУ


 

 

РРРРРРРРРРРРРРРРР


 

МММММММММММ

 

 

ОП ОП ОП ОП ОП

 

 

АВ АВ АВ АВ

 

МЯУ МЯУ МЯУ

 

БА.

 

 

Второй круг.

 

Содержание работы на втором круге.

Фонетическая прогрессия.

Видимые звуки, фонетическая структура которых различается по виду.

Звуки:

Гласные: а, у, о

согласные: м, в, л

согласные: п, б, т

фрикативы: ф, (х,с )


Ниже приводятся упражнения со звукомоторными играми, которые соотносят звуковые выражения с макродвижениями для различения определённых действий:

Ма, ма, ма - целование, ходит кошка или нежно говорит

Ва, ва, ва - ходит и лает собака

Па, па, па - ходит и говорит утка

Ла, ла, ла - летит птица

Му, му, му - ходит и говорит корова

По, по, по - трубит

Оп, оп, оп - скачет

Ап,ап,ап - ловит

Тан, тап, тап - топанье на месте или ходьба

 

Модуляции голосом связаны с некоторыми действиями:

А-а-а – качание

О-о - зов друг друга

У-у-у - игра в прятки

 

Односложные и двусложные фонетические структуры с использованием значения существительного или глагола упражняют в использовании значения с помощью игрушек и инсценирования ситуации игры или жизненных ситуаций:

Ла,ла - птица

Оп, оп - конь или заяц

Му - корова

Ма или мяу - кошка

Ва или ав - собака

То - удары в бубен

Та - топать

По - трубить

Пссс - тише

Стой - остановка

Ам - имитация еды

Ап - ловить

Бум - удар

Ба - любить

А бу - появиться и спрятаться

Па па - приветствие и прощание

 

Восклицания:

А! - радость

У! - негодование

О! - удивление

АО! – больПервые слова: там, тут, то, это, мама, папа, баба, вот и др.

 

 





Символы.

 

Символы легче «читать» и запоминать в начале обучения. Это помощь при формировании речи детей, которые имеют нарушения. Такие дети в начале легче воспринимают и «читают» символы, чем буквы.

На начальном этапе учим детей произносить краткие фонетические сочетания, которым они обучаются. Желательно, чтобы дети заменяли их слогом, произносили, соотносили со значением и запоминали. В этомслучае слог для детей воспринимается в единстве со значением: так БА -значит поцелуй, ПА - означает утку, АВ - означает собаку.

Поскольку один знак соответствует одному слогу, ребёнку легче одновременно «писать» и «читать», чтобы позднее складывать двусложные слова (составленные из двух одинаковых или различных открытых слогов), соединяя два, а не четыре знака.

Способ, которым ребёнок одновременно произносит - «читает» и показывает графический знак-слог, открывает ему фонетическую характеристику произносимого слога. Это похоже на фонетическую ритмику, которая ранее помогала ребёнку свободно произносить и выполнять соответствующее действие, с которым это произношение связано.

При этом произносительном движении (открывает рот), отвечая движением руки, чертя карандашом по бумаге, мелом по доске, показывая знак пальцем или карандашом, или ребёнок сам двигается правильно в свободном просторе (изображая знак).

Так графический знак (символ), который означает слог, становится идеальным помощником в приобретении опыта (движение и произнесение слога, звук и значение, которое он имеет), соединённого с активным слушанием, кинестетическими и двигательными ощущениями, помогает запоминанию. Эти знаки через некоторое время приобретают свои семантические значения, их можно употреблять при составлении первых слов, которые состоят из двух одинаковых или двух различных слогов (см. рис.4).

 

Рис.4.

Слог БА связан с посланием поцелуя, как показано:

Сначала       , затем            и               БА

 

 

Слог МА связан с поглаживанием кошки:

 

Сначала , затем и МА

 

 

Слог ПА связан с пением птицы:

 

Сначала , затем и ПА

Слог ВА связан с лаем собаки:

 

Сначала , затем и     ВА (или АВ)

 

 

Слог ТА изображаем:

 

Сначала , затем и    ТА

 

 

Работа с символами.

 

Рисуем символ и просим ребёнка узнать и прочитать голосом. Затем ребёнок рисует символ и просит вас назвать его. Исправляет нас, если ошибаемся.

Употребление произношения первых фонетических форм использует фонетико-ритмическую игру, в которой ритм и движение дают одновременно ребёнку фонетическую структуру, многократное восприятие - произношение.

Чтобы ребёнок мог самостоятельно понять и воспроизвести читаемые упражнения, помогаем ему вспомнить. Фонетическая форма (это чаще всего сначала слог) объясняет сначала рисунок, имеющий значение слова, символ, письмо (слог пишем большими печатными буквами).

С двумя разными слогами делаем небольшие ритмические композиции, пробуем их проговорить и чертим на доске или на странице блокнота. Слева направо и сверху вниз. Снова показываем каждое изображение или исправляем ошибку движением, «читаем», проговариваем всё по порядку. Помогаем ребёнку произносить правильно так, чтобы появилось желание вместе с нами свободно повторять движения руками и проговаривать. Он сидит напротив нас, слушает нас и внимательно смотрит и усваивает. Если у ребёнка не получается, берём его руки в свои, помогаем ему и проговариваем вместе. Затем просим его сделать всё самостоятельно и он сам произносит читаемую ритмическую структуру, сначала с визуальной помощью, а затем на память. Чтобы ему в этом помочь, можем использовать для примера на доске или на листе блокнота круги с упражнениями различных структур, которые рисуем символами - на основе визуального восприятия.

Затем постепенно придумываем упражнения и он их задаёт нам. Ребёнок нам диктует, а мы вписываем в пустой круг что он нам говорит, и вместе читаем.

Следующая картинка лучше это объяснит.


Рис. 5

 

Обычно долго не задерживаемся на рисунке и переходим к символам. Рис. 6

 

 

Рисуем на двух соседних страницах тетради с тем, чтобы рисунок постепенно переходил от символа к слову. Затем можем с ребёнком читать рисунки, в которых комбинируются два разных слога.

Когда будем учить читать, упражнения на проговаривание даём в рисунках и «текст» пишем буквами.

Так, используя бубен и барабан, можем нарисовать рисунок и символ, а затем символы и написать так:

Рис. 7

 

 

Используя кошку и собаку, можем нарисовать и такое упражнение:

 

Рис. 8

Используя птичку (утку) и кошку, можем нарисовать упражнение:

Рис.9

 

Таким образом, на двух соединённых страницах имеем рисунки А и В или Б и С.

С детьми, с которыми реабилитация началась с 5-ти или 6-ти лет, или которые имели задержку в развитии, быстрее приступаем к «чтению», и заменяем «чтение» символов на чтение печатных слогов. Дети читают и одновременно показывают пальцем на левой и на правой странице соответствующие слоги.

 


Третий круг.

(14 звуков - 18 фонетических структур, подготовка к синтаксическому

уровню).

Содержание работы на уровне третьего круга.

Фонетическая прогрессия

Рис. 10

 

Новые звуки: Э, Д, Н, Ф.

Новые фонетические структуры.

Восклицание: Э! В значении предупреждения: Стой! - Внимание! Частицы: Да и Нет - одобрение и неодобрение, наличие или отсутствие.

Да-Да - капанье воды

Дин-Дон – звон

ФФФ - подражание пыхтению и восклицание - УФ!

Там - Тут - в значении глагола (встань тут, поставь там или ответ на вопрос: Где?)

Вон и иди - в значении глагола в конце предложения (Иди вон! Вова, иди (сюда).

Слова, сопровождающие действие: Это. Дай, не дам, спасибо.

Двусложные слова, состоящие из двух одинаковых слогов - мама, лапа, баба, ляля.

Двусложные слова, состоящие из разных слогов - авто, деда, тётя, вата, вода, пока, лодка, стоп, слон, стул, стол, два.

Остановимся на некоторых словах, которые дети ещё не могут хорошо произносить. Проявите терпение и пока (временно) не исправляйте произношение (спасибо - сибо, собака - табака и т.д.).

Некоторые сложным словам, которые нам требуются, мы можем изменить облик: телевизор - те ве, машина - авто.

Необходимо добиваться правильного произнесения сочетания согласных: пт, ст, сп, пл, мп и др. в словах: лампа, спать, стол, плохо, птица....

 

На уровне третьего круга наибольшее внимание уделяется:

- усвоению односложных и двусложных слов, приближённое произношение, понимание и запоминание которых развивает способность самостоятельного обозначения (называния);

- структурирование первых двусложных выражений, первых двусложных фраз детского языка, которые несут морфологическое формирование или дают предугадать (почувствовать) тему и контекст, структуру будущих предложений;

- усвоению ритма двусложных слов (мама, баба, папа), которые произносятся с ударением на первом слоге.

Вместе с усвоение двух новых согласных Д и Н, дети учатся словам Да и Нет, которыми обозначают согласие и отрицание, а затем оценивают некоторое поведение и знание в реальности и в игре.

Затем учим обозначать (называть) предметы, которые окружают ребенка:

Свою маму - МАМА, отца - ПАПА, бабушку и дедушку - БАБА и ДЕДА, куклу - ЛЯЛЯ. Учим называть всех остальных женщин - ТЁТЯ, а всех мужчин - ДЯДЯ. На этом уровне учим имена детей, с которыми контактируют (в группе, во дворе и т.д.).

 

Разная величина.

Если у ребёнка возникают сложности при восприятии и распознавании ритма в двусложных словах, используем карандаш, которым мы чертим в тетради для наглядности слог большим символом или большими печатными буквами. При трудности в распознавании,движением детских рук или другими стимулирующими движениями пробуем исправить его произношение. Картинка в тетради будет служить ему помощью.

Могут также помочь большие и маленькие круги, в которых написаны слоги или нарисованы символы. Для некоторых детей они служат началом коррекции.

Рис.16


 

 




Разный цвет.

Если ребёнок переставляет слоги в одном слове, например: ТАВА и ВАТА, можем при их составлении и запоминании использовать для помощи картинки и символы, при этом один слог рисуем одним цветом, а другой другим цветом. С некоторыми детьми можно использовать и символы и письмо.

После чего на одной странице тетради рисуем слово символами, а на другой пишем слоги, одинаковые слоги и символы обозначаем одним цветом.

Если у ребёнка возникает сложность при связи слова со значением или два слова он путает между собой, снова можем попробовать использовать картинку и символ или картинку и письмо.

Многократное правильное проговаривание двух слов с использованием соответствующей картинки и символа или картинки и написанного слова (показывая слева и справа) помогает выработать хорошее произношение и связать произношение со значением.

 

ЧЕТВЁРТЫЙ КРУГ

Содержание работы на уровне четвёртого круга. Фонетическая прогрессия.

 



Цель работы

 

Таким образом, усвоение способности восприятия и воспроизведения, произношения и понимания являются основой для дальнейшей работы -развития речи ребёнка и его слуховых возможностей. Выше мы показали, как можно достичь хорошего произношения новых звуков в новых фонетических структурах, научить новым словам и понятиям, усвоить некоторые просодические характеристики, развить слуховое восприятие, что в дальнейшем будет служить основой для слухового восприятия речи других людей.

Четвёртый круг - является этапом, на котором требуется научить ребёнка употреблять речевые выражения - морфологически и синтаксически правильно строить предложения.

Природный жест, крик, восклицание и ономатопию ребёнок использует, желая пополнить или заменить слово. Так используя выражения типа: Ляля ииии! Мяу-мяу ап! Пи-пи-пи на! Ляля пи-пи. Мишка ам? Вова пссс! Анна тут. Лампа бум. О, мама!, которыми ребёнок пользуется в начале четвёртого круга, постепенно учим ребёнка говорить предложениями: Кошка прыгает. Птичка, вот крупа. Мишка ест мёд. Папа уходит. Вова спит. Лампа упала. Анна несёт мяч маме. Таня упала в воду. У меня болит голова. Почему плачешь? Я пишу карандашом и т.д. Словарь обогащается и расширяется за счёт введения новых вопросов и вопросительных предложений. Так устанавливаются разные взаимосвязи:

действие и кто это действие производит, не только объект, но и средство и способ действия, чем действует и т.д. Учим глаголам, которые употребляются в первом и третьем лице единственного лица, постепенно употребляем их и в остальных лицах единственного и множественного лица. В речи все они употребляются в сочетании с определённым субъектом, объектом, признаком, предметом, используются для обозначения места, времени, количества и способа. Понимание изречения дает не само его употребление, а употребление его в соответствии с определённой ситуацией (действие, движение и аффективные невербальные выражения), только через эти структуры ребёнок начинает понимать и употреблять их. Постепенно начинают появляться и некоторые сложные предложения и ситуации. Например: Дай, посмотрю! Не могу писать, у меня болит рука. Возьми что хочешь. Видишь, там идёт мама. Я дам мяч, если ты дашь машину.

Усвоение таких разнообразных выражений требует огромной работы и многократных упражнений. Усвоение новых слов зависит не только от речевых способностей ребёнка, от богатства его речи, но и от умения использовать в соответствующей ситуации. Создание ситуации, в которой ребёнку необходимо сопроводить действие определенным выражением, знакомит ребёнка с новым значением и закрепляет его.

Составлению предложений и упражнению в речи очень помогает диалог. Ребёнок учится понимать разные вопросы и ответы на них, самостоятельно их составлять и употреблять. При этом часто в вопросе, который мы задаем, заключается помощь для ответа на него. Иногда сказав одно слово, затем повторив и поставив вместе с педагогом вопрос к нему, ребёнок может составить грамматически правильное предложение. Вначале очень важно, как педагог ставит вопрос. Можно спросить так:

Авто и «ГДЕ?» показать природным жестом, чтобы ребёнок ответил «ТУТ». А затем используем чтение предложения - АВТО ТУТ.

Так, например, показываем картинку, на которой Вова ест яйцо. Закрываем яйцо и спрашиваем: Вова ест ... изображаем мимикой лица, движением плечей и рук вопрос, указывая на то, что закрыто. Ребёнок отвечает: яйцо. Если не знает, мы ему помогаем - Вова ест мясо? Нет!

Вова ест суп? Нет! Яйцо? Да! После этого показываем и читаем предложение: Вова ест яйцо.

Также, показывая другие картинки, спрашиваем: У мамы ...? Ляля пьёт...? Папа несёт ...?, чтобы ребёнок, глядя на картинку и определяя, что мы закрыли, ответил: «дочка», «воду», «мяч», «авто» и т.д. Ребенок каждый раз проговаривает с нами и читает предложение. Так, используя данный способ постановки вопроса, вводим его в игру и в жизнь (действительность). Спрашиваем «Что у Ани?», которая сидит перед нами и держит на коленях мишку, закрытого платком. «У Ани ...?» и изображаем вопрос жестом. Затем жест заменяем вопросом «У Ани ...что?» а затем, переходим к правильному построению вопроса «Что у Ани?». Эта замена происходит быстро у всех детей.

Более сложно на уровне четвертого круга могут проходить следующие дифференциации:

В восприятии:

- понимание морфологических и синтаксических структур предложений односоставных и двухсоставных и более, ранние упражнения или составление новых впервые усвоенных речевых единиц;

- понимание некоторых вопросов и поручений;

- быстрое и легкое понимание ребёнком артикуляции речи в небольшом диалоге.

В воспроизведении:

- способность ребёнка повторить за педагогом понятные ему предложения;

- дополнить предложение, глядя на картинку;

- самостоятельно составить предложение по картинке;

- использовать речевое выражение при драматизации, при ответе на вопрос, просьбе, выражении мысли и желания, постановке вопроса, описании и т.д.;

- при похожих ситуациях самостоятельно использовать усвоенные речевые формы, соединении их между собой для грамматически правильного высказывания.

 

ОБЪЕКТ.

 

Дети постепенно усваивают вопросы и дополняют предложения. Проще усваиваются вопросы, в которых то, о чём спрашиваем, скрыто. Например: мать ребёнка, которая присутствует на занятии, прячет что-то в руке. Мы говорим: «У мамы....», а ребёнок, когда мама открывает и показывает, что она держит в руке, дополняет предложение «У мамы кукла». Для упражнения используем картинки, на которых можно менять объект. К тому, что скрыто, ставим вопрос «Кого?» или «Что?» и таким образом расширяем предложение. (От двухсоставного к трёхсоставному). Например: Утка ловит.. .Кого? Рыбу.

Утка ловит рыбу.

Вова пьёт.. ..Что? Сок.

Вова пьёт сок.

Анна ест.... Что? Яблоко.

Анна ест яблоко.

Папа несёт ., -Кого? Сестру.

Папа несёт сестру.

 

КОСВЕННЫЙ ОБЪЕКТ.

 

Для инсценирования ситуации используем игрушки на столе и показ разных картинок, упражняем в ответах на вопросы: Кому кто-то что-то несёт? Откуда что-то взяли? Для кого что-то нарисовали? О ком или о чём думаешь? С кем играешь? Чем что-то делаешь? и т.д.

Так детей учим высказываниям, например: «Несём цветы маме. Вова рисует карандашом. Анна моет руки мылом. Вова рисует для мамы. Боря думает о маме» и т.д.

 

Место

Односоставные предложения можно расширить уточнением места, инсценируя разные ситуации. Например, с разными куклами на столе перед ребёнком создаём ситуацию, когда кукла и мишка идут к авто, в ванную, к кровати, в школу, в лес и т.д.. Затем используем картинку, на которой часть дороги закрыта и спрашиваем: «Кукла идёт .... Куда?». Постепенно ребёнок самостоятельно говорит целое предложение.


При игре в прятки упражняем в вопросе ГДЕ? И составляем предложения: «Кукла ... тут, там, ... в воде, ..... в комнате, .... под столом, ... на полу».

При игре-поручении говорим: « Положи карандаш на стол, ... под бумагу, ... в сумку, ... под платок» и т.д.. Используем понятия вверху, внизу, дома, вон, за (тобой, мной) и глаголы: « Иди читать, спать, есть, пить, смотреть телевизор, пи-пи...». Затем вводим понятия: около, внутри, близко, далеко, высоко, низко, глубоко.

 

Наконец, вопрос ПОЧЕМУ? И ответ на него ПОТОМУ ЧТО: хочу, нет, не знаю, потому что не хочу, потому что не могу и т.д..

Например, при вопросе «Что делаешь?» используем глаголы: слушаю, смотрю, несу, говорю и т.д. Одновременно можно расширять предложение вопросом С КЕМ? : с мамой, с папой, с мишкой. При ответе на вопросы: С кем читаешь? С кем спишь? С кем едешь? и т.д..

При изучении вопроса «Чем?» используем ранее изученные глаголы в сочетании с существительными (инструментами) : ест (Чем?) ложкой, копает лопатой, моет руки мылом, едет автобусом.

На вопрос «Как?» отвечают слова: так, хорошо, медленно, срежне, неряшливо, дружно, как мама, как пёс, как я....

Количество обозначаем разными числительными. Сначала до 5, а затем до 10 и учим вопросу: «Сколько?», «Сколько раз?» и «Который по порядку? .

Вводим выражения: ещё, мало, столько, все, хватит, много, первый, второй, третий, последний и т.д..

Достаточно рано начинаем включать выражения: как хочешь, возьми, дай, как можешь, принеси, поцелуй меня и др..

Со временем ребёнок запоминает слова и начинает называть их. Сначала это будут понятия «много» и «мало». Дни считает на пальцах. Например, на вопрос: «Когда мама приедет?» отвечает (считая на пальцах):

спать, спать, спать и вот мама. Что означает, что мама приедет через три

ДНЯ.

Позднее, постепенно вводим вопросы « Когда? Куда? Откуда?». Учим использовать в ответах слова «сейчас, после, перед, снова, вчера, сегодня, утром, вечером, ночью, днём, через день, через ночь, позднее» и т.д. Названия дней педели дети усваивают обычно в подготовительном классе школы в течение года, а названия месяцев в первом классе. Используем выражения: когда был дождь, когда придёт мама, куда поедешь, пока спал ..., когда идёшь спать..., так постепенно подходим к сложным предложениям. Начинаем вводить прошедшее и будущее время.

Для изучения понятий «сначала» и «потом» используем серии картинок. Это может быть две или три картинки. Картинку, на которой действие происходит сначала, ребёнок кладёт слева, а на которой потом - справа.

Когда ребёнок научится читать, то даём таблички «сначала» и «потом». Например: «Рыбак поймал рыбу, пожарил и съел» или «Человек шёл под дождём без зонта, купил зонт и идёт с зонтом под дождём».

 


Письмо картинками.

 

Как детям написать первые предложения, которые учим? Здесь нет правила! Только попросив нарисовать, мы поймём, что смог понять ребёнок. Определённое предложение, которому учили, дети учатся называть. Это обычно имена и названия его близких членов семьи по фотографиям, его друзей, которых он любит. Это и фотография самого ребёнка, для обучения употреблению местоимения «я» и глаголов в первом лице.


Придумываем, как нарисовать их лица, и соотносим с фотографией. Рисуем взрослых и детей из близкого окружения ребёнка, обозначаем некоторые их особенности, по которым ребёнок может определить их, не зная ещё их имен и названий (эти знаки обычно соотносят с причёской, одеждой, фигурой, украшениями, усами, очками и т.д.).

При работе с группой учим слова: мама, папа, баба и т.д., думая об определённых людях. Дети сами предлагают лица стариков (дедушка и бабушка), взрослых (мама, папа, тетя - педагог и воспитатель) и детей (мальчик, девочка, малыш). Договариваемся с детьми и выбираем те рисунки, которые дети сами могут легко нарисовать.

На рисунке можем обозначить и продемонстрировать сказуемое -разными символами обозначаем действия и просим детей их показать. Это может выглядеть так:

 

Рис.19

 

  Мама   баба   сестра   деда    брат папа   тётя

 

Рис. 20

 



Спит        смотрит ест пьет       стучит    идет

 

Рисунки, которые демонстрируют ситуацию и которые ещё вчера мало использовались, символы, обозначающие конкретные слова, помогут детям, не умеющим читать, составлять первые предложения.

Например, для обучения предложению «Баба идёт домой» хорошо использовать такой рисунок:


Рис.2 1


 

 


При составлении предложения сначала показываем бабушку (субъект), она будет на рисунке первая слева. Показываем на головной платок и говорим «баба», затем рисуем путь и дом. Показываем пальцами как баба идёт по дороге и учим «идёт», затем показываем дом с крышей и говорим «домой». Учим ребёнка использовать три слова в предложении. Ещё лучше помимо рисунка продемонстрировать природным жестом и инсценировать на столе при помощи игрушек.

Чтобы дети и дома могли использовать эту ситуацию и близкую к ней, мы рисуем её тремя отдельными символами.

 

Рис .22

 

 

Упражнение можно использовать и во всякой другой ситуации, в которой мама, папа, собака и т.д. идут домой. Нарисовать и вырезать маленькие картинки с символами и подкладывать их дома под большую картинку или выкладывать три маленькие, с тем, чтобы их правильно употреблять всякий раз при составлении предложения.

 







Пример с использованием картинок с символами при составлении трёхсложных предложений.


Рис.24

Баба идёт домой.   Мама несёт воду.  Анна водит авто.

 

Вова ест яйцо.     Анна видит кошку. Анна не видит кошку.

 

 

                                                       Анна не ест яйцо.

 

 

Символы - это некая абстракция, поэтому их сложнее понять.

Первые трудности при усвоении глагола через рисунок, появляются при изучении трёхсложных предложений с глаголом «есть», который имеет абстрактную форму. Для обозначения глагола «есть» мы рисуем чёрную точку в квадрате и «нет» - квадрат пустой.

 

Рис.25

Для усвоения этих понятий мы с ребёнком проводим игру, при

которой зажимаем в кулаке предмет - «есть» - открываем и показываем.

«Нет» - показываем пустую руку.Рис.26

 

(с помощью руки)

Используем эти сигналы до тех пор, пока ребёнок не догадается их применять в символах в разных ситуациях.

Так, например, предложение «У мишки нет глаза» - в картинках ситуацию можно изобразить так:

 

Рис. 27

 

Обучаем этому символу, затем (обычно очень быстро) переходим к написанию слов «есть - нет».

Вот несколько примеров, иллюстрирующих упражнения с трёхсложными предложениями с глаголом "есть", который усваивается с помощью рисунков и символов.

 

Рис.28

У Вовы есть мяч. У Томы есть мишка. У мамы есть кошка.

Рис.29

 

          У папы есть цыпа.    У мамы есть мяч.     У Вовы есть авто.

 

Очень рано начинаем учить детей через показ (демонстрацию), « что большое, что маленькое, что желтое, что синее, что одинаковое, что разное, это моё, а это твоё, кто высоко, а кто низко, кто здесь, а кто там» и доходим так до трёхсложных предложений.

Следующие примеры для больных детей это хорошо иллюстрируют:

Рис.30

Кошка идёт вверх.  Кошка вверху.

 

Кошка идёт вниз.     Кошка внизу.


 

Лампа жёлтая.         Мяч синий.

Мяч не синий.          Лампа не жёлтая.

 

Также могут помочь картинки детям в структуре предложений со словами «тут», «там», «моя», «твоя», «большой», «маленький» и «не моя», так как через них дети быстро усваивают разницу.

 

Рис. 31

 

Мяч тут.             Вова тут.           Жёлтая лампа тут.

Мишка там.        Анна там.     Синяя лампа там

Синий мяч большой. У меня есть синий мяч.    У него есть желтый Жёлтый мяч маленький.                                         мяч.


Жёлтый мяч мой.  Синий мяч не мой. Синий мяч его.

 

Вопрос «где?» усваивается через закрытие и открытие предметов или картинок. Что-то закрываем пластмассовой чашей, от одной до нескольких карточек кладём лицом вниз. Для больных детей кладём на одной странице в определённом порядке, на одной из карточек рисунок, закрываем карточки листками бумаги. Ребёнок поднимает бумагу и говорит: «Тут нет. Тут нет. Тут есть.» - ищут рисунок.

Можем сделать и по-другому. Под бумагой какой-то рисунок, который мы должны найти. От ребёнка требуется запомнить место, где лежит рисунок. Мы показываем на другие листы бумаги и спрашиваем:

«Тут?», «Тут есть?» или «Где ...?». Ребёнок отвечает: «Нет! Нет!» и в конце - «Это тут».

Обычно названия предлогов запоминаются легче, когда показываем, где находится предмет или где нужно его поставить - всякий раз проговаривая и определяя движением руки, рисунком и соотнося с символом соответствующего предлога.

 

Рис.32

В ситуации, когда мы показываем пальцем и спрашиваем, можно временно использовать символ «Где?». В детском варианте это может выглядеть так:

Где мяч?

Тут.


Часто дети имеют проблемы с запоминанием и употреблением предлогов: на, в, за, по

Рис.33

     
Используем такие символы: «на»   «в»     «под»     «за»     «перед»
 
Или: «на»   «в»     «под»     «за»     «перед»

 


Можно использовать, как и раньше, маленькие картинки с символами и читать предложения. Напоминаем, что для детей с проблемами и низким интеллектом используется не более двух конкретных символов.

Рис.34

 

Кошка на кровати. Кошка под кроватью. Кошка на окне.


 

Мяч под стулом.     Вова за шкафом.     Анна перед шкафом.

 

 

Собака в сумке.           Конфета в чашке.

 

Вопрос «кто?» задаём, когда прячем и когда спрашиваем «Где?» или при определении, когда показываем картинку.

 

  Кто это?   Это кошка.     Нет!   Это не кошка!   Это собака.
Рис.35









Первое глобальное чтение.

 

Наименьшая фонетическая единица, которую дети усваивают -гласные и слоги в значении восклицания и звукового сигнала. Они даются на картинках в ситуации, которая даёт им значение графем, которые предлагаем на этой странице.

Рис.41

 

 

Дети обычно представляют одного или двоих своих близких. Желание детей, связанное с потребностью научиться речи и значениям, научиться распознавать графемы, которые помогут в структурировании больших фонетических единиц.

Упражнения, которые изучаем, состоят из отдельных картинок к тексту и его новых значений.

Берём обычно какой-то маленький блок (необходимый нам), на одном листе рисуем, а на другом пишем. Так ребёнок каждый раз видит и то, и другое. Он листает и читает. Когда в какой-то степени научили, убираем листы с картинками и пробуем читать только надписи. Затем просим ребёнка самостоятельно подобрать на столе текст к картинке и картинку к тексту.

Проводим такую работу и в группе. Играем в разные игры, подбирая к картинкам текст по памяти. Ставим «пять» каждый раз, когда дети выполняют правильно.

 


Складываем слог за слогом, которые дети выучили и учим новые, чтобы из них затем складывать первые двусложные слова. Не запоминаем ещё все гласные, т.к. ребёнок ещё не произносит их хорошо и не может использовать в словах.

 

 

Рис.42

 

 

 

Каждый согласный имеет свой дом. Дети видят, что каждый дом имеет свои похожие слоги. Делаем домики на отдельном картоне. Вид дома и животного около него связаны с обучением произношению этого звука. Так, например: у дома МА, МО, МУ, МЕ. МИ - стоит кошка, а у дома ТО.ТА.ТУ - барабан, т.к. дети учились произносить «ТО» под барабан, а в серии ДА,ДО,ДУ - дом с обозначение крана и капанья воды -«ДА».

Когда требуется сложить слово из слогов, ребёнок их берёт в руки и складывает, а картинки ему помогают. Например, складывает слова: мама, папа, баба, деда, вода, Тома, кока, вата, Вова, мука ... . Но необходимо до этого хорошо научить ребёнка читать эти слоги.

Можем складывать на доске и фланелеграфе, на столе. Дома может быть сделана коробка, слоги могут быть написаны каждый на одном кубике, или на разных кубиках.


Рис. 43

 

Также обычно работаем и с кубиками, без домиков. Кубики тогда складываем так, чтобы наверху была картинка, так ребёнок находит слог, который начинается нужным согласным. Например: на кубике с «Т» наверху может быть картинка барабана, так как с ним связано обучение произношению «ТО» ( звука Т), или самой буквы Т, а на других сторонах кубика слоги ТА,ТО,ТУ,ТЕ,ТИ.

 

Ребёнку говорим слова, которые просим сложить и показываем на картинку, а он ищет сначала первый слог, затем второй и составляет слово.

 

Самодельные кубики заменяем карточками из картона. Важно, что работа с кубиками строго отличается от начала сложения. Кубики стоят на столе и имеют сверху картинку (один согласный может иметь два кубика). Определено и место, на которое ставятся два кубика. Первый слог в слове необходимо класть с левой стороны стола в определённом квадрате, а слог, который идёт после первого, необходимо поставить в другом квадрате (из кубиков, которые стоят на столе справа).

 

Такая работа с кубиками используется обычно в начале, с детьми, не знакомыми с составлением слов. Обычно работаем с малым количеством кубиков (и малым кол-вом согласных) одновременно.

 

Когда ребёнок составит слова, переписывает их в тетрадь

 

 



Помощь в запоминании букв.

Картинки, которые ранее служили для усвоения какого-то речевого значения, могут служить для усвоения графем - это картинка с буквой или слово, начинающееся с этой буквы. Ведь мы имеем дело с ребёнком с проблемами. Те картинки и те буквы для ребёнка были первым шагом к началу чтения и письма.

 

Картинки, которые использовали, это картинки о ситуации и действии, когда какой-то звук был вызван изолированно в виде восклицания или звукового подражания. Картинки, по которым мы учили произносить гласные и некоторые согласные. Так, картинка, на которой ребёнку весело - «А!»; когда плачет - «И!»; когда удивляется - «О!;

картинка, на которой ребёнок жалуется на боль; картинка воды, которая течёт из крана -«Ш» и т.д..

Но запоминание некоторых букв можно использовать и из слогов, обозначающих крик каких-то животных, и соотнесения с картинкой, по которой ребёнок те звуки учил. Тогда и слова, в которых эти звуки имеются, в активе детей. Они хорошо их говорят и знают.

Картинка может соответствовать букве. Вот несколько примеров для лучшей иллюстрации.

 

М МАМА

П ПАПА

Т ТЁТЯ

Б БАБА

Д ДЕДА

В ВОЛК

3 ЗМЕЯ

 

Проведём анализ, из каких звуков состоят слова детей и какими словами они пользуются. Используем картинки со словами, которые дети научились хорошо произносить. У картинки пишем название большими печатными буквами. Ребёнку даётся задание показать и выделить букву или вставить букву, которой не достаёт.

Вставь букву, которой не достаёт.

Добавь букву, которой не достаёт.

Добавь последнюю букву.

 

Также можем по другим картинкам анализировать последний согласный в словах: сок, нос, дым, зуб, дом, нож и т.д..

С какой буквы начинается слово? Соедини карандашом картинку и букву. Какой буквой заканчивается слово?

От детей требуется чертой соединить слово и букву, с которой оно начинается.

Какое слово начинается с буквы ... ?

Правильно ли составлено слово?

(Дети любят задания, в которых нужно исправить ошибки).

 

Картинки для сложения слов.

При помощи символов, а затем сложением слогов, мы помогаем ребёнку читать и складывать первые слова, составляя два открытых слога. Чтобы он сам мог читать, складывать и писать, можем и после помогать при построении речевых единиц при запоминании сказок - анализе и синтезе слов, что намного тяжелее

В этом нам может помочь написание отдельных букв на карточках. Каждая буква используется тогда, когда знакомая ребёнку картинка связана с этим звуком. То есть раньше она помогла вызыванию его произношения, а теперь необходимо связать её с буквой. Обычно на одном большом наборном полотне работаем в группе, а маленьким - с каждым ребёнком индивидуально. Изучение количества слогов ежедневно постепенно растёт. Исправляем звуки, чтобы дети хорошо научились произносить гласные и согласные в речи они могут быть продолжены. Учим детей, что чтобы произносить слова, надо быстро складывать буквы в слоги, учим связывать фонемы с графемами. Из знакомых букв составляем простую фонетическую структуру, которую дети знают исвязывают с определённым значением. Так сначала учим М,А - МА, М.О, - МО и т.д..

Обычно произносим какое-то слово, показываем на картинку и просим ребёнка сказать. Анализируем и пробуем открыть первую букву, затем выкладываем карточки буква за буквой. Перемешиваем карточки, ребёнок пробует выложить слова теперь самостоятельно. Затем просим ребёнка это слово написать в своей тетради и снова прочитать. Дома все слова, которые написаны в тетради, снова складываются из карточек и проговариваются. Затем пробуем писать диктанты. Так дети к шести годам при помощи анализа и синтеза читают и пишут.

 

Некоторые первые упражнения в чтении.

 

Вот некоторые примеры работы. Упражнения, которые можно проводить с детьми:

М, АМ, МА, МУ, МЕ, АМО, ИМА, АО, АУ, МАО, МАУ, МЯУ, МАМА.

НЕ, НА, НЕТ, НИНА, ИННА, АННА, НАТА.

ВА, ВО, ВУ, ВЕ, ВИ, ИВА, АВ, ВИНО, А-ВИ-0.

С, СА, АС, ОСА, МЯСО, СИМА, СОМ, СОВА, СОН, ВЕСНА, СО­ВА, САМ, СА-МА, СОК.

ЗИМА, ВАЗА, ЗУБ

БА-НАН, СА-ЛАТ, СО-БА-КА, КОШ-КА

Все эти звуки не учим отдельно. Так, например, изучая вначале вместе определенный согласный и определенный гласный звуки, в конце по иллюстрации ребенок начинает понемногу читать.

 

1. пример с «М» в сочетании с гласными

У МА-МЫ МИ-ЛА И МА-ША.

У МИ-ЛЫ (ЛЯ-ЛЯ).

УМА-ШИ(МИ-ША).

У МИ-ЛЫ И МА-ШИ МА-МА.

У НИХ МИ-МА (кошка).

МИ-МА: МАУ, МАУ! МИ-МА: АМ-АМ.

 

Рис.47

 

2. Пример согласования гласных звуков с согласными: М, В, П, Б, Т, Н,Ш и Л.

ЛЕ-НА, МИ-ЛА И ВО-ВА.

У ЛЕ-НЫ МЯУ-МЯУ.

МИ-ЛА МА-ЛА.

У ВО-ВЫ НЕ МЯУ-МЯУ, У ВО-ВЫ ПИ-ПИ(цыпленок).

У МИ-ЛЫ НЕ МЯУ-МЯУ, НЕ ПИ-ПИ.

У МИ-ЛЫ ЛЕВ.

 

Рис.48

 

Отмечено, что детям легче читать, если слова разбиты на слоги, как в данных упражнениях.

3. Пример речевого упражнения, включающего сочетание чтения с рисунком.

Игра, показывающая взаимосвязь чтения и понимания (использование предлогов).

Педагог (или ребенок с его помощью) пишет задание. Лучше, если ребенок сначала напишет какой-либо предлог, а затем вставит его в предложение. Таким образом, ребенок раз за разом усваивает сам предлог и возможности его использования в предложении.

Можно играть и так (если дети уже умеют читать слова): ребенок пишет записку и передает ее другому ребенку через «почтальона».

Чтобы легче было соотнести написанное с рисунком, записка может выглядеть следующим образом:

Рис.49

 


Надень на

 

 

Положи в

 

Положи около

Возьми из


Соотношение фонетической структуры со значением.

 

Ребёнок, имеющий тяжёлое нарушение слуха, плохо концентрируется и запоминает, поэтому важно постепенно включать его в работу и добиваться усвоения данного материала до конца. Детям, имеющим сложную структуру дефекта, материал занятий даётся очень конкретно, через многократное повторение одних и тех же фонетических форм, соответствующих названиям предметов, движениям, ритмам, определённым аффективным ситуациям, выражению лица или жесту.

Вначале детей объединяем в группы по степени их нарушений и добиваемся усвоения ими данной фонетической формы, соотнесения её с:

• людьми, животными или предметами

• игрушками

• первыми действиями

• движениями

• ритмами

• аффективной ситуации и реакцией на неё

• выражением лица или жестом.

Постепенно заменяем игрушку или предмет картинкой, показываем её при усвоении определённой фонетической структуры:

- соотносим её с конкретной игрушкой, действием или ритмическим движением;

- используем картинку при аффективной ситуации и учим реагировать на неё;

- заменяем картинкой некоторые игрушки, предметы и людей. Таким образом, каждый раз активизируя восприятие, постепенно продвигаемся дальше, опираясь на слуховую и кинестетическую память, учим говорить и слушать, используя все виды восприятия: зрительное, тактильное, основанное на определённой догадке, слухо-зрительное, слуховое.


Картинка является нашим помощником в усвоении звуков и начале формирования произношения.

 


Дата: 2019-02-19, просмотров: 176.