На доске: кино, эскимо, кенгуру, зебу, эму
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

- Правильно ли будет, если мы поставим после каждого из них значок нулевого окончания? Что означает этот значок? (Он означа­ет, что при изменении слова окончание появится.) А эти слова из­меняются? (Нет.) Значит, рядом с ними не нужно ставить значок «нулевое окончание»? (Не нужно.)

- Выпишите несколько глаголов в начальной форме столбиком, а рядом выпишите эти же глаголы в других формах: читать - читал, читаю, буду читать; писать - писала, пишут.

- Как называется такая форма слов (читать, писать), назы­вающих действия?

- Можно ли по этой форме узнать, когда именно происходило действие: давно, сейчас или только еще будет происходить?

- Можно ли по этой форме узнать, кто именно производил дей­ствие: я, ты, мы, он, они?

- А по форме слов-действий из правого столбика можно боль­ше узнать?

- Что нам расскажет слово-действие «читал»? (Действие уже прошло.)

- А что расскажет слово-действие «читаю»? (Действие проис­ходит сейчас. Читаю «я».)

- А что расскажет слово «писала»? (Действие уже прошло, и его выполняла особа женского пола.)

- Глаголы в начальной форме называются глаголами в неопре­деленной форме. (По ней нельзя ничего определить: ни кто дейст­вует, ни когда действует. Это неизменяемая форма.) А как мы поступаем со словами, которые не изменяются? Мы ставим рядом с ними значок нулевого окончания? (Нет! Не ставим.)

- Откройте обратный словарь на ь, на -ть (упражнение 82).

- Используются ли приставки ~зс?- и до1- со словами, родствен­ными словами «бежать» и «лететь».

- Как вы думаете, в словах «дочитать», «добежать», «дописать», «долететь» у приставки до1- одно и то же значение? Какое? При­ставка дБ1- обладает значением доведения действия до конца. (Чи­тал книгу и дочитал ее; бежал в школу и добежал до школы; писал изложение и дописал его; летела к реке и долетела до реки.)

- Что значит забежать в предложении «Собака забежала к нам во двор»? (Здесь «забежала» означает то же, что вбежала.) Что значит залетела в предложениях «Бабочка залетела в комнату» и «Птица залетела на самую верхушку сосны»? (В первом случае «залетела» - это то же, что влетела, то есть попала извне внутрь помещения. Во втором предложении «залетела» - это то же, что взлетела или поднялась очень высоко.

- Разберите данные слова по составу. (Дочитать, Ъолёте/пь.)

IV. Итог урока. Рефлексия. {Регулятивные: действуют точно

по инструкции учителя, в соответствии с алгоритмом; осуществля­ют пошаговый контроль своих действий.)

Работа в печатной тетради: задания 52-54.

Задание 52.

Слова-названия действий в начальной форме отвечают на воп­росы что делать? что сделать? что сделать? (Посидеть, посмот­реть, порисовать, собрать, поиграть, полепить, переделать.)

- Среди данных слов выберите слова с одинаковой приставкой. (У некоторых слов есть одинаковая часть по-.)

- Приведите слова на правило чу-щу. (Кучу.)

- Приведите родственные слова. (Переделать — дел.)

Задание 53.

По полям, по берегам, по мхам, по болотам, по просторам.

Задание 54.

- Какое слово вставите в предложение? (Урожай.)

- Что такое примета? (Примета - то, что приметили, заметили.)

- Назовите родственные слова. (Зима - зимушка, зимы. Холодна - холод, холодный.)

Урок 124 Тема: СОСТАВ СЛОВА

Цели деятельности учителя: учить подбирать сло­ва, близкие по значению и противоположные по значению; форми­ровать умение выполнять разбор слов по составу.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно формулировать названия и функциональное назначение частей слова; дифференцировать значения слов.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.



 

- Сравните слова в каждой паре по значению.

II. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучеб­ные - осуществляют поиск необходимой информации для выпол­нения учебных заданий с использованием учебника и словаря; ло­гические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представ­ления о составе слова.)

- Что такое состав слова?

- Откройте обратный словарь на -ь, на -ть (упражнение 83).

- Найдите слова, родственные слову «возить». Какие из пере­численных слов вы употребите в этих случаях? (Деду Морозу пред­стояло развозить подарки по домам. Пришлось перевозить елку на другую сторону реки.)

- Родственные слова-названия действий разберите по составу. (Развозить, перевозить.)

- Среди родственных слов к слову «возить» (упражнение 84) отыщите слова, наиболее близкие по смыслу, означающие поч­ти одно и то же. А сосед по парте пусть отыщет слова, обозначаю­щие противоположные действия. (Завозить = привозить; увозить = вывозить; завозить & увозить; ввозить & вывозить.)

III. Самостоятельная работа учащихся. Итог урока. (Регу­лятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекват­ной ретроспективной оценки.)

- Что ты знаешь о составе слова? Отметьте S правильный ответ.

1. В составе слова есть значимые части: | | приставка, корень, суффикс, конец;


 

Г~1 приставка, суффикс, примечание;

I I приставка, корень, суффикс, окончание.

2. Основное значение слова передает: Q приставка, Q суф­фикс, корень, Q окончание.

3. Окончание:

I | служит для образования новых слов;

I | служит для связи слов в предложении;

ПЦ изменяет форму слова.

4. Во всех родственных словах обязательно сохраняется:

ED корень, Q приставка, ПИ суффикс.

5. Допишите:

Приставка - это часть слова, которая_______________________

Суффикс - это часть слова, которая________________________




Урок 125 Тема: СОСТАВ СЛОВА

Цели деятельности учителя: уточнить правописа­ние слов-названий действий с основой на -чь, стоящих в начальной форме; учить выполнять разбор слова по составу.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно образовывать с помощью приставок и суффиксов новые формы слов; разбирать слово по составу и графически обозначать части слова; применять правила орфографии в письменной речи.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.



Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.


 

- Какие слова отвечают на этот вопрос? (Слова-названия дей­ствий.)

II. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучеб­ные - осуществляют поиск необходимой информации для выпол­нения учебных заданий с использованием учебника и словаря; ло­гические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представ­ления о составе слова. Коммуникативные: строят понятные рече­вые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)

- Откройте обратный словарь на букву ь (упражнение 85).

- Найдите слова на -чь. Из этих слов выпишите слова, назы­вающие действия. На какой вопрос они отвечают? (Что делать? Лечь, печь, течь, стричь, помочь.)

- Прочитайте правило Летучей Мыши.

- Запишите с этими словами словосочетания. (Лечь в кровать; печь пироги; в лодке течь; стричь волосы; помочь другу.)

- Прочитайте словосочетания (упражнение 86).

- Какие разные правила нужно знать, чтобы записать слова с основой на шипящий правильно? (Мягкий знак после шипящего на конце слов-предметов и мягкий знак на конце слов-действий в начальной форме с основой на -чь.)

- Запишите. (Испечь пирог (пироги), горячая печь, вкусный (вкусен) калач, сберечь письмо (письма), зубной врач, лунная ночь, зажечь костер, запрячь коня (кань), правильная речь, умелый ткач, громкий плач, знакомый силач.)

- Откройте обратный словарь на букву а (упражнение 87).

- Найдите слова на -зка. Выпишите последние шесть слов столбиком.

___ - Являются ли они однокоренными? (Да. Нагрузк\а[ перегрузила],

разгру£$а\ погрузк[а\, отгрузка], ~выгруз/к[а\)

- Почему вы так думаете? (Одинаковый корень, общее значе­ние.) Выделите корни и окончания.

- Какие части слова (упражнение 88), кроме корня и окон­чания, являются в словах из упражнения 87 одинаковыми? (Суффикс -&.)

- Какая часть слова делает эти слова разными по смыслу? (Приставка.) Выделите приставки.

- Проверьте написание буквы парного по звонкости-глухости согласного в середине слова. (Нагрузка - нагрузить.)

III. Итог урока. Рефлексия. {Регулятивные: действуют с уче­том выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)

Работа в печатной тетради: задания 55, 56.


Урок 126

Дата: 2019-02-19, просмотров: 467.