Урок 112 Тема: ЧТО ТАКОЕ ОБРАЩЕНИЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цели деятельности учителя: учить находить в тек­сте обращения и выделять их пунктуационно; формировать умение пользоваться орфоэпическим словарем.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно выделять знаками обращение в письменной речи; находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в орфо­эпическом словаре, анализировать ее содержание.

Критерии сформированное™ (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.


 

- Что означает это слово? Какую речь называют устной? Какую - письменной?

II. Повторение и обобщение знаний. (Познавательные: об­щеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о правилах обозначения обращения на письме; логические - осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти. Комму­никативные: принимают участие в учебном диалоге; формулиру­ют и аргументируют собственное мнение.)

- Что такое обращение? Как выделяются обращения в устной речи; в письменной речи?

- Прочитайте стихотворение С. Махотина «Задира» (упраж­нение 62).

- Спишите правильно первое и последнее четверостишия, под­бирая проверочные слова. (Мы его окружили (жи-ши) На детской (площади) площадке И (легок) легко (положит, жи-ши) положили На обе (лопаточки) лопатки.)

- Почему первые две строчки выделены цветом? (В них есть обращения.)

- Какое правило надо вспомнить, чтобы записать их без оши­бок? (Обращение на письме выделяются с помощью запятых: Ты не бойся, Наташа! Не вздрагивай, Ира.)

- Прочитайте колыбельную песенку Г. Лагздынь (упражне­ние 63).

- Какие правила нужно вспомнить, чтобы записать текст пра­вильно?

- Подберите проверочные слова. (Ка[ч 'а]ла - ш-ща; вели[ч'а]ла - ш-ща; до[ч 'к]а - щ-чн без ь; поло[жы]ли - жи-ши; на поду[ш]ки - нет подушек; ще[ч'к]и - чк^чн без ь; у[ш]ки - уши; ро[ш]ки - нет рожек; но[ш]ки - нет ножек.)

- Спишите текст по законам стиха.

- Почему желтым цветом выделена третья строчка? (Надо по­ставить запятую, чтобы выделить обращение «Катенька».)

- Что означает слово «величать»? (Называть по имени.)

Работа в печатной тетради: задание 41.

- Найдите того, к кому обращаются.

Мишка, Мишка, как не стыдно!

Вылезай из-под комода.

Пела ночью мышка в норке:

- Спи, мышонок, замолчи!

- Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

IV. Самостоятельная работа. (Регулятивные: действуют с уче­том выделенных учителем ориентиров; оценивают правильность вы­полнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.)


Карточка 1.

Прочитай слова. Запиши слова по законам письменной речи, распределяя их в две группы.

Автобу[с], морко[ф'], ястре[п], наро[т], сапо[к], ланды[ш].

- Отметьте верное высказывание.

Слабую позицию парных согласных в корне проверяю: О другой формой слова, □ подбором родственных слов.

Слабую позицию безударного гласного в корне проверяю: О другой формой слова, Q подбором родственных слов.

Карточка 2.

Впиши проверочные слова. Вставь правильно безударные глас­ные.

б..р..да,            х..л..да,            в..ч..реть, з..л..неть.

/\ /\ /\ /\

_____  _____ 5 _____             Ч ______  _____ ? _____  _____ •

- Отметь верное высказывание.

I I Букву безударного гласного в корне всегда можно прове­рить, изменив форму слова или подобрав родственные слова.

I 1 Букву безударного гласного в корне часто можно прове­рить, изменив форму слова или подобрав родственные слова.

Урок 113

Тема: КАК ДЕЛАЮТСЯ СЛОВА. ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВКИ

Цели деятельности учителя: дать определение слова «приставка»; значение приставки; учить образовывать родст­венные слова с помощью приставок; формировать умение пользо­ваться обратным словарем.

Планируемые результаты (предметные): научатся находить в составе слова и графически обозначать приставку; образовывать новые формы слова с помощью приставки.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.

Muju&Ar ydMME-

- Сравните значения данных слов. Как они различаются по со­ставу?

II. Изучение нового материала. (.Познавательные: общеучеб­ные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, словаря и учебника; логические - осуществляют анализ частей сло­ва. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют выводы; аргументируют собственное мнение.)

- Рассмотрите картинку в учебнике. Кто здесь изображен? Что делают собака; кот? (Бежит, убегает.) Как образованы эти слова?

- Откройте Обратный словарь на букву ь (упражнение 64).

- Найдите слова на -ть. Сколько в списке слов, родственных слову «бежать»? (Пять слов.)

- Выделите у этих слов корень. Назовите его. (-беж-.)

Бежать,                                   пробежать,

забежать,                               убежать,

до'бёжать,                              выбежать.

- Зачем этим словам частички перед корнем? (Эти частички придают словам разный смысл.)

- Сравните два предложения: Сережа добежал до магазина. Сережа забежал в магазин.

- Сравните другие два предложения: Мальчик добежал до шко­лы. Мальчик убежал из школы.

- От какого слова образовались все эти слова с частичкой перед корнем? (От слова «бежать».)

- Прочитайте правило Летучей Мыши.

- Что называют приставкой? Зачем нужны приставки?

- Вернитесь к списку слов, родственных слову «бежать». Вы­берите из него слова, подходящие по смыслу, и дополните слово­сочетания. (Добежать до аптеки; зЗбежать за лекарством; оп}- бежать от собаки; про/бежать мимо дома.)

• Задание «Если буква заблудилась».

- Прочитайте двустишие М. Дружининой с новым словом. Оха­рактеризуйте звуки, которыми различаются прежнее слово и новое.

На сове - на софе, на со[в'э] - на со[ф'э].

(Звук [в'] - мягкий звонкий согласный. Звук [ф'] - мягкий глухой согласный.)

- У этих звуков одинаковые характеристики? (Оба звука мягкие.)

III. Итог урока. Рефлексия. (.Регулятивные: действуют с уче­том выделенных учителем ориентиров; оценивают правильность вы­полнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.)

Работа в печатной тетради: задания 42, 43.

Задание 42.

Словарное слово: алфавит.

Задание 43.

- Найдите родственные слова, выделите приставку. (В первой скороговорке родственные слова рыл, дорыл. Выписываем слова- названия действий в начальной форме. (Что делал?) рыл - (что делать?) рыть, (что сделал?) дорыл - (что сделать?) дорыть. Слово дорыть образовалось от слова рыть с помощью приставки до-. В форме дорыл выделяю приставку до-. Во второй скорого­ворке родственные слова: мост, мостил, вымостил. Корень -мост-. Выписываю слова-названия действий в начальной фор­ме. (Что делал?) мостил - (что делать?) мостить, (что сде­лал?) вымостил - (что сделать?) вымостить. Слово вымос­тить образовалось от слова мостить с помощью приставки вы-. В форме вымостил выделяю приставку вы-. Мост мостить вымостить.)

Урок 114

Тема: КАК ДЕЛАЮТСЯ СЛОВА. ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВКИ

Цели деятельности учителя: раскрыть отличитель­ные признаки приставки и предлога; учить указывать способ слово­образования (с помощью приставки); выделять приставку; форми­ровать умение различать приставку и предлог.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно дифференцировать предлог и приставку; образовывать с помощью приставки новые слова.

Критерии сформированное™ (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.


 

- Сравните обе записи. Объясните их написание.

II. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучеб­ные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, словаря и учебника; логические - осуществляют анализ частей сло­ва. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют выводы; аргументируют собственное мнение.)

- Сравните, как пишутся частички «до» и «за» в словосочета­ниях: добежать/^кКдптеки; з!6ежать /зХ лекарством.

- Почему в одном случае они пишутся слитно, а в другом - раздельно?

- Это разные частички. В одних случаях это приставки, а в дру­гих - это предлоги. Прочитайте правило Летучей Мыши.

- Как различить, где приставка, а где предлог? (Между предло­гом и словом можно вставить еще одно слово, а между пристав­кой и оставшейся частью слова - нельзя!)

- Вернитесь к словосочетаниям. Попробуйте вставить слово между приставкой и корнем, между предлогом и словом: добе­жать до новой аптеки; забежать за важным лекарством.

(Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ори­ентиров; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют вопросы.)

- Прочитайте текст П. Синявского (упражнение 65). -Как будете писать слова в скобках: слитно или раздельно

со словами-названиями предметов? (Раздельно.)

- Что это: приставки или предлоги? (Предлоги.)

- Докажите это. Запишите текст правильно.

Гулял /^еК (какого? зеленого) зонтика щенок, Щенок /fio)K (каким? проливным) дождиком промок.

/6т\ (какого? черненького) носика (какого? своего) хвостика,

Ж (какого? пушистого) хвостика (какого? своего) носика.

- Запишите выделенные цветом слова столбиком в начальной форме.

- Покажите, от каких других слов они образовались. (Дождик <— дождь; носик <—нос; хвостик <— хвост.)

- Письменно покажите, как образованы эти слова.

Дождь, -> дождь,/, . дождь/ + ик + □ =.дождик. П ; ,нос,)^ —>.нос./, .нос / + ик +1 | = ,носик,| |; .хвост, —> .хвост,/, .ХВОСТ / + ИК.+ I | = .хвостик.1 | .

III. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: определяют план выполнения заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)

Работа в печатной тетради: задания 44, 45.

Задание 44.

Возможные словосочетания: по широкой дороге, у старого дома, перед фруктовым садом, возле овощного магази­на, в еловом лесу, на зеленой опушке, за большим деревом, под ду­бовым столом, с ледяной горы. Задание 45.

Словарное слово: скоро.

Родственные слова: сказка, сказывается; дело, делается.


Урок 115

Тема: КАК ДЕЛАЮТСЯ СЛОВА. ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВКИ

Цели деятельности учителя: учить правильно пи­сать слова с предлогами и приставками; совершенствовать умение различать омонимичные слова.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно выделять приставки и различать приставку и предлог.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 370.