Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОТА С КАРТИНОЙ К. ПЕТРОВА-ВОДКИНА «УТРЕН­НИЙ НАТЮРМОРТ»

Цели деятельности учителя: познакомить с поня­тием «натюрморт»; учить работать с репродукцией; формировать умение пользоваться толковым словарем.

Планируемые результаты (предметные): научатся опериро­вать понятием «натюрморт»; самостоятельно составлять описа­тельный рассказ по картине; находить информацию в толковом словаре, анализировать ее содержание.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.


 

- Какое слово здесь «спрятано»? Что означает слово натюр­морт?

II. Актуализация опорных знаний. (Регулятивные: осмысли­вают текстовый материал; применяют освоенные способы дейст­вия; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

- Прочитайте текст в упражнении 41 и определите его тему. (Зима в лесу.)

- Разделите текст на три части по смыслу.

- Какая тема соответствует каждой части?

- Как можно назвать каждую часть текста? Покажите это в плане текста.

План.

1. Снежные узоры.

2. Звуки в зимнем лесу.

3. Следы на снегу.

- Какие слова и выражения в тексте передают присутствие че­ловека в зимнем лесу?

- В каком предложении выражено главное переживание авто­ра? (В последнем предложении.)

III. Изучение нового материала. (Познавательные: обще­учебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о сюжете картины; логические - осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: составляют пересказ текста, ис­пользуя выразительные средства языка; соблюдают орфоэпические нормы речи и законченную интонацию предложения.)

- Можно ли передать присутствие людей на картине, если на ней нарисованы только предметы?

- Рассмотрите в «Музейном Доме» картину Кузьмы Петрова- Водкина «Утренний натюрморт» (упражнение 42).

- Что такое натюрморт?

- Чувствуется ли, что люди где-то рядом? (Обратите внимание на стакан чая, на спичечный коробок. Стакан с чаем еще полный: такое впечатление, что в нем только что размешивали ложечкой сахар. Спичечный коробок как будто кто-то небрежно бросил на стол. На столе также лежит яйцо и картофелина: похоже, люди еще не позавтракали.)

- На кого смотрит собака?

- Рассмотрите, кто отражается в зеркальной грани самовара. Можете взять лупу! (В зеркальной грани самовара можно рас­смотреть отражение рыжей кошки. Судя по этому отражению, сама кошка сидит как раз там, куда направлен взгляд собаки.)

- Кого ждет собака? (Собака, скорее всего, дожидается, когда люди сядут завтракать, и надеется, что ее тоже чем-нибудь уго­стят.)

- Цветы в баночке на столе полевые или садовые? (Это синие лесные колокольчики и желтые полевые цветы, похожие на ро­машки.)

- Когда был собран букет: накануне вечером или утром перед завтраком? Обратите внимание на количество воды в баночке. (Ба­ночка только наполовину заполнена водой: цветы, наверное, уже «выпили» часть воды. Значит они, скорее всего, были сорваны на­кануне, вчера.)

- Как вы думаете, яйцо и картофелина приготовлены на завтрак или остались с ужина? (Это неважно. Главное, чтобы школьники почувствовали в натюрморте присутствие людей.)

- Видно ли, что о самоваре заботятся, следят за его состояни­ем? (Да, самовар тщательно начищен, его грани блестят, словно зеркало. Можно объяснить детям, что это особый самовар в форме чайника: вместо краника у него чайный носик, есть нож­ки, труба открыта и лежит на столе, как и крышечка от трубы.)

- Рассмотрите внимательно поверхность самого стола. Можете взять лупу! Этот стол находится в городской квартире, или это дачный стол? (Стол, скорее всего, дачный: с глубокой трещиной и мелкими трещинками и царапинами, с вытершейся от старости или от дождя краской.)

- Где он стоит: в комнате или на веранде, на открытом воздухе? Почему вы так думаете? (Возможно, стол стоит на открытой веранде. В картине есть ощущение мягкого утреннего освещения и свежего воздуха.)

- Люди еще вернутся к столу? (Конечно, ведь они еще не по­завтракали, да и собака с кошкой знают привычки своих хозяев и ждут у стола не напрасно.)

IV. Итог урока. Рефлексия. (.Регулятивные: действуют с уче­том выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)

Работа в печатной тетради: задание 97.

Учащиеся выполняют самостоятельно.


Дата: 2019-02-19, просмотров: 558.