Тема: КАК ДЕЛАЮТСЯ СЛОВА. СУФФИКС СЛОВ, НАЗЫВАЮЩИХ ПРЕДМЕТЫ И ПРИЗНАКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: учить составлять текст диктанта со словами на -кий, используя обратный словарь, понимать механизм образования но­вых слов.

Планируемые результаты (предметные): научатся графиче­ски обозначать части слова; образовывать новые формы слова с помощью суффикса; находить информацию в обратном словаре, анализировать ее содержание.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

/              Ч 9

- Назовите орфограмму этих слов.

II. Формулирование учебной задачи. (Познавательные: об­щеучебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, материалов учебника; используют модели и схемы для решения учебной задачи; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о составе слова.)

- Прочитайте отрывок из шуточного стихотворения М. Яснова «Про мамонтов» (упражнение 38).

- Кто такой мамонт? Как вы думаете, есть ли такие слова, как «папонт», «бабонт», «дедонт» и «внучонт»? Зачем же поэт их при­думал? (Чтобы было весело.)

- От каких других слов образованы эти слова? Покажите это письменно. Какой суффикс вы выделите во всех этих словах?

Дап^-^пац/;                                    мам)%[-> мам /;

дап7 + бнт, + П = pan ohtJ I; .'мам / + бн^ + Д = мам бнт; | |;

Дед^М-» Дед / ;                             внук^-» внук /;

дед / + бнт,+ Д = дед~бнт Д ;     .внук / + бнт +1 | =, внуч бнтД .

- Сравните настоящее слово «мамонт» и слово «мамонт», при­думанное поэтом. (У них разный состав. Только у того слова, ко­торое придумал поэт, можно выделить суффикс -онт-.)

- Спишите текст, вставив нужные буквы. Какое правило вы вспомнили? (Сочетание чк пишем без мягкого знака.)

III. Изучение нового материала. (Познавательные: обще­учебные - осуществляют поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и пред­ставления о механизме образования новых слов. Коммуникатив­ные: строят понятные речевые высказывания; формулируют и ар­гументируют собственное мнение.)


Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.

/ _ /

Е2ЕШ

Жшмктшлшы

- Откройте обратный словарь на букву й (упражнение 39). Найдите слова на -кий.

- Какая есть трудность написания всех этих слов? (Это слова с буквой парного согласного в середине слова.)

- Рассмотрите плакат Летучей Мыши. Видно, в чем трудность написания этих слов: в середине слова перед глухими согласными звучат и слышатся глухие звуки, но очень часто пишется буква звонкого согласного. Все эти слова требуют проверки.

- Выполните проверку четырех слов.

Гадкий - гадок;                     редкий - редок,

сладкий - сладок;                резкий - резок.

- Придумайте пять словосочетаний с этими словами. Запишите их. (Низкий туман, гадкий утенок, сладкий пирог, редкий экземп­ляр, резкий ветер.)

IV. Повторение и систематизация знаний. (Познаватель­ные: общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в уст­ной форме о способах проверки сомнительных написаний; логиче­ские - анализируют состав слова.)

- Прочитайте отрывок из стихотворения А. Омаровой (уп­ражнение 40).

- Проверьте сомнительные написания. (Не жалея - жалко; слов - сло&а; говорят - говор, разговор; плов - нет плова; сварить - варит; рис - рисинки; белел - белый; к зерну - зерна.)

Работа в печатной тетради: задания 30, 31.

Задание 30.

Расплелась косичка. Топится печка.

Рыжая лисичка.                   Дождевая тучка.

Течет речка.                          Маленькая ручка.

- Расскажите, как определить окончание в слове. (Чтобы выде­лить окончание, необходимо изменить слово: нет косички, вижу ко­сичку. Та часть слова, которая изменяется, является окончанием.)

- Расскажите, как найти в слове корень. (Чтобы выделить ко­рень, необходимо подобрать родственные слова: косичка, коса - корень кос-.)

- Определите, где словосочетания, а где — предложения. (1-я, 3-я, 4-я строчки - предложения; 2-я, 5-я, 6-я строчки - словосочетания.)

Задание 31.

- Впишите в стихотворение словарные слова, поставив их в нуж­ную форму.

(Линейку, пенал, тетрадь.)

V. Итог урока. Рефлексия. (.Регулятивные: действуют с уче­том выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)

Работа в печатной тетради: задание 32.

- Прочитайте поговорку. Как вы ее понимаете?

- Найдите и подчеркните слово, которое является проверочным для слова [лоп]. (По лбу. Говорим [uimo], а пишем что. В лоб - парный согласный на конце слова; чтобы правильно записать, надо найти проверочное слово (по лбу); пишем лоб, в конце буква б. В результате получается запись: что в лоб, что по лбу.)


Урок 102

Дата: 2019-02-19, просмотров: 476.